Представление экспериментальных результатов графически
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При построении графиков следует руководствоваться следующими правилами.

Графики строят только на миллиметровой бумаге. Использование бумаги со специальной нелинейной координатной сеткой не допускается. Не следует выбирать слишком малый или слишком большой лист бумаги. Удобна бумага размером с обычный тетрадный лист.

 По оси ординат откладывают значения функции, по оси абсцисс – значения аргумента, например, при построении вольт-амперной характеристики, т. е. зависимости I = f ( U ), по оси ординат откладывают силу тока I, а по оси абсцисс – напряжение U.

 На графике приводится только та область изменения физических величин, которая была исследована на опыте. Совсем не обязательно, чтобы на графике помещалось начало координат (точки 0,0). Следует помнить, однако, что иногда точка (0,0) есть результат измерения, причем часто наиболее надежный результат (например, при снятии вольт-амперной характеристики омического сопротивления I = 0 при U = 0).

Масштабы по обеим осям выбираются независимо друг от друга. Надо помнить, что график получается более наглядным, если основная часть кривой имеет наклон, близкий к 450. Масштаб должен быть удобным. Миллиметр миллиметровой бумаги может соответствовать 0,1; 0,2; 0,5; 1; 2; 5; 10 и т.д. единицам измеряемой величины, но не 2,5; 3; 4; 7; 13 и т. д. При неудобном масштабе нанесение экспериментальных точек на график и использование графика требуют неоправданно большого времени и нередко приводят к досадным ошибкам. Густота меток на осях не должна быть слишком большой. Достаточно нанести их через 2 см или даже через 5 см. На осях обязательно указываются обозначения и единицы измерения соответствующих величин. В случае очень больших или очень малых величин множители, определяющие порядок чисел, рекомендуется учитывать при обозначении. Так, если давление изменяется в диапазоне 2,8 ∙ 10-5Пa < Р < 9,1 ∙ 10-5 Па, то по оси Р при построении графика вместо величины Р удобно откладывать величину в 105 раз большую, т. е. Р ∙ 105. У оси в этом случае возможны два вида обозначений: либо Р ∙ 105, Па; либо Р, 105 Па.

Точки, наносимые на график, изображаются четко и ясно. Их следует отмечать карандашом, чтобы ошибочно нанесенную точку можно было легко удалить с графика. Никаких линий и отметок, поясняющих построение точек, на график наносить нельзя, т.к. они загромождают рисунок и мешают анализировать результаты. Возможны случаи, когда в одних и тех же осях строится несколько кривых. При этом точки, относящиеся к разным кривым, должны быть помечены различными символами (кружки, крестики, треугольники и т. п.), чтобы их нельзя было спутать.

Кривую на графике проводят плавно, без изломов и перегибов так, чтобы она располагалась возможно ближе ко всем точкам и по обе ее стороны оказалось приблизительно равное их количество. Ни в коем случае не следует проводить кривую через каждую точку. Отклонение точек от кривой отражает наличие погрешностей. Это – объективный и закономерный факт. Кривую проводят карандашом от руки. После наметки используют лекало, в случае прямой – линейку. Если на графике имеется несколько кривых, то каждой из них присваивается свой номер.

Готовый график вклеивается в отчет и снабжается подписью, где отражается основное содержание графика и объясняются (со ссылкой на их номера) все приведенные кривые. На рисунке представлен пример правильно оформленного графика.

 

0
2
4
6
10
8
0,5
t, мс
1,0
U, B
2
1
        Зависимость напряжения на конденсаторе от времени при различных видах релаксации: 1 – разряд конденсатора в цепи с активным сопротивлением R1; 2 – заряд конденсатора в цепи с активным сопротивлением R2  

3.Инструкция по правилам безопасности для студентов.

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения преподавателя.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и ход выполнения.

5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.

7. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.

8. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.

9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).

10. Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения преподавателя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.

11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.

12. Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.

13. Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.

14. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

15. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

16. Не уходите с рабочего места без разрешения преподавателя.

17. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом преподавателю.

18. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.

19. При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 270.