Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению курсовой работы по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Учебно-программное издание
Рекомендовано методической комиссией института экономики и предпринимательства для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Нижний Новгород
2018
УДК 37.022: 65.06.04 (075.8)
ББК Ч.215+У9(2)212.5я 73-5
М 54
Методические Указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Инновационный менеджмент»: Учебно-программное издание. Составители: Борисов С.А., Тихонов С.В. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 29 стр.
Рецензент: Трофимов О.В., д.э.н., профессор
Учебно-программное издание предназначено для студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», предназначено для методической поддержки студента во время подготовки и защиты курсовой работы по дисциплине «Инновационный менеджмент», выполняемой с целью закрепления, расширения, углубления и систематизации знаний, полученных при изучении дисциплины.
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии ИЭП ННГУ,
к.э.н., доцент Едемская С.В.
УДК 37.022: 65.06.04 (075.8)
ББК Ч.215+У9(2)212.5я 73-5
© Национальный исследовательский
Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1.Задачи курсовой работы.. 4
2. Порядок и правила оформления курсовой работы.. 5
3. Содержание курсовой работы.. 9
Заключение. 25
Список литературы.. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 27
Введение
Курсовое проектирование является одним из элементов учебного процесса по подготовке бакалавров. Успешная подготовка и защита курсовой работы способствует закреплению и углублению полученных теоретических знаний, развитию умения ставить и решать практические задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Задачи курсовой работы
- закрепление и расширение теоретических знаний в области инновационного менеджмента;
- закрепление и расширение практических навыков и умений в области анализа и оценки эффективности осуществления инновационной деятельности на предприятии.
При выполнении курсовой работы студент должен пользоваться знаниями, полученными им на лекционных и практических занятиях по курсу «Инновационный менеджмент», а также при изучении специализированной литературы, материалами государственного комитета по статистике РФ и др.
Учебно-программное издание ориентировано на формирование профессиональных компетенций:
ПК-1: умение определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
ПК-13: способность использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий
ПК-14: способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования
1. Задачи курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Инновационный менеджмент» для студентов направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Государственное и муниципальное администрирование» предусмотрена Федеральным государственным образовательным стандартом Высшего образования.
Табл. 1. Этапы выполнения курсовой работы
Содержание этапа | Формируемые компетенции (согласно РПД) |
1. Обзор литературы, обоснование актуальности темы, практической значимости | ПК- 1 |
2. Теоретическая часть | ПК-13, ПК-14 |
3. Практическая часть | ПК-13, ПК-14 |
4. Представление результатов | ПК-13, ПК-14 |
Материал представляется в следующей последовательности:
- титульный лист (приложение 1);
- содержание курсовой работы;
- основная часть курсовой работы;
- список литературы;
- Приложения.
Требования к оформлению текста
Курсовая работа выполняется на компьютере в одном экземпляре и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги.
· размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм);
· поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.;
· ориентация: книжная;
· шрифт: Times New Roman;
· кегель: - 14 пт (пунктов) в основном тексте;
· междустрочный интервал: полуторный в основном тексте;
· расстановка переносов – автоматическая;
· форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине»;
· цвет шрифта – черный;
· красная строка – 1,5 см.
Требования к нумерации страниц
· последовательно, начиная со 2-й страницы (содержание), т. е. после титульного листа, а также перечня сокращений, используемых в работе (если он имеется в работе);
· далее последовательная нумерация всех листов, включая главы, заключение, список литературы и приложения (если они имеются в работе);
· нумерация страниц, на которых даются приложения, является сквозной и продолжает общую нумерацию страниц основного текста;
· номер страницы располагается посередине страниц.
Требования к заголовкам
· набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.);
· выравнивание по центру.
Требования к оформлению таблиц, схем, рисунков
· название таблицы помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире;
· в конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся;
· при переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят, далее перенос – по номеру колонок;
· при заимствовании таблиц из какого-либо источника, после нее оформляется сноска на источник в соответствии с требованиями к оформлению сносок;
· таблицы, схемы и рисунки, занимающие страницу и более, помещают в приложение, а небольшие – на страницах работы;
· схема и рисунок подписываются снизу по центру, на таблицу и рисунок обязательно даётся ссылка в тексте. Например: «На рис.1 представлено или в в табл.1 располагается…»
Структура курсовой работы
Структура курсовой работы определяется индивидуальной целью исследования и конкретной темой работы. Структура работы считается обоснованной в том случае, если в ее рамках логически возможно достигнуть полного раскрытия выбранной темы.
