объём спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
Неэластичный спрос
когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).
Единичная эластичность спроса
изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса.
Эластичный спрос
объём спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).
Совершенно эластичный спрос
объём спроса не ограничен при падении цены ниже определённого уровня.
Виды эластичности предложения
эластичное предложение. 1 %-ное увеличение цены вызывает значительное увеличение предложения товаров;
предложение единичной эластичности. 1 %-ное увеличение цены ведет к 1 %-ному увеличению предложения товаров на рынке;
Факторы, влияющие на эластичность предложения
- резервы производственных мощностей;
- уровень товарных запасов;
- количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен
неэластичное предложение. Увеличение цены не оказывает влияния на количество товаров, предлагаемых к продаже;
Эластичность спроса по цене (коэффициент ценовой эластичности)
1) если коэффициент ценовой эластичности больше 1 (процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению величины спроса), то спрос является эластичным.
2) если коэффициент ценовой эластичности меньше 1 (процентное изменение цены сопровождается меньшим процентным изменением величины спроса), то спрос является неэластичным.
3) если коэффициент ценовой эластичности равен 1 (процентное изменение цены обусловливает равное процентное изменение величины спроса), то спрос имеет единичную эластичность.
·
Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает степень реакции объема спроса на товар при изменении величины дохода потребителя. При расчете этого коэффициента принимается во внимание знак (плюс или минус). Если коэффициент эластичности спроса по доходу оказался отрицательной величиной, то такие товары являются низкокачественными. Наоборот, нормальные товары характеризуются положительной величиной коэффициента.
Перекрестная эластичность – это эластичность спроса на один товар относительно цен на другой товар.
Полезность
Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Общая (совокупная) полезность - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.
Прежде всего теория предельной полезности вводит два важных понятия:
1) полезность блага (или группы благ)
2) предельная полезность блага.
Общая полезность - то удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.
Предельная полезность — прирост общей полезности, возникающий вследствие увеличения объема потребления данного блага на единицу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида единиц блага.
Производство.
Производство - процесс, в ходе которого материальные и сырьевые ресурсы посредством труда преобразуются в готовую продукцию
Каждая фирма стремится получить максимальную отдачу от единицы вложенных в производство средств. Но не только в получении денежного вознаграждения заключается эффективность. Помимо экономической, различают еще и технологическую эффективность. Здесь идет речь о том, сколько единиц продукции было изготовлено с использованием конкретного метода.
Изокванты.
Изокванта –кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта.
Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска она представляет.
Свойства изоквант:
Изокванта является непрерывной функцией
Изокванты не имеют участков возрастания
Изокванты строятся на основе теоретических данных
Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в производственном процессе.
Издержки.
Издержки производства — совокупные затраты на производство товара или услуги в денежном выражении.
Индивидуальные — отдельного предпринимателя, фирмы;
Общественные — на производство продукции, охрану окружающей среды, подготовку квалифицированной рабочей силы, научные разработки;
Явные издержки определяются суммой расходов предприятия на оплату внешних ресурсов (сырье, материалы, топливо, рабочая сила)
Неявные издержки определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.
Примером неявных издержек для предпринимателя может быть зарплата, которую он мог бы получать, работая по найму. Для владельца капитального имущества (машин, оборудования, зданий и т.д.) ранее осуществленные расходы на его приобретение не могут быть отнесены к явным издержкам настоящего периода. Однако владелец несет неявные издержки, поскольку он мог бы продать это имущество и вырученные деньги положить в банк под процент, или сдать его в аренду третьему лицу и получать доход.
Постоянные издержки
К постоянным издержкам на современных производствах может быть отнесена большая часть издержек, в частности такие статьи расходов, как:
· оплата процентов по банковским кредитам,
· амортизационные отчисления,
· выплата процентов по облигациям,
· оклад управляющего персоналом,
· арендная плата,
· страховые выплаты и др.
Совокупные издержки (ТС) производства какого-либо товара представляют собой общие расходы фирмы на оплату всех факторов производства
Совокупные издержки зависят от объема выпускаемой продукции и определяются количеством используемых ресурсов и их рыночной ценой.
Предельные издержки (МС) – дополнительные издержки, которые фирма несет при изменении объема производства на единицу продукции.
Средние издержки (АС) являются издержками на единицу выпуска.
Эффект масштаба
– экономический эффект, связанный со снижением средних издержек производства при укрупнении размеров предприятия. При укрупнении производства выход продукции на единицу ресурсов возрастает, достигает максимума, а затем снова начинает снижаться
Положительный эффект от масштаба происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда. Положительный эффект масштаба производства наблюдается в том случае, когда средние издержки фирмы сокращаются по мере увеличения объема выпуска. Благодаря этому эффекту, очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.
Отрицательный эффект масштаба - предполагает возрастание средних издержек по мере увеличения объема выпуска.
При отрицательном эффекте масштаба изокванты все больше удаляются друг от друга, так как требуется все большее и большее количество производственных факторов.
Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:
· снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;
· затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;
· в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;
Конкуренция
- состязание между экономическими субъектами, борьба между производителями за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 205.