Виды эластичности предложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что производить?

1) традиционная: продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями;

2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности.

3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.
Как производить?

1) традиционная: производить, как производили предки;

2) централизованная: определяется планом;

 3) рыночная: определяют сами производители.
Для кого производить?

1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли

2) централизованная: политические лидеры определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг;

 3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.
4) Во многих странах существует смешанная экономика.
Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.





Собственность

— это экономи­ческие отношения между людьми по поводу присвоения и хозяйственного использования материальных благ и услуг.

Право владения— предоставленная законом возможность фак­тического обладания вещей

Право пользования— предоставленная возможность эксплуа­тации имущества.

Право распоряжения имуществом— право принимать решения, как и кем вещь может быть использована.

Виды производства

Натуральное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей.

Товарное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке.

Ресурсы

Стоимость — выраженная в деньгах величина затрат на приобретение или изготовление объекта

Цена — это денежное выражение стоимости товара.

Основные виды ресурсов

Природные

Экономические

Трудовые

финансовые

информационные

Потребности

Человеческие потребности можно классифицировать по следующим при­знакам.

 

1. По субъектам (носителям потребностей):

удовлетворяемые индивидуально (лично); — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие,

удовлетворяемые коллективно потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д.

2. По объектам (предметам, на которые они направлены):

а) материальные потребности;

б) духовные потребности;

в) этические потребности (относящиеся к нравственности);

г) эстетические потребности (касающиеся искусства).

3. По происхождению:

Первичные потребности - это жизненно необ­ходимые потребности, удовлетворение которых нужно для со­хранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).

Вторичные потребности по своей природе психологиче­ские (потребности в успехе, власти, уважении)

 

Блага

— это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.

Экономические блага включают в себя две категории: товары и услуги.

Существуют:

Нормальные блага – те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).

Виды экономических систем.

Досиндустриальное общество Господствовало в древнюю эпоху. Преимущественное значение имело качество продуктов, а не их цена, целью было личное потребление.

Индустриальное общество. Индустриальный труд вытесняет аграрный. Растет урбанизация населения. Товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер

Постиндустриальное общество. При большом количестве благ господствует сфера услуг.

Современные экономические системы:

1. Рыночная экономика – организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей.

2.Командная экономика – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в гос-ной собственности и распределяются правительством в соответствии с жёстким планом.

3.Смешанная экономика – организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность с гос-ным регулированием

4.Традиционная. Существует в ряде слаборазвитых стран. Экономические роли членов общества определяются обычаями и традициями, а также наследственной и кастовой принадлежностью. Её основные черты:

Рынок

сфера отношений между людьми, связанная с обменом товара на деньги и денег на товар.

 

Основными функциями рынка являются:

Информационная функция заключается в том, что через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки на кредит получать информацию об общественно необходимом количестве ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поступают на рынок.

Посредническая – экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.

Ценообразующая. На рынок поступают продукты и услуги, содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Так формируется общественная стоимость, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, четко реагирующая на изменение в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Регулирующая.. Рынок дает ответы на вопросы: что производить, для кого производить, как производить. Важную роль в рыночном регулировании играет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены.

Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, не жизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате возникает устойчивость хозяйства в целом.

 

Модели рыночной экономики.

Американская модель.

Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:

- малый удельный вес государственной собственности.

- минимальная регулирующая роль государства в экономике.

- всемерное поощрение предпринимательства.

- резкая дифференциация на богатых и бедных;

- большое различие в уровне заработной платы

Японская модель.

Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленнос­ти.

К основным чертам японской модели относятся:

- высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики.

- составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, кото­рые разрабатываются с 1957

- широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объедине­ние их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

- незначительное различие в уровне заработной платы

- социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства,

Шведская модель (Беларусь)

(модель «скандинавского социализма») отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства

· создать правовое обеспечение всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;

· осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;

· создать конкурентную среду и не допускать недобросовестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;

· сформировать сильные финансовую и кредитно-денежную системы

 

Спрос.

Спрос зависит от цен и дохода выделенного покупателем для потребления.