В обязательном порядке в состав курсовой работе должны быть включены следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц, терминов и иностранных слов, содержащихся в тексте работы;
- введение;
- теоретическая часть;
- практическая часть;
- заключение;
- список литературы.
В список литературы включаются работы, изданные за последние 5 лет: 1)литература на традиционных носителях (книги, статьи из научных журналов),
2)литература из электронных библиотечных систем (Лань, Юрайт, Znanium, Консультант студента),
3)интернет-ресурсы с указанием даты обращения к ним.
Оформлять список литературы следует в алфавитном порядке, при этом начинать с федеральных законов, далее указывать основную литературу и в конце выделять электронные ресурсы.
Ссылки на источники оформляются в квадратных скобках. В скобках первое число указывает на номер источника из списка литературы, второе число указывает на номер страницы используемого источника.
Допускается и поощряется использование дополнительной информации в виде последнего структурного раздела – приложений (таблицы, графики, фотографии, образцы форм документов и т. п.). Приводимые приложения должны соответствовать теме курсовой работы.
Содержание
Содержание отражает, по существу, план работы. В содержании последовательно указываются названия глав (разделов), параграфов или пунктов, их расположение по страницам. Каждая рубрика содержания должна точно соответствовать рубрике в тексте. Все структурные части курсовой работы должны быть указаны в содержании.
Помещать содержание необходимо в начале работы, так как это дает возможность рецензенту–преподавателю дисциплины сразу представить основное направление исследования.
Введение
Введение должно содержать оценку современного состояния вопроса, освещаемого в работе, обоснование выбора темы, ее актуальность, основание и исходные данные для ее разработки, описание целей и задач курсовой работы, объекта и предмета исследования.
Рекомендуемый объем введения не более двух страниц.
Основная часть
Основная часть курсовой работы должна содержать текстовые материалы и числовые данные, отражающие существо, методику и отдельные результаты, достигнутые в ходе выполнения курсовой работы.
Основная часть курсовой работы излагается в виде сочетания текста, иллюстраций, таблиц и графиков. Содержание следует делить на главы.
В свою очередь, главы можно делить на разделы, пункты и подпункты. Такое деление должно способствовать более стройному и упорядоченному изложению материала. Каждый пункт должен содержать законченную информацию, логически вписывающуюся в общую структуру работы.
Основная часть курсовой работы состоит из двух глав: теоретической и практической. Теоретическая часть выполняется в виде реферативного обзора с указанием ссылок на использованную литературу в тексте, практическая часть курсовой работы выполняется в виде расчетной задачи в соответствии с вариантом.
Заключение
Заключение должно содержать краткие выводы и рекомендации по результатам проведенной работы, отвечать на вопросы, поставленные во введении.
Рекомендуемый объем заключения одна - три страницы.
Приложения
В приложения выносятся материалы, которые имеют большой объем, вследствие чего включение их в текст работы нецелесообразно, либо содержат информацию, не имеющую принципиального значения, но могут использоваться для комментария к отдельным положениям работы.
Защита курсовой работы осуществляется публично на практическом занятии с использованием мультимедийного оборудования – студентом разрабатывается презентация с использованием редактора Microsoft Power Point или аналогичного программного средства общим объемом 10-12 слайдов, содержащая основные положения курсовой работы в виде тезисно представленного текста, сводных таблиц и рисунков. В презентации должны быть указаны цель работы, задачи, основные выводы.
Критерии оценивания курсовой работы:
«превосходно» - выполнены все требования к написанию курсовой работы: обозначена проблема и обоснована ее актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению; использованы зарубежные источники литературы на языке оригинала;
«отлично» - выполнены все требования к написанию курсовой работы: обозначена проблема и обоснована ее актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению;
«очень хорошо» - основные требования к курсовой работе выполнены, но при этом допущены недочеты в оформлении.
