Правила составления комплекса ОРУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Составляя комплекс ОРУ, необходимо соблюдать следующие правила:

1.   Содержание упражнений должно соответствовать назначению комплекса (вводная гимнастика до уроков, подготовительная часть урока, комплекс для развития физических качеств и т. д.).

2.   Учитывать место и условия проведения занятий (гимнастический зал или открытая спортивная площадка; теплый солнечный день или сырая прохладная погода и т. п.).

3.   При составлении комплекса упражнения нужно подбирать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на основные мышечные группы, обеспечивали целенаправленное развитие физических качеств, способствовали формированию правильной осанки, обогащали двигательную подготовку занимающихся.

4.   Соблюдать принцип постепенности —- от простого к сложному и от легкого к трудному (разученное ранее упражнение должно облегчать выполнение нового).

5.   Учитывать степень подготовленности занимающихся, а также различие функциональных возможностей организма мальчиков и девочек (дифференцировать нагрузку для мальчиков и девочек нужно уже с IV класса). Для учащихся младших классов вполне достаточно и 8 упражнений, а более старшим — 10—12.

6.   Определить способ проведения ОРУ (раздельный, поточный,

соревновательный или проходной) в соответствии с поставленными

задачами основной части урока.

7.   Придерживаться определенной последовательности упражнений в комплексе, учитывая методические рекомендации ких проведению. В последние годы упражнения в комплексе принято выполнять в такой очередности:

—   упражнения на осанку (из о. с. типа потягиваний и др.);

—   круговые, маховые, а затем рывковые движения руками;

—   наклоны и круговые движения туловищем;

—   повороты туловища;

—   выпады, приседы и полуприседы;

—   наклоны и круговые движения головой;

—   сгибание и разгибание рук в смешанных упорах;

—   упражнения в положении сидя (поднимание ног или туловища при закрепленных ногах);

—   упражнения в положении лежа на спине (на животе, на боку);

—   упражнения в стойках и упорах на коленях;

—   махи ногами вперед, назад, в сторону;

—   прыжки (многократные подскоки); бег и ходьба на месте.

Порядок упражнений в комплексе может быть несколько изменен, но всегда нужно руководствоваться следующими методическими указаниями:

В комплекс утренней гигиенической гимнастики, гимнастики до занятий и подготовительной части урока не следует включать упражнения, которые требуют значительных силовых усилий и нервного напряжения.

В комплекс необходимо включать одно-два упражнения на координацию движений, развитие чувства ритма, темпа, времени. Но сначала надо давать упражнения в спокойном темпе и ритмично. Постепенно (от упражнения к упражнению) надо увеличивать амплитуду, темп, ритм движений, увеличивать количество повторений упражнения.

Для подготовительной части урока комплексы лучше составлять из комбинированных упражнений, вовлекающихбольшое число мышечных групп, оказывая тем самым положительное влияние на организм занимающихся.

Каждое упражнение в комплексе можно повторять от 4 до 8 раз и более, в зависимости от задач и количества упражнений в нем. Максимум нагрузки к концу комплекса перемещать так, чтобы подвести занимающихся к более интенсивной нагрузке в основной части урока.

 

Методические рекомендации к составлению комплексов целенаправленного развития физических качеств

Комплекс ОРУ составляется большей частью из упражнений, способствующих развитию силы, гибкости и др. Здесь следует придерживаться методических рекомендаций такого характера:

1.   Физическая нагрузка в комплексе должна повышаться постепенно, достигая максимума в упражнениях общего воздействия, а затем к концу занятия снижаться.

2.   Сначала рекомендуется выполнять упражнения на силу (разогревающие упражнения), а затем на растягивание и гибкость, так как без предварительного разогревания мышц возможны растяжения мышечных волокон и связок.

Упражнения для развития силы выполняются до ощущения усталости работающих мышц (через "не могу"), а упражнения для развития гибкости — до появления легких болевых ощущений.

3.   Следует чередовать упражнения для различных мышечных

групп. Это позволит увеличивать физическую нагрузку, так как

упражнения для одних и тех же мышц быстро вызывают утомление

местного характера. Например, после упражнения для силы мышц

рук лучше выполнять упражнение для мышц ног.

Если даются два упражнения для одной и той же части тела, то второе упражнение (или вторая часть сложного упражнения) должно быть для мышц-антагонистов. При таком чередовании нагрузки создаются лучшие условия для развития мышц. Например, после упражнений для мышц спины целесообразно выполнить упражнение для мышц живота.

4.   Изменять характер физических усилий. Например: упражнения, выполняемые в быстром темпе, чередовать с медленными; упражнения, требующие статического напряжения мышц, — с динамическими и т. д.

5.   После напряженной работы целесообразно выполнять упражнения на расслабление. Их надо включать непосредственно сразу после силовых упражнений для данной части тела. В этом случае эффект расслабления больше.

6. Прыжки (подскоки) дают большую нагрузку на организм, укрепляют мышцы ног. Темп выполнения должен возрастать постепенно, а затем, снижаясь, заканчиваться ходьбой на месте или с продвижением.

Для всестороннего развития физических способностей школьников комплекс ОРУ можно составлять и по "круговому методу", который позволяет создать для этого более благоприятные условия. Два-три упражнения, подобранные в определенном порядке и направленные на развитие какого-либо качества, выполняются на каждой "станции". Количество станций в комплексе зависит от возраста и подготовленности учащихся.

Такой метод приучает учащихся к самостоятельному мышлению, развитию физических способностей, вырабатывает алгоритмы двигательных действий, близких по своей структуре к спортивной или трудовой деятельности. Существенным является и то, что он позволяет обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, эффективно использовать время, планируемое на физическую подготовку (И. А. Гуревич, 1985).

Необходимость развития физических качеств в тесной связи с формированием правильной осанки и двигательной подготовленностью школьников доказана целым рядом научных исследований.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.