Соотношение основ продуктивных классов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  Класс Осно ва

Осно

ва

 
  инфи-

настоя-

 
  Нити ва

щего

 
  на

(буду-

Примеры
   

щего

 
   

Прос

то-

 
   

го) вре-

 
   

мени на

 
Пер-

-аj

чита-ть чита j-ут (читать
вый  

 

читают)
   

 

гуля-ть гуля j-ут (гулять -
   

 

гуляют)
Вто-

 -ej

беле-ть беле j-ут (белеть
рой  

 

белеют)
   

 

жале-ть жале j-ут   (жа-
   

 

леть жалеют)
Тре- -ова

-у j

диктова-ть — дикту j-ут (дик-
тий (-ева)

 

товать диктуют)
   

 

ночева-ть ночу j-ут (ноче-
   

 

вать ночуют)
Чет- -ну

крикну-ть крикн-ут (крик-
вер-  

 

нуть крикнут)
тый  

 

махну-ть махн-ут   (мах-
   

 

нуть — махнут)
   

 

гну-ть гн-ут (гнуть гнут)
Класс

Осно

ва

Осно ва  
 

инфи-

настоя-  
 

нити

ва

щего  
 

на

(буду- Примеры
 

 

щего  
 

 

прос то-  
 

 

го) вре-  
 

 

мени на  
Пя-

утра- строи-ть стро j-ат  (стро-
тый

 

чивает ить — строят)
 

 

броди-ть — брод-ят   (бро-
 

 

  дить бродят)
 

 

  утюжи-ть утюж-ат (утю-
 

 

  жить утюжат)
         

              

            В непродуктивные классы входят глаголы, соотношение основ которых не характерно для вновь образуемых слов. Непродуктивных классов значитель­но больше, но объединяют они всего лишь около 400 гла­голов: писать (писа-тьпиш-ут ), бить (би-ть бь -ют), расти (рас-ти раст-ут ), бороться (боро­ться бор-ются), петь (пе-ть по-ют ).

           Некоторые глаголы в русском языке отличаются своим собственным типом соотношений между двумя основами, свойственным только одной лексической единице: быть (бы-ть буд-ут ), дать (да-ть дад-ут ), ехать (еха-ть ед-ут ) и др.

          Глаголы первого — четвертого продуктивных клас­сов являются глаголами I спряжения, глаголы пятого класса — глаголы II спряжения.

          Место ударения в глаголах продуктивных классов может быть различным. Глаголы первого класса имеют неподвижное ударение во всех формах, кроме форм страдательных причастий от глаголов на ударное -ать (у них ударение переходит на слог перед суффик­сом причастий): разорвать, разорву, разорвёшь, но разорванный. У большинства глаголов второго класса ударение неподвижное: жалеть, жалею, жалеешь; иметь, имею, имеешь. Глаголы с приставкой обез -(обес-) сохраняют ударение производящей основы: обессилеть, обессилею, обессилеешь. У глаголов треть­его продуктивного класса ударение падает на суффикс инфинитива -ова- (-ева-), а в формах настоящего времени на сочетание -у j: горевать, горюю, горюешь. У глаголов четвертого класса ударение неподвижное: исчезнуть, исчезну, исчезнешь; кивнуть, кивну, кивнёшь. Для глаголов пятого класса характерно как неподвиж­ное, так и подвижное ударение: ранить, раню, ранишь; хранить, храню, хранишь; курить, курю, куришь.

Вид глагола. Способы глагольного действия

             Глагольная категория вида выражает различия в протекании действия; ср.: писать и написать. В русском языке два вида — совершенный и несо­вершенный.

Глаголы совершенного вида обозначают дей­ствие как целостное, ограниченное в своем протекании пределом, т. е. такой границей, по достижении которой оно прекращается: Я написал письмо. Действие, назван­ное глаголом написал, достигло своего результата и после этого прекратилось.

            Указание на достижение предела может проявлять­ся как в прошедшем, так и в будущем времени: Он написал письмо; Он напишет письмо. В последнем при­мере действие будет совершаться после момента речи, но говорящий указывает, что действие достигнет предела.

           Глаголы несовершенного вида не содержат в своем значении указания на достижение предела действия, оно представлено в развитии, процессе: Он пишет письмо; Он будет писать письмо; Он писал письмо. В последнем примере глагол обозначает дей­ствие, которое уже произошло, но указания на дости­жение предела нет.

              Общевидовые значения целостности и процессности в условиях контекста проявляются в частновидовых значениях.Так, частновидовыми значениями совершенного вида являются:

1) конкретно-фактическое: написал письмо; прочи­тал книгу (глагол обозначает единичное целостное конкретное действие);

2) наглядно-примерное: Прежде я каждый вечер заходила в папин кабинет. А теперь, когда ни зайдешь, там он (Кав.) (когда ни зайдешь — целостное, ограниченное пределом действие, являющееся как бы при­мером подобных фактов).

                        Частновидовые значения несовершенного вида:

1) конкретно-процессное: пишу (писал) письмо (глагол обозначает конкретное неповторяющееся дей­ствие как процесс);

2) неограниченно кратное: Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу... (П.) (неограниченно-повторяющееся действие);

3) обобщенно-фактическое: — Как? сказал Па­ру мое,у тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики? (П.) (факт наличия или отсутствия действия);

4) значение постоянного отношения: Билет стоит пятнадцать копеек.

