АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Методические указания к лабораторным работам
по дисциплине
«Техника транспорта в дорожном движении»
Составитель Малюгин П.Н.
Омск ¨ 2017
УДК 623.3.017
ББК 39.33-04
А22
Рецензент
канд. техн. наук, доц. А.М. Зарщиков (СибАДИ)
Работа утверждена редакционно-издательским советом СибАДИ в качестве методических указаний.
А22 Автотранспортные средства и безопасность движения [Электронный ресурс] : методические указания к выполнению лабораторных работ по профилю «Организация и безопасность движения» / сост. П.Н. Малюгин. – Электрон. дан. – Омск: СибАДИ, 2017. – Режим доступа: http://bek.sibadi.org/, свободный после авторизации. – Загл. с экрана (дата обращения к ресурсу: 00.00.2017).
Изложена методика выполнения лабораторных работ, составления отчета и указан материал для самостоятельного изучения автотранспортных средств.
Рекомендуются для бакалавров очной и заочной форм обучения, подготавливаемых по профилю «Организация и безопасность движения» направления подготовки «Технология транспортных процессов».
Издание подготовлено на кафедре «Организация и безопасность движения».
Текстовое символьное издание
Системные требования: Intel, 3,4 GHz; 150 МБ; Windows XP/Vista/7;
DVD-ROM;
1 ГБ свободного места на жестком диске;
программа для чтения pdf-файлов Addobe Acrobat Reader
Редактор И.Г. Кузнецова
Техническая подготовка – Т.И. Кукина
Издание первое. Дата подписания к использованию 00.10.2017
Дата размещения на сайте 00.10.2017
Издательско-полиграфический центр СибАДИ.
644080, г. Омск, пр. Мира 5
РИО ИПЦ СибАДИ. 644080, г. Омск, ул. 2-я Поселковая, 1
© ФГБОУ ВО «СибАДИ», 2017
ВВЕДЕНИЕ
Лабораторные работы предназначены для закрепления знаний, полученных обучающимися при изучении теоретического материала. На занятиях студенты изучают материал, темы которого посвящены типам, конструкции автотранспортных средств и их влиянию на безопасность движения. Темы соответствуют компетенциям и требованиям, изложенным в рабочей программе дисциплины «Техника транспорта в дорожном движении».
Выполнение лабораторных работ предусматривает самостоятельную работу студентов, которая направлена на изучение систем и агрегатов транспортных средств различного типа.
Обучающиеся изучают общий материал и выполняют индивидуальные задания, варианты которых указывается преподавателем в соответствии с номером студента в списке группы. Допускается выдавать на занятиях каждому студенту индивидуальное задание в письменном виде.
По лабораторным работам обучающиеся составляют отчеты. Отчеты оформляются на листах формата А4. Отчеты подшиваются в одну папку и представляются преподавателю в виде общего отчета по лабораторным работам. Листы отчета нумеруются. Объем отчета составляет от 15 до 25 с.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Цель работы – изучить общее устройство и отечественную классификацию транспортных средств.
Используемое оборудование – плакаты с изображением транспортных средств различного типа и учебники.
Основные положения
Специалисты по безопасности движения определяют компоновку транспортных средств и область применения по их моделям (индексам), используя отечественную и международную классификацию транспортных средств.
Транспортные средства подразделяются на легковые и грузовые автомобили, автобусы, специальные автомобили, гоночные автомобили и прицепы [7].
Для легковых автомобилей в России применяется единая индексация. За рубежом эта индексация не используется. Для грузовых автомобилей в России также применяется единая индексация, которая за рубежом не используется. Для автобусов в России тоже применяется единая индексация.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Основные положения
В настоящее на транспортных средствах получили широкое распространение двигатели внутреннего сгорания. Их применение обусловлено небольшой массой топлива, находящегося на автомобиле, и приемлемыми коэффициентами полезного действия двигателей. Применение электромобилей сдерживается отсутствием малогабаритных аккумуляторов, сложностью и высокой стоимостью трансмиссии [7].
Поршневые двигатели имеют системы и механизмы. Назначение систем и механизмов отражается в их названиях: система охлаждения, система смазки, система питания топливом и воздухом, кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЕЙ
Цель работы – изучить устройство трансмиссии, принцип действия и назначение сцепления, коробки передач, карданной передачи и ведущего моста.
