Тема 10. Теоретические основы международных экономических отношений и мировой торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Литература: О.1; О.2; Д.1; Д.2; Д.3; Д.4; Д.5

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит позитивное и негативное воздействие глобализации на национальные экономики?

2. Что показывает платежный баланс страны и какова его структура?

3. Зачем нужно поддерживать платежный баланс в равновесии?

4. В чем различие между теорией абсолютного преимущества и теорией сравнительного преимущества в мировой торговле?

5. Какие