Школьная неуспеваемость как психолого – педагогическая проблема
В названии все буквы прописные
Работу выполнила:
Мингалеева Ангелина Харисовна,
студентка 2 курса очной формы обучения,
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Научный руководитель:
Горбунова Ольга Ивановна
Иваново 2018
Содержание
Введение ………………………………………………………………...……3-5
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы школьной неуспеваемости
1.1 Понятие о школьной неуспеваемости…………………………………6-12
1.2 Причины школьной неуспеваемости…………………………………12-18
1.3 Психологическая характеристика неуспевающих школьников……18-22
1.4 Пути преодоления школьной неуспеваемости………………………22-27
Глава 2. Анализ опыта работы учителей начальных классов по проблеме школьной неуспеваемости…………………………………………………28-47
Заключение………………………………………………………………….48-51
Список литературы…………………………………………………………52-53
Введение
В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в России, социальные преобразования, порожденные научно-техническим прогрессом, резко повысили психические нагрузки на детей, как в условиях семьи, так и школы.
Переход к школьному обучению означает для детей, с одной стороны, переход к систематическому накоплению знаний и, с другой, предъявляет повышенные требования к аффективной сфере ребенка. Начиная с 60-х годов, количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. [1, стр. 15] Отмечается значительный рост детей, которые не справляются со школьной проблемой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих. По различным данным число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах. Проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем современности, требующих безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.
Межстрочный интервал – полуторный, а у Вас множитель
Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (то есть диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).
В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в I класс массовой школы и лишь после годичного безуспешного обучения там направляется через медико-педагогические комиссии в специальные вспомогательные школы); негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто школьникам, испытывающим трудности в обучении, значительную часть которых (примерно половину) составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Стойкие затруднения в обучении рождают новые проблемы: нарушение поведения в младшем школьном и подростковом возрасте, обострение имеющихся и возникновение новых нервно-психических расстройств. Школьная неуспеваемость нередко вызывает у детей отрицательное отношение не только к учебе, но и к любой деятельности, требующей волевых усилий и трудолюбия. Постоянные конфликты с родителями и учителями приводят к тому, что эти дети перестают посещать школу, приобщаются к асоциальным группам подростков, вступают на путь правонарушений. Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь.
Важностью решения этих проблем и обусловлен выбор темы курсового исследования.
Цель исследования – изучение причин возникновения школьной неуспеваемости и путей её преодоления.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме курсового исследования.
2. Раскрыть понятие «школьная неуспеваемость».
3. Выявить причины неуспеваемости.
4. Определить психологические особенности неуспевающих школьников.
5. Выявить систему и способы работы учителя по оказанию помощи неуспевающим детям.
Объектом исследования является неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования – причины школьной неуспеваемости и пути её преодоления.
Методы
Структура
Первая серия
Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Предлагается разложить карточки на пять групп:
Вторая серия
Из тех же карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия
Из тех же карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
Первая серия дает испытуемому большой простор для выбора.
Вторая серия ставит испытуемого перед необходимостью более строгого отбора, поэтому он вынужден ограничить выбор. Это заставляет его лучше осознать свои побуждения и мотивы.
Третья серия требует еще более глубокого осознания своего отношения к учению.
Тестовый материал:
1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.
4. Хочу окончить школу и учиться дальше
5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.
6. Хочу быть культурным и развитым человеком.
7. Хочу получать хорошие отметки.
8. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
9. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
10. Хочу быть лучшим учеником в классе.
11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
12. Хочу занять достойное место среди товарищей.
13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохую учебу.
14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
15. Не хочу получать плохие отметки.
16. Нравится узнавать на уроке о слове и числе.
17. Люблю узнавать новое.
18. Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.
19. Люблю решать задачи разными способами.
20. Люблю думать, рассуждать на уроке.
21. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
Ключ к тесту:
Мотивы долга и ответственности: 1 - 3 суждения;
Самоопределения и самосовершенствования: 4 - 6;
Благополучия: 7 - 9;
Мотивация престижа: 10 - 12;
Мотивация избегания неприятностей: 13 - 15;
Мотивация содержания учения: 16 - 20;
Социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности: 1 - 15.
Обработка результатов теста
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы. Например, если испытуемый в двух сериях (первой и второй, или второй и третьей, или первой и третьей) в качестве наиболее значимого мотива выбирает карточку, на которой написано: "Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности", то это рассматривается как указание на выбор, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
Не все мотивы могут обеспечить стойкий интерес к учебе. Дети, у которых преобладают внешняя и игровая мотивация быстро разочаровываются и у них пропадает желание ходить в школу. Поэтому важно определить ведущие мотивы учащихся в учебной сфере.
Вторая работа, с которой мы познакомились Краткий Ориентировочный Тест, В.Н.Бузина, Э.Ф. Вандерлика.
Назначение данного теста: Определение интегрального показателя общих способностей.
Инструкция к тесту:
Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.
Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:
1 - тяжелый, 2 - упругий, 3 - скрытный, 4 - легкий, 5 - медленный.
