II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1. Структура, содержание контрольной работы

 

Содержание курсовой работы должно свидетельствовать о достаточно высокой теоретической подготовке студента по дисциплинам «Стратегический менеджмент» и о наличии у автора необходимых знаний по теме работы. Работа должна иметь правильно составленную библиографию, логичную структуру, обеспечивающую раскрытие темы, должна быть написана грамотно, хорошим литературным и профессиональным языком, иметь правильно оформленный инструментальный аппарат.

    Курсовая работа содержит следующие структурные элементы:

 

- титульный лист (Приложение А);

- содержание (Приложение Б);

- введение (Приложение В);

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

    Введение характеризует:

 

- актуальность темы исследования - обоснование теоретической и практической важности выбранной для исследования проблемы.

- цель и задачи курсовой работы - краткая и четкая формулировка цели проведения исследования и нескольких задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.

- Объект – изучаемое явление или процесс

- Предмет исследования — формулировка конкретного вопроса или анализируемой проблемы, как части изучаемого явления или процесса.

- Методы исследования - это используемые в работе приемы и способы изучения предмета исследования (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение, исторический метод, наблюдение, дедукция, индукция и др.)

- Структура работы - краткое содержание глав и параграфов основной части работы (Приложение Б).

    Основная часть курсовой работы содержит следующие части:

- главы (разделы);

- параграфы (пункты);

- подпункты (при необходимости).

Разделы курсовой работы должны быть взаимосвязаны. Рекомендуется, чтобы каждая глава заканчивалась выводами, позволяющими логически перейти к изложению следующего материала.

Основная часть включает два раздела: «Теоретические основы ….. (согласно избранной темы)», «Разработка стратегии (согласно избранной темы) название предприятия».

       Каждый раздел должен содержать не менее двух и не более пяти структурных элементов (параграфов (пунктов)). При этом необходимо стремиться к пропорциональному (по объему) распределению материала между разделами и внутри них. Объем пункта основной части курсовой работы не должен быть менее 1,5 страниц.

В разделе «Теоретические основы ….» на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Этот раздел служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях.

В разделе «Разработка стратегии ……. (согласно избранной темы)» проводится апробация результатов теоретических исследований первого раздела и разрабатывается стратегия, соответствующая выбранной теме исследования. Второй раздел содержит следующие пункты:

2.1 Общая характеристика организации

2.2 Стратегический анализ среды функционирования (название организации)

       2.2.1 Стратегический анализ внешней среды (название организации)

       2.2.2 Стратегический анализ внутренней среды (название организации)

       2.2.3 SWOT – анализ

2.3 Разработка и экономическое обоснование элементов…….стратегии (название организации)  

В пункте 2.1 Общая характеристика организации приводится полное название организации, ее юридический адрес, форма собственности, организационно-правовая форма хозяйствования, размер предприятия (микро, малое, среднее, крупное), виды экономической деятельности (предмет деятельности по Уставу). Дается описание фактического месторасположения с точки зрения близости к потребителям / поставщикам, инфраструктуре, культурно-историческим местам и т.д. Приводится или формулируется миссия организации, стратегическая цель ее развития на период от двух лет, разрабатывается «дерево функциональных целей» (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.д. (см. презентацию)). Дается общая характеристика производимой продукции или оказываемых услуг с точки зрения их характеристик и назначения. Кратко описывается способ продвижения продукции на рынок (реклама, торговые посредники, участие в выставках, ярмарках и т.д.). Приводится организационная структура управления организацией, и кратко описываются обязанности ключевых менеджеров (например, директор, администратор, шеф-повар).   

 

       В пункте 2.2.1 Стратегический анализ внешней среды проводится анализ факторов макро и микро уровней внешнего окружения организации. Анализ факторов макросреды проводится методом PEST-анализа. Анализ микросреды проводится по следующим составляющим:

оценка привлекательности отрасли (только при разработке стратегии входа в новую отрасль или освоения нового вида экономической деятельности), 

анализ потребителей и оценка их влияния на силу конкуренции в отрасли;

анализ существующих поставщиков и оценка их влияния на силу конкуренции в отрасли;

анализ прямых конкурентов табличным методом на основе ключевых факторов успеха;

анализ влияния товаров заменителей на силу конкуренции в отрасли (если есть)

анализ угрозы появления потенциальных конкурентов (если есть)

построение радара 5 сил конкуренции для идентификации элементов, требующих первоочередного учета при разработке стратегии

Итоги отраслевого анализа представить в таблице.

