Работу по созданию ИЗ всегда нужно согласовывать с руководителем.
ИЗ целесообразно выполнять в такой последовательности:
· выбор темы - определения цели и заданий работы,
· выявление и подбор литературы по теме, ее изучение,
· составление предварительного плана, согласование его с руководителем,
· написание и оформление текста работы,
· сдачу завершенной работы на кафедру для рецензирования,
· доработки ИЗ согласно замечаниям руководителя.
Работа над текстом ИЗ.
Первый этап начинается с изучения и конспектирования литературы по теме работы. Изучение литературы необходимо начинать с трудов, где проблема отображается в целом, а потом перейти к более узким исследованиям. Начать ознакомление с изданием надо с выяснения автора (ов), издательства, года издания. Необходимо пересмотреть содержание, которое раскрывает структуру издания, наполнение его разделов, обратиться к предисловию, где раскрыто назначение издания, задачи, поставленные автором.
Конспектируя материал, следует постоянно помнить тему работы, чтобы выписывать только то, что имеет отношение к теме исследования.
Правильная и логическая структура работы - это залог успеха раскрытия темы.
Процесс уточнения структуры сложен и может длиться в течение всей работы над исследованием. Предварительный план работы надо обязательно показать научному руководителю, поскольку может случиться, что будет необходимо переписывать текст работы.
Готовясь к изложению текста работы, целесообразно еще раз внимательно прочитать ее название, чтобы окончательно определить проблему, которая должна быть раскрыта. Проанализированный материал излагается в соответствии с содержанием в виде отдельных разделов и подразделов (глав и параграфов). Каждый раздел освещает самостоятельный вопрос, а подраздел - отдельную часть этого вопроса.
Тема должна быть раскрыта без пропуска логических звеньев, потому начиная работать над разделом, надо отметить его главную идею, а также тезисы каждого подраздела.
Мысли должны быть связаны между собой логично, весь текст должен быть подчинен одной главной идее. Один вывод не должен противоречить другому, а укреплять его. Если выводы не будут связаны между собой, текст потеряет свое единство. Одно доказательство должно следовать из другого.
Количественные данные, иллюстрирующие практический опыт работы, можно проанализировать, возведя их в статистические таблицы, таблицы для сравнения и др., что позволит сделать конкретные выводы.
Заключительный этап работы над ИЗ.
На этом этапе предусматривается написание студентом введения и выводов работы, оформляется список литературы и дополнения, дорабатывается и редактируется текст, с учетом замечаний научного руководителя.
Введение целесообразно оформить после того, как написана основная часть работы. Во введении обосновывается актуальность изучаемой темы, ее практическая значимость; раскрывается структура работы, ее основное содержание. Если студент решил не касаться некоторых аспектов темы, он должен отметить об этом во введении.
Логическим завершением работы являются выводы. Главная их цель - итоги работы. Выводы подаются в виде отдельных лаконичных положений, методических рекомендаций. Очень важно, чтобы они отвечали поставленным задачам. В выводах необходимо отметить не только все позитивное, что удалось обнаружить в результате изучения темы, но и недостатки и проблемы, а также возможные конкретные рекомендации относительно их устранения.
Список использованной литературы составляется на основе рабочей картотеки и отображает объем использованных источников и степень изученности исследуемой темы, является "визитной карточкой" автора работы, его профессиональным лицом, свидетельствует об уровне обладания навыками работы с научной литературой.
Список должен содержать библиографическое описание источников, использованных студентом во время работы над темой. Составляя его, необходимо придерживаться требований государственного стандарта. Каждую библиографическую запись надо начинать с новой строки, литературу следует располагать в алфавитном порядке авторов и названий трудов, сначала издание оформляется украинским и русским языком, потом - иностранными.
Библиографические записи в перечне должны иметь порядковую нумерацию.
Завершая написание ИЗ, необходимо систематизировать иллюстративный материал. Иллюстрации можно подавать в тексте или оформлять в виде дополнений. Все дополнения должны иметь порядковую нумерацию и названия, которые отвечают их содержанию. Нумерация листов с дополнениями продолжает общую нумерацию страниц основного текста работы.
Литературное оформление ИЗ является важным элементом его выполнения и одним из многих факторов при оценивании работы. Прежде всего, обращается внимание на смысловой аспект изложения материала (логичность и последовательность, полнота и репрезентативность, то есть широта использования научных источников, общая грамотность и соответствие стандартам и принятым правилам), а также на текст работы, список литературы и дополнения, на внешнее оформление титульного листа.
ИЗ рекомендуется выполнять сначала в черновом варианте. Это позволяет вносить в текст необходимые изменения и дополнения, как по инициативе самого автора, так и согласно замечанию руководителя.