«хорошо» - основные требования к курсовой работе выполнены, но при этом допущены недочеты. В частности: имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объем курсовой работы; имеются упрощения в оформлении;
«удовлетворительно» - имеются существенные отступления от требований к курсовой работе. В частности: тема освещена частично; допущены фактические ошибки в содержании курсовой работы; отсутствует вывод;
«неудовлетворительно» - курсовая работа отсутствует или ее тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
3. Содержание курсовой работы
по дисципилне «Инновационный менеджмент»
Курсовая работа по дисциплине «Инновационный менеджмент» включает в себя теоретическую и практическую часть. Для выполнения теоретической части курсовой работы рекомендуются следующие темы для изучения:
Темы курсовой работы по дисциплине «Инновационный менеджмент»
1. Государственное регулирование инновационной деятельности
2. Инновационная политика Российской Федерации
3. Основные методы стимулирования инновационной деятельности в РФ
4. Особенности инновационной политики развитых стран с развитой экономикой
5. Особенности инновационной политики стран с догоняющей экономикой
6. Основные инструменты государственного регулирования инновационной деятельности
7. Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации
8. Механизмы защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации
9. Инновационный климат страны (региона): способы оценки
10. Научно-технические кластеры как современная форма организации инновационной деятельности
11. Правовое регулирование инновационной деятельности в РФ
12. Методы государственного регулирования инновационных процессов
13. Технопарки и бизнес-инкубаторы и их роль в развитии инновационного бизнеса
14. Инновационные проекты в высшем образовании в России и за рубежом
15. Развитие инновационного потенциала региона
16. Формы государственной поддержки инновационной деятельности
17. Инновационные технологии в российской системе высшего образования
18. Инновационные технологии в российской авиационно-космической отрасли
19. Научно-технический и инновационный потенциал России
20. Система управления научно-техническим развитием региона
21. Приоритетные направления науки и техники, критические технологии Российской Федерации в начале XXI в.
22. Зарубежный опыт развития инновационной сферы страны
23. Роль государства в управлении инновационными процессами в различных отраслях
24. Инновационная концепция «Умный город» и её реализация в России
25. Инвестиционная и инновационная политика государства
26. Система инновационного менеджмента в бюджетной организации
27. Инновационный фактор роста национальной экономики
28. Проблемы инновационного развития России на современном этапе
29. Национальная стратегия инновационного развития России
30. Инновационная модель экономического роста и российская экономика
31. Развитие наноиндустрии в России
32. Проблемы перехода экономики России к инновационному типу экономического развития
33. Прогнозирование научно-технического и технологического развития
34. Инновационная деятельность российских государственных корпораций
35. Мировые центры технологического развития и их стратегии
36. Государственная поддержка инновационных проектов: анализ российской и зарубежной практики
Рекомендуемый объем теоретической части курсовой работы составляет от 20 до 25 печатных листов.
Практическая часть курсовой работы представляет собой выполнение расчетного задания по вариантам.
Каждый студент выбирает производство новой продукции в соответствии с вариантом (1–20) (табл. 2) в зависимости от порядкового номера по списку группы или рассчитывает собственный вариант исходя из профессиональных интересов.
Структура практической части курсовой работы
1. Исходные данные
2. Характеристика нововведения
3. План работ по осуществлению нововведения
3.1. Основные этапы инновационного проекта
3.2. Управление рисками инновационного проекта
3.3. Содержание и план работ
4. Расчет показателей проекта
4.1. Планирование продаж
4.2. Учет инфляции
4.3. Определение ставки дисконта
4.4. Денежные потоки проекта
Табл. 2. Исходные данные. Данные о нововведении
и предприятии по вариантам
Вари- ант | Нововведение |
Предприятие
Ленточный станок для распиловки брусьев
Скоростной теплоход на подводных крыльях
Зубоврачебное кресло с использованием но- вых методов лечения
Заточный станок для дереворежущего инструмента
Бытовой деревообра- батывающий станок
Суперкомпьютер
Заточный станок для твердоспл авного ин- струмента
Комплект оборудования для спутниковой связи
Монитор с повышенной разрешающей способностью
Приспособление для бензопилы, позво- ляющее распиливать
бревна на брусья и доски.
