Тема № 1. Философия, ее предназначение, место и функции в обществе.
Студенты должны уяснить особенности философии как учебной дисциплины, как науки и мировоззрения, понять, что такое мировоззрение, какова его структура и исторические типы. Знать особенности мифологического, религиозного и философского мировоззрения. Понять особенности объекта и предмета философии, дать характеристику основного вопроса, решаемого философией и разделение философов на материалистов и идеалистов, а также на тех, кто признает познаваемость мира и тех, кто отрицает ее (агностицизм).
В результате изучения данной темы следует уяснить существо двух общефилософских методов: диалектики и метафизики, их исторические формы и различия.
Вопросы для самоконтроля:
1)Что такое мировоззрение? Назовите исторические типы мировоззрения? 2)Какова роль мифологического мировоззрения в обществе? Назовите его черты? 3) Охарактеризуйте религиозное мировоззрение? В чем его отличие от мифологического мировоззрения?
4)Что изучает философия? Назовите особенности философского мировоззрения?
5)В чем сущность основного вопроса философии?
6)Назовите основные функции философии?
7)В чем различия диалектики и метафизики как философских методов?
Тема № 2. Возникновение философии.
В ходе самостоятельного изучения студенты должны понять сущность историко-философского процесса, его неразрывную связь с социально-экономическими условиями, уровнем знаний, накопленных людьми.
Уяснить критерии типологизации философии, краткую характеристику исторических типов философии, а также некоторых национальных типов филофствования.
Уяснить особенности индийской философии основанной на знаниях Вед и неортодоксальных философских школ, а также китайской философии, таких направлений, как конфуцианство, даосизм.
Студент имеет возможность выяснить, как в древнейших философских учениях зарождается материалистический и идеалистические взгляды, диалектические идеи о всеобщей закономерности - Дао - управляющей миром.
Вопросы для самоконтроля:
1) Каковы предпосылки возникновения философии?
2) Назовите основные исторически типы философии?
3) С чем связано введение национальных типов философии?
4) Каковы особенности философии древней Индии?
5) Каких философов древней Индии Вы знаете?
6) Каковы особенности китайской философии?
7) В чем сущность нравственного учения Конфуция?
8) Что такое даосизм?
Тема №3 Античная философия.
В итоге изучения данной темы студент должен уяснить особое значение философии античности, как колыбели философской мысли, в которой зародились, по сути, все философские направления: материализм и идеализм, учение о бытии и познании, учение о методе философствования -диалектика и метафизика. В учениях античных философов были заложены основы для рассмотрения проблем происхождения человека, общества, государства, политики и другие вопросы. Студент самостоятельно знакомится с учениями таких философов как Демокрит,
3
Гераклит, Платон, Сократ, Аристотель и других, а также уясняет сущность материалистических и идеалистических взглядов, а также идеи эллинистической философии: скептицизма, стоицизма, эпикурейства и другие.
Вопросы для самоконтроля;
1) Каковы, на ваш взгляд, особенности античной философии?
2) Назовите основных представителей милетской школы?
3) В чем сущность учения Гераклита? Назовите диалектические идеи выдвинутые Гераклитом?
4) Назовите представителей атомистической школы?
5) В чем сущность учения Демокрита о бытии и познании?
6) Каковы взгляды Платона на проблемы познания? В чем сущность его учения о познании как воспоминании?
7) Как рассматривал Аристотель соотношение материи и формы?
Формы и методы изучения и конспектирования философских работ.
Изучение философии - это, прежде всего, изучение т. н. первоисточников, т. е. тех произведений, которые написаны или одним, или группой авторов.
Следует учитывать некоторые особенности философских работ, с которыми вам придется столкнуться:
1. Философские работы отличаются языком, понятийным аппаратом, выработанным в течение тысячелетий. Для того чтобы понять философский текст, а не только бессмысленно прочитать его, надо обращаться к словарям, философской энциклопедии.
2. Они отличаются большей широтой охвата материала, стремлением раскрыть сущность проблем. В них всегда ставятся и решаются мировоззренческие проблемы бытия, глубинные связи и закономерности, т.н. «общечеловеческие вопросы».
3. Они отличаются логичностью изложения материала, аргументацией, доказательством. Овладевая ими, человек (вы в том числе) учится непротиворечиво мыслить, овладевает и формальной и диалогической логикой.
