Изучение организации коллективной учебной деятельности и характера взаимоотношений учителя и учащихся на уроке (сформированность коммуникативных универсальных учебных действий)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 (по В.И. Зверевой)

I. Выбор целей и содержания учебной деятельности:

1. Наличие права выбора цели деятельности.

2. Участие школьников в выработке программы достижения цели.

3. Выбор учащимися цели в соответствии со своими возможностями.

4. Доброжелательность.

II. Формы и методы включения каждого учащегося в коллективную деятельность на уроке:

1. Вариативность заданий и возможность выбора.

2.  Осознанность при выполнении заданий и применении выбранных способов деятельности.

3. Сформированность умений самостоятельно организовывать свой труд и труд своих товарищей.

4. Согласованность действий учителя и учащихся.

5. Устойчивый интерес к содержанию деятельности.

6. Уважительное взаимоотношение.

7. Наличие взаимной ответственности.

III. Контроль и оценка результатов совместной деятельности.

- разнообразие форм и методов контроля, деятельности и возможности их выбора;

- гласность критериев и результаты оценивания деятельности;

- осознанное использование критериев оценки деятельности;

- сформированность умений контроля и самоконтроля, оценки и самооценки деятельности;

- быстрая ориентация учащихся в выборе форм и методов контроля;

- активность и целенаправленность в подведении итогов деятельности;

- самостоятельность выводов и суждений;

- эмоциональная отзывчивость.

Примечания: Диагностические праметры оцениваются по трехбалльной шкале: 1 – низкий уровень, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень. Показателей всего 19. В случае, если 12 из них получают высокий уровень, а 7 оставшихся – средний, опыт учителя заслуживает изучения и распространения.

 Приложение 17

Программа наблюдения за особенностями организации

Учебного взаимодействия (сформированности коммуникативных УУД) на уроках

(США, МГИУУ)

1. Создание общих условий эффективности обучения:

1.1 Обеспечение исходных педагогических условий достижения учебного эффекта на уроке:

А (1 балл) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы) лаконичные и ясные;

Б (1 балл) учебные пособиями технические средства способствуют быстрому включению учащихся в работу;

В (1 балл) нет ненужных задержек и отступлений во время урока;

Г (2 балла) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя (оценки, контроля, коррекции, планирования и др.).

1.2  Адаптация обучения к учащимся:

 А (1 балл) обучение соответствует возрастным возможностям учащихся;

 Б (1 балл) в материале урока выделены наиболее трудные места;

 В (2 балла) предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для учащихся с разной успеваемостью);

 Г (3 балла) обучение строится как взаимодействие учителя и учащихся.

 

2. Учебное взаимодействие:

2.1 Контроль и коррекция деятельности учащихся:

А (1 балл) оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним;

Б (1 балл) избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся;

В (2 балла) ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга;

Г (2 балла) ориентация на коррекцию действий по запросам самих учащихся;

2.2  Использование предложений и запросов самих учащихся по содержанию урока:

А (1балл) пояснения, вопросы, примеры запрашиваются у самих учащихся;

Б (2 балла) используются интересные и необычные аспекты темы;

В (1 балл) интерес стимулируется при помощи вопросов и юмора;

Г (2балла) идеи учеников разрабатываются и используются на уроке.

2.3 Помощь учителя в выработке положительной самооценки:

А (1 балл) речь учителя свободна от сарказма и насмешек;

Б (1балл) имена учащихся используются в теплой, дружелюбной манере;

В (1 балл) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу;

Г (2 балл) учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке.

3. Поддержание приемлемого поведения в классе:

3.1 . Поддержание рабочей включенности учащихся на уроке:

А (1балл) варьирование форм учебной активности;

Б (1балл) использование приемов активизации учащихся на уроке;

В (2балла) использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей и пр.);

Г (2балла) применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся.

3.2 . Воздействия при нарушениях дисциплины:

А (1балл) учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке;

Б (1балл) ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя;  

В (2балла) педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся;

Г (2балла) педагог не борется с нарушениями дисциплины, а использует особые формы учебной работы для организации нарушителей и всего класса.                                                                                                                                         

Приложение 18

Материалы по оптимальному планированию урока

 

  Тема урока_____________________________________________________

Предмет_______________ Класс_______________ Школа___________

Для того чтобы оптимально планировать предстоящий урок, необходимо изучить учебную программу, содержание темы в учебнике, методические пособия, а также характеристику класса, составленную педагогическим консилиумом.

Образовательные задачи урока:

1. Обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, правил, теорию, а также научных фактов:_____________________________________________________

2. Сформулировать (продолжить формирование, закрепить) следующие умения навыки по предмету:___________________________________

3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например, навыки планирования ответа и сочинения, работы с книгой, умения быстро читать и писать, навыки самоконтроля и др.)____________________________________

4. Восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, специальных и общеучебных умений и навыках учащихся_______________________

Воспитательные задачи урока:

1. Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (например, материальность мира, познаваемость мира и его закономерностей, обусловленность развития науки потребностям производства, охрана окружающей среды и др.).

2. Содействовать нравственному воспитанию учащихся (акцент на следующих вопросах темы, способствующих воспитанию у учащихся таких нравственных качеств, как патриотизм, коллективизм, гуманизм и пр.).______________________________________________

3. Содействовать трудовому воспитанию профориентации учащихся, сформировать трудовые умения и навыки, ознакомить с профессиями своего региона_______________________________________________

4. Содействовать эстетическому воспитанию школьников (например, ознакомить с произведениями литературы, живописи, музыки и др. видами искусств, с элементами эстетики в труде, природе, в науке, в быту, сформировать такие-то эстетические умения и навыки и пр.)_______________________________________________________

5. Содействовать физическому воспитанию школьников в ходе урока, профилактике их утомляемости, разъяснить значение физической культуры, закаливания, сформировать физкультурные умения и навыки, использовать такие-то приемы поддержания работоспособности и пр._______________________________________

6. Обратить особое внимание на устранение типичных недостатков в воспитанности школьников класса:______________________________

Задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов и способностей школьников:

1.Развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли, для чего предусмотреть в ходе урока (например, составление плана текста, сравнение понятий, фактов, озаглавливание текста, составление сравнительных таблиц и пр.)______________

2. Развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, самостоятельные упражнения; нахождение собственных примеров по теме обсуждения в окружающей действительности, самостоятельное составление задач, поощрение неоднократных усилий в выполнении затрудняющих заданий, оказание минимально необходимых доз помощи, устранение излишней опеки и пр.___________________________________________________

3.Развивать эмоции учащихся, создавая с этой целью в ходе урока эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, парадоксальности, включать в содержание урока яркие примеры, факты, иллюстрации, воздействующие на чувства, на эмоциональную сферу личности и пр.____________________________________________________________________

4.Развивать познавательный интерес школьников, внося в содержание урока элементы новизны знаний, связи с жизнью, познавательных спросов, использовать какие-то способы стимулирования интереса и т.д.______________________________________________________

5. Обратить особое внимание на устранение следующих недостатков в развитии у учащихся данного класса интеллекта, воли, эмоций:___________________________________________

 6.При работе с учащимися, имеющими способности в области данного предмета, обратить особое внимание на развитие следующих сторон из интеллекта, воли, эмоций:_____________

Приложение 19

Дата: 2019-02-25, просмотров: 262.