Частица вносят дополнительные смысловые оттенки в предложение или слово
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По своей общей функции (т.е. назначению в предложении) частицы существенно отличаются от знаменательных слов: подобно всем служебным словам, они не обозначают предметов и признаков, поэтому не могут быть членами предложения. В то же время частицы отличаются от других служебных слов – они не оформляют отношений между знаменательными словами в предложении.

Морфологический признак частиц – неизменяемость.

Синтаксический признак – обслуживание значимых единиц всех языковых уровней: частицы обслуживают формообразование, словообразование и синтаксис. Поэтому по функциям частицы делятся на три класса: формообразующие, словообразующие, синтаксические.

Формообразующие частицы

Частицы, с помощью которых образуются формы слов Частицы, которые уточняют значение грамматических форм
1. давай, давайте, да, пусть, пускай образуют формы повелительного наклонения: Пускай она поплачет…Ей ничего не значит! (М. Лермонтов); 2. бы образует форму сослагательного наклонения: читал бы, писал бы;  3. более, менее, самый, всех, всего образуют формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и качественных наречий: более понятный, самый красивый, красивее всех.   1. бывало указывает на повторяемость действий в прошлом (давнопрошедшее или давнее обыкновения у форм прошедшего времени глагола: Мы, бывало, часто хаживали к ним в гости; 2. было вносит в значение глагола прошедшего времени смысл «действие, прерванное другим действием, не доведенное до конца»: Повозка было тронулась, но он остановил ее (Л. Толстой); 3. ка с формой повелительного наклонения передает смягченное повеление: Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? (М. Лермонтов)

Словообразующие частицы

С помощью частиц то, либо, нибудь, кое образуются неопределенные местоимения и местоименные наречия: кое-кто, кто-либо, что-то, кое-где, почему-то и др. Ведь где-то есть простая жизнь и свет, Прозрачный, теплый и веселый… (А. Ахматова).

Отрицательные частицы не и ни служат для образования отрицательных и неопределенных местоимений и местоименных наречий: некто, нечто, никто, некого, негде, некуда и др. Ничто не ново под луною: что есть, то было, будет ввек (Н. Карамзин).

Синтаксические частицы

Функционируют в составе всего предложения и бывают двух типов:

Значимые вносят в высказывание дополнительные смысловые оттенки Формальные оформляют синтаксические конструкции
1. Утвердительные и отрицательные: да, так, ага, конечно, непременно, пожалуй; не, нет, ни, вовсе не, отнюдь не, далеко не, никак не и др. Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь (А. Блок); 2. Вероятностные: едва ли (не), вряд ли, подлинно, будто бы, будто (не в сравнении) и др. Правда, впоследствии соседи через двор говорили, что будто бы в окнах смотровой, выходящих во двор, в этот вечер горели у Преображенского все огни и даже будто бы они видели белый колпак самого профессора (М. Булгаков); 3. Сравнительные: как будто, как, словно, ровно, точно и др.: Окрестный лес как бы в тумане Синел в дыму пороховом (М. Лермонтов) Обратите внимание на то, что частица как бы указывает на переносное значение слова  тумане. 4. Эмоциональные: уж, же, всё, как, что за, вотто-то, разве, неужели и др. Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! (И. Северянин); 5. Выделительные: А) количественные: всего, только, лишь, исключительно, чуть, почти, чуть не, всё, единственно, точно и др. Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо (А. Фет); Б) усилительные: даже, же, и, ведь, все-таки, как раз, то и др. Наконец нам льготы дали, Только впрок нам не пошло, Толку вышло мало: По усам-то потекло, В рот же не попало (В. Богданов); В) указательные: вот, вон. Миша приказал долго жить, - отвечал Кирила Петрович, - умер славною смертию от руки неприятеля. Вон его победитель, - при этих словах он указал на Дефоржа (А. Пушкин); Г) вопросительные: ли, ль, да, да ну, неужели, а, никак, разве, что за, как и др. Неужели и жизнь отшумела, Отшумела, как платье твое? (А. Блок).   1. Конструктивные частицы то, тем оформляют границу между главным и придаточным предложениями в составе сложноподчиненной конструкции: Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (А. Пушкин); 2. Частицы де, дескать, мол, якобы используются для передачи и оценки чужой речи: Возникает вопрос, уж не в милицию ли спешил Максимилиан Андреевич жаловаться на разбойников, учинивших над ним дикое насилие среди бела дня? Нет, ни в коем случае, это можно сказать уверенно. Войти в милицию и сказать, что вот, мол, сейчас кот в очках читал мой паспорт, а потом человек в трико, с ножом…нет, граждане, Максимилиан Андреевич был действительно умным человеком! (М. Булгаков).