 Суть закона спроса, заключается в том что, чем дороже товар, тем меньше покупателей готовы его приобрести и наоборот.

Закон спроса выражает обратную зависимость покупаемого количества товара или услугу в соответствии с изменением уровня цен.

Чем ниже цена за единицу продукта, тем больше его количество будет пользоваться спросом у покупателей

На величину спроса оказывают влияние факторы внешней среды и маркетинговые усилия конкурирующих фирм.

 

 

Предложение

Предложение – это кол-во товаров и услуг, которое продавец готов желает и может предложить по некоторой цене.

Закон предложения – чем выше цена товара, тем больше его кол-во, которое продавец желает и может предложить и наоборот.

Рыночное равновесие. - ситуация на рынке, когда количество товаров и услуг, которое покупатели желают могут приобрести, точно совпадает с количеством товаров и услуг, которое продавцы желают и могут приобрести по одной цене. Эта цена называется равновесной ценой, а объем - равновесным объемом.

Элластичность

 – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Неэластичный спрос

когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).

Эластичный спрос

объём спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).

Совершенно эластичный спрос

объём спроса не ограничен при падении цены ниже определённого уровня.

 

Полезность

 Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Общая (совокупная) полезность - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.

 

Прежде всего теория предельной полезности вводит два важных понятия:

1) полезность блага (или группы благ)

2) предельная полезность блага.

Общая полезность - то удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.

Предельная полезность — прирост общей полезности, возникающий вследствие увеличения объема потребления данного блага на единицу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида единиц блага.

 

Производство.

Производство - процесс, в ходе которого материальные и сырьевые ресурсы посредством труда преобразуются в готовую продукцию

Каждая фирма стремится получить максимальную отдачу от единицы вложенных в производство средств. Но не только в получении денежного вознаграждения заключается эффективность. Помимо экономической, различают еще и технологическую эффективность. Здесь идет речь о том, сколько единиц продукции было изготовлено с использованием конкретного метода.

Изокванты.

Изокванта –кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта.

Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска она представляет.

Свойства изоквант:

Изокванта является непрерывной функцией

Изокванты не имеют участков возрастания

Изокванты строятся на основе теоретических данных

Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в производственном процессе.

 

Издержки.

Издержки производства — совокупные затраты на производство товара или услуги в денежном выражении.

Индивидуальные — отдельного предпринимателя, фирмы;

Общественные — на производство продукции, охрану окружающей среды, подготовку квалифицированной рабочей силы, научные разработки;

 

Явные издержки определяются суммой расходов предприятия на оплату внешних ресурсов (сырье, материалы, топливо, рабочая сила)

 Неявные издержки определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.

 

Примером неявных издержек для предпринимателя может быть зарплата, которую он мог бы получать, работая по найму. Для владельца капитального имущества (машин, оборудования, зданий и т.д.) ранее осуществленные расходы на его приобретение не могут быть отнесены к явным издержкам настоящего периода. Однако владелец несет неявные издержки, поскольку он мог бы продать это имущество и вырученные деньги положить в банк под процент, или сдать его в аренду третьему лицу и получать доход.

Постоянные издержки

К постоянным издержкам на современных производствах может быть отнесена большая часть издержек, в частности такие статьи расходов, как:

· оплата процентов по банковским кредитам,

· амортизационные отчисления,

· выплата процентов по облигациям,

· оклад управляющего персоналом,

· арендная плата,

· страховые выплаты и др.

Совокупные издержки (ТС) производства какого-либо товара представляют собой общие расходы фирмы на оплату всех факторов производства

Совокупные издержки зависят от объема выпускаемой продукции и определяются количеством используемых ресурсов и их рыночной ценой.

Предельные издержки (МС) – дополнительные издержки, которые фирма несет при изменении объема производства на единицу продукции.

Средние издержки (АС) являются издержками на единицу выпуска.

