Создание представления об упражнении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разучивая упражнения целостным методом, используют следующие способы обучения: по рассказу, по показу и комбинированный (рассказ с показом); по разделениям, игровой.

1. По рассказу. Учитель называет упражнение по терминологии (исходное положение и действие на все счеты), но не показывает его и не выполняет вместе с классом в начале упражнения. Для начала упражнения подается команда: "Исходное положение при-НЯТЬ!" Если необходимо, то следует указать способ принятия исходного положения, например: "Исходное положение — стойку ноги врозь, прыжком при-НЯТЬ!", а затем: "Упражнение начи-НАЙ!" или: "В левую сторону упражнение начи-НАЙ!". Для окончания упражнения вместо последнего счета подается команда: "Стой!"

Если по ходу выполнения упражнения ученики допускают ошибки, то учитель может своим показом помочь исправить их.

Этот способ требует от занимающихся сосредоточенного внимания и хорошего запоминания движений, знания терминологии. Применяется во всех возрастных группах с целью проверки знаний по терминологии. Учитель должен точно и доходчиво применять установленную терминологию, отчетливо произносить слова, соблюдать умеренный темп речи и изменять интонацию голоса в зависимости от важности движений.

Иногда целесообразно сразу дать команду принять исходное положение, а затем рассказать, что и на какой счет делать. Такой прием не годится для исходных положений, требующих больших усилий (упор лежа) или неудобных поз.

2. По показу. Учитель показывает упражнение, не называя его по терминологии, но употребляет следующие слова: "Внимание! Исходное положение" и демонстрирует его, а затем только называет счет и показывает движения. После показа подаются обычные

команды для принятия исходного положения, выполнения упражнения и его окончания.

Если при выполнении допускаются ошибки, то подается команда: "Отставить!" и затем дается указание: "Смотрите, как это делаю я!" и далее: "Со мной упражнение начи-НАИ!" Если все-таки опять допускаются ошибки, то учитель дает следующие указания: "Посмотрите внимательно на движение моей руки (ноги и т. д.)" и предлагает ученикам копировать его движения на каждый счет. После 2—3 повторений учитель переходит на подсчет и подсказ.

Иногда учитель может предложить ученикам копировать все его действия, в том числе и в паузах между упражнениями. В этом случае для более согласованного выполнения упражнений ведет только счет.

Этим приемом можно пользоваться для проведения занятий с любым контингентом занимающихся, но самые лучшие результаты он дает при занятиях с детьми младших классов. Прием напоминает игру. Дети охотно принимают ее, проявляют максимум внимания и стремление точно скопировать все действия учителя.

3. По рассказу с показом. Учитель, показывая упражнение, называет движения по терминологии. Перед объяснением упражнения учитель обращается к ученикам со словами: "Внимание! Упражнение на осанку (силу мышц спины, на подвижность в плечевых суставах и т. д.)". Затем учитель объясняет и показывает все упражнение в целом. Для начала и окончания упражнения подают те же команды.

Этот способ используется во всех возрастных группах с любым контингентом занимающихся. Кроме того, учащиеся знакомятся с терминологией этих упражнений и их назначением.

4. По разделениям — этот способ создания представления об упражнении характеризуется тем, что учитель вначале называет действия, а затем подает команду для исполнения. Например: "Исходное положение — стойка ноги врозь, руки на поясе – прыжком при-НЯТЬ!" и далее: "Наклон вперед, руки в стороны — ДЕЛАЙ РАЗ!" Проверив правильность выполнения, называет движение, которое надо сделать на второй счет, и командует: "ДЕЛАЙ ДВА!" и т. д. После медленного и раздельного выполнения (по отдельным счетам) движений и исправления ошибок учитель переводит занимающихся на непрерывное выполнение упражнения в нужном темпе и ритме. Для этого подается команда: "Упражнение продол-ЖАИ!" и ведется подсчет.

Если упражнение выполняется в обе стороны, то нужно по разделениям выполнить и в другую сторону, но при этом нет необходимости еще раз называть действия и подаются только команды: "Делай ТРИ!" или "Делай ПЯТЬ!" и т. д.

Для окончания упражнения также подается команда: "Стой!" Применяя этот способ обучения, учитель, называя движения, показывает их. Но в некоторых случаях (в положениях лежа, сидя и других неудобных позах) можно не показывать упражнение, а только называть действия. При неправильном выполнении движений отдельными учениками следует подойти к ним и поправить. Но если есть необходимость, то своим показом учитель уточняет изучаемое положение или движение.