В работе с философскими источниками можно выделить 3 этапа:
1. Ознакомительный, в ходе которого вы знакомитесь о каталогом библиотеки, делаете выборку к теме, можете заказать литературу в кабинете кафедры, в библиотеке. (Учебники, учебные пособия, разработки тем планов, первоисточники и т.д.)
2. Этап чтения литературы.
Вообще к чтению есть определенные требования:
1) систематичность чтения, т.е. читать не от раза к разу, а ежедневно, желательно с записями в тетрадях и со своими итоговыми выводами (резюме).
2) Осмысленность чтения, т.е. надо овладевать понятийным аппаратом. Ссылки на трудности понимания, на невозможность понять философский текст, которые часто звучат у студентов, говорят лишь о том, что человек понимает познание как прямой проспект, а не трудный и извилистый, тернистый путь. (Необходимо обращаться к словарям, уяснить термины именно изучаемого текста, произведения).
I
3. Этап ведение рабочих записей.
а) Можно вести т. н. тематические тетради - т. е. выписки к определенным темам. А также
вести доработку лекций на полях или в самом тексте.
б) записывание прочитанного, ведение конспектов. Это помогает лучшему осмыслению,
усвоению прочитанного. Это предохраняет мышление от забывания.
в) Каковы могут быть формы записей прочитанного:
а) план б) тезисы в) конспект
I . Составление плана прочитанного. Запись в форме плана означает перечисление главных вопросов. В результате получается как бы сжатая схема изучаемого материала. Несколько иначе выглядит развернутый план. Его назначение не только зафиксировать главное в тексте, но и дать необходимое обоснование этой мысли, (цифровые данные, интересные выражения, факты). Причем вопросы плана можно изложить и своими словами и словами автора.
П. Весьма ценным видом записи при чтении являются тезисы. (Основные положения, утверждения от греческого "Teas" - утверждаю). Тезисы составляют промежуточное положение между планом и конспектом. В них кратко дается основное содержание книги. Перед тем, как записывать тезисы, прочитанный текст разделяют на небольшие части - разделы, параграфы или же абзацы в соответствии с планом и затем формулируют сущность прочитанного своими словами, как бы отвечая на вопрос: что именно здесь утверждает, защищает автор? Тезисы позволяют в краткой форме записать обобщение и выводы о прочитанном. Тезисы называются простыми, если выписанные мысли ничем не подтверждаются и сложными, если они подкрепляются доводами, аргументами.
Следовательно, при составлении тезисов необходимо глубоко продумать, понять содержание книги, статьи, уметь выделить основные положения и кратко их сформулировать.
III . Составление конспекта прочитанного - это наиболее сложный и содержательный метод записывания при работе с книгой, потому что он объединяет в себе все виды записи и вместе с тем представляет собой нечто более цельное и своеобразное. Конспект книги (от лат. "коспектус" - обзор) - это краткое, последовательное изложение основного содержание книги, лекции, записанное в последовательной форме, и освобожденное от повторений и т. д. В тоже время в конспекте следует привести, помимо основных мыслей автора, выписки и цитаты, подтверждающие основные положения и выводы, вытекающие из книги. Некоторым, начинающим работать с книгой, кажется, что на конспектирование уходит много времени. Однако нужно понять, что творческие записи в виде конспекта, экономят время, способствуют глубокому изучению материала. Требуемое для конспектирования время будет неуклонно уменьшатся по мере приобретения навыков чтения и краткого изложения прочитанного.
Ценность конспекта повышается, когда в нем содержится не только краткий пересказ произведения, но и собственные мысли, когда конспект является плодом раздумий его составителя. (Нужно тоже делать выход на современность).
Методика записей:
1. Записывать следует самое главное и по возможности наиболее кратко (запись должна быть сжата и лаконична).
2. Начинать запись надо с тщательно проверенных библиографических данных:
• фамилия и инициалы авторов,
• название книги или статьи (полное),
• место и год издания, издательство и т. д.
• номера журнала или выпуска,
• краткий исторический обзор времени написания книги и т. д.
3. В тетрадях рекомендуется оставлять широкие поля для последующих вставок,
дополнений, записей своих мыслей.
4. Записи должны делаться только после окончания чтения данной книги
2
III. Методические рекомендации к темам:
Дата: 2019-02-25, просмотров: 273.