Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основной воспитательной позицией педагога является позиция педагогической поддержки ученика.
Педагогическая поддержка – это такая организация воспитания, которая основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка и его самопроцессом, проявляемым в деятельности.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.К. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.К. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных педагогических и методических источников позволил выявить некоторые положения. На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими школьниками признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).
При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.
Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке, задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
Большое внимание необходимо уделять дифференцированной работе учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос мало разработан, но имеются интересные приемы, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.
В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Еще один важный вопрос относится к организации обучения второгодников. Повторный курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе. Особенностью обучения в специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня.
Остро стоит вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Необходимо предоставлять возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.
Для предупреждения неуспеваемости основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.
Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению.
Выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.
Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.
Заключение
Школьная неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с основными категориями дидактики – содержанием и процессом обучения.
Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развития умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение устранение всех ее элементов.
Выдвигается понятие «отставание», которое взаимосвязано с понятием «неуспеваемость». Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения неуспеваемости.
В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она – итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.
В работе с различных позиций рассматриваются виды неуспеваемости:
1. В соответствии с минимумом требований, которые предъявляются для перевода в следующий класс – это «абсолютная» неуспеваемость.
2. В соответствии с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся – это «относительная» неуспеваемость – недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.
3. В зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
В курсовой работе рассматриваются типы неуспеваемости, которые характеризуются своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижение в учебной деятельности. Типы неуспеваемости выделяются в зависимости от основы типологии:
1. По доминирующей причине (Славина Л.С., Бударный А.А., Бабанский Ю.К.):
2. По структуре личности и характеристике учебного труда (Блонский П.П.):
3. В зависимости от характера взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьника (Мурачковский Н.И.): мыслительной деятельности, связанной с обучаемостью; направленности личности школьника, определяющей его отношение к учению:
позиция школьника;
В работе выявлено, что в основе неуспеваемости лежит комплекс причин:
педагогических, психофизиологических и социальных (издержки семейного воспитания).
Основная педагогическая причина – это несовершенство методов преподавания. Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя используют скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды помощи сводятся к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как и на уроке) методы обучения и оказание мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.
Психофизиологические причины: истинная умственная отсталость; дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики); педагогическая запущенность; слабая мотивационная сфера, слабая сила воли и лень.
Выявлено, что немаловажное значение имеет и влияние семьи. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости, как разлад в семье или ее распад, грубость отношений, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей, равнодушие родителей к детям, ошибки в воспитании и неумелая помощь детям.
Все вышеперечисленные причины тормозят совершенствование процесса обучения, создают предпосылку для отставания школьников и перерастания отставания в неуспеваемость.
В работе выдвигаются пути преодоления неуспеваемости школьников. Выявлено то, что предупреждением и оперативной помощью педагога в развитии и содействии саморазвития ребенка является диагностика, педагогическая профилактика, педагогическая терапия и воспитательное воздействие. Выявлено, что эффективными методами педагогической и психологической диагностики неуспеваемости школьников являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, беседа с неуспевающими учениками и их родителями.
В работе предложены методики, которые помогаю выявлять неуспеваемость у школьников:
Выявлено, что диагностику неуспеваемости необходимо проводить на ранней стадии неуспеваемости в доступных для детей формах, а так же заинтересовать и включать в работу родителей неуспевающих школьников.
В исследовании представлены рекомендации по оказанию педагогической поддержки неуспевающим школьникам. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воздействия необходимы для преодоления неуспеваемости.
Таким образом, открывается широкая перспектива исследований, направленных на разработку научных основ предупреждения и преодоления неуспеваемости школьника.
Цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В списке литературы используется сплошная нумерация
Список литературы
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении детей. – М., 1998
2. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. - Ростов-на-Дону, 1972
3. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость//Избранные педагогические произведения - М., 1961
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979
5. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М., 1977
6. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция благополучия. - Киев, 1993
7. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: пособие для школьного психолога. – СПб., 1988
8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей – М., 1977
9. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск, 1977
10. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников / Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971
11. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М., 1986
12. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной, - М., 1997
13. Психические особенности слабоуспевающих школьников / под ред. Й. Ломпшера. – М., 1971
14. Психолого-педагогический словарь.- Ростов-на-Дону, 1998
15. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1977
16. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. – М., 1958
17. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / сост. Астапов В.М, Микадзе Ю.В. – М., 1996
18. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М., 1977
19. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. - М., 1995
20. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. – М.: Акад. Проект, 2003
Статьи:
1. Аристова Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии, № 5, 2000
2. Иншанкова О. Специфические трудности обучения учащихся младших классов // Начальная школа, № 4, 2005, с. 12-13
3. Локалова Н.П. Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение ми коррекционная работа // Начальная школа, № 11-12, 1992
4. Тарасова С. Отстающий школьник – какой он? // «Знание - сила», сентябрь – октябрь, 1998, с. 92 – 93
Интернет-ссылки:
1. http://vsetesti.ru/446/
2. http://vsetesti.ru/342/
3. http://vsetesti.ru/439/
Дата: 2019-02-25, просмотров: 255.