Предмет и задачи морфологии. Части речи, грамматические категории, имя существительное
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Слово - основной объект науки о языке. В курсе фонологии вы изучали мельчайшие незначимые единицы языка – морфемы, из которых состоит слово, затем в курсе лексикологии изучали слово с позиций его значения, с точки зрения происхождения, сферы употребления, с точки зрения экспрессивно-стилистической, его активного и пассивного запаса. Словообразование и морфемика изучают мельчайшие значимые единицы – морфемы, из которых состоит слово, как арсенал средств образования новых слов или выражения словообразовательных значений в составе уже давно созданных, имеющихся в языке производных единиц.

Новый раздел науки о языке – морфология - тоже изучает слово. Представим себе: где же проходит в слове как объекте изучения многих учений условная граница между науками?

  Возьмем, к примеру, слово подберезовик. Объектом изучения фонологии в нем  будут фонемы [п] [о] [д] [б̉] [е] [р̉] [о] [з] [о] [в̉] [и] [к] и их речевые репрезентанты – звуки; для лексикологии будет важно установление его лексического значения – «гриб березовик», принадлежности к активному запасу, стилистически нейтральному, общеславянскому по происхождению. Морфемика устанавливает его морфемный состав, значение и функции морфем в слове. Для словообразования важным оказывается определение производности данного слова, мотивированности его прилагательным, наличия словообразовательного значения «нечто, произрастающее под породой дерева, названного мотивирующим словом», которое выражает формант под-…-ик, и принадлежности к непродуктивному словообразовательному типу. Граница науки морфологии находится в данном слове между суффиксом, который как объект принадлежит наукам словообразованию и морфемике, и окончанием (в данном случае – нулевым). Получается, что морфология – это наука об окончании или об окончаниях слов. И это будет правильным ответом, хотя и не исчерпывающим все задачи морфологии.

   Итак, морфология (от греч.morphe форма и logos -учение)- это грамматическое учение о слове. Морфология изучает грамматические свойства слов, устанавливает, какими грамматическими значениями обладают слова, их классы, выявляет грамматическую специфику грамматических категорий  слов, относящихся к разным частям речи (ЧР). Например, имена существительные и прилагательные. Они обладают категориями рода, числа, падежа, но они разные: у прилагательных и род, и число, и падеж синтаксически обусловлены формой существительного, у существительного же, напротив, самостоятельны.

   Одна из важнейших задач морфологии -  выявление и описание специфики функционирования грамматических категорий в лексике разных частей речи. В объем  морфологии входит учение о частях речи, она определяет круг частей речи в русском языке, их формальные особенности, критерии и правилаклассификации слов по ЧР, определяет круг слов разных ЧР, устанавливает их систему, лексико-гармматические особенности слов каждой ЧР, выявляет закономерности взаимодействия ЧР.

Грамматические значения слов. Слово - сложное единство лексического и грамматического значений. Например, собака - домашнее млекопитающее из семейства псовых, к которому относится, например, волк. Кошка... лев, тигр – млекопитающие из семейства кошачьих. Это их лексические значения(ЛЗ). В смысловое содержание слов входит также значение предметности, одушевленности, рода, ед. числа и падежа. Это грамматические значения. Лексическое значение слова - индивидуальный смысловой признак, отличающий его от других слов. Даже близкие по смыслу слова имеют разные ЛЗ (котенок, щенок, кобель).

Грамматические значения характерны для целого класса слов. Так, значения женского рода, единственного числа, им. падежа объединяют слова поляна, лисичка, красавица, мышь, которые не имеют ничего общего в своих ЛЗ. Слова несу, играю, прыгну, пел, рисовал, украл, беги, прочти, стой! означают разные процессы (процессуальные признаки), а также значения 1 л. ед.ч. или прош. вр. муж. рода, ед.ч., последние - повелительного наклонения ед.ч.

Грамматическое значение - это абстрактное значение, отвлеченное от лексического и присущее целому классу слов. Грамматические значения не одиночны. Одно обязательно предполагает другое (другие), однородного или соотносительного с ним значения. Например, ед.ч. предполагает наличие мн.ч. Несов. вид выступает в паре с совершенным. видом, значение им. пад. вступает в соотношение с другими падежными значениями.

Грамматические значения не изолированы от лексических. Они как бы наслаиваются на лексические (реальные, вещественные) и опираются на них. Поэтому их нередко называют сопутствующими. Так, значения рода, числа, падежа существительных сопутствуют лексическим значениям. А.А. Шахматов писал об этом: «Грамматическое значение языковой формы противополагается ее реальному значению. Реальное значение слова зависит от соответствия его как словесного знака тому или иному явлению внешнего мира. Грамматическое значение слова — это то его значение. Какое оно имеет в отношении к другим словам. Реальное значение связывает слово непосредственно с внешним миром, значение грамматическое связывает его прежде всего с другими словами»(Шахматов 1976,  431-432).