Используемое оборудование – плакаты с изображением агрегатов трансмиссии, макет сцепления и разрезы коробки передач и ведущего моста.
Основные положения
Двигатель транспортного средства создает крутящий момент, который подводится к ведущим колесам и создается тяговая сила. Крутящий момент передается через агрегаты автомобиля, которые образуют трансмиссию.
Коробка передач, ведущий мост, колесный редуктор и раздаточная коробка автомобиля являются шестеренчатыми редукторами. Редукторы имеют входной вал и выходной вал. Главным параметром редуктора является передаточное число i. Оно равно отношению угловой скорости вращения входного вала wвх к скорости вращения выходного вала wвых: i = wвх / wвых. Передаточное число также можно найти, используя углы поворота валов и число зубьев шестерен. Редуктор, у которого скорость wвых меньше wвх и передаточное число i > 1, называют понижающим. Редуктор, у которого передаточное число i < 1, называют повышающим.
При последовательном соединении редукторов общее передаточное число трансмиссии равно произведению передаточных чисел редукторов. Общее передаточное число трансмиссии автомобиля больше единицы и в основном сосредоточено в ведущем мосту [7]. Это число обеспечивается передаточным числом главной передачи.
При движении в гору водитель включает понижающую передачу коробки передач – получает большую тяговую силу, но проигрывает в скорости. При движении по хорошей дороге водитель включает повышающую передачу – выигрывает в скорости, но проигрывает в тяговой силе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
Основные положения
Рама автомобиля или салон являются его корпусом. Ходовая часть включает подвеску, колеса и шины [7]. На корпус устанавливаются агрегаты и кабина. К корпусу автомобиля крепятся детали ходовой части.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5
Основные положения
Рулевое управление включает рулевой привод, рулевой механизм и усилитель рулевого привода.
Рулевое управление оказывает большое влияние на безопасность движения и при эксплуатации транспортных средств уделяется повышенное внимание техническому состоянию рулевого управления [7].
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6
Основные положения
На автомобилях применяются тормозные системы: рабочая, стояночная, запасная и вспомогательная. В данной лабораторной работе изучаются лишь рабочая и стояночная системы.
Тормозные системы определяют активную безопасность транспортных средств [7].
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7
Основные положения
Электрооборудование современного автомобиля включает системы и приборы, установленные на щитке приборов.
Независимо от комплектации автомобиля электрооборудование включает систему электроснабжения, систему пуска двигателя, систему зажигания, систему впрыска топлива, систему освещения, систему сигнализации.
Порядок выполнения лабораторной работы
Выполнение лабораторной работы и оформление отчета производится в следующем порядке:
1. Изучите назначение и общую схему системы электрооборудования автомобиля [1, Разд. 3, с. 114].
Изобразите общую схему системы электрооборудования автомобиля. Опишите преимущества и недостатки однопроводной системы электрооборудования.
2. Изучите назначение, принцип действия и схему генератора переменного тока [1, Разд. 3, с. 114 … 118]. Изучите назначение и принцип действия аккумуляторной батареи. Изучите назначение и принцип действия системы пуска.
Изобразите электрическую схему генератора переменного тока. Опишите принцип регулирования напряжения в бортовой сети автомобиля.
3. Изучите назначение, электрическую схему и принцип действия системы батарейного зажигания [1, Разд. 3, с. 120 … 122].
Изобразите схему системы зажигания. Опишите назначение и работу прерывателя-распределителя.
4. Изучите назначение и комплектность систем освещения и сигнализации [1, Разд. 3, с. 130 … 135].
Изобразите фару головного освещения автомобиля. Можно привести в отчете рисунок, взятый из книги. Опишите получение асимметричного светового потока.
5. Перечислите системы электрооборудования, применяемые на легковом и грузовом автомобилях, указанных в табл. 1.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение потребителей тока на автомобиле?
2. Почему при пуске двигателя стартер можно включать только на несколько секунд?
3. Расскажите принцип действия системы зажигания автомобиля?
4. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при уходе за контактно-транзисторной и бесконтактной системами зажигания?
5. Какие измерительные приборы устанавливают на приборной панели автомобиля?
6. Каким образом регулятор напряжения поддерживает постоянное значение напряжения, вырабатываемого генератором?
7. Каким образом определяют степень заряженности аккумулятора?
8. Почему на автомобилях применяет однопроводную систему электропроводки?
9. Какие преимущества имеют транзисторные системы зажигания?