Бункер для хранения продуктов в инертном газе
Линия производства мебельных щитов
Комплект лазерного оборудования для
операций на глазе
Комплект оборудования для производства CD
Лазер для фигурной резки древесных ма-
териалов
Станок для заточки инструмента, осна- щенного поликри-
сталлическими алмазами (PCD)
Шлифовальный ста- нок высокой точно-
сти
Дверной замок по- вышенной секретно- сти
Монитор и вспомогательное оборудование для воспроизведения
стереоизображения
Прибор для электро-
массажа, реализую- щий новые решения
Продолжение табл. 2 |
В табл. 3 по вариантам представлены стоимость подготовительного этапа и этапа осушествления.
Табл. 3. Масштаб производства и стоимость этапа, тыс.руб.
(по вариантам)
Вариант
Масштаб произ- водства
Стоимость этапа, тыс. руб.
Подготовительный
Осуществления
Приклад- ное иссле- дование
Табл. 4. Содержание стадии для проекта создания нового продукта
Стадия проекта | Содержание стадии для проекта создания нового продукта |
Подготовительная | Прикладные исследования. Техническое предложение. Эскизный проект. |
Осуществления | Технический проект. Рабочая документация. Корректировка документации. |
Функционирования | Техническая подготовка производства |
Для расчета распространения нововведения необходимы данные, представленные в табл. 5
Табл. 5. Данные для расчета распространения нововведения
Вариант
Данные для расчета
Продолжение табл. 5 |
В табл. 6 представлены исходные данные для расчета прибыли.
Табл. 6. Исходные данные для расчета прибыли
Вариант
Инфляция в году номер, %
Валовая прибыль
С продажи единицы
Продукта, р.
1
15000,00
2
5500,00
3
15000,00
4
10000,00
5
3000,00
6
14000,00
7
10000,00
8
12000,00
9
15000,00
10
2000,00
11
20000,00
12
40000,00
13
14000,00
14
2500,00
15
4000,00
16
30000,00
17
3000,00
18
1800,00
19
7600,00
20
2800,00
Для выполнения курсовой работы следует ознакомиться с примером выполнения практической части курсовой работы, приведенным ниже.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Исходные данные
Для выполнения курсовой работы используются количественные данные, которые студент выбирает в соответствии с заданным вариантом. Пример оформления исходных данных для проектирования приведен в табл. 7.
Табл. 7. Исходные данные для проектирования
Наименование параметра | Обозначение | Значение |
Новая продукция | Струйные цветные принтеры с улучшенной цветопередачей | |
Предприятие | Завод, традиционно выпускающий матричные принтеры | |
Затраты на разработку, тыс. р.: прикладные исследования техническое предложение эскизный проект технический проект рабочая документация корректировка документации | 1200 80 90 400 12000 400 | |
Предельный уровень распространения принтеров, шт. | Nmax | 75000 |
Объём опытной партии | n0 | 50 |
Задача в освоении рынка | - | За 5 лет достигнуть уровня распространения 68000 шт. |
Отношение изменчивости доходности инвестиций в данной отрасли к изменчивости доходности инвестиций в целом по экономике | ß | 0,3 |
Валовая прибыль с продажи одного принтера в ценах нулевого периода, р. | - | 1500 |
Стоимость лицензии, тыс. р. | - | 200 |
Дополнительные затраты на маркетинг | - | 20% от объёма продаж |
Продолжение табл. 7 |
Характеристика нововведения
В этом разделе следует привести характеристику отрасли, для которой выбрано нововведение, дать характеристику общесистемных факторов и факторов восприимчивости технологической системы к нововведениям, перечислить классификационные признаки нововведения. Данные о нововведении и предприятии для вариантов приведены в табл. 2.
Различные сферы производственной, маркетинговой и управленческой деятельности имеют свои особенности и технологии. Под технологией понимается последовательность операций, в результате которых происходит превращение привлекаемых ресурсов в готовый продукт. Примеры технологий: строительство, машиностроение, проектирование и конструирование, обработка информации, управление и власть.
В зависимости от возможности использования потребителем различают три вида идеального продукта: материальный, энергетический и интеллектуальный.
Любой реальный продукт представляет собой различное сочетание перечисленных видов идеального продукта.
