МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»
Семинар 1. Тема: Цели и задачи изучения истории медицины. Методы изучения.
Цель занятия: определить понятия истории медицины, показать ее значения для подготовки врача.
Задачи:
1. Обучить студентов анализу источников, содержащих материалы по истории медицины: учебники, художественные произведения и произведения искусства, медицинские раритеты, интернет.
2. Разъяснить методологию и методику изучения предмета, систему оценки качества усвоения культурных и профессиональных компетенций.
Основные понятия темы: история медицины как наука, предмет преподавания, историческая форма, смежные науки, в том числе философия, методы исследования истории медицины: археология, палеонтология, этнография.
Основные вопросы семинара:
1. Определение истории медицины как науки и предмета преподавания.
2. Цели и задачи истории медицины.
3. Взаимосвязь развития медицины с историческими формациями, уровнем развития смежных наук и философскими идеями.
4. Значение изучения истории медицины для подготовки врача.
5. Источники и методы изучения истории медицины.
6. Общая методика изучения курса истории медицины.
7. Роль личности в развитии медицины.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Примеры взаимосвязи истории медицины с философскими идеями в разные исторические периоды.
2. Анализ взаимосвязи истории медицины с уровнем развития смежных наук.
3. Экономические и социальные потребности общества и их влияние на развитие медицины.
Тема: Медицина первобытного общества. Первые гигиенические навыки.
(на самостоятельное изучение)
Основные понятия темы: периодизация развития общества, эмпирический опыт, тотемизм, шаманизм, анимизм, фетишизм, лечебная магия, лекарствоведение.
План:
1. Методы врачевания в период становления первобытнообщинного строя.
2.Коллективный характер оказания медицинской помощи.
3.Методы врачевания в период расцвета первобытнообщинного строя
4.Рациональные и иррациональные приемы врачевания.
5.Медицины в период разложения первобытнообщинного строя.
6.Появление и подготовка врача – профессионала
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Сложные хирургические операции, используемые первобытными врачевателями.
2. Эмпирическое применение лекарственных средств первобытными народами
Семинар 3.
Тема: Развитие медицины в Арабских халифатах и Средней Азии ( VII - X в.в.)
Цель занятия: Показать общие закономерности всемирно-исторического процесса развития врачевания в Арабских халифатах и Средней Азии
Задачи:
1. Раскрыть объективные причины развития медицины и фармации на Востоке.
2. Выяснить какое влияние оказала культура и религия на медицину и фармацию в Арабских странах
Основные понятия темы: религия, медресе, офтальмология, окулист, каутеризация, катаракта, малый круг кровообращения, кетгут.
План:
1. Медицинское образование в арабских халифатах.
2. Представление о болезни, лечение внутренних болезней и зубоврачевание.
3. Больничное дело, вклад Абу Бакр ал-Рази в его развитие
4. Развитие хирургии в Арабских халифатах
5. Учение о глазных болезнях
6. Вклад Абу Али ибн Сины в развитие медицины в Средней Азии
7. « Канон медицины» Ибн Сины – энциклопедия медицинских знаний
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Организация медицинского обслуживания населения в Арабских халифатах
2. Методологическая основа понимания причин болезни в трудах ученых Средневекового Востока
3. Развитие алхимии, аптеки, больницы, медицинские школы.
Доклады и сообщения:
1. Абу – л – Касим аз Захрави и его « трактат о хирургии и интструментах»
2. Культура и религия Арабских халифатов
3. « Канон врачебной науки» Авиценны и его влияние на развитие медицины в Европе
Вопросы:
1. Источники и методы изучения истории медицины.
2. Связь медицины со смежными науками.
3. Источники информации о болезнях и врачевании в первобытную эру.
4. Зарождение коллективного врачевания.
5. Дать определение понятию: тотемизм, фетишизм, шаманим.
6. Дать определение понятию: анимизм, лечебная магия.
7. Знахарь и его подготовка.
8. Хирургические приемы врачевания .
9. Дать определение понятию: народная медицина и ее характеристика.
10. Дать определение понятию: традиционная медицина и ее характеристика.
11. Дать определение понятию: научная медицина и ее характеристика.
12. Бальзамирование умерших. Знание о строение человеческого тела.
13. Древнеегипетские папирусы и их значение для изучения медицины.
14. Гигиенические традиции в Египетском государстве.