Сделать выводы о возможностях угрозах во внешней среде для достижения стратегической цели организации.

                       Таблица 1 – Результаты стратегического анализа отрасли

Фактор Прогноз Влияние Реакция

Потребители

Снижение спроса на рынке чугунного литья Задержка оплаты, сокращение заказов Уход/ сокращение выпуска
Рост спроса на рынке цветного литья Полная загрузка мощностей Расширение производства
Поставщики Удорожание сырья, материалов, энергии, рост кредиторской  задолженности Рост себестоимости Смена поставщиков, поиск новых форм сотрудничества
 Конкуренты Сокращение числа конкурентов Укрепление положения на рынке Реализации стратегии лидера

 

В пункте 2.2.2 Стратегический анализ внутренней среды оценить внутренние возможности организации для достижения поставленных стратегических целей, выявив сильные и слабые стороны внутреннего потенциала  с позиции имеющегося персонала, существующей организационной структуры управления, инновационной активности, маркетинговой деятельности, производственных возможностей, финансовых ресурсов (см. презентацию). Сделать выводы и сильных и слабых сторонах организации. Разработанные рекомендации по подготовке организации к достижению стратегической цели в виде мероприятий по обновлению / сокращению / изменению и т.д. ресурсов организации будут выступать элементами будущей стратегии.

В пункте 2.2.3 проводится SWOT анализ на основе выявленных ранее внутренних сильных и слабых сторон, внешних угроз и возможностей. Для этого заполняется таблица (см. презентацию).    

В пункте 2.3 Выполняется разработка и экономическое обосновании элементов стратегии. Сама стратегия представляет собой комплекс мероприятий, которые следует выполнить в определенной последовательности для достижения поставленной цели. Каждое такое мероприятие представляет собой проект. Эти проекты, сроки их исполнения и ответственные лица приводятся в таблице.

Таблица 2 – Комплекс проектов маркетинговой стратегии предприятия

Проект Сроки реализации Ответственные исполнители 
Рекламная кампания май 2018 – декабрь 2018 Начальник отдела маркетинга
Дистрибьюторская сеть январь 2018 – апрель 2018 Начальник отдела маркетинга
Интернет торговля май 2018 – июль 2018 Начальник службы IT

 

Затем любой из проектов расписывается до уровня конкретных повседневных работ. Например, проект «Рекламная кампания» может включать следующие работы: разработка идеи проекта; проведение маркетинговых исследований; обработка полученных результатов; разработка технико-экономического обоснования проекта; подбор персонала и подписания контрактов; подписание договора, изготовление и размещение рекламы в прессе; подписание договора, изготовление и размещение рекламы на радио; подписание договора, изготовление оригинал макета, аренда билборда; заказ, выполнение и распространение каталогов и буклетов; подготовка и участие в ежегодной ярмарке (г. Ялта); подведение итогов. Каждая работа характеризуется сроками выполнения и исполнителями (таблица 3).

Таблица 3 – Комплекс работ по реализации проекта «Рекламная кампания»

 Работа Сроки Исполнители
Разработка идеи проекта 04.05-06.05 Руководитель проекта –начальник службы маркетинга
Проведение маркетингових исследований 07.05-14.05 маркетолог
Обработка полученных результатов 07.05-18.05 маркетолог
Разработка технико-экономического обоснования проекта   экономист
…… …. ….
Подведение итогов   Руководитель проекта –начальник службы маркетинга

 

Для экономического обоснования элемента стратегии необходимо рассчитать возможные расходы на осуществление проекта (таблица 4), ожидаемые доходы финансовые результаты после его реализации (таблица5). 

