1.1. Структура, содержание контрольной работы
Содержание курсовой работы должно свидетельствовать о достаточно высокой теоретической подготовке студента по дисциплинам «Стратегический менеджмент» и о наличии у автора необходимых знаний по теме работы. Работа должна иметь правильно составленную библиографию, логичную структуру, обеспечивающую раскрытие темы, должна быть написана грамотно, хорошим литературным и профессиональным языком, иметь правильно оформленный инструментальный аппарат.
Курсовая работа содержит следующие структурные элементы:
- титульный лист (Приложение А);
- содержание (Приложение Б);
- введение (Приложение В);
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Введение характеризует:
- актуальность темы исследования - обоснование теоретической и практической важности выбранной для исследования проблемы.
- цель и задачи курсовой работы - краткая и четкая формулировка цели проведения исследования и нескольких задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.
- Объект – изучаемое явление или процесс
- Предмет исследования — формулировка конкретного вопроса или анализируемой проблемы, как части изучаемого явления или процесса.
- Методы исследования - это используемые в работе приемы и способы изучения предмета исследования (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение, исторический метод, наблюдение, дедукция, индукция и др.)
- Структура работы - краткое содержание глав и параграфов основной части работы (Приложение Б).
Основная часть курсовой работы содержит следующие части:
- главы (разделы);
- параграфы (пункты);
- подпункты (при необходимости).
Разделы курсовой работы должны быть взаимосвязаны. Рекомендуется, чтобы каждая глава заканчивалась выводами, позволяющими логически перейти к изложению следующего материала.
Основная часть включает два раздела: «Теоретические основы ….. (согласно избранной темы)», «Разработка стратегии (согласно избранной темы) название предприятия».
Каждый раздел должен содержать не менее двух и не более пяти структурных элементов (параграфов (пунктов)). При этом необходимо стремиться к пропорциональному (по объему) распределению материала между разделами и внутри них. Объем пункта основной части курсовой работы не должен быть менее 1,5 страниц.
В разделе «Теоретические основы ….» на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Этот раздел служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях.
В разделе «Разработка стратегии ……. (согласно избранной темы)» проводится апробация результатов теоретических исследований первого раздела и разрабатывается стратегия, соответствующая выбранной теме исследования. Второй раздел содержит следующие пункты:
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Стратегический анализ среды функционирования (название организации)
2.2.1 Стратегический анализ внешней среды (название организации)
2.2.2 Стратегический анализ внутренней среды (название организации)
2.2.3 SWOT – анализ
2.3 Разработка и экономическое обоснование элементов…….стратегии (название организации)
В пункте 2.1 Общая характеристика организации приводится полное название организации, ее юридический адрес, форма собственности, организационно-правовая форма хозяйствования, размер предприятия (микро, малое, среднее, крупное), виды экономической деятельности (предмет деятельности по Уставу). Дается описание фактического месторасположения с точки зрения близости к потребителям / поставщикам, инфраструктуре, культурно-историческим местам и т.д. Приводится или формулируется миссия организации, стратегическая цель ее развития на период от двух лет, разрабатывается «дерево функциональных целей» (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.д. (см. презентацию)). Дается общая характеристика производимой продукции или оказываемых услуг с точки зрения их характеристик и назначения. Кратко описывается способ продвижения продукции на рынок (реклама, торговые посредники, участие в выставках, ярмарках и т.д.). Приводится организационная структура управления организацией, и кратко описываются обязанности ключевых менеджеров (например, директор, администратор, шеф-повар).
В пункте 2.2.1 Стратегический анализ внешней среды проводится анализ факторов макро и микро уровней внешнего окружения организации. Анализ факторов макросреды проводится методом PEST-анализа. Анализ микросреды проводится по следующим составляющим:
оценка привлекательности отрасли (только при разработке стратегии входа в новую отрасль или освоения нового вида экономической деятельности),
анализ потребителей и оценка их влияния на силу конкуренции в отрасли;
анализ существующих поставщиков и оценка их влияния на силу конкуренции в отрасли;
анализ прямых конкурентов табличным методом на основе ключевых факторов успеха;
анализ влияния товаров заменителей на силу конкуренции в отрасли (если есть)
анализ угрозы появления потенциальных конкурентов (если есть)
построение радара 5 сил конкуренции для идентификации элементов, требующих первоочередного учета при разработке стратегии
Итоги отраслевого анализа представить в таблице.
