Под риском понимают возможность полного или частичного неполучения запланированного результата.
Содержание стадий выполнения проектов приведено в табл. 4.
Инновационные проекты меняют традиционные представления о товаре или технологии, или означают прорыв на новые рынки, поэтому риск, прежде всего, связан с опасностью неверно оценить исходную ситуацию, получить отрицательный результат на этапе прикладных исследований и разработок, изменением уровня цен и спроса на этапе функционирования.
Объединение этапов проекта вызвано тем, что при выполнении этапов каждой стадии имеется возможность оценить полученные результаты и принять решение о направлении дальнейших работ.
В курсовой работе следует подробно рассмотреть риск неполучения положительного результата на подготовительной стадии.
Величина этого вида риска во многом определяется результативностью работы исследовательских и опытно-конструкторских организаций. Фактическая результативность научных организаций в целом невысока, она составляет 30–50 %. Инвестор, вкладывающий средства в инновационный проект, должен осознавать, что вероятность успешного окончания этапов исследования и разработок составляет в среднем р s = 0,4. В этом случае средневероятная величина потерь составит:
F = (1 – ps )m(Pо + Pп ), (1)
где Рп, Р0 – стоимость подготовительной стадии и стадии осуществления соответственно.
Этот вид потерь не зависит от конъюнктуры рынка и свойственен только инновационным проектам.
Методы управления рисками
Управление рисками включает минимизацию риска и его учет. Для минимизации риска можно использовать многовариантный подход, а для его учета страхование.
Многовариантный подход основан на том факте, что первая стадия имеет значительно меньший удельный вес в структуре затрат на разработки. В то же время после получения результатов нескольких вариантов подготовительной стадии становится возможным сравнить эти результаты и выбрать наилучший из них. Окончательно о результате исследований и разработок можно судить только после завершения стадии осуществления проекта, когда испытан опытный образец.
По каждому варианту m придется проводить свою подготовительную стадию, стоимость которой Рm, а также выполнять стадию осуществления для выбранного варианта стоимостью Р0.
Вероятные потери при проработке m вариантов до завершения эскизного проекта составят:
F =(1- ps )m ( Р0 + Рm), (2)
где ps – результативность научно-технической деятельности (принимается 0,4); P0 – затраты на стадию осуществления (включают разработку технического проекта, рабочей документации
и ее корректировку); P – затраты на осуществление одного варианта (стоимость подготовительного этапа); m – количество вариантов.
Оптимальное количество вариантов прикладных (F) и эскизных (Pвар) разработок должно минимизировать выражение F + Pвар.
С увеличением количества вариантов средневероятные потери уменьшаются по близкому к экспоненциальному закону, а затраты на разработку вариантов растут по линейному закону.
При таких законах изменения суммируемых величин возможно выбрать количество рассматриваемых вариантов, при котором сумма средневероятных потерь и затрат на осуществление вариантов будет минимальной. Расчеты показателей данного раздела можно представить в табличной форме (табл. 8):
Табл. 8. Оценка рисков инновационного проекта
Количество вариантов | P вар = P 0 + P m | F = P вар (1 – ps ) m | F + P вар |
m = 1 | |||
m = 2 | |||
m = 3 | |||
m = 4 |
Страхование риска
Риск потери инвестиций в исследования и разработки можно застраховать. Разумная величина страхового платежа будет равна средневероятным потерям плюс прибыль страховой компании. При выполнении курсовой работы размер страховки устанавливается в размере 40 % от суммы инвестиций.
3.3. Содержание и план работ
Этот раздел курсовой работы должен содержать таблицу с краткой информацией о содержании, продолжительности и стоимости каждого этапа работ по осуществлению нововведения. Пример для разработки и организации производства струйного принтера приведен в таблице (табл. 9).