Таблица 4 - Затраты на реализацию проекта «Рекламная кампания» маркетинговой стратегии (название организации)

Мероприятие Сумма, тыс.руб.
Реклама в газете «Наша газета»  
Аренда билборда  
Дизайн, распечатка и поклейка сюжета на билборд  
…..  
Всего  

Таблица 5 – Прогноз финансовых результатов реализации проекта «Рекламная кампания» маркетинговой стратегии (название организации)

Показатель

2018г.

Прогноз

Отклонение

тыс. руб.

%
Выручка

До реализации проекта

После реализации проекта с учетом затрат на него

 

 

Расходы

 

 

Налоги на прибыль (доходы)

 

 

Чистая прибыль

 

 

 

Данные таблицы характеризуют деятельность всей организации. По результатам расчетов сделать выводы.

Примерное содержание курсовой работы с конкретизацией объекта, предмета, цели и задач, представлено в Приложении Б.

Цифровой материал приводится в виде таблиц. Для наглядности рекомендуется включать иллюстративные материалы (графики, диаграммы, схемы и др). Все иллюстративные материалы и таблицы следует нумеровать (рекомендуется сквозная нумерация). Пример оформления иллюстративного материала представлен в разделе IV.

В заключении подводится итог проведенного исследования, последовательно излагаются основные выводы по теоретической части работы, выводы по аналитической части работы, результаты изучения и обобщения проблем развития изучаемого объекта и подходов к их решению. 

    В списке литературы должны быть представлены основные источники по теме: нормативно-правовые акты, учебная литература, монографические исследования, статьи и др., в т.ч. переведенные на русский язык и на языке оригинала, статистические издания, справочники и интернет-источники. Ссылки на источники литературы по тексту должны соответствовать их порядковому номеру в списке литературы. Список должен содержать не менее 15 современных источников, изученных студентом, год издания которых не более 5 лет относительно года написания курсовой работы. Правила оформления списка литературы см. в разделе 5.

В приложении содержатся таблицы с исходной статистической информацией об объекте исследования за изучаемый период, другие вспомогательные иллюстративно-графические, табличные, расчетные и текстовые материалы, которые нецелесообразно приводить в основном тексте курсовой работы. Приложения приводят в конце курсовой работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерации. Номер приложения размещается в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» (например: Приложение А). Приложения должны иметь сквозную со всей курсовой работой нумерацию страниц. На все Приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки. Последовательность приложений должна соответствовать их упоминанию в тексте.

Выбор темы определяется научными и практическими интересами автора, а также возможности ее проработки на примере какого-либо предприятия (организации), города, региона. Примерный перечень тем курсовых работ по курсу «Стратегический менеджмент» представлен в разделе III. После ознакомления с литературой по выбранной теме и консультаций руководителя работы, студент составляет подробный план курсовой работы.


 


Подготовка к защите

Выполненная курсовая работа, оформленная надлежащим образом, предоставляется на кафедру Менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса. После этого она поступает на проверку руководителю для рецензирования. Проверенная работа возвращается студенту. При положительной оценке студент допускается к защите.

В случае нарушения студентом требований руководителя при написании работы, а также при обнаружении заимствований из работ, защищенных ранее, контрольная работа не допускается к защите и подлежит повторному выполнению или доработке. Примерный перечень тем курсовых работ приведен в разделе III.

 

Защита курсовой работы

Для успешной защиты курсовой работы студент должен свободно ориентироваться в представленном материале, внимательно ознакомиться с рецензией и тщательно проработать указанные в ней замечания и отмеченные недостатки.

Защита курсовой работы осуществляется в установленные кафедрой сроки путем собеседования с руководителем по исследованной проблематике.

В процессе защиты студент должен кратко обосновать актуальность темы, раскрыть цель и основное содержание работы. Особое внимание необходимо уделить сделанным выводам и предложенным в работе рекомендациям. Использование письменного текста работы в процессе защиты не допускается.

Ответы на вопросы и критические замечания должны быть краткими и касаться только существа дела. В ответах и выводах следует оперировать фактами и практическими результатами, полученными в результате выполнения работы.

Оценка контрольной работы производится на основании определения точности и развернутости ответов студента на вопросы и решение задач.

В случае неудовлетворительной оценки, работа подлежит повторному выполнению с обязательной сменой тематики.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 254.