15. Врачебная этика Древнего Египта.
16. Дать определение понятию: Аюрведа- содержание, значение для медицины.
17. Медицинское дело в Древней Индии.
18. Врачебная этика древнеиндийских вречевателей.
19. Методы диагностики в Древнем Китае.
20. Борьба с оспой в Древнем Китае.
21. Храмовая медицина в Древней Греции.
22. Законы двенадцати таблиц. Краткая характеристика.
23. Гален и его вклад в развитие медицины.
24. История медицины и фармации как наука и предмет преподавания.
25. Место истории медицины в формировании мировоззрения будущего врача.
26. Возникновение врачевания в человеческом обществе. Виды медицинской деятельности и первые лечебные средства растительного, минерального и животного происхождения.
27. Методы обследования больного. Учение о пульсе. Система традиционного врачевания Чжэнь-цзю – иглоукалывание и прижигание.
28. Гиппократ. Его достижения в области медицины. Значение деятельности Гиппократа.
29. Медицина в Арабских странах.
30. Учение о глазных болезнях в арабских халифатах и Средней Азии.
31. Медицина в Арабских халифатах : вклад в создание аптек, больниц и проведение противоэпидемических мероприятий.
32. Культура и религия Арабских халифатов.
33. Видные врачи Древнего Рима: Асклепиад, Цельс.
34. Жизнь и деятельность Авиценны «Канон врачебной науки».
Задачи:
1.Раскрыть особенности развития медицины Средневековья и ее влияние на развитие мировой науки.
2.Определить влияние выдающихся ученых Средневековья на развитие медицины и их вклад в становление отдельных направлений этой науки.
3. Показать влияние религии на медицину Средневековья.
Основные понятия темы: цивилизация, госпитали, университет, врачебная практика, факультет, студент, бакалавр, магистр, схоластика, инквизиция, внутренние болезни, лазарет.
План:
1. Образование и медицина. Первые медицинские факультеты в университетах Западной Европы.
2. Организация больничного дела в Западной Европе (V-XV в.в.).
3. Схоластика как метод средневекового образования.
4. Эпидемии повальных болезней и борьба с ними. Лазареты. Карантины.
5. Влияние церкви на развитие медицины.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1.Развитие медицинского образования в Средневековой Европе. Салернский кодекс здоровья.
2.Становление университетов.
Доклады и сообщения:
1. Галенизм в средневековой медицине.
2. «Черная смерть» 1346- 1348г.г. в Западной Европе.
3. Развитие фармации в средние века.
4. Церковь, наука и фармация в Западной Европе.
5. Развитие хирургии в период средневековья.
Семинар 5. Тема: Медицина Киевской Руси ( IX – XII в.в.) и Московского государства ( XV - XVII в.в.)
Цель занятия: Показать историю становления и развития лекарствоведения, зубоврачевания и медицины в Древней Руси и ее связь с всемирно-историческими процессами. Показать основные этапы и закономерности становления государственной медицины в России.
Задачи:
1. Раскрыть объективные причины развития народной медицины Древней Руси.
2. Определить целесообразность формирования государственной медицины в Московском Государстве.
3. Найти взаимосвязь между государственной, народной и монастырской медицины.
Основные понятия темы: травники, лечебники, лечебные свойства бани, монастырская медицина, аптекарский приказ, государственная медицина, гражданские больницы, кровопуски, повивальная бабка, резальники, зубоволоки.
План:
1. Развитие народной медицины в Древней Руси. Зарождение монастырской медицины на Руси. Приемы врачевания и лекарствоведения в монастырях.
2. Светские врачи и светская медицина в Киевской Руси.
3. Зарождение государственной медицины в Московском государстве. Аптекарский приказ: структура, функции, назначение.
4. Первые гражданские больницы.
5. Народные способы и приемы врачевания. Монастырская медицина и ее значение в организации ухода и лечения больных.
6. Подготовка медицинских кадров. Школа русских лекарей.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1.Первые письменные источники медицинских знаний. Способы и приемы народной медицины
2.Византийская медицина, наука и религия. Санитарно-гигиеническое направление в государстве.
Доклады и сообщения:
1. Первые русские монахи врачеватели (Антоний, Агапит, Алимпий).
2. Монастырские и гражданские больницы – сходство и отличия в методах лечения.
3. Борьба с эпидемиями особо опасных инфекций.