Табл. 9. План разработки и организации производства
Струйного принтера
Наименование этапа | Краткое содержание | Продолжи- тельность, мес. | Стои- мость, тыс. р. | Результат |
Прикладные иссле- дования | Исследование принципов функционирования струйного принтера с повышенным качеством печати | 6 мес. | 3600 (1200 на каждый вариант) | Техническое задание на разработку |
Опытно- | Р азработка конструк- | 6 мес. |
13 310, из них по этапам
3 Х 80
3 Х 90 400 12 000 400 | Конструк- |
конструкторские ра- | торской документации. | торская до- | ||
боты: | Изготовление и испы- | кументация, | ||
тание опытной партии, | опытный | |||
корректировка доку- | образец, акт | |||
ментации по результа- | испытаний | |||
техническое предло- | там исследований | |||
жение | ||||
эскизный проект | ||||
технический проект | ||||
рабочая документа- | ||||
ция | ||||
корректировка доку- | ||||
ментации | ||||
Подготовка произ- | Разработка технологи- | 3 мес. | 25 940 | Технологи- |
водства | ческой документации и | ческая до- | ||
изготовление техноло- | кументация, | |||
гической оснастки | технологи- | |||
ческая осна- | ||||
стка | ||||
Продвижение принтеров с повышенным качеством печати на рынок | Рекламная компания, | Постоянно | Текущие | Формирова- |
участие в выставках, | расходы | ние рынка, | ||
проведение семинаров | на марке- | увеличение | ||
тинг | продаж |
Продолжение табл. 9 |
Большое значение имеет не только общая сумма инвестиций, необходимых для исследований, разработок и подготовки производства, но и то, в какое время понадобятся эти инвестиции. Если эти работы выполняются различными подрядчиками, то для передачи документации необходимо полное ее оформление, и параллельное выполнение некоторых этапов становится невозможным. Если исполнитель по всем этапам один, становится возможным начать выпол нение некоторых этапов, не дожидаясь полного завершения предыдущих.
Продолжительность исследований и разработок может быть уменьшена за счет параллельного выполнения некоторых этапов проекта. Конструкторскую разработку можно начать, не дожидаясь оформления результатов прикладных исследований. Изготовление опытного образца можно начать, не дожидаясь полного оформления конструкторской документации, сократив продолжительность этапа. Разработку и изготовление технологической оснастки можно начать, когда появятся первые комплекты чертежей на узлы станка.
Расчет показателей проекта
Планирование продаж
Любой новый товар или услуга, предлагаемая на рынке, воспринимаются покупателями не сразу. Сначала появляется небольшое количество покупателей-новаторов, склонных к апробированию новинок, затем идет раннее большинство, позднее большинство, и наконец, консерваторы, последними признающие новинку. То же самое можно сказать и о восприятии фирмы на новом рынке. Количество продаж в этих случаях будет зависеть от уровня распространения нововведения.
Для товаров длительного пользования уровень распространения нововведения следует измерять количеством одновременно используемых единиц товара, например, количество одновременно работающих станков для раскроя бревен на целевом рынке. Уровень распространения нововведения определяется логистической кривой:
(3)
где n(t) – уровень распространения нововведения в момент времени t;
N – предел распространения нововведения; n0 – начальный уровень распространения; h – характеристика скорости распространения; e = 2,7.
Предел распространения нововведения имеет ту же размерность, что и уровень его распространения и зависит от емкости целевого рынка и планируемой доли фирмы на этом рынке. Начальный уровень распространения нововведения следует взять равным объему опытной партии. Характеристика скорости распространения нововведения определяется исходя из задачи достижения определенного уровня распространения нововведения за определенный промежуток времени при помощи формулы:
(4)
где N1 – планируемый уровень распространения нововведения в момент времени t1.
Например, если планировать маркетинговую деятельность таким образом, чтобы за 5 лет распространения нового товара долговременного использования достичь предела его распространения (68 000 шт.), тогда характеристика скорости распространения нововведения, определенная по приведенной выше формуле, будет равна 1,92, а количество продаж в году t можно определить, как разность между уровнем распространения товара в будущем (t + 1) и текущем (t) годах. То есть объем продаж для 0-го периода рассчитывается как уровень распространения для 1-го периода минус уровень распространения для 0-го периода и т. д. Объем продаж в последнем периоде рассчитывается как разность планируемого (68 000) и текущего уровня распространения нововведения (67 578,50).
Результаты расчетов можно представить в следующем виде (табл. 10).
Табл. 10. Расчёт объёма продаж инновационного продукта
Период
Дата: 2019-02-25, просмотров: 343.