Предприятие представляет собой производственную систему, состоящую из отдельных взаимозависящих подсистем, каждая из которых по-своему воспринимает нововведение. Восприятие нововведения определяется параметрами производственной системы и параметрами нововведения. Поскольку производственная система состоит из организации, технологической системы и персонала, то все факторы, влияющие на скорость освоения нововведения, представляют в виде групп общесистемных факторов, факторов технологической системы, факторов организации и персонала.
В курсовой работе следует рассмотреть только первые две группы факторов. А именно общесистемную восприимчивость и восприимчивость технологической системы.
Общесистемная восприимчивость
Общесистемные факторы, определяющие восприимчивость производственной системы к восприятию нововведений, характеризуют ее взаимодействие с окружающей средой. Это степень диверсифицированности производства, стандартизация и коммуникационные свойства производственной системы.
Диверсифицированность производства заключается в разнообразии продуктовых линий предприятия. Она облегчает зарождение идей, создает условия для их реализации в одной из областей деятельности, способствует диффузии нововведений из одной области деятельности в другую.
Стандартизация заключается в изготовлении и использовании продуктов и процессов, имеющих стандартные параметры. Примеры стандартизации – формат хранения и передачи данных, напряжения питания устройств, позволяющие использовать массу совместимых устройств в персональном компьютере; формат упаковки видеоинформации, позволяющий просматривать видеоинформацию на компакт-дисках на устройствах различных изготовителей. Часто фиксированных значений параметров бывает недостаточно, в этих случаях используют параметрические ряды – мощности и размеров электродвигателей, чувствительности фотопленок. Стандартизация позволяет изменять отдельные элементы в технологическом процессе или выпускаемом продукте без радикальных изменений.
Коммуникационные свойства производственной системы определяются степенью открытости каналов информации предприятия по вопросам внедрения новой техники и технологии и степенью сотрудничества предприятий – разработчиков и потребителей нововведений. Если каналы такой информации открыты для конкурентов, то они могут строить свою информационную политику исходя из этой информации. При закрытых каналах информации каждый из конкурентов вынужден, опираясь на косвенную информацию, предполагать возможные действия остальных, и то, что они предполагают о его собственных действиях, такое взаимодействие называется рефлексивным.
Другим важным коммуникационным параметром является степень сотрудничества предприятий-разработчиков и потребителей нововведений. Очень немногие предприятия могут позволить себе содержание научно-исследовательских подразделений. Остальные предприятия, как правило, вынуждены пользоваться услугами предприятий-исследователей и разработчиков. В этом случае внедрение разработки будет более успешным и потребует меньше времени, если потребители разработки получат возможность влиять на ход разработки. Такое влияние может переходить во взаимопроникновение, выражающееся:
· в создании заказчиком временных подразделений у разработчика;
· создании разработчиком временных подразделений у заказчика;
· приведении испытаний опытных образцов на базе заказчика.
План работы по осуществлению нововведения
Табл. 9. План разработки и организации производства
Струйного принтера
Наименование этапа | Краткое содержание | Продолжи- тельность, мес. | Стои- мость, тыс. р. | Результат |
Прикладные иссле- дования | Исследование принципов функционирования струйного принтера с повышенным качеством печати | 6 мес. | 3600 (1200 на каждый вариант) | Техническое задание на разработку |
Опытно- | Р азработка конструк- | 6 мес. |
13 310, из них по этапам
3 Х 80
3 Х 90 400 12 000 400 | Конструк- |
конструкторские ра- | торской документации. | торская до- | ||
боты: | Изготовление и испы- | кументация, | ||
тание опытной партии, | опытный | |||
корректировка доку- | образец, акт | |||
ментации по результа- | испытаний | |||
техническое предло- | там исследований | |||
жение | ||||
эскизный проект | ||||
технический проект | ||||
рабочая документа- | ||||
ция | ||||
корректировка доку- | ||||
ментации | ||||
Подготовка произ- | Разработка технологи- | 3 мес. | 25 940 | Технологи- |
водства | ческой документации и | ческая до- | ||
изготовление техноло- | кументация, | |||
гической оснастки | технологи- | |||
ческая осна- | ||||
стка | ||||
Продвижение принтеров с повышенным качеством печати на рынок | Рекламная компания, | Постоянно | Текущие | Формирова- |
участие в выставках, | расходы | ние рынка, | ||
проведение семинаров | на марке- | увеличение | ||
тинг | продаж |
Продолжение табл. 9 |
Большое значение имеет не только общая сумма инвестиций, необходимых для исследований, разработок и подготовки производства, но и то, в какое время понадобятся эти инвестиции. Если эти работы выполняются различными подрядчиками, то для передачи документации необходимо полное ее оформление, и параллельное выполнение некоторых этапов становится невозможным. Если исполнитель по всем этапам один, становится возможным начать выпол нение некоторых этапов, не дожидаясь полного завершения предыдущих.