План:
1.Характеристика политического, социального, экономического и культурного развития России XVIII веке.
2.Реформы Петра I и формирование профессиональной медицины в России. Организация медицинской помощи в России в XVIII веке.
3.Управление медицинским делом в России в XVIII веке (П.З.Кондоиди). Генеральный регламент.
4.Госпитальные школы и их роль в подготовке медицинских кадров. Николай Бидлоо.
5.Вклад отечественных ученых в развитие медицинской науки и практики (Д.Самойлович, А.М.Шумлянский, Н.М.Максимович-Амбодик, С.Г.Зыбелин, К.И.Щепин и др.).
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Борьба с эпидемиями инфекционных болезней в Московском государстве.
2. Законы Петра Первого о преобразовании медицины и зубоврачевании в России.
Доклады и сообщения:
1. С.Зыбелин – первый русский профессор, роль в развитии приемов ухода за ребенком.
2. Д. Самойлович – первый отечественный эпидемиолог.
3. Н. Максимович- Амбодик – первый отечественный педиатр.
План:
1.Развитие теоретической медицины в первой половине XIX века. Отечественные научные школы:
· Анатомическая (П.Загорский);
· Экспериментальная физиология (А. Филомафитский)
2.Развитие клинической медицины:
· Деятельность М.Я. Мудрова и И.Е. Дядьковского в развитии терапии
· ДеятельностьИ.Ф. Буша и И.В. Буяльского в развитие хирургии
3.Развитие Отечественной физиологии во второй половине XIX века
4.Развитие микробиологии и иммунологии: Л.С. Ценковский, И.И. Мечников, Г.Н.Габричевский, Н.Ф. Гамалеи.
5.Формирование и развитие школы отечественных анатомов (В.П. Воробьянов, В.Н. Тонков, В.Н. Шевкуненко).
6.Формирование и развитие школы отечественных физиологов (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л. А. Орбели)
7.Формирование и развитие школы отечественных микробиологов( Н.Ф. Гамалея, Т.Н. Габричевский, Е.Н. Павловский)
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Общественно - политическая и экономическая обстановка в России в XIX веке.
2. Развитие гигиены в России (А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман)
3. Разработка медицинской техники и инструментария. Деятельность И.В. Буяльского.
Доклады и сообщения:
1. Н.И. Пирогов – великий русский анатом и хирург.
2. Медицина в Отечественную войну 1812 года.
ВАРИАНТ № 4.
1. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ В АРАБСКИХ ХАЛИФАТАХ.
2. ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В РОССИИ.
ВАРИАНТ № 5.
1. МОНАСТЫРСКАЯ МЕДИЦИНА. ПЕРВЫЕ РУССКИЕ МОНАХИ-ВРАЧЕВАТЕЛИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЕДИЦИНЫ.
2. ИДЕИ М.В. ЛОМОНОСОВА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ.
ВАРИАНТ № 6.
1. НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА КИЕВСКОЙ РУСИ.
2. АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ В XVIII ВЕКЕ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»
Семинар 1. Тема: Цели и задачи изучения истории медицины. Методы изучения.
Цель занятия: определить понятия истории медицины, показать ее значения для подготовки врача.
Задачи:
1. Обучить студентов анализу источников, содержащих материалы по истории медицины: учебники, художественные произведения и произведения искусства, медицинские раритеты, интернет.
2. Разъяснить методологию и методику изучения предмета, систему оценки качества усвоения культурных и профессиональных компетенций.
Основные понятия темы: история медицины как наука, предмет преподавания, историческая форма, смежные науки, в том числе философия, методы исследования истории медицины: археология, палеонтология, этнография.
Основные вопросы семинара:
1. Определение истории медицины как науки и предмета преподавания.
2. Цели и задачи истории медицины.
3. Взаимосвязь развития медицины с историческими формациями, уровнем развития смежных наук и философскими идеями.
4. Значение изучения истории медицины для подготовки врача.
5. Источники и методы изучения истории медицины.
6. Общая методика изучения курса истории медицины.
7. Роль личности в развитии медицины.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Примеры взаимосвязи истории медицины с философскими идеями в разные исторические периоды.
2. Анализ взаимосвязи истории медицины с уровнем развития смежных наук.
3. Экономические и социальные потребности общества и их влияние на развитие медицины.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 312.