Эффект масштаба

– экономический эффект, связанный со снижением средних издержек производства при укрупнении размеров предприятия. При укрупнении производства выход продукции на единицу ресурсов возрастает, достигает максимума, а затем снова начинает снижаться

Положительный эффект от масштаба происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда. Положительный эффект масштаба производства наблюдается в том случае, когда средние издержки фирмы сокращаются по мере увеличения объема выпуска. Благодаря этому эффекту, очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.

Отрицательный эффект масштаба - предполагает возрастание средних издержек по мере увеличения объема выпуска.

При отрицательном эффекте масштаба изокванты все больше удаляются друг от друга, так как требуется все большее и большее количество производственных факторов.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:

· снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;

· затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

· в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

 

Конкуренция

- состязание между экономическими субъектами, борьба между производителями за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

 

Заработная плата

– это вознаграждение за труд, которое напрямую связно с уровнем квалификации работника.

Существуют два вида заработной платы:

номинальная (устанавливается в трудовом договоре в момент найма и выражается в денежной форме);

реальная – это заработная плата, которую получает работник после вычета штрафов, налогов и т.п.

Закон убывающей доходности

— экономический закон, гласящий, что сверх определённых значений факторов производства (земля, труд, капитал) увеличение одного из этих факторов не обеспечивает эквивалентный прирост дохода, то есть доход растёт медленнее, чем фактор.

Закон убывающей доходности отражает связь между выпуском дополнительной продукции и изменением одного фактора производства при неизменном объёме других факторов.

 

Объяснение смысла закона убывающей доходности может быть таким: дополнительно применяемые затраты одного фактора (труда) сочетаются с неизменным количеством другого фактора (земли). Следовательно, новые дополнительные затраты дают всё меньший объём дополнительной продукции.

К примеру у вас есть офис, в котором работают клерки. Со временем, если увеличивать количество клерков, не увеличивая размер помещения, они будут мешаться под ногами друг у друга и возможно затраты будут превышать доходы.

Земельная рента.

 – это форма реализации права собственности на землю и другие природные ресурсы.

Земельная рента бывает представлена в форме:

· абсолютной ренты;

· дифференциальной ренты;

Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от земли, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле.

Дифференциальная рента – дополнительный доход, получаемый при использовании земли

лучшими, чем у других участков земли характеристиками.

Спрос на землю неоднороден и состоит из двух видов:

Сельскохозяйственный спрос на землю – это спрос на нее как на основной фактор производства сельскохозяйственной продукции.

Несельскохозяйственный спрос на землю – это спрос на участки для строительства жилья, дорог, добычи полезных ископаемых, возведения промышленных и социальных объектов

Цена землиэто стоимость, отражающая ценность земельного участка, обладающего определенным качеством и географическим расположением, в которой учитывается потенциальный денежный доход за определенный срок окупаемости.

Денежный рынок.

Денежный рынок – это рынок, на котором торгуются деньги и высоколиквидные краткосрочные обязательства с сроком погашения до одного года.

Равновесие на денежном рынкеэто ситуация, когда количество предлагаемых денежных средств и количество денег, которое население и предприниматели хотят иметь в ликвидной форме, равны

Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от возможностью быстрого превращения в наличные деньги.

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий))0

Что производить?

1) традиционная: продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями;

2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности.

3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.
Как производить?

1) традиционная: производить, как производили предки;

2) централизованная: определяется планом;

 3) рыночная: определяют сами производители.
Для кого производить?

1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли

2) централизованная: политические лидеры определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг;

 3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.
4) Во многих странах существует смешанная экономика.
Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.





Собственность

— это экономи­ческие отношения между людьми по поводу присвоения и хозяйственного использования материальных благ и услуг.

Право владения— предоставленная законом возможность фак­тического обладания вещей

Право пользования— предоставленная возможность эксплуа­тации имущества.

Право распоряжения имуществом— право принимать решения, как и кем вещь может быть использована.

Виды производства

Натуральное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей.

Товарное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке.

Ресурсы

Стоимость — выраженная в деньгах величина затрат на приобретение или изготовление объекта

Цена — это денежное выражение стоимости товара.

Основные виды ресурсов

Природные

Экономические

Трудовые

финансовые

информационные

Потребности

Человеческие потребности можно классифицировать по следующим при­знакам.

