1
Аудиторные занятия (всего), в том числе:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа студента (СРС):
изучение нормативно-правовой документации, заполнение дневников, подготовка к зачету.
ИТОГО: Общая трудоемкость
7.2 содержание практики
№ п/п | Разделы практики (тематика занятий) | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов | Всего часов |
1 | Знакомство с организацией работы аптечного предприятия, с его основной задачей и функциями. Вводный инструктаж по безопасным условиям труда. Изучение правил внутреннего трудового распорядка. Знакомство с нормативными документами по санитарному режиму, правилам хранения лекарственных средств, охране труда и технике безопасности. Знакомство со структурой аптечного предприятия и вычерчивание схематичного плана аптеки (количество отделов, их назначение, задачи и содержание работы отделов). Знакомство со штатом аптеки: руководящим, хозяйственно-обслуживающим, фармацевтическим, вспомогательным. Функции персонала аптеки. Анализ состава и размещения помещений аптеки, взаимосвязи помещений | Студент должен уметь: 1. использовать нормативную, справочную литературу по организации деятельности аптечной организации; 2. формулировать основную задачу и функции аптечной организации; 3. ориентироваться в формах собственности аптечных организаций; 4. классифицировать должности персонала аптечной организации и их основные обязанности; 5. дифференцировать организационную структуру и состав помещений аптечной организации; 6. оценивать правильность внешнего и внутреннего оформления аптечной организации; | 18 |
2 | Знакомство с организационной работой в отделах на рабочем месте провизора по приему рецептов и отпуску лекарств, на рабочем месте провизора в ассистентской комнате по изготовлению лекарств, на рабочем месте провизора по контролю качества лекарств, на рабочем месте провизора в отделе запасов, на рабочем месте провизора в отделах готовых лекарств и безрецептурного отпуска. Знакомство с оснащением аптеки: оборудование и инвентарь, использование средств малой механизации. Ознакомление с регламентами по санитарному режиму аптеки. Знакомство с асептическими условиями производства лекарственных препаратов, аппаратурой для фильтрования, стерилизации, а также с аппаратурой для получения, хранения и подачи воды очищенной, воды для инъекций на рабочее место, изучение НД, регламентирующих санитарный режим аптек. Знакомство с принципами хранения в аптеке лекарственных средств с учетом токсикологических, фармакологических, физико-химических свойств, хранения, сроков годности. Участие в размещении поступившего товара по местам хранения. | Студент должен уметь: 1. характеризовать помещения аптеки и оборудование в соответствии с их назначением; 2. объяснять порядок размещения технического, хозяйственного оборудования и оснащения рабочих мест аптечных организаций; 3. объяснять условия получения, хранения и подачи воды очищенной и для инъекций на рабочее место. 4. пользоваться специальной литературой, нормативными документами (приказы, инструкции и др.) по обеспечению санитарного режима в аптеке, правилам хранения товаров аптечного ассортимента. 5. осуществлять надлежащую практику хранения лекарственных средств. | 18 |
3 | Знакомство на рабочем месте провизора в ассистентской комнате по изготовлению лекарств. Приобретение практических навыков по обеспечению санитарного режима в аптеке. Овладение методикой мытья и обработки аптечной посуды. Требования к личной и профессиональной гигиене сотрудников, правила уборки производственных помещений. Санитарные мероприятия, проводимые в аптеке. Санитарные требования к условиям изготовления нестерильных лекарственных средств в аптеке. Знакомство и участие в обработке, мойке, сушке аптечной посуды, Обработка и мойка бюреточной установки, аптечных пипеток, ступок, пробок (резиновых, стеклянных, полиэтиленовых). | Студент должен уметь: 1. выполнять санитарные требования к помещениям, оборудованию аптек. 2. уметь готовить все дезинфицирующие растворы, используемые в аптеке (в дневнике следует отразить перечень дезинфицирующих растворов и их назначение, а также описать приготовление одного из них); 3. проводить уборку помещений и оборудования аптечной организации с применением моющих и дезинфицирующих средств; 4. выполнять санитарно-гигиенические требования к персоналу аптечной организации; 5. мыть и обрабатывать посуду новую и бывшую в употреблении, в том числе флаконы для инъекционных растворов, глазных капель, мазей, посуду после приготовления ядовитых и красящих веществ; а также укупорочный материал (пробки резиновые, корковые, пластмассовые, крышки для банок); | 18 |