Обратите внимание на следующие трудности при анализе частиц:

1. Многие частицы являются многозначными, поэтому определять их функции и значение нужно в тексте. Сравним два предложения: Библиотекарша напоследок поговорила с кем-то по телефону (В. Шукшин) и А Колумб напялил адмиральский мундир, вылез на берег и облегченно вздохнул: - Ффу! Наконец-то я открыл Америку! (А. Аверченко). В первом предложении частица то является словообразующей, т.к. с ее помощью образуется неопределенное местоимение кем-то. Во втором предложении частица то является синтаксической значимой, поскольку выделяет, подчеркивает обстоятельство наконец.

2. Частицы нужно отличать от омонимичных им слов других частей речи. Ср.: Задумал я узнать, прекрасна ли земля (М. Лермонтов) и Придет ли он? В первом предложении ли является подчинительным союзом, который присоединяет придаточное изъяснительное к главному и выделяет первое слово в придаточной части. Во второй части ли является синтаксической значимой частицей, формирующей вопросительное предложение и выделяющей первое слово высказывания.

 

Образец анализа текста

(По В. Астафьеву)

Вечером я услышал Васину скрипку.

Была ранняя осень. За Енисеем затемнело. В распадке речки Караулки, просыпаясь, мигнула раз-другой крупная звезда и стала светиться. Сделалось тихо и одиноко. Караулки не видно.

Из-под увала, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене. Один я, один, кругом жуть такая, и еще музыка – скрипка. Совсем-совсем одинокая скрипка. И не грозится она вовсе. Жалуется. Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце.

Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нём плот с огоньками. И еще обоз на Енисее видится, длинный, скрипучий. Он тоже уходит куда-то. Сбоку обоза бегут собаки. Кони идут медленно, дремотно.

…И опять обоз возник. Всё он идет куда-то, скрывается в студеных торосах, в морозном тумане.

Но не стало Енисея, ни зимнего, ни летнего; снова забилась живая жилка ключа над Васиной избушкой. Ключ начал полнеть, и не один уж ключ, два, три, грозный уже поток хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья, несет, крутит. Вот-вот сметет он избушку под горой. В небе ударят громы, сверкнут молнии, от них вспыхнут таинственные цветы папоротника. От цветов зажжется лес – ничем не остановить страшную такую бурю!

Но скрипка сама всё потушила. Снова тоскует один человек, снова чего-то жаль.

Музыка кончилась неожиданно. На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль.

Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку.

- Сыграйте, дяденька, ещё.

В печке щелкнуло раз, другой, прогоревшие бока ее обозначены красными корешками и травинками, качнулся отблеск огня, пал на Васю. Он вскинул к плечу скрипку и заиграл…

Печка потухла. Слоясь, засыпали в ней угли. Вася в темноте не видим. Скрипки не слышно.

- Уже поздно, - сказал Вася из темноты. – Иди домой. Бабушка будет беспокоиться.

Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы. Ноги были все в иголках и как будто вовсе не мои.

 - Спасибо вам, дяденька, - прошептал я.

Глухой ночью возвратился я домой. Бабушка, должно быть, по лицу моему угадала, что в душе моей что-то свершилось, и не стала меня бранить

- Ты где так долго? – только и спросила она. – Ужин на столе, ешь и ложись.

- Баба, я слышал скрипку.

- А-а, - отозвалась бабушка. – Вася-поляк чужое играет, непонятное. От его музыки бабы плачут, а мужики напиваются и буйствуют.

- А кто он?

- Вася-то? – зевнула бабушка. - Человек. Спал бы ты. Мне рано к корове подыматься.

Бабушка говорила всё тише и отошла ко сну со вздохом. Я не тревожил ее. Лежал, думал, пытаясь постигнуть человеческую жизнь, но у меня ничего из этой затеи не получалось.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 358.