 

1. По субъектам (носителям потребностей):

удовлетворяемые индивидуально (лично); — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие,

удовлетворяемые коллективно потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д.

2. По объектам (предметам, на которые они направлены):

а) материальные потребности;

б) духовные потребности;

в) этические потребности (относящиеся к нравственности);

г) эстетические потребности (касающиеся искусства).

3. По происхождению:

Первичные потребности - это жизненно необ­ходимые потребности, удовлетворение которых нужно для со­хранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).

Вторичные потребности по своей природе психологиче­ские (потребности в успехе, власти, уважении)

 

Блага

— это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.

Экономические блага включают в себя две категории: товары и услуги.

Существуют:

Нормальные блага – те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).

Виды экономических систем.

Досиндустриальное общество Господствовало в древнюю эпоху. Преимущественное значение имело качество продуктов, а не их цена, целью было личное потребление.

Индустриальное общество. Индустриальный труд вытесняет аграрный. Растет урбанизация населения. Товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер

Постиндустриальное общество. При большом количестве благ господствует сфера услуг.

Современные экономические системы:

1. Рыночная экономика – организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей.

2.Командная экономика – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в гос-ной собственности и распределяются правительством в соответствии с жёстким планом.

3.Смешанная экономика – организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность с гос-ным регулированием

4.Традиционная. Существует в ряде слаборазвитых стран. Экономические роли членов общества определяются обычаями и традициями, а также наследственной и кастовой принадлежностью. Её основные черты:

Рынок

сфера отношений между людьми, связанная с обменом товара на деньги и денег на товар.

 

Основными функциями рынка являются:

Информационная функция заключается в том, что через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки на кредит получать информацию об общественно необходимом количестве ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поступают на рынок.

Посредническая – экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.

Ценообразующая. На рынок поступают продукты и услуги, содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Так формируется общественная стоимость, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, четко реагирующая на изменение в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Регулирующая.. Рынок дает ответы на вопросы: что производить, для кого производить, как производить. Важную роль в рыночном регулировании играет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены.

Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, не жизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате возникает устойчивость хозяйства в целом.

 

Модели рыночной экономики.

Американская модель.

Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:

- малый удельный вес государственной собственности.

- минимальная регулирующая роль государства в экономике.

- всемерное поощрение предпринимательства.

- резкая дифференциация на богатых и бедных;

- большое различие в уровне заработной платы

Японская модель.

Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленнос­ти.

К основным чертам японской модели относятся:

- высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики.

- составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, кото­рые разрабатываются с 1957

- широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объедине­ние их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

- незначительное различие в уровне заработной платы

- социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства,

Шведская модель (Беларусь)

(модель «скандинавского социализма») отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства

· создать правовое обеспечение всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;

· осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;

· создать конкурентную среду и не допускать недобросовестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;

· сформировать сильные финансовую и кредитно-денежную системы

 

Спрос.

Спрос зависит от цен и дохода выделенного покупателем для потребления.

 Суть закона спроса, заключается в том что, чем дороже товар, тем меньше покупателей готовы его приобрести и наоборот.

Закон спроса выражает обратную зависимость покупаемого количества товара или услугу в соответствии с изменением уровня цен.

Чем ниже цена за единицу продукта, тем больше его количество будет пользоваться спросом у покупателей

На величину спроса оказывают влияние факторы внешней среды и маркетинговые усилия конкурирующих фирм.

 

 

Предложение

Предложение – это кол-во товаров и услуг, которое продавец готов желает и может предложить по некоторой цене.

Закон предложения – чем выше цена товара, тем больше его кол-во, которое продавец желает и может предложить и наоборот.

Рыночное равновесие. - ситуация на рынке, когда количество товаров и услуг, которое покупатели желают могут приобрести, точно совпадает с количеством товаров и услуг, которое продавцы желают и могут приобрести по одной цене. Эта цена называется равновесной ценой, а объем - равновесным объемом.

Элластичность

 – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности предложения

Дата: 2019-02-25, просмотров: 183.