10. Почему на грузовых автомобилях используют напряжение 24 В?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8
Основные положения
Автомобили с самосвальным кузовом оснащаются дополнительным оборудованием: специальными кузовами, подъемными механизмами и гидравлическими системами [7].
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9
РЕГУЛЯТОРЫ ТОРМОЗНЫХ СИЛ
И АНТИБЛОКИРОВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ
Цель работы – изучить регулятор тормозных сил и антиблокировочную систему автомобиля.
Используемое оборудование – плакаты с изображением регуляторов тормозных сил и приборов антиблокировочной системы.
Основные положения
Регулятор тормозных сил является устройством, повышающим устойчивость автомобиля при экстренном торможении. Антиблокировочная система не только повышает устойчивость автомобиля, но и обеспечивает его управляемость при экстренном торможении [7].
Оглавление
Введение . ……………………………………………………… 2
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 ……………………………… 3
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ……………………………… 5
ДВИГАТЕЛИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 ……………………………… 8
ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЕЙ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 ……………………………… 11
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 ……………………………… 12
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 ……………………………… 14
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7 ……………………………… 16
СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
АВТОМОБИЛЯ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 ……………………………… 18
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
АВТОМОБИЛЯ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 ……………………………… 19
РЕГУЛЯТОРЫ ТОРМОЗНЫХ СИЛ И
АНТИБЛОКИРОВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ
Рекомендуемая литература …………………………………… 21
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Методические указания к лабораторным работам
по дисциплине
«Техника транспорта в дорожном движении»
Составитель Малюгин П.Н.
Омск ¨ 2017
УДК 623.3.017
ББК 39.33-04
А22
Рецензент
канд. техн. наук, доц. А.М. Зарщиков (СибАДИ)
Работа утверждена редакционно-издательским советом СибАДИ в качестве методических указаний.
А22 Автотранспортные средства и безопасность движения [Электронный ресурс] : методические указания к выполнению лабораторных работ по профилю «Организация и безопасность движения» / сост. П.Н. Малюгин. – Электрон. дан. – Омск: СибАДИ, 2017. – Режим доступа: http://bek.sibadi.org/, свободный после авторизации. – Загл. с экрана (дата обращения к ресурсу: 00.00.2017).
Изложена методика выполнения лабораторных работ, составления отчета и указан материал для самостоятельного изучения автотранспортных средств.
Рекомендуются для бакалавров очной и заочной форм обучения, подготавливаемых по профилю «Организация и безопасность движения» направления подготовки «Технология транспортных процессов».
Издание подготовлено на кафедре «Организация и безопасность движения».
Текстовое символьное издание
Системные требования: Intel, 3,4 GHz; 150 МБ; Windows XP/Vista/7;
DVD-ROM;
1 ГБ свободного места на жестком диске;
программа для чтения pdf-файлов Addobe Acrobat Reader
Редактор И.Г. Кузнецова
Техническая подготовка – Т.И. Кукина
Издание первое. Дата подписания к использованию 00.10.2017
Дата размещения на сайте 00.10.2017
Издательско-полиграфический центр СибАДИ.
644080, г. Омск, пр. Мира 5
РИО ИПЦ СибАДИ. 644080, г. Омск, ул. 2-я Поселковая, 1
© ФГБОУ ВО «СибАДИ», 2017
ВВЕДЕНИЕ
Лабораторные работы предназначены для закрепления знаний, полученных обучающимися при изучении теоретического материала. На занятиях студенты изучают материал, темы которого посвящены типам, конструкции автотранспортных средств и их влиянию на безопасность движения. Темы соответствуют компетенциям и требованиям, изложенным в рабочей программе дисциплины «Техника транспорта в дорожном движении».
Выполнение лабораторных работ предусматривает самостоятельную работу студентов, которая направлена на изучение систем и агрегатов транспортных средств различного типа.
Обучающиеся изучают общий материал и выполняют индивидуальные задания, варианты которых указывается преподавателем в соответствии с номером студента в списке группы. Допускается выдавать на занятиях каждому студенту индивидуальное задание в письменном виде.
По лабораторным работам обучающиеся составляют отчеты. Отчеты оформляются на листах формата А4. Отчеты подшиваются в одну папку и представляются преподавателю в виде общего отчета по лабораторным работам. Листы отчета нумеруются. Объем отчета составляет от 15 до 25 с.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Дата: 2019-02-25, просмотров: 226.