ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ
С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА
Цель: вычислить ускорение свободного падения при помощи математического маятника.
Оборудование:
1. часы с секундной стрелкой;
2. измерительная лента
3. шарик с отверстием
4. нить
5. штатив с муфтой и кольцом.
Теория:
Как известно, гравитационное поле Земли в любой точке ее поверхности характеризуется ускорением свободного падения g. Ускорение свободного падения можно определить экспериментально с помощью математического маятника. Математическим маятником называют материальную точку массой m, подвешенную на невесомой, нерастяжимой нити и совершающей гармонические колебания в вертикальной плоскости. Период колебаний математического маятника выражается следующей формулой:
(1),
где – длина подвеса, g-ускорение свободного падения, T – период малых колебаний маятника. Из формулы (1) можно вычислить ускорение свободного падения:
(2)
Из формулы (2) видно, что для определения ускорения свободного падения необходимо знать длину подвеса и период малых колебаний маятника. Длина может быть измерена непосредственно с помощью линейки (мерной ленты).
Порядок выполнения работы
1. Установите на краю стола штатив. У верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 3–5 см от пола.
2. Отклоните маятник от положения равновесия на 5–8 см и отпустите его.
3. Измерьте длину подвеса мерной лентой.
4. Измерьте время Δt 40 полных колебаний (N).
5. Повторите измерения Δt (не изменяя условий опыта) и найдите среднее значение Δt ср
6. Вычислите среднее значение периода колебаний Тср по среднему значению Δt ср.
7. Вычислите значение gср по формуле: gср=( g1+ g2+ g3)/3 и относительную погрешность
ε=(∆ gср/ g ср)*100%.
8. Полученные результаты занесите в таблицу:
Номер опыта | l, м | n | t , c | g м/с2 | g ср, | ε % |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
9. Сравните полученное среднее значение для ускорения свободного падения с табличным значением g =9,81 м/с2 .
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
1. Что называется математическим маятником?
2. Вывод формулы периода колебаний математического маятника
3. Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях.
4. Частота колебаний крыльев комара 600 Гц, а период колебаний крыльев шмеля 5 мс. Какое из насекомых сделает при полете больше взмахов крыльями за 1 мин и на сколько?
5.Как относятся длины математических маятников, если за одно и то же время один
совершает 10, а второй 30 колебаний?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Дата: 2019-02-25, просмотров: 228.