4 | Знакомство с организацией рабочего места фасовщика и его обязанностями; знакомство с видами упаковочной тары, упаковочными материалами, весоизмерительными приборами, фасовочными аппаратами. Принципы хранения лекарственных средств. Овладение навыками дозирования и фасовки лекарственных препаратов в рецептурно-производственном отделе. Развеска и упаковка порошков. Знакомство с приемами отвешивания и отмеривания жидких лекарственных средств, фильтрованием, укупоркой и оформлением к отпуску. | Студент должен уметь: 1. провести уборку помещений аптеки, ассистенских столов, шкафов, вертушек, протирку штангласов, уборку рабочего места фасовщика; 2. освоить устройство аптечных ручных и тарирных весов, правила работы с ними и разновесом, 3. освоить правила и технику фасовки различных лекарственных форм (порошков, жидкостей, мазей и др.); 4. научиться оформлять фасовку и использовать фасовочные устройства. . | 18 |
Всего часов | 24 | ||
Зачетное занятие | Контроль знаний и практических навыков |
В дневнике студент подробно конспектирует материалы по следующим разделам:
1. Основные понятия организации деятельности аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных учреждений.
2. Классификация аптечных учреждений.
Ø по форме собственности,
Ø по характеру производственной деятельности,
Ø по обслуживаемому контингенту,
Ø по наличию прикрепленной мелкорозничной сети,
Ø по организационно-правовым формам.
3. Организационная структура аптечных учреждений.
Ø Отдел готовых лекарственных форм.
Ø Рецептурно-производственный отдел.
Ø Отдел запасов.
Ø Отдел безрецептурного отпуска.
Ø Отдел оптики.
Ø Аптечные пункты, аптечные киоски.
4. Классификация персонала аптечных учреждений.
Ø Штат аптеки.
Ø Должности высшего и среднего фармацевтического персонала.
Ø Положения о персонале аптечных учреждений.
Ø Оформление аптечной организации внешнее и внутреннее
5. Создание безопасных условий и охрана труда.
Ø Термины и определения.
Ø Условия труда и аттестация рабочих мест по условиям труда.
Ø Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Инструктаж. Виды инструктажей.
6. Санитарный режим в аптечных учреждений (Приказ МЗ РФ №309 от 21.10.1997г.)
Ø Термины и определения.
Ø Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптек.
Ø Санитарные требования к помещениям и оборудованию асептического блока.
Ø Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.
Ø Санитарно-гигиенические требования к персоналу аптечных учреждений. Подготовка персонала к работе в асептическом блоке. Обработка рук персонала.
Ø Помещения аптеки и оборудование в соответствии с их назначением;
Ø Порядок размещения технического, хозяйственного оборудования и оснащения рабочих мест аптечных организаций;
Ø Условия получения, хранения и подачи воды очищенной и для инъекций на рабочее место.
Ø Правилам хранения товаров аптечного ассортимента.
Ø Перечень дезинфицирующих растворов и их назначение, а также описать приготовление одного из них
Ø Мыть и обрабатывать посуду новую и бывшую в употреблении, в том числе флаконы для инъекционных растворов, глазных капель, мазей, посуду после приготовления ядовитых и красящих веществ; а также укупорочный материал (пробки резиновые, корковые, пластмассовые, крышки для банок);
Конспектирование необходимо проводить кратко, учитывая объем тетради. Необходимо отразить всю информацию в дневнике.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2003-2005.
2. Управление и экономика фармации: Учебник под ред. В.Л.Багировой. –М.: Изд-во «Медицина», 2004. -720с.
3. Федеральный закон № 61-ФЗ от 12.04.2010 (с изменениями) «Об обращении лекарственных средств»
4. Приказ МЗ РФ №80 от 04.03.2003 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»
5. Приказ МЗ РФ №309 от 21.10.97 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»
6. Приказ МЗ СР РФ №706н от 23.08.2010 «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»
7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 г. N 1221н «О внесении изменений в правила хранения лекарственных средств, утвержденные приказом МЗ и СР РФ от 23.08.2010г №706н.
