Семинар 1. Тема: Цели и задачи изучения истории медицины. Методы изучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»



Семинар 1. Тема: Цели и задачи изучения истории медицины. Методы изучения.

Цель занятия: определить понятия истории медицины, показать ее значения для подготовки врача.

Задачи:

1. Обучить студентов анализу источников, содержащих материалы по истории медицины: учебники, художественные произведения и произведения искусства, медицинские раритеты, интернет.

2. Разъяснить методологию и методику изучения предмета, систему оценки качества усвоения культурных и профессиональных компетенций.

Основные понятия темы: история медицины как наука, предмет преподавания, историческая форма, смежные науки, в том числе философия, методы исследования истории медицины: археология, палеонтология, этнография.

Основные вопросы семинара:

1. Определение истории медицины как науки и предмета преподавания.

2. Цели и задачи истории медицины.

3. Взаимосвязь развития медицины с историческими формациями, уровнем развития смежных наук и философскими идеями.

4. Значение изучения истории медицины для подготовки врача.

5. Источники и методы изучения истории медицины.

6. Общая методика изучения курса истории медицины.

7. Роль личности в развитии медицины.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Примеры  взаимосвязи истории медицины с философскими идеями в разные исторические периоды.

2. Анализ взаимосвязи истории медицины с уровнем развития смежных наук.

3. Экономические и социальные потребности общества и их влияние на развитие медицины.

Тема: Медицина первобытного общества. Первые гигиенические навыки.

(на самостоятельное изучение)

Основные понятия темы: периодизация развития общества, эмпирический опыт, тотемизм, шаманизм, анимизм, фетишизм, лечебная магия, лекарствоведение.

План:

1. Методы врачевания в период становления первобытнообщинного строя.

2.Коллективный характер оказания медицинской помощи.

3.Методы врачевания в период расцвета первобытнообщинного строя

4.Рациональные и иррациональные приемы врачевания.

5.Медицины в период разложения первобытнообщинного строя.

6.Появление и подготовка врача – профессионала

 

 Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Сложные хирургические операции, используемые первобытными врачевателями.

2. Эмпирическое применение лекарственных средств первобытными народами

Семинар 3.

Тема: Развитие медицины в Арабских халифатах и Средней Азии ( VII - X в.в.)

Цель занятия: Показать общие закономерности всемирно-исторического процесса развития врачевания в Арабских халифатах и Средней Азии

Задачи:

1. Раскрыть объективные причины развития медицины и фармации на Востоке.

2. Выяснить какое влияние оказала культура и религия на медицину и фармацию в     Арабских странах

Основные понятия темы: религия, медресе, офтальмология, окулист, каутеризация, катаракта, малый круг кровообращения, кетгут.

План:

1. Медицинское образование в арабских халифатах.

2. Представление о болезни, лечение внутренних болезней и зубоврачевание.

3. Больничное дело, вклад Абу Бакр ал-Рази в его развитие

4. Развитие хирургии в Арабских халифатах

5. Учение о глазных болезнях

6. Вклад Абу Али ибн Сины в развитие медицины в Средней Азии

7. « Канон медицины» Ибн Сины – энциклопедия медицинских знаний

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Организация медицинского обслуживания населения в Арабских халифатах

2. Методологическая основа понимания причин болезни в трудах ученых Средневекового Востока

3. Развитие алхимии, аптеки, больницы, медицинские школы.

Доклады и сообщения:

1. Абу – л – Касим аз Захрави и его « трактат о хирургии и интструментах»

2. Культура и религия Арабских халифатов

3. « Канон врачебной науки» Авиценны и его влияние на развитие медицины в Европе

Вопросы:

1. Источники и методы изучения истории медицины.

2. Связь медицины со смежными науками.

3. Источники информации о болезнях и врачевании в первобытную эру.

4. Зарождение коллективного врачевания.

5. Дать определение понятию: тотемизм, фетишизм, шаманим.

6. Дать определение понятию: анимизм, лечебная магия.

7. Знахарь и его подготовка.

8. Хирургические приемы врачевания .

9. Дать определение понятию: народная медицина и ее характеристика.

10. Дать определение понятию: традиционная медицина и ее характеристика.

11. Дать определение понятию: научная медицина и ее характеристика.

12. Бальзамирование умерших. Знание о строение человеческого тела.

13. Древнеегипетские папирусы и их значение для изучения медицины.