Сделать выводы о возможностях угрозах во внешней среде для достижения стратегической цели организации.
Таблица 1 – Результаты стратегического анализа отрасли
Фактор | Прогноз | Влияние | Реакция |
Потребители | Снижение спроса на рынке чугунного литья | Задержка оплаты, сокращение заказов | Уход/ сокращение выпуска |
Рост спроса на рынке цветного литья | Полная загрузка мощностей | Расширение производства | |
Поставщики | Удорожание сырья, материалов, энергии, рост кредиторской задолженности | Рост себестоимости | Смена поставщиков, поиск новых форм сотрудничества |
Конкуренты | Сокращение числа конкурентов | Укрепление положения на рынке | Реализации стратегии лидера |
В пункте 2.2.2 Стратегический анализ внутренней среды оценить внутренние возможности организации для достижения поставленных стратегических целей, выявив сильные и слабые стороны внутреннего потенциала с позиции имеющегося персонала, существующей организационной структуры управления, инновационной активности, маркетинговой деятельности, производственных возможностей, финансовых ресурсов (см. презентацию). Сделать выводы и сильных и слабых сторонах организации. Разработанные рекомендации по подготовке организации к достижению стратегической цели в виде мероприятий по обновлению / сокращению / изменению и т.д. ресурсов организации будут выступать элементами будущей стратегии.
В пункте 2.2.3 проводится SWOT анализ на основе выявленных ранее внутренних сильных и слабых сторон, внешних угроз и возможностей. Для этого заполняется таблица (см. презентацию).
В пункте 2.3 Выполняется разработка и экономическое обосновании элементов стратегии. Сама стратегия представляет собой комплекс мероприятий, которые следует выполнить в определенной последовательности для достижения поставленной цели. Каждое такое мероприятие представляет собой проект. Эти проекты, сроки их исполнения и ответственные лица приводятся в таблице.
Таблица 2 – Комплекс проектов маркетинговой стратегии предприятия
Проект | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
Рекламная кампания | май 2018 – декабрь 2018 | Начальник отдела маркетинга |
Дистрибьюторская сеть | январь 2018 – апрель 2018 | Начальник отдела маркетинга |
Интернет торговля | май 2018 – июль 2018 | Начальник службы IT |
Затем любой из проектов расписывается до уровня конкретных повседневных работ. Например, проект «Рекламная кампания» может включать следующие работы: разработка идеи проекта; проведение маркетинговых исследований; обработка полученных результатов; разработка технико-экономического обоснования проекта; подбор персонала и подписания контрактов; подписание договора, изготовление и размещение рекламы в прессе; подписание договора, изготовление и размещение рекламы на радио; подписание договора, изготовление оригинал макета, аренда билборда; заказ, выполнение и распространение каталогов и буклетов; подготовка и участие в ежегодной ярмарке (г. Ялта); подведение итогов. Каждая работа характеризуется сроками выполнения и исполнителями (таблица 3).
Таблица 3 – Комплекс работ по реализации проекта «Рекламная кампания»
Работа | Сроки | Исполнители |
Разработка идеи проекта | 04.05-06.05 | Руководитель проекта –начальник службы маркетинга |
Проведение маркетингових исследований | 07.05-14.05 | маркетолог |
Обработка полученных результатов | 07.05-18.05 | маркетолог |
Разработка технико-экономического обоснования проекта | экономист | |
…… | …. | …. |
Подведение итогов | Руководитель проекта –начальник службы маркетинга |
Для экономического обоснования элемента стратегии необходимо рассчитать возможные расходы на осуществление проекта (таблица 4), ожидаемые доходы финансовые результаты после его реализации (таблица5).