8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 г. N 1198н «Об утверждении правил в сфере обращения медицинских изделий».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Методические указания, регламентирующие «Единые правила оформления лекарств, приготавливаемых в аптечных учреждениях всех форм собственности» от 1997г.
2. Приказ №110 от 12.02.2007г «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания
3. Приказ МЗ от 16.10.1997 г. N 305 «О нормах отклонений, допустимых при приготовлении лекарственных средств и фасовке промышленной продукции в аптеках».
4. Приказ МЗ РФ от 21.10.1997 года N 308 «Об утверждении инструкции по изготовлению в аптеках жидких лекарственных форм»
5. Приказ №318 от 05.11.1997 «Инструкция о порядке хранения, обращения в фармацевтических (аптечных) организациях с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, обладающие огнеопасными и взрывоопасными свойствами»
9. вопросы к зачету по учебной практике
1. Главная задача аптеки. Функции аптеки, исходя из главной задачи.
2. Типы аптек. Отличие задач и функции аптек в зависимости от типов.
3. Характеристика аптеки, в которой студент проходил практику.
4. Какие отделы выделены в аптеке, где Вы проходили практику.
5. Штат аптеки, где Вы проходили практику.
6. Как осуществляется поставка и отпуск медикаментов в аптеке.
7. Правила дозирования и оформления лекарственных средств, изготовленных в аптеке.
8. Какие требования предъявляются к санитарному состоянию помещений, оборудованию и инвентарю аптек в зависимости от производственной функции (изготовление стерильных, нестерильных ЛС)
9. Какие санитарные требования применяются к получению, транспортировке и хранению воды очищенной и воды для инъекций;
10. Какие требования предъявляются к обработке аптечной посуды.
11. Какие требования предъявляются к личной гигиене сотрудников.
12. Какие санитарные требования применяются при изготовлении ЛС в асептических условиях;
13. Какие санитарные требования применяются при изготовлении не стерильных лекарственных форм;
14. Требования к освещенности рабочих помещений, температурному режиму и воздухообмену;
15. Правила поведения персонала в асептическом блоке;
16. Обработка рук персонала;
17. Правила эксплуатации бактерицидных ламп;
18. Правила обработки укупорочных средств и вспомогательного материала;
19. Режимы и методы стерилизации объектов;
20. Требования к микробиологической чистоте ЛС.
21. Какие требования предъявляются к оформлению фасованной в
аптеке продукции.
22. Какие моющие и дезинфицирующие средства применяются в аптеке.
23. Какие применяются меры предосторожности при работе с моющими и дезинфицирующими средствами.
24. Знать аптечную терминологию (контаминация, асептика, дезинфекция, стерилизация и др.)
25. Ваше мнение о целесообразности учебной практики.
Формы аттестации
Аттестация практической подготовки студентов проводится комиссионно во время зачета по учебной практике на кафедре фармацевтического факультета.
Студенты на зачет представляют следующие документы (Приложение 1):
· «Дневник учебной практики» (форма 1);
· Сводный отчет о проделанной работе (форма 2).
· Отзыв - Характеристика (форма 3)
Оценка знаний на зачете по учебной практике проводится согласно критериям по пятибалльной системе (Приложение 2).
14. Материально-техническое обеспечение практики:
1. Рецептурно-производственные отделы аптек любой формы собственности, оснащенные необходимым оборудованием для внутриаптечного изготовления лекарственных средств.
2. Методические указания по прохождению учебной фармацевтической пропедевтической практике.
2. Нормативно-правовая литература.
3. Интернет ресурсы: www.studentmedlib.ru – консультант студента (электронная библиотека).
Приложение 1
(Форма 1)
Образец оформления
«дневника производственной практики»
На титульной странице указывается: фамилия, имя, отчество студента, номер группы, факультет, полное название аптечного учреждения, где проходит практика, адрес, фамилия и инициалы руководителя аптеки, руководителя от кафедры, ставится их подписи, даты начала и окончания практики. Титульная страница дневника заверяется круглой печатью аптечного учреждения.
Образец титульной страницы
Дата: 2019-02-25, просмотров: 208.