Применение этого методического приема повышает эффективность занятий при разучивании сложнокоординационных упражнений, повышает плотность занятий (статический режим работы мышц), позволяет уточнить движения, исправить ошибки.

5. И г р о в о й –для детей дошкольного и младшего школьного (1- и 2-го классов) возраста, которые склонны к играм и фантазированию. В этом возрасте дети легко представляют себе различные действия в виде игр, поэтому многие упражнения по содержанию и названию можно приблизить к игровым действиям. Например: "скачет мяч", "зайчики", "маятник" и т. п. Учитель мало употребляет терминологических названий, в основном поясняет, что нужно им сделать. Тем не менее уже с первого класса детей нужно знакомить с основными положениями рук, ног, туловища и заострять их внимание на терминологическом названии основных положений.

Проводя комплекс упражнений, нужно применять все способы создания представления об упражнении с тем, чтобы учитель мог разучить новые упражнения, проверить знания терминологии, уточнить технику плохо освоенных или разучить сложнокоордина-ционное упражнение. Все эти способы обучения должны дополнять друг друга в решении поставленных задач и способствовать подготовке детей к физическому самосовершенствованию.

Исправление ошибок

Каждое упражнение имеет конкретную цель, а эффективность зависит от правильного его исполнения. При обучении ОРУ учитель должен добиваться осознанного правильного выполнения. Необходимо не только исправлять ошибки, но и объяснять назначение выполняемых упражнений. Безразличное отношение к этой группе упражнений, выполнение их кое-как приводит к ошибкам, которые при частом повторении закрепляются, образуя стойкий навык, и вместо пользы могут принести вред организму.

Чтобы избавить учащихся от вредной тенденции выполнять упражнения кое-как с расчетом "потом, когда надо будет, выполню как следует", необходимо эту ошибочную точку зрения преодолевать не только теоретическим обоснованием формирования навыка, но и с помощью методических приемов, повышающих интерес к выполнению ОРУ. Недооценка их роли, особенно в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, является одной из причин снижения интереса к этой группе упражнений. Поэтому внимание учителя должно быть сосредоточено не только на подборе упражнений для разных мышечных групп, но и на выборе методических приемов, способствующих как качеству их выполнения, так и оптимальному количеству повторений.

Для исправления той или иной ошибки учитель должен применять соответствующие методические приемы:

1.   Методические указания – когда счет учителя частично заменяется указаниями, подчеркивающими наиболее важные элементы в данном движении. Эти указания нужно согласовывать с темпом и ритмом выполняемых движений. Например, при приседаниях ведется такой подсчет: "Раз, два – спина прямая; пять, шесть – ладони кверху" или "Раз, два – смотреть на руки" и т. д. Важно, чтобы эти указания звучали четко, чередовались с подсчетом и не прерывали выполнение упражнения. Методические указания должны не только исправлять ошибки, но и предупреждать их появление. Например, при поворотах туловища — "пятки от пола не отрывать", "кисть на уровне плеча" и т. п.

2.   Уточнение по разделениям — если ошибки в технике исполнения движений допускают многие ученики, то необходимо подать команду: "Отставить!" и упражнение уточнить по разделениям (т. е. на каждый счет). Затем выполнить его медленно, без подсказа движений и только потом продолжить упражнение в требуемом ритме и темпе.

3.   Подсказ — чтобы добиться точности и согласованности выполнения упражнений, учитель пользуется подсказом, т. е. показывает форму, амплитуду и другие особенности упражнения. Например, при выполнении махов: "Раз, два — мах повыше, пять, шесть — коснуться кисти" и др.

4.   Подсказывающий показ — если при,выполнении упражнения по какой-то причине ученики сбились с ритма или некоторые учащиеся не запомнили все упражнение, выполняют в разные стороны и т. п., то учитель должен снова вместе с учениками проделать несколько раз упражнение, помогая им своим показом.

5.   Подсчет — в начале упражнения вести счет обязательно, даже в тех случаях, когда занятия проводятся под музыку. Затем учитель может предложить учащимся вести счет самостоятельно. Если же нарушается согласованность выполнения упражнения, то учитель начинает вести подсчет и указывает правильный темп и ритм.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 249.