Прежде чем представлять черновик руководителю, надо еще раз пересмотреть, логично ли изложен материал, есть ли связь между параграфами и главами, весь ли текст "работает" на главную идею работы. Такой мнимый структурный анализ работы поможет лучше увидеть нелогичность в ее структуре и содержании.
Целесообразно отложить текст и вернуться к нему спустя некоторое время, чтобы посмотреть на работу глазами постороннего лица. Все это время не следует читать что-то по теме работы, или постоянно думать о ней. В этот период, когда тема изучена и изложена, появляются собственные мнения, собственная оценка и понимание проблемы - непременное условие улучшения структуры и содержания работы.
Во время редактирования текста желательно прочитать работу вслух, что позволит увидеть возможную неубедительность доказательств и избежать этого. Не надо бояться сокращать написанное - от этого текст только выигрывает. Во время подготовки черновика следует тщательным образом отредактировать каждое предложение, обратить внимание на выбор необходимых формулировок, которые бы просто и четко, кратко и доступно выражали содержание изложенных вопросов.
Не рекомендуется в работе употреблять слова и выражения-штампы, вести изложение от первого лица: "Я наблюдал", "Я считаю", "Мне кажется", "По моему мнению", "Мы получаем", "Мы наблюдаем".
Целесообразно вести изложение от третьего лица. Следует избегать в тексте частых повторений слов или словосочетаний.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ИЗ
Требования к выполнению работы :
· Работа производится на стандартных листах белой бумаги форматом А4 (210х297 мм).
· Текст работы печатается на компьютере через 1,5 интервал (30 срок на странице) на одной стороне каждого листа.
· Размер шрифта - 14 Times New Roman.
· Объем работы должен быть в пределах 12-15 страниц без учета списка литературы и дополнений.
· Вся работа имеет сквозную нумерацию. Начинается нумерация с титульного листа (Приложение А), хотя номер проставляется, начиная с содержания. Номера страниц проставляются в правой верхней части листа без точки арабскими цифрами.
· Заглавия структурных элементов ИЗ следует располагать посредине строки без точки в конце и печатать прописными буквами без подчеркивания.
· Не допускается дублирования вопросов.
· Каждый раздел и подраздел имеют заглавия.
· Объем текста меньше 1,5 - 2 страниц в отдельный пункт выносить не следует.
· Текст работы должен быть разбит на абзацы.
· Все наглядные материалы (таблицы, графика, схемы, рисунки, диаграммы и тому подобное), которые располагаются на отдельных страницах работы, включают в общую нумерацию. Все иллюстрации (кроме таблиц) именуются словом "Рис". и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, которые приведены в дополнениях. Необходимо стараться располагать иллюстрации так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке и располагать сразу же после ссылки на них. Они должны иметь наименование.
· Каждая таблица в тексте должна обеспечиваться заглавием, которое отражает ее содержание. Заглавие пишется с прописной буквы и располагается над таблицей, но не подчеркивается. Слева от заглавия пишется слово «Таблица» с указанием ее порядкового номера (знак № не ставится). Таблицы должны иметь сквозную нумерацию. Если таблица не размещается на одном листе, ее переносят на следующий, с надписью «Продолжение табл.».
Таблицу размещают после первого упоминания о ней таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу со значительным количеством граф допускается делить на части и размещать одну часть под другой в пределах одной страницы.
· Правила написания формул. Все формулы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной в пределах раздела. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, объяснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они предоставлены в формуле. Значение каждого символа и числовой коэффициент следует представлять с новой строки. Первую строку объяснения начинают словом «где» без двоеточия.
· Оформление списка литературы. С особенным вниманием следует отнестись к группированию литературы в списке и правилам описания печатных произведений, которые включаются в список. Правила библиографического описания печатных произведений установлены стандартом ДСТУ 7.1 - 84.
Размещение источников в списке литературы должно быть выполнено в алфавитном порядке. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и тому подобное) должны содержать фамилии и инициалы автора, название издательства, название серии (если такая есть), год выпуска, номер издания, страницы, на которых размещена статья.
· После списка использованной литературы идут дополнения или приложения (если они есть). Дополнения оформляются как продолжение работы на следующих страницах. Каждое дополнение начинается с новой страницы. В правом верхнем углу размещается слово «Дополнение» и его порядковый номер.
Структура работы должна быть такой:
· титульный лист;
· содержание или план (простой или сложный) с указанием страниц для каждого пункта;
· вступление;
· несколько разделов (подразделений), которые раскрывают теорию вопроса и опыт практической работы;
· выводы;
· список использованной литературы;
· дополнения (если есть);
Приложение А
Титульный лист индивидуального задания
|
ВАРИАНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности"
1. Право человека на жизнь, свободу, неприкосновенность. Право на самозащиту. Границы самозащиты.
