Социализация и инкультурация в различных обществах и в различные исторические периоды происходили по-разному. Приобретение и освоение компонентов культуры и норм и ценностей общества — сложный исторический процесс. В нем можно вычленить пять основных этапов.
1. Первобытный род - социализация и инкультурация осуществляются в роду, в семье путем предписаний. Человеческое существование пассивно, стабильно (пример - член рода).
2. Раннее Средневековье - инкультурация и социализация осуществляются единичным самоопределением по стандарту. Можно выделить частичные трансформации (примеры - ремесленник, рыцарь).
3. Позднее Средневековье - инкультурация и социализация осуществляются согласно иерархии критериев. Возможен частичный выбор модели поведения (пример - трубадур в куртуазной культуре).
4. XVII-XVIII вв. - инкультурация и социализация осуществляются согласно иерархии критериев. Необходим выбор, наличие альтернатив поведения. Однако существуют всеобщие идеалы, нормы, ценности (пример - зажиточный протестант).
5. Современность - социализация и инкультурация осуществляются согласно сложной и изменчивой иерархии критериев. Существует множество альтернатив для выбора (пример - современная женщина, меняющая свою профессию).
В зависимости от системы критериев социализации и наличия их выбора общества отличаются друг от друга. На первых трех этапах общество может быть строгим и негибким: здесь выбор обычно непроблематичен, самоопределение достоверно, формы идентификации просты.
На четвертом и пятом этапах общество может быть свободным, терпимым и гибким. Оно предлагает большой спектр возможностей, индивид может формировать себя собственными действиями, персональным выбором и самосовершенствованием. Поэтому самоопределение и жизнеутверждение представляют собой сложные и неоднозначные процессы. Индивиды обладают относительной свободой, идентичность проблематична. Критериями созревшей личности являются чувство ответственности, нравственная самостоятельность, способность принимать решения на основе внутренней системы координат, способность самооценки, способность различать «хочу», «могу», «хотел бы», «мог бы».
Становление общества можно представить как процесс перехода от первых трех этапов к четвертому и пятому этапам - от традиционного к современному. Выделяются четыре стадии такого перехода.
Люди всегда боролись за свободу внутри общества, свободу поиска самореализации индивидуальным путем. Первая стадия становления личности во взаимоотношениях с обществом - индивидуальная потребность в самовоплощении.
Человек стремится к самовоплощению в частной, индивидуальной обстановке, вне общества. Вторая стадия — освоение пространства, создание частного пространства. Например, уход индивида в частную жизнь отражен в живописи. В Средневековье художники пишут «человека на улице, перед домом», позже «появляются сцены внутри дома, в интерьере». Однако социальная эволюция разделяет и в то же время сближает людей через новых посредников (новые средства коммуникации, новые культурные взаимосвязи).
Третья стадия - отчуждение. Люди обнаруживают неспособность избежать общества; они беспомощные жертвы, которые не могут ни изменить и ни преодолеть социальные противоречия. Четко фиксирует это отчуждение эпоха романтизма.
Четвертая, современная стадия - приспособление. Индивиды принимают тот факт, что от общества, от проблем, связанных с развитием взаимодействия природы и общества, не убежать. Люди начинают искать пути самореализации и жизнеобеспечения внутри общества. Эту потребность реализуют, например, экологические программы.
Итак, в результате социальной дифференциации, развития общества от детерминированного к относительно автономным и свободным состояниям, в результате изменений социальной структуры и секуляризации общества происходят изменения процессов социализации и инкультурации.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 243.