Правильный ответ: 5
Правильный ответ: 110 центов или 1,1 доллар.
1 - сходными, 2 - противоположными, 3 - ни сходными, ни противоположными по значению.
Правильный ответ: 3.
Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо - пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста ответы на ваши вопросы даваться не будут.
После команды «Начали!» переверните страницу и начинайте работать.
Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку.
Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды.
Начали!
Тестовый материал
1. Одиннадцатый месяц года - это:
1 - октябрь, 2 - май, 3 - ноябрь, 4 - февраль.
2. "Суровый" является противоположным по значению слову:
1 - резкий, 2 - строгий, 3 - мягкий, 4 - жесткий, 5 - неподатливый.
3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других:
1 - определенный, 2 - сомнительный, 3 - уверенный, 4 - доверие, 5 - верный.
4. Ответьте Да или Нет.
Сокращение "н.э." означает: "нашей эры" (новой эры)?
5. Какое из следующих слов отлично от других:
1 - петь, 2 - звонить, 3 - болтать, 4 - слушать, 5 - говорить.
6. Слово "безукоризненный" является противоположным по своему значению слову:
1 - незапятнанный, 2 - непристойный, 3 - неподкупный, 4 - невинный, 5 - классический.
7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову "жевать" как обоняние и нос:
1 - сладкий, 2 - язык, 3 - запах, 4 - зубы, 5 - чистый
8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?
Sharp M.C. Sharp M.C.
Filder E.H. Filder E.N.
Connor M.G. Conner M.G.
Woesner O.W. Woerner O.W.
Soderquist P.E. Soderquist B.E.
9. "Ясный" является противоположным по смыслу слову:
1 - очевидный, 2 - явный, 3 - недвусмысленный, 4 - отчетливый, 5 - тусклый.
10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов, заработав при этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?
11. Слова "стук" и "сток" имеют:
1 - сходное значение, 2 - противоположное, 3 - ни сходное, ни противоположное.
12. Три лимона стоят 45 центов. Сколько стоит 1,5 дюжины.
13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?
5296 5296
66986 69686
834426 834426
7354256 7354256
61197172 61197172
83238224 83238234
14. "Близкий" является противоположным слову:
1 - дружеский, 2 - приятельский, 3 - чужой, 4 - родной, 5 - иной.
15. Какое число является наименьшим:
6 0,7 9 36 0,31 5 ?
16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова.
одни ухода они гостей после наконец остались
17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других? (рис 1)
18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?
19. "Восходить" и "возродить" имеют:
1 - сходное значение, 2 - противоположное, 3 - ни сходное, ни противоположное.
20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно - Н.
Мхом обороты камень набирает заросший.
21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их:
1. Держать нос по ветру.
2. Пустой мешок не стоит.
3. Трое докторов не лучше одного.
4. Не все то золото, что блестит.
5. У семи нянек дитя без глаза.
22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:
73 66 59 52 45 38 ?
23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:
1 - июне, 2 - марте, 3 - мае, 4 - ноябре.
24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:
1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.
Все передовые люди - члены партии.
Все передовые люди занимают крупные посты.
Некоторые члены партии занимают крупные посты.
25. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с?
26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.
27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 доллара. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 центов?
28. Расстилать и растянуть. Эти слова:
1 - схожи по смыслу, 2 - противоположны, 3 - ни схожи, ни противоположны.
29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат: (рис. 2)
30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:
1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.
Саша поздоровался с Машей.
Маша поздоровалась с Дашей.
Саша не поздоровался с Дашей.
31. Автомобиль стоимостью 2400 долларов был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция: (рис. 3)
33. На платье требуется 2 1/3м. ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?
34. Значения следующих двух предложений:
1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.
Трое докторов не лучше одного.
Чем больше докторов, тем больше болезней.
35. Увеличивать и расширять. Эти слова:
1 - сходны, - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.
36. Смысл двух английских пословиц:
1 - схож, 2 - противоположен, 2 - ни схож, ни противоположен.
Швартоваться лучше двумя якорями.
Не клади все яйца в одну корзину.
37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?
38. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему значению:
1 - схожи, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.
39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 доллара, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 центов?
40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили:
1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6.
41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются:
1 - сходными, 2 - противоположными, 3 - ни сходными, ни противоположными.
42. Сколько соток составляет участок длиною 70 м и шириной 20 м?
43. Следующие две фразы по значению:
1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.
Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое - сложностью.
44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить се сто раз?
45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место:
1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14?
46. Три партнера по акционерному обществу (АО) решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 долларов, К. - 3500 долларов, П. - 2000 долларов. Если прибыль составит 2400 долларов, то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?
47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл:
1. Куй железо, пока горячо.
2. Один в поле не воин.
3. Лес рубят, цепки летят.
4. Не все то золото, что блестит.
5. Не по виду суди, а по делам гляди?
48. Значение следующих фраз:
1 - сходно, 2 - противоположно, 3 - ни сходно, ни противоположно.