2. Таксономия и квантификация опасностей. Концепция риска. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека.
3. Управление и методы оценки рисков.
4. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций. (Системный анализ в безопасности жизнедеятельности.)
5. Духовно-экологическое отношение к природе наших предков и безопасность жизнедеятельности.
6. Причины возникновения и развития экологического кризиса в Украине.
7. Исторические пути развития, обеспечивающие потребности человека, как фактора роста опасности жизнедеятельности.
8. Здоровье человека как медико-биологическая и социальная категория (в том числе: гомеостаз - как особенный механизм защиты организма человека; внешние и внутренние раздражители, которые влияют на состояние человека; заболевания, которые вызываются факторами окружающей среды).
9. Биоритмы и их влияние на безопасность человека.
10. Организм в окружающей среде (осветить: нервная система - естественная система защиты жизнедеятельности организма человека от опасности; двигательный аппарат человека; функциональное состояние; коррекция поведения; время реакции, условные и безусловные рефлексы; характеристика анализаторов; закон Вебера-Фехнера).
11. Предельно допустимое влияние вредных факторов на человека и природную среду (в том числе: синергизм как эффект превышения суммарного действия вредных факторов и антагонизм как эффект нейтрализации действия вредных факторов).
12. Психологические и психофизиологические особенности человека (осветить: мотивационные, эмоциональные, волевые и психомоторные процессы; психические характеристики личности; психофизиологическое состояние человека и влияние на него наркотических, врачебных и других веществ и т.п.).
13. Организм в техническом окружении (осветить: человек и мир техники; технические средства поддержания жизни; биотехнические системы; инженерная физиология; искусственные органы. Средства индивидуальной и коллективной защиты).
14. Духовная и социально-политическая окружающая среда (осветить: социум; социальные и психологические факторы, которые влияют на безопасность жизнедеятельности человека; категории социальных факторов, которые вынуждают человека рисковать; психологические причины нарушения людьми требований безопасности).
15. Взаимодействие человека с биосферой в целом, отдельными ее составляющими и компонентами (в том числе: место и роль флоры и фауны в обеспечении жизнедеятельности человека; влияние микро- и макроорганизмов на жизнедеятельность организма человека).
16. Абиотические литосферные опасности и особенности определения степени этих опасностей.
17. Абиотические гидросферные опасности и особенности определения степени таких опасностей.
18. Абиотические атмосферные опасности и особенности определения степени таких опасностей.
19. Биологические опасности. Поражающие факторы биологического действия
20. Особенности поведения человека во время действия опасных и вредных факторов, природной среды обитания (повышенные и пониженные температуры, камнепады, перепады давления, скользкие поверхности, естественное ионизирующее и ультразвуковое излучение, токсичные вещества, болезнетворные микроорганизмы).
21. Влияние природных источников опасности на человека и системы обеспечения его жизнедеятельности, средства предотвращения и защиты.
22. Опасности использования транспортных средств.
23. Опасности использования горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов.
24. Действие токсичных веществ на организм человека и основные мероприятия и средства защиты (химические вещества, их классификация, пути попадания в организм человека; комбинированное действие вредных веществ: антагонизм и синергизм действия; предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде, и продуктах питания).
25. Влияние техногенных опасностей на природную среду и на системы жизнеобеспечения человека.
26. Требования для разработки и размещения объектов атомной энергии
27. Конфликт как источник опасности. Средства и мероприятия, направленные на предотвращение возникновения конфликтов.
28. Терроризм как угроза безопасности. Современный терроризм.
29. Массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на сознание и подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами.
30. Влияние религиозного мировосприятия на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
31. Контакты с инопланетными цивилизациями и безопасность человека.
32. Действие на человека электромагнитных полей и защита от них
33. Санитарная охрана водоемов от загрязнений
34. Влияние жилищных условий на жизнедеятельность человека.
35. Планирование населенных мест и его гигиеническое значение.
36. Организация территории жилого района.
37. Городской шум и борьба с ним
38. Источники электромагнитных полей в быту, их влияние на человека
39. Основные требования к техническому состоянию жилищного фонда. (инженерного оборудования, транспортных средств, коммуникаций, мест отдыха и развлечений жильцов дома, микрорайона, города, мегаполиса, в том числе: оценка степеней защиты современного жилищного фонда от источников опасности, мероприятия и средства для предупреждения сдвигов, пожаров и взрывов).
40. Требования относительно обеспечения санитарно-гигиенического и эпидемиологического благополучия населения.