Таблица 4 - Затраты на реализацию проекта «Рекламная кампания» маркетинговой стратегии (название организации)
Мероприятие | Сумма, тыс.руб. |
Реклама в газете «Наша газета» | |
Аренда билборда | |
Дизайн, распечатка и поклейка сюжета на билборд | |
….. | |
Всего |
Таблица 5 – Прогноз финансовых результатов реализации проекта «Рекламная кампания» маркетинговой стратегии (название организации)
Показатель | 2018г. | Прогноз | Отклонение | |
тыс. руб. | % | |||
Выручка | До реализации проекта | После реализации проекта с учетом затрат на него |
|
|
Расходы |
|
| ||
Налоги на прибыль (доходы) |
|
| ||
Чистая прибыль |
|
|
Данные таблицы характеризуют деятельность всей организации. По результатам расчетов сделать выводы.
Примерное содержание курсовой работы с конкретизацией объекта, предмета, цели и задач, представлено в Приложении Б.
Цифровой материал приводится в виде таблиц. Для наглядности рекомендуется включать иллюстративные материалы (графики, диаграммы, схемы и др). Все иллюстративные материалы и таблицы следует нумеровать (рекомендуется сквозная нумерация). Пример оформления иллюстративного материала представлен в разделе IV.
В заключении подводится итог проведенного исследования, последовательно излагаются основные выводы по теоретической части работы, выводы по аналитической части работы, результаты изучения и обобщения проблем развития изучаемого объекта и подходов к их решению.
В списке литературы должны быть представлены основные источники по теме: нормативно-правовые акты, учебная литература, монографические исследования, статьи и др., в т.ч. переведенные на русский язык и на языке оригинала, статистические издания, справочники и интернет-источники. Ссылки на источники литературы по тексту должны соответствовать их порядковому номеру в списке литературы. Список должен содержать не менее 15 современных источников, изученных студентом, год издания которых не более 5 лет относительно года написания курсовой работы. Правила оформления списка литературы см. в разделе 5.
В приложении содержатся таблицы с исходной статистической информацией об объекте исследования за изучаемый период, другие вспомогательные иллюстративно-графические, табличные, расчетные и текстовые материалы, которые нецелесообразно приводить в основном тексте курсовой работы. Приложения приводят в конце курсовой работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерации. Номер приложения размещается в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» (например: Приложение А). Приложения должны иметь сквозную со всей курсовой работой нумерацию страниц. На все Приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки. Последовательность приложений должна соответствовать их упоминанию в тексте.
Выбор темы определяется научными и практическими интересами автора, а также возможности ее проработки на примере какого-либо предприятия (организации), города, региона. Примерный перечень тем курсовых работ по курсу «Стратегический менеджмент» представлен в разделе III. После ознакомления с литературой по выбранной теме и консультаций руководителя работы, студент составляет подробный план курсовой работы.
Подготовка к защите
Выполненная курсовая работа, оформленная надлежащим образом, предоставляется на кафедру Менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса. После этого она поступает на проверку руководителю для рецензирования. Проверенная работа возвращается студенту. При положительной оценке студент допускается к защите.
В случае нарушения студентом требований руководителя при написании работы, а также при обнаружении заимствований из работ, защищенных ранее, контрольная работа не допускается к защите и подлежит повторному выполнению или доработке. Примерный перечень тем курсовых работ приведен в разделе III.
Защита курсовой работы
Для успешной защиты курсовой работы студент должен свободно ориентироваться в представленном материале, внимательно ознакомиться с рецензией и тщательно проработать указанные в ней замечания и отмеченные недостатки.
Защита курсовой работы осуществляется в установленные кафедрой сроки путем собеседования с руководителем по исследованной проблематике.
В процессе защиты студент должен кратко обосновать актуальность темы, раскрыть цель и основное содержание работы. Особое внимание необходимо уделить сделанным выводам и предложенным в работе рекомендациям. Использование письменного текста работы в процессе защиты не допускается.
Ответы на вопросы и критические замечания должны быть краткими и касаться только существа дела. В ответах и выводах следует оперировать фактами и практическими результатами, полученными в результате выполнения работы.
Оценка контрольной работы производится на основании определения точности и развернутости ответов студента на вопросы и решение задач.
В случае неудовлетворительной оценки, работа подлежит повторному выполнению с обязательной сменой тематики.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 254.