14. Гигиенические традиции в Египетском государстве.

15.  Врачебная этика Древнего Египта.

16. Дать определение понятию: Аюрведа- содержание, значение для медицины.

17. Медицинское дело в Древней Индии.

18. Врачебная этика древнеиндийских вречевателей.

19. Методы диагностики в Древнем Китае.

20.  Борьба с оспой в Древнем Китае.

21. Храмовая медицина в Древней Греции.

22. Законы двенадцати таблиц. Краткая характеристика.

23. Гален и его вклад в развитие медицины.

24. История медицины и фармации как наука и предмет преподавания.

25.  Место истории медицины в формировании мировоззрения будущего врача.

26. Возникновение врачевания в человеческом обществе. Виды медицинской деятельности и первые лечебные средства растительного, минерального и животного происхождения.

27. Методы обследования больного. Учение о пульсе. Система традиционного врачевания Чжэнь-цзю – иглоукалывание и прижигание.

28. Гиппократ. Его достижения в области медицины. Значение деятельности Гиппократа.

29. Медицина в Арабских странах.

30. Учение о глазных болезнях в арабских халифатах и Средней Азии.

31. Медицина в Арабских халифатах : вклад в создание аптек, больниц и проведение противоэпидемических мероприятий.

32. Культура и религия Арабских халифатов.

33.  Видные врачи Древнего Рима: Асклепиад, Цельс.

34. Жизнь и деятельность Авиценны «Канон врачебной науки».

Задачи:

1.Раскрыть особенности развития медицины Средневековья и ее влияние на развитие мировой науки.

2.Определить влияние выдающихся ученых Средневековья на развитие медицины и их вклад в становление отдельных направлений этой науки.

3. Показать влияние религии на медицину Средневековья.

Основные понятия темы: цивилизация, госпитали, университет, врачебная практика, факультет, студент, бакалавр, магистр, схоластика, инквизиция, внутренние болезни, лазарет. 

План:

1. Образование и медицина. Первые медицинские факультеты в университетах Западной Европы.

2. Организация больничного дела в Западной Европе (V-XV в.в.).

3. Схоластика как метод средневекового образования.

4. Эпидемии повальных болезней и борьба с ними. Лазареты. Карантины.

5. Влияние церкви на развитие медицины.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1.Развитие медицинского образования в Средневековой Европе. Салернский кодекс здоровья.

2.Становление университетов.

Доклады и сообщения:

1. Галенизм в средневековой медицине.

2.  «Черная смерть» 1346- 1348г.г. в Западной Европе.

3. Развитие фармации в средние века.

4. Церковь, наука и фармация в Западной Европе.

5.  Развитие хирургии в период средневековья.

 Семинар 5. Тема: Медицина Киевской Руси ( IX – XII в.в.) и Московского государства ( XV - XVII в.в.)

 Цель занятия: Показать историю становления и развития лекарствоведения, зубоврачевания и медицины в Древней Руси и ее связь с всемирно-историческими процессами. Показать основные этапы и закономерности становления государственной медицины в России.

Задачи:

1. Раскрыть объективные причины развития народной медицины Древней Руси.

2. Определить целесообразность формирования государственной медицины в Московском Государстве.

3. Найти взаимосвязь между государственной, народной и монастырской медицины.

Основные понятия темы: травники, лечебники, лечебные свойства бани, монастырская медицина, аптекарский приказ, государственная медицина, гражданские больницы, кровопуски, повивальная бабка, резальники, зубоволоки.

План:

1. Развитие народной медицины в Древней Руси. Зарождение монастырской медицины на Руси. Приемы врачевания и лекарствоведения в монастырях.

2. Светские врачи и светская медицина в Киевской Руси.

3. Зарождение государственной медицины в Московском государстве. Аптекарский приказ: структура, функции, назначение.

4. Первые гражданские больницы.

5. Народные способы и приемы врачевания. Монастырская медицина и ее значение в организации ухода и лечения больных.

6. Подготовка медицинских кадров. Школа русских лекарей.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1.Первые письменные источники медицинских знаний. Способы и приемы народной медицины

2.Византийская медицина, наука и религия. Санитарно-гигиеническое направление в государстве.

Доклады и сообщения:

1. Первые русские монахи врачеватели (Антоний, Агапит, Алимпий).

2. Монастырские и гражданские больницы – сходство и отличия в методах лечения.

3. Борьба с эпидемиями особо опасных инфекций.

