Формы и методы изучения и конспектирования философских работ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема № 1. Философия, ее предназначение, место и функции в обществе.

Студенты должны уяснить особенности философии как учебной дисциплины, как науки и мировоззрения, понять, что такое мировоззрение, какова его структура и исторические типы. Знать особенности мифологического, религиозного и философского мировоззрения. Понять особенности объекта и предмета философии, дать характеристику основного вопроса, решаемого философией и разделение философов на материалистов и идеалистов, а также на тех, кто признает познаваемость мира и тех, кто отрицает ее (агностицизм).

В результате изучения данной темы следует уяснить существо двух общефилософских методов: диалектики и метафизики, их исторические формы и различия.

Вопросы для самоконтроля:

1)Что такое мировоззрение? Назовите исторические типы мировоззрения? 2)Какова роль мифологического мировоззрения в обществе? Назовите его черты? 3) Охарактеризуйте религиозное мировоззрение? В чем его отличие от мифологического мировоззрения?

4)Что изучает философия? Назовите особенности философского мировоззрения?

5)В чем сущность основного вопроса философии?

6)Назовите основные функции философии?

7)В чем различия диалектики и метафизики как философских методов?

Тема № 2. Возникновение философии.

В ходе самостоятельного изучения студенты должны понять сущность историко-философского процесса, его неразрывную связь с социально-экономическими условиями, уровнем знаний, накопленных людьми.

Уяснить критерии типологизации философии, краткую характеристику исторических типов философии, а также некоторых национальных типов филофствования.

Уяснить особенности индийской философии основанной на знаниях Вед и неортодоксальных философских школ, а также китайской философии, таких направлений, как конфуцианство, даосизм.

Студент имеет возможность выяснить, как в древнейших философских учениях зарождается материалистический и идеалистические взгляды, диалектические идеи о всеобщей закономерности - Дао - управляющей миром.

Вопросы для самоконтроля:

1) Каковы предпосылки возникновения философии?

2) Назовите основные исторически типы философии?

3) С чем связано введение национальных типов философии?

4) Каковы особенности философии древней Индии?

5) Каких философов древней Индии Вы знаете?

6) Каковы особенности китайской философии?

7) В чем сущность нравственного учения Конфуция?

8) Что такое даосизм?

Тема №3 Античная философия.

В итоге изучения данной темы студент должен уяснить особое значение философии античности, как колыбели философской мысли, в которой зародились, по сути, все философские направления: материализм и идеализм, учение о бытии и познании, учение о методе философствования -диалектика и метафизика. В учениях античных философов были заложены основы для рассмотрения проблем происхождения человека, общества, государства, политики и другие вопросы. Студент самостоятельно знакомится с учениями таких философов как Демокрит,

3


Гераклит, Платон, Сократ, Аристотель и других, а также уясняет сущность материалистических и идеалистических взглядов, а также идеи эллинистической философии: скептицизма, стоицизма, эпикурейства и другие.

Вопросы для самоконтроля;

1) Каковы, на ваш взгляд, особенности античной философии?

2) Назовите основных представителей милетской школы?

3) В чем сущность учения Гераклита? Назовите диалектические идеи выдвинутые Гераклитом?

4) Назовите представителей атомистической школы?

5) В чем сущность учения Демокрита о бытии и познании?

6) Каковы взгляды Платона на проблемы познания? В чем сущность его учения о познании как воспоминании?

7) Как рассматривал Аристотель соотношение материи и формы?


Формы и методы изучения и конспектирования философских работ.

Изучение философии - это, прежде всего, изучение т. н. первоисточников, т. е. тех произведений, которые написаны или одним, или группой авторов.

Следует учитывать некоторые особенности философских работ, с которыми вам придется столкнуться:

1. Философские работы отличаются языком, понятийным аппаратом, выработанным в течение тысячелетий. Для того чтобы понять философский текст, а не только бессмысленно прочитать его, надо обращаться к словарям, философской энциклопедии.

2. Они отличаются большей широтой охвата материала, стремлением раскрыть сущность проблем. В них всегда ставятся и решаются мировоззренческие проблемы бытия, глубинные связи и закономерности, т.н. «общечеловеческие вопросы».

3. Они отличаются логичностью изложения материала, аргументацией, доказательством. Овладевая ими, человек (вы в том числе) учится непротиворечиво мыслить, овладевает и формальной и диалогической логикой.