41. Планирование мероприятий для обеспечения БЖД на случай ЧС и аварий (осветить также: действия администрации, персонала, населения на случай аварий и ЧС, принципы и средства защиты населения в условиях ЧС).
42. Предоставление первой доврачебной помощи потерпевшему (виды поражений организма, клиническая смерть, биологическая смерть. Последовательность действия в случае предоставления первой помощи потерпевшему; организация и средства доврачебной помощи. Аптечка первой помощи.).
43. Управление и надзор за безопасностью жизнедеятельности (принципы, методы и средства обеспечения БЖД, общие сведения об управлении БЖД. Организационно-методическая основа системы управления БЖД. Информационное обеспечение системы управления, прогнозирования и планирования мер безопасности; организация и координация работы, контроль за состоянием безопасности жизнедеятельности).
44. Система государственных органов по управлению и надзору за безопасностью жизнедеятельности населения.
45. Целостная система государственного управления охраной жизни и здоровья людей на предприятиях и профилактика бытового травматизма.
46. Идентификация типа чрезвычайных ситуаций и оценка уровня безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
Рекомендуемая литература
Основная:
1 Конституция ДНР
2 Закон ДНР «О гражданской обороне» 13 февраля 2015 года (Постановление№I-56П-НС)
3 Закон ДНР «О воинской обязанности и военной службе»
4 «Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 12.03.2015г. № 3-22
5 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 20 февраля 2015 года Донецкой (Постановление№I-67П-НС)
6 «Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля» от 07.05.2015 № 144
7 Закон ДНР « О пожарной безопасности» 13 февраля 2015 года (Постановление№I-57П-НС)
8 Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: Практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 316
9 Алексеев С. В., Усенко В. Р. Гигиена труда. – М.: Медицина, 2008.
10 Безопасность жизнедеятельности: _ед._к / Под _ед.. Э.А. Арустамова. – М.: Изд. Дом «Дашков Ко», 2000.
11 Пряхин В.Н. Безопасность жизнедеятельности в условиях мирного и военного времени: учебное пособие/ В.Н.Пряхин – М.: Экзамен, 2009.-168 с.
12 Гайсумов А.С., Паничев М.Г., Хроменкова Е.П. Безопасность жизнедеятельности. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 416 с.
13 Петров С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие/ С.В.Петров, В.А.Макашев. – Москва: НЦ Энас, 2010.-234 с.
14 Козлов А.С. Конфликтология.- М.:Ленард, 2015.
15 Конспект лекций. Электронный ресурс – Учебный портал МЭГИ
Дополнительная
1 Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.
2 Атаманчук ПС, Мендерецький ВВ, Панчук ОП, Черная ОГ Безопасность жизнедеятельности и охрана труда (Практический курс): Учебное пособие - Каменец-Подольский: \"Мысль\", 2010 - 152 с
3 Гренц В.И., Плотникова М.В., Сазанова Т.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 117 с.
4 Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений нач.проф.образования/Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Е.Л.Побежимова.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 288с.
5 Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов, 2-е изд./Под ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2012. – 461с.: ил.
6 Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов/ Под ред.проф. Л.А.Муравья. - 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 431с.
7 Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.
8 Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.
9 Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.
10 Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.
Периодическая
Интернет - ресурсы:
1. http://www.iacis.ru ‑ Официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи государств–участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ).
2. http://base.safework.ru/iloenc ‑ Энциклопедия по охране и безопасности труда МОТ.
3. http://base.safework.ru/safework ‑ Библиотека безопасного труда МОТ.
4. http://www.nau.ua ‑ Інформаційно-пошукова правова система «Нормативні акти України (НАУ)».
5. http://www.budinfo.com.ua ‑ Портал «Украина строительная: строительные компании Украины, строительные стандарты: ДБН ГОСТ ДСТУ».
6. Академик. Словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/
7. Большая советская энциклопедия. http://bse.sci-lib.com
8. Воокs Gid. Электронная библиотека. http://www.booksgid.com
9. Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов. http://globalteka.ru/index.html
10. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru
11. Книги. http://www.ozon.ru/context/div_book/
12. Лучшая учебная литература. http://st-books.ru
Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов Специальность: 36.05.01 Ветеринария, Квалификация выпускника: ветеринарный врач; Направление подготовки: 36.03.02 Зоотехния, Квалификация выпускника: академический бакалавр; Направление подготовки: 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение; 35.03.04 Агрономия; 35.03.05 Садоводство, Квалификация выпускника: академический бакалавр /Сост. Товстик Е.В., Рынгач Е.Н. - Макеевка, ДОНАГРА 2017. - 26с
Дата: 2019-02-25, просмотров: 191.