План:

1.Характеристика политического, социального, экономического и культурного развития России XVIII веке.

2.Реформы Петра I и формирование профессиональной медицины в России. Организация медицинской помощи в России в XVIII веке.

3.Управление медицинским делом в России в XVIII веке (П.З.Кондоиди). Генеральный регламент.

4.Госпитальные школы и их роль в подготовке медицинских кадров. Николай Бидлоо.

5.Вклад отечественных ученых в развитие медицинской науки и практики (Д.Самойлович, А.М.Шумлянский, Н.М.Максимович-Амбодик, С.Г.Зыбелин, К.И.Щепин и др.).

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Борьба с эпидемиями инфекционных болезней в Московском государстве.

2. Законы Петра Первого о преобразовании медицины и зубоврачевании в России.

Доклады и сообщения:

1. С.Зыбелин – первый русский профессор, роль в развитии приемов ухода за ребенком.

2. Д. Самойлович – первый отечественный эпидемиолог.

3. Н. Максимович- Амбодик – первый отечественный педиатр.

План:

1.Развитие теоретической медицины в первой половине XIX века. Отечественные научные школы:

· Анатомическая (П.Загорский);

· Экспериментальная физиология (А. Филомафитский)

2.Развитие клинической медицины:

· Деятельность М.Я. Мудрова и И.Е. Дядьковского в развитии терапии

· ДеятельностьИ.Ф. Буша и И.В. Буяльского в развитие хирургии

3.Развитие Отечественной физиологии во второй половине XIX века

4.Развитие микробиологии и иммунологии: Л.С. Ценковский, И.И. Мечников, Г.Н.Габричевский, Н.Ф. Гамалеи.

5.Формирование и развитие школы отечественных анатомов (В.П. Воробьянов, В.Н. Тонков, В.Н. Шевкуненко).

6.Формирование и развитие школы отечественных физиологов (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л. А. Орбели)

7.Формирование и развитие школы отечественных микробиологов( Н.Ф. Гамалея, Т.Н. Габричевский, Е.Н. Павловский)

 

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Общественно - политическая и экономическая обстановка в России в XIX веке.

2. Развитие гигиены в России (А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман)

3. Разработка медицинской техники и инструментария. Деятельность И.В. Буяльского.

Доклады и сообщения:

1.  Н.И. Пирогов – великий русский анатом и хирург.

2. Медицина в Отечественную войну 1812 года.

ВАРИАНТ № 4.

1. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ В АРАБСКИХ ХАЛИФАТАХ.

2. ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В РОССИИ.

                                                          

                                                                  ВАРИАНТ № 5.

1. МОНАСТЫРСКАЯ МЕДИЦИНА. ПЕРВЫЕ РУССКИЕ МОНАХИ-ВРАЧЕВАТЕЛИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЕДИЦИНЫ.

2. ИДЕИ М.В. ЛОМОНОСОВА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ.

                                                                                     ВАРИАНТ № 6.

1. НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА КИЕВСКОЙ РУСИ.

2. АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ В XVIII ВЕКЕ.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»



Семинар 1. Тема: Цели и задачи изучения истории медицины. Методы изучения.

Цель занятия: определить понятия истории медицины, показать ее значения для подготовки врача.

Задачи:

1. Обучить студентов анализу источников, содержащих материалы по истории медицины: учебники, художественные произведения и произведения искусства, медицинские раритеты, интернет.

2. Разъяснить методологию и методику изучения предмета, систему оценки качества усвоения культурных и профессиональных компетенций.

Основные понятия темы: история медицины как наука, предмет преподавания, историческая форма, смежные науки, в том числе философия, методы исследования истории медицины: археология, палеонтология, этнография.

Основные вопросы семинара:

1. Определение истории медицины как науки и предмета преподавания.

2. Цели и задачи истории медицины.

3. Взаимосвязь развития медицины с историческими формациями, уровнем развития смежных наук и философскими идеями.

4. Значение изучения истории медицины для подготовки врача.

5. Источники и методы изучения истории медицины.

6. Общая методика изучения курса истории медицины.

7. Роль личности в развитии медицины.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Примеры  взаимосвязи истории медицины с философскими идеями в разные исторические периоды.

2. Анализ взаимосвязи истории медицины с уровнем развития смежных наук.

3. Экономические и социальные потребности общества и их влияние на развитие медицины.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 279.