      Средства выражения грамматических значений. Грамматические значения выражаются при помощи различных средств (грамматических показателей):

а) окончаний; б) формообразующих суффиксов и префиксов; в) ударения; г) чередования звуков; д) предлогов; е) интонации; ж) вспомогательных слов (аналитические формы). С помощью окончания выражаются значения рода, числа, падежа. Например, в словосочетании рыжую лису окончания выражают три грамматических значения.

Суффиксальным путем образуются формы прош.вр., формы видов, формы залога  (мыть-мыться), формы сравнительной и превосходной степени, в некоторых случаях суффикс совместно с флексией выражает значение мн.ч.: муж-мужья, сватья, братья, козленок, дошколята.

           Префиксальным путем образуются формы суперлатива, сов.вида. Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с аффиксами: создать-создавать. Или самостоятельно - дела-дела, окна - окна, насыпать - насыпать, разрезать - разрезать.

     Чередования звуков обычно является дополнительным средством различения грамматических значений: охладить - охлаждать, присвоить - присваивать, собрать - собирать.

     Предлоги широко используются для выражения падежных значений существительных, числительных, местоимений. Падежные значения несклоняемых слов выражаются с помощью предлогов. В морфологии грамматические значения редко выражаются при помощи интонации. Обычно это средство используется в синтаксисе.

        Вспомогательные слова обслуживают грамматические потребности знаменательных слов. Так, аналитическая форма повелительного наклонения образуется при помощи частиц  пусть, да; форма простого будущего времени также содержит вспомогательный глагол быть, аналитическая сравнительная и превосходная степени сравнения имен прилагательных и качественных наречий образуются путем прибавления местоимений более, менее, самый, наименее, всех.

        Грамматическая форма. В традиционной грамматике термин употребляется в двух значениях: обозначает языковые средства, служащие для выражения грамматических значений и как синоним термина «форма слова, или словоформа».

Формы слова (грамматические формы слова, грамматические формы) - это разновидности одного итого же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям. Например, словоформа пишу и другие формы входят в состав глагольной лексемы писать.

Каждую грамматическую форму слова называют также словоформой. Словоформа -это конкретный репрезентант слова в речи.

Таким образом, слово (лексема) - это совокупность грамматических форм или словоформ. Например, в состав форм сущ. река входят 12 словоформ.

           Не все слова имеют богатый набор словоформ. Например, слово сорок... девяносто, сто имеют двучленную морфологическую парадигму, какаду, мини – одночленную, или нулевую.

         Упорядоченная совокупность (система) грамматических форм слова называется парадигмой. Парадигму имеют только изменяемые слова. Слова с нулевой грамматической (морфологической) парадигмой – несклоняемые существительные типа кашне, уникальные словоформы, исторически оторванные от своих лексем типа щец, глагол стелить и некоторые другие.

        Способы выражения грамматических значений слова. По своему грамматическому строю русский язык относится к флективным языковым системам с элементами аналитизма. Обычно флективные языки называются языками синтетического строя. Это такие языки, в которых  системы формообразования, словоизменения активно развиты. Они называются еще безартиклевыми языками.

       Аналитические формы слова.

К аналитическому способу относятся все случаи выражения грамматических значений вне слова при помощи синтаксических средств, т.е. средствами контекста, окружающих слов (Красивое кашне окутывало его шею. Значение ср. р. Несклоняемого существительного кашне выражено путем употребления прилагательного красивое и глагола окутывало).

    При помощи контекстуальных средств дифференцируются значения мужского и женского родов названий живых существ, например:зебу - самка зебу.

       Отдельную лексико-грамматическую подсистему составляют существительные общего рода. Они объединяют слова со значением лица и окончаниями –а,-я, называющие внешние или внутренние особенности, которые можно отнести к мужскому и к женскому роду: сирота, умница, неряха, плакса.

       Некоторые слова выражают грамматические значения супплетивным способом, т.е. при помощи форм, имеющих разные корни: человек - люди, ребенок... говорить -сказать, иду - шел, хороший - лучше.

       Таким образом, в парадигме одного слова объединяются его синтетические, аналитические и супплетивные грамматические формы: ребенок, ребенку.. .дети; иду..шел.. .шел бы.

        Грамматическая категория. Формально выраженные грамматические значения, находящиеся в отношениях (противопоставления), составляют грамматическую категорию.

Грамматическая категория - двусторонняя единица морфологической системы языка, которая имеет план содержания и план выражения (внешние показатели, формы, при помощи которых выражается эта семантика).

С точки зрения семантической, ГК представляет собой набор однородных грамматических значений. Так, общее значение категории числа имен прилагательных состоит из двух частных значений - ед. и мн.ч.; общая семантика падежа включает частные значения 6 падежей. Грамматическую категорию обычно классифицируют по двум основаниям: по количеству членов, образующих категорию, и по характеру отношений между ними. ГК не может иметь менее двух членов. Те категории, которые состоят из двух членов, называются бинарными. Однако существуют категории и с большим количеством членов. Трехчленной являет категория времени. Категория падежа имеет еще большее количество членов.