Продолжительность исследований и разработок может быть уменьшена за счет параллельного выполнения некоторых этапов проекта. Конструкторскую разработку можно начать, не дожидаясь оформления результатов прикладных исследований. Изготовление опытного образца можно начать, не дожидаясь полного оформления конструкторской документации, сократив продолжительность этапа. Разработку и изготовление технологической оснастки можно начать, когда появятся первые комплекты чертежей на узлы станка.
Расчет показателей проекта
Планирование продаж
Любой новый товар или услуга, предлагаемая на рынке, воспринимаются покупателями не сразу. Сначала появляется небольшое количество покупателей-новаторов, склонных к апробированию новинок, затем идет раннее большинство, позднее большинство, и наконец, консерваторы, последними признающие новинку. То же самое можно сказать и о восприятии фирмы на новом рынке. Количество продаж в этих случаях будет зависеть от уровня распространения нововведения.
Для товаров длительного пользования уровень распространения нововведения следует измерять количеством одновременно используемых единиц товара, например, количество одновременно работающих станков для раскроя бревен на целевом рынке. Уровень распространения нововведения определяется логистической кривой:
(3)
где n(t) – уровень распространения нововведения в момент времени t;
N – предел распространения нововведения; n0 – начальный уровень распространения; h – характеристика скорости распространения; e = 2,7.
Предел распространения нововведения имеет ту же размерность, что и уровень его распространения и зависит от емкости целевого рынка и планируемой доли фирмы на этом рынке. Начальный уровень распространения нововведения следует взять равным объему опытной партии. Характеристика скорости распространения нововведения определяется исходя из задачи достижения определенного уровня распространения нововведения за определенный промежуток времени при помощи формулы:
(4)
где N1 – планируемый уровень распространения нововведения в момент времени t1.
Например, если планировать маркетинговую деятельность таким образом, чтобы за 5 лет распространения нового товара долговременного использования достичь предела его распространения (68 000 шт.), тогда характеристика скорости распространения нововведения, определенная по приведенной выше формуле, будет равна 1,92, а количество продаж в году t можно определить, как разность между уровнем распространения товара в будущем (t + 1) и текущем (t) годах. То есть объем продаж для 0-го периода рассчитывается как уровень распространения для 1-го периода минус уровень распространения для 0-го периода и т. д. Объем продаж в последнем периоде рассчитывается как разность планируемого (68 000) и текущего уровня распространения нововведения (67 578,50).
Результаты расчетов можно представить в следующем виде (табл. 10).
Табл. 10. Расчёт объёма продаж инновационного продукта
Период
Год
0
1
2
3
4
5
Денежные потоки проекта, шт
284,46
1855,51
10412,05
30565,77
24410,71
421,50
1,00
1,40
1,93
2,61
3,52
4,58
426,69
3896,56
30142,88
119665,01
128888,55
2895,74
-200
-42850
-85,34
-779,31
-6028,58
-23933,00
-25777,71
-579,15
7141,67
7141,67
7141,67
7141,67
7141,67
7141,67
-17140
-66990,32
-4024,42
16972,64
88590,34
95969,17
-4825,08
0
0
3394,527
17718,07
19193,83413
0
-66990,32
-4024,42
13578,11
70872,27
76775,34
-4825,08
-59848,65
3117,25
20719,78
78013,94
83917,00
2316,59
1,00
0,71
0,5
0,36
0,25
0,18
-59848,65
2210,815
10421,9
27830,11
21231,14985
415,6744
Прибыль рассчитывается как разность между валовой прибылью и затратами на приобретение лицензии, НИОКР, маркетинг, амортизацию, страховку. Чистая прибыль – прибыль после налогообложения.