В работе с философскими источниками можно выделить 3 этапа:

1. Ознакомительный, в ходе которого вы знакомитесь о каталогом библиотеки, делаете выборку к теме, можете заказать литературу в кабинете кафедры, в библиотеке. (Учебники, учебные пособия, разработки тем планов, первоисточники и т.д.)

2. Этап чтения литературы.

Вообще к чтению есть определенные требования:

1) систематичность чтения, т.е. читать не от раза к разу, а ежедневно, желательно с записями в тетрадях и со своими итоговыми выводами (резюме).

2) Осмысленность чтения, т.е. надо овладевать понятийным аппаратом. Ссылки на трудности понимания, на невозможность понять философский текст, которые часто звучат у студентов, говорят лишь о том, что человек понимает познание как прямой проспект, а не трудный и извилистый, тернистый путь. (Необходимо обращаться к словарям, уяснить термины именно изучаемого текста, произведения).

I


3. Этап ведение рабочих записей.

а) Можно вести т. н. тематические тетради - т. е. выписки к определенным темам. А также
вести доработку лекций на полях или в самом тексте.

б) записывание прочитанного, ведение конспектов. Это помогает лучшему осмыслению,
усвоению прочитанного. Это предохраняет мышление от забывания.

в) Каковы могут быть формы записей прочитанного:
а) план б) тезисы в) конспект

I . Составление плана прочитанного. Запись в форме плана означает перечисление главных вопросов. В результате получается как бы сжатая схема изучаемого материала. Несколько иначе выглядит развернутый план. Его назначение не только зафиксировать главное в тексте, но и дать необходимое обоснование этой мысли, (цифровые данные, интересные выражения, факты). Причем вопросы плана можно изложить и своими словами и словами автора.

П. Весьма ценным видом записи при чтении являются тезисы. (Основные положения, утверждения от греческого "Teas" - утверждаю). Тезисы составляют промежуточное положение между планом и конспектом. В них кратко дается основное содержание книги. Перед тем, как записывать тезисы, прочитанный текст разделяют на небольшие части - разделы, параграфы или же абзацы в соответствии с планом и затем формулируют сущность прочитанного своими словами, как бы отвечая на вопрос: что именно здесь утверждает, защищает автор? Тезисы позволяют в краткой форме записать обобщение и выводы о прочитанном. Тезисы называются простыми, если выписанные мысли ничем не подтверждаются и сложными, если они подкрепляются доводами, аргументами.

Следовательно, при составлении тезисов необходимо глубоко продумать, понять содержание книги, статьи, уметь выделить основные положения и кратко их сформулировать.

III . Составление конспекта прочитанного - это наиболее сложный и содержательный метод записывания при работе с книгой, потому что он объединяет в себе все виды записи и вместе с тем представляет собой нечто более цельное и своеобразное. Конспект книги (от лат. "коспектус" - обзор) - это краткое, последовательное изложение основного содержание книги, лекции, записанное в последовательной форме, и освобожденное от повторений и т. д. В тоже время в конспекте следует привести, помимо основных мыслей автора, выписки и цитаты, подтверждающие основные положения и выводы, вытекающие из книги. Некоторым, начинающим работать с книгой, кажется, что на конспектирование уходит много времени. Однако нужно понять, что творческие записи в виде конспекта, экономят время, способствуют глубокому изучению материала. Требуемое для конспектирования время будет неуклонно уменьшатся по мере приобретения навыков чтения и краткого изложения прочитанного.

Ценность конспекта повышается, когда в нем содержится не только краткий пересказ произведения, но и собственные мысли, когда конспект является плодом раздумий его составителя. (Нужно тоже делать выход на современность).

Методика записей:

1. Записывать следует самое главное и по возможности наиболее кратко (запись должна быть сжата и лаконична).

2. Начинать запись надо с тщательно проверенных библиографических данных:

• фамилия и инициалы авторов,

• название книги или статьи (полное),

• место и год издания, издательство и т. д.

• номера журнала или выпуска,

• краткий исторический обзор времени написания книги и т. д.

3. В тетрадях рекомендуется оставлять широкие поля для последующих вставок,
дополнений, записей своих мыслей.

4. Записи должны делаться только после окончания чтения данной книги

2


III. Методические рекомендации к темам:







Дата: 2019-02-25, просмотров: 250.