        Особенностью грамматических категорий является их способность или неспособность противопоставлять словоформы одной лексемы. Категория числа у существительных, например, способна противопоставлять словоформы, которые ничем иным, кроме значения числа, друг от друга не отличаются - ружье - ружья. Категория времени глаголов способна противопоставлять словоформы, которые отличаются друг от друга не только значением времени, но и другими значениями: написал - напишу выражают значения прошедшего и простого будущего времени, одновременно – муж. рода, ед. числа, 1 лица (для словоформы напишу).

      Грамматические категории, способные противопоставлять словоформы одной лексемы, называются словоизменительными. Грамматические категории, не способные противопоставлять словоформы одной лексемы, называются классифицирующими, или лексико-грамматическими. К словоизменительным относятся число, падеж существительных, род, число, падеж прилагательных, залог, наклонение, время, лицо, число глаголов. К несловоизменительным (классифицирующим, лексико-грамматическим) категориям относятся род имен существительных и вид глаголов.

 Обратимся к другой важной проблеме морфологии – к частям речи. По своим грамматическим свойствам все слова распределяются по классам, которые называются ЧР. Распределение слов по ЧР осуществляется с учетом их категориального (классифицирущего) значения, морфологических признаков и синтаксических свойств.

Под категориальным значением принято понимать общее значение слов каждой ЧР. Например, у существительного это значение предметности, у прилагательного - признака, у глагола - процессуального признака.

             К морфологическим признакам, используемым при классификации слов на ЧР, относятся следующие:

1) неизменяемость\изменяемость слов, тип и особенности изменения (склонение, спряжение);

2) набор грамматических категорий слов и их специфика.

К морфологическим изменяемым частям речи относятся имена, местоимения, глаголы. Неизменяемые части речи включают  наречия, модальные слова, слова категории состояния, а также отдельную подсистему глагольного формообразования – деепричастия. К неизменяемым словам, т.е. морфологически не охарактеризованным относятся все служебные единицы – предлоги, союзы частицы, звукоподражания, междометия. Кроме того, внутри частей речи. Как мы уже указывали выше, имеются неизменяемые слова типа кенгуру, слова с нулевой парадигмой щец, прилагательные типа хаки, коми.

  К синтаксическим свойствам частей речи относятся способы синтаксической связи с другими словами и их синтаксические функции. Например, нам известно, что существительные и местоимения выполняют в предложении функции подлежащего или дополнения; прилагательные и причастия выступают в качестве определений, глаголы в спрягаемой форме всегда являются сказуемыми. На уровне словосочетаний существительные и глаголы организуют синтаксическую связь управление (подошел к столу), существительные и прилагательные отмечаются в словосочетаниях с синтаксической связью согласования (красивая девушка) и т.д.

     Рассмотрим систему частей речи в русском языке. Одна представлена 10 членами, которые подразделяются на знаменательные, служебные и междометия. Знаменательные части речи обладают объективной соотнесенностью с реальностью, обладают номинативной функцией, являются членами предложения. Служебные части речи представляют грамматическую оппозицию к знаменательным и характеризуются отсутствием данных признаков: они все неизменяемы, не выполняют синтаксических функций в составе предложения. Однако некоторые из них могут являться словами-предложениями. К ним мы относим ряд модальных частиц (да, нет, неужели, конечно), междометия (Господи! Добрый день!). Предлоги, союзы такой способностью не обладают.

     Модальные слова выражают отношения высказывания к действительности, устанавливаемое говорящим (очевидно, кажется). Они не изменяются, не являются членами предложения. Грамматически не связаны с другими словами, в составе предложения, как правило, выделяются интонацией, выполняют функцию вводных слов.

          Междометия служат для выражения различных чувств и волевых побуждений (ах, господи, айда, кис-кис.

         Звукоподражательные слова как бы воспроизводят с помощью языковых средств  различные звуковые явления (кукареку, топ, динь-динь). 

Имя существительное

 

Существительные обозначают предметность и выражают это значение в формах рода, числа, падежа, выступают в функции подлежащего и дополнения. Важнейший

синтаксический признак существительных - способность определять прилагательные, местоимения, глаголы по отношению к роду, числу, падежу.

        Предметность как категориальное значение понимается широко, включает  названия конкретных предметов, лиц, живых существ, растений, географические названия. Значения качества также могут быть присущи именам существительным. Однако они выражают свойства в отвлечении от его носителя (белизна, синь, доброта), явления природы (буря, снег). Существительные могут выражать состояния души, среды (грусть, тоска, грязь), называть отвлеченные действия (бег), называть мифические существа (леший, русалка, нимфа, сатир). Как видим, это все слова, которые отвечают на вопросы кто это? что это?

Дата: 2019-02-25, просмотров: 313.