Величина денежного потока (Cash Flow) рассчитывается по формуле
CFi = Pri + Ai, (7)
где Pri – прибыль после налогообложения; Аi – амортизация.
Эта величина дисконтируется с помощью формулы
CFid = CF / (1 + E)i , (8)
где 1/(1 + Е)i – коэффициент дисконтирования.
4.5. Показатели проекта
Различают коммерческую, бюджетную и народнохозяйственную эффективность. Коммерческая эффективность учитывает финансовые последствия осуществления проекта. Бюджетная эффективность отражает финансовые последствия для федерального, регионального или местного бюджета. Народно-хозяйственная эффективность учитывает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта. В рамках курсовой работы рассчитывается коммерческая эффективность проекта.
Для определения экономической эффективности следует рассчитать показатель чистой текущей стоимости по формуле:
(9)
Чистая текущая стоимость (чистый приведенный эффект, чистый дисконтированный доход, Net Present Value, NPV) – сумма текущих стоимостей всех спрогнозированных, с учетом ставки дисконтирования, денежных потоков. Если NPV > 0, то проект следует принять; если NPV < 0, – следует отклонить; если NPV = 0, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным, и его реализация происходит на рассмотрение инвестора. В примере NPV = 2261 тыс. р.
Также необходимо рассчитать индекс рентабельности по формуле:
(10)
Под индексом рентабельности (PI) понимают величину, равную отношению приведенной стоимости ожидаемых потоков денег от реализации проекта к начальной стоимости инвестиций:
при этом если:
PI > 1, то проект следует принять; PI < 1, – отвергнуть;
PI = 1, – проект не является ни прибыльным, ни убыточным.
В примере PI = 1,038.
В отличие от чистого приведенного эффекта, индекс рентабельности является относительным показателем: он характеризует уровень доходов на единицу затрат, т. е. эффективность вложений – чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект. Благодаря этому критерий PI очень удобен при выборе одного проек- та из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV (в частности, если два проекта имеют одинаковое значение NPV, но разные объемы требуемых инвестиций, то очевидно, что выгоднее тот из них, который обеспечивает большую эффективность вложений), либо при комплектовании портфеля инвестиций в целях максимизации суммарного значения NPV.
Заключение
Курсовая работа по дисциплине «Инновационный менеджмент» направлена на подготовку выпускников, обладающих умениями и навыками, необходимыми для решения современных задач анализа, оценки и управления инновациями и различными проектами, реализуемыми на предприятиях.
Освоение компетенций, предусмотренных программой дисциплины «Инновационный менеджмент» и курсовой работы, выполняемой по данной дисциплине, обеспечивает закрепление теоретических знаний и практических навыков по данной дисциплине для студентов, обучающихся по программе бакалавриата направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
Список литературы
а) основная литература:
1.Волков, А.Т. Управление инновационной деятельностью: учеб. пособие /А.Т.Волков, С.Н.Яшин, Н.И.Яшина и др. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. – 492 с. (доступно в ЭБС «Консультант Студента», Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru)
2.Голубков, Е.П. Инновационный менеджмент/Е.П.Голубков. - М.: Инфра - М, 2013.-184 с. - Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=407403
3.Горфинкель, В.Я. Инновационный менеджмент/В.Я.Горфинкель. – М.: Инфра-М,2016.- 380с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=556293
4.Грибов, В.Д. Инновационный менеджмент/В.Д.Грибов. – М.: Инфра-М, 2013. - 311 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=372362
5. Дармилова, Ж. Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 168 с. (доступно в ЭБС «Консультант Студента», Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru).
6.Попов, В.Л. Управление инновационными проектами/В.Л.Попов. – М: Инфра-М, 2014. – 336 с.- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=455400
7. Инновационный менеджмент: метод. указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для бакалавров и специалистов по специальности 080507 – менеджмент организации / сост.: М. В. Аристова, А. Б. Серебрякова; СПбГАСУ. – СПб., 2010. – 32 с.
8.Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент /В.М. Кожухар– М.: Дашков и К, 2014. – 292 с. (доступно в ЭБС «Консультант студента», Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru).
9. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник/В.Г.Медынский. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 295 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=768557
10. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент/А.М.Мухамедьяров. – М.: Инфра-М, 2012. – 176 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=345814
б) дополнительная литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ.
2. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-I.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2008.
4. Агарков, А.П. Управление инновационной деятельностью. [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 208 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=512013
5. Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров. [Электронный ресурс]/Ю.М.Беляев.- М.:Дашков и К, 2013, 220 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=415047
6. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: Учебник для бакалавров/Е.И.Данилина. - М.: Дашков и К, 2016. - 208 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515755
в) Интернет-ресурсы:
- 9000innovations.ru – портал 9000 инноваций, супермаркет инноваций
- Infoexp.ru/nod/42- портал, разработанный Минэкономразвития России
- Nauki-online.ru/innovacii-konkursy- глобальный инновационно-образовательный портал
- http://ris.extech.ru/library/infosources.php Портал - Инновационное развитие регионов российской Федерации;
- innov-zakupki.ru;
- http://top/rbc.ru- бизнес-портал от группы «Руссбизнесконсатинг»
- startupy.ru - бизнес-идеи, новые технологии, инвестиции.
- innovation.gov.ru- портал об инновациях и презентации проектов
- sci-innov.ru- федеральный портал по научной и инновационной деятельност
- innovbusiness.ru- информационный портал об инновационном бизнесе
- strf.ru-портал науке и технологии в России
- http://ac.gov.ru/projects/public-projects/04840.html
- http://cluster.hse.ru/cluster-policy/docs/Инновационная%20Россия%202020%20-%20Коллектив%20авторов.pdf
- http://www.rusventure.ru/ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Кафедра менеджмента и государственного управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
На тему: «»
Работу выполнил студент
Группы______________
___________И.О. Фамилия
(подпись)
Номер зачетной книжки_____
Проверил: к.э.н., доцент
______________ Борисов С.А.
Нижний Новгород
2018 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отзыв на курсовую работу
студента группы _________________
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О.
по дисциплине ________________________________________________________________________________
Тема работы ___________________________________________________________________
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению курсовой работы по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Учебно-программное издание
Рекомендовано методической комиссией института экономики и предпринимательства для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Нижний Новгород
2018
УДК 37.022: 65.06.04 (075.8)
ББК Ч.215+У9(2)212.5я 73-5
М 54
Методические Указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Инновационный менеджмент»: Учебно-программное издание. Составители: Борисов С.А., Тихонов С.В. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 29 стр.
Рецензент: Трофимов О.В., д.э.н., профессор
Учебно-программное издание предназначено для студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», предназначено для методической поддержки студента во время подготовки и защиты курсовой работы по дисциплине «Инновационный менеджмент», выполняемой с целью закрепления, расширения, углубления и систематизации знаний, полученных при изучении дисциплины.
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии ИЭП ННГУ,
к.э.н., доцент Едемская С.В.
УДК 37.022: 65.06.04 (075.8)
ББК Ч.215+У9(2)212.5я 73-5
© Национальный исследовательский
Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1.Задачи курсовой работы.. 4
2. Порядок и правила оформления курсовой работы.. 5
3. Содержание курсовой работы.. 9
Заключение. 25
Список литературы.. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 27
Введение
Курсовое проектирование является одним из элементов учебного процесса по подготовке бакалавров. Успешная подготовка и защита курсовой работы способствует закреплению и углублению полученных теоретических знаний, развитию умения ставить и решать практические задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Задачи курсовой работы
- закрепление и расширение теоретических знаний в области инновационного менеджмента;
- закрепление и расширение практических навыков и умений в области анализа и оценки эффективности осуществления инновационной деятельности на предприятии.
При выполнении курсовой работы студент должен пользоваться знаниями, полученными им на лекционных и практических занятиях по курсу «Инновационный менеджмент», а также при изучении специализированной литературы, материалами государственного комитета по статистике РФ и др.
Учебно-программное издание ориентировано на формирование профессиональных компетенций:
ПК-1: умение определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
ПК-13: способность использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий
ПК-14: способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования
1. Задачи курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Инновационный менеджмент» для студентов направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Государственное и муниципальное администрирование» предусмотрена Федеральным государственным образовательным стандартом Высшего образования.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 407.