Категория вида охватывает все глаголы русского языка и все их формы.

 

Форма глагола Совершенный вид Несовершенный вид
Инфинитив Настоящее время изъ­явительного наклонения сделать делать делаю
Прошедшее время изъ­явительного наклонения сделал делал
Будущее время изъяви­тельного наклонения Сослагательное накло- сделаю буду делать
нение сделал бы делал бы
Повелительное накло-    
нение сделай! делай!
Причастие Деепричастие сделавший сделав делавший делая

 

                 Категория вида связана с категорией времени: глаголы несовершенного вида имеют 3 формы време­ни (настоящего, прошедшего и будущего времени), глаголы совершенного вида только 2 формы времени (прошедшего и будущего времени) (см. таблицу). Формы будущего времени у глаголов совершенного и несовершенного вида различны. Так, у несовершенного вида форма будущего времени слож­ная (буду делать, буду читать), у глаголов совер­шенного вида — простая (сделаю, прочту). Большин­ство глаголов русского языка имеют соотносительные формы несовершенного и совершенного вида. Глаго­лы, составляющие видовую корреляцию, лек­сически тождественны и различаются только граммати­чески: решать решить, переписывать переписать, брать взять, делать сделать. Некоторые глаголы не имеют видовой пары, они называются одновидовыми. Сожалеть, заискивать, поглядывать, перестре­ливаться, сиживать, говаривать, напевать и др.— одновидовые глаголы несовершенного вида. Грянуть, хлынуть, ринуться, полежать, посидеть, зашагать, понадобиться, очнуться и др.— одновидовые глаголы совершенного вида.

                 В русском языке есть значительная группа глаголов, у которых оба видовых значения выражаются в одной форме. Это так называемые двувидовые глаголы: автоматизировать, асфальтировать, воздействовать, женить, обязать, обследовать. Двувидовые глаголы в каждом конкретном случае употребляются лишь в одном видовом значении (в значении несовершенного вида или в значении совершенного вида).

Двувидовые глаголы распадаются на две группы: 1) глаголы с исконно русской основой (женить, каз­нить) и 2) глаголы с заимствованной основой (акти­визировать, асфальтировать).

                   Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффик­сов:

1) -ыва-, -ива-: списать списывать, вспахать вспахивать;

2) -ва-: дать давать, обуть обувать;

3) -ева-: застрять застревать, продлить про­длевать;

4) -а-: подрасти подрастать, домести доме­тать, пропечь пропекать;

5) чередованием суффиксов -и- и -а-: обучить обучать, разгрузить разгружать.

                  Глаголы совершенного вида образуются от глаго­лов несовершенного вида следующими способами:

1) с помощью суффикса -ну-: увядать увянуть, прокисать прокиснуть, промокать промокнуть, подсыхать подсохнуть;

2) с помощью приставок: строить построить, писать написать, делать сделать, крепнуть окрепнуть.

             При имперфективации в корнях некоторых глаголов наблюдаются чередования гласных и согласных звуков: заработать зарабатывать, отопить отапливать, высыхать высохнуть, разгрузить разгружать, от­метить отмечать.

Видовые пары могут также образовываться:

1) с изменением места ударения: разрезать раз­резать, насыпать насыпать;

2) разными основами (супплетивные видовые па­ры) : брать взять, говорить сказать.

             С категорией вида связаны семантико-словообразовательные группировки глаголов, которые называ­ются способами глагольного действия. Они выделяются в зависимости от значений, которые вносятся приставками и суффиксами в бесприста­вочные глаголы. Так, одни глаголы обозначают начало, возникновение действия (заиграть, пойти, возненави­деть), другие показывают, что протекание действия ограничено каким-то промежутком времени (полежать, пролежать, переночевать), третьи называют действие, выполненное в один прием (махнуть, толкнуть, прыгнуть), четвертые выражают действие, многократ­но повторяющееся (сиживать, хаживать, бывать) и т. д.

               Способы глагольного действия делятся на времен­ные, количественно-временные и специально-результа­тивные способы действия. Временные способы дей­ствия выражают: начало действия (начинательный способ действия): запеть, заговорить; ограничение действия определенным временным отрезком (ограни­чительный способ действия): почитать, полежать; прекращение длительного действия (финитивный спо­соб действия): отболеть, отобедать и др. Количест­венно-временные обозначают однократное дей­ствие (однократный способ действия): прыгнуть, стук­нуть; действие ослабленное, смягченное (уменьшитель­но-смягчительный способ действия): приболеть, под­таять; неоднократную повторяемость (многократный способ действия): хаживать, сиживать и др. С п е ц и-а л ь н о-результативные способы действия выра­жают значение достижения результата, которое ослож­нено дополнительными значениями завершенности, законченности, доведения действия до его конечной фазы (комплетивный, завершительный способ дей­ствия) : доесть, докурить; оттенком накопления (нако­пительно-суммарный способ действия): наездить много километров, налетать много часов и др.

            Способы глагольного действия как семантико-словообразовательные группировки взаимодействуют с грамматической категорией вида. Так, например, гла­голы, обозначающие начало действия (начинательный способ действия), в большинстве своем являются глаголами только совершенного вида (заиграть, пойти, возненавидеть), а глаголы многократного способа дей­ствия являются глаголами несовершенного вида (гова­ривать, хаживать).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 208.