Лес рубят, щепки летят.
Большое дело не бывает без потерь.
49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других? (рис 4)
50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?
Ключ к тесту
(таблица 1)
Оценка результатов теста
40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности;
25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности;
15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности;
5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности;
0-5 баллов - о низком уровне тревожности.
Вывод: диагностику неуспеваемости необходимо проводить на ранней стадии неуспеваемости в доступных для детей формах, а также заинтересовывать и включать в работу родителей неуспевающих школьников.
Заключение
Школьная неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с основными категориями дидактики – содержанием и процессом обучения.
Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развития умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение устранение всех ее элементов.
Выдвигается понятие «отставание», которое взаимосвязано с понятием «неуспеваемость». Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения неуспеваемости.
В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она – итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.
В работе с различных позиций рассматриваются виды неуспеваемости:
1. В соответствии с минимумом требований, которые предъявляются для перевода в следующий класс – это «абсолютная» неуспеваемость.
2. В соответствии с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся – это «относительная» неуспеваемость – недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.
3. В зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
В курсовой работе рассматриваются типы неуспеваемости, которые характеризуются своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижение в учебной деятельности. Типы неуспеваемости выделяются в зависимости от основы типологии:
1. По доминирующей причине (Славина Л.С., Бударный А.А., Бабанский Ю.К.):
2. По структуре личности и характеристике учебного труда (Блонский П.П.):
3. В зависимости от характера взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьника (Мурачковский Н.И.): мыслительной деятельности, связанной с обучаемостью; направленности личности школьника, определяющей его отношение к учению:
позиция школьника;
В работе выявлено, что в основе неуспеваемости лежит комплекс причин:
педагогических, психофизиологических и социальных (издержки семейного воспитания).
Основная педагогическая причина – это несовершенство методов преподавания. Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя используют скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды помощи сводятся к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как и на уроке) методы обучения и оказание мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.
Психофизиологические причины: истинная умственная отсталость; дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики); педагогическая запущенность; слабая мотивационная сфера, слабая сила воли и лень.
Выявлено, что немаловажное значение имеет и влияние семьи. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости, как разлад в семье или ее распад, грубость отношений, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей, равнодушие родителей к детям, ошибки в воспитании и неумелая помощь детям.
Все вышеперечисленные причины тормозят совершенствование процесса обучения, создают предпосылку для отставания школьников и перерастания отставания в неуспеваемость.
В работе выдвигаются пути преодоления неуспеваемости школьников. Выявлено то, что предупреждением и оперативной помощью педагога в развитии и содействии саморазвития ребенка является диагностика, педагогическая профилактика, педагогическая терапия и воспитательное воздействие. Выявлено, что эффективными методами педагогической и психологической диагностики неуспеваемости школьников являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, беседа с неуспевающими учениками и их родителями.
В работе предложены методики, которые помогаю выявлять неуспеваемость у школьников:
Выявлено, что диагностику неуспеваемости необходимо проводить на ранней стадии неуспеваемости в доступных для детей формах, а так же заинтересовать и включать в работу родителей неуспевающих школьников.
В исследовании представлены рекомендации по оказанию педагогической поддержки неуспевающим школьникам. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воздействия необходимы для преодоления неуспеваемости.
Таким образом, открывается широкая перспектива исследований, направленных на разработку научных основ предупреждения и преодоления неуспеваемости школьника.
Цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В списке литературы используется сплошная нумерация
Список литературы
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении детей. – М., 1998
2. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. - Ростов-на-Дону, 1972
3. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость//Избранные педагогические произведения - М., 1961
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979
5. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М., 1977
6. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция благополучия. - Киев, 1993
7. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: пособие для школьного психолога. – СПб., 1988
8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей – М., 1977
9. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск, 1977
10. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников / Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971
11. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М., 1986
12. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной, - М., 1997
13. Психические особенности слабоуспевающих школьников / под ред. Й. Ломпшера. – М., 1971
14. Психолого-педагогический словарь.- Ростов-на-Дону, 1998
15. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1977
16. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. – М., 1958
17. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / сост. Астапов В.М, Микадзе Ю.В. – М., 1996
18. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М., 1977
19. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. - М., 1995
20. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. – М.: Акад. Проект, 2003
Статьи:
1. Аристова Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии, № 5, 2000
2. Иншанкова О. Специфические трудности обучения учащихся младших классов // Начальная школа, № 4, 2005, с. 12-13
3. Локалова Н.П. Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение ми коррекционная работа // Начальная школа, № 11-12, 1992
4. Тарасова С. Отстающий школьник – какой он? // «Знание - сила», сентябрь – октябрь, 1998, с. 92 – 93
Интернет-ссылки:
1. http://vsetesti.ru/446/
2. http://vsetesti.ru/342/
3. http://vsetesti.ru/439/
Школьная неуспеваемость как психолого – педагогическая проблема
Дата: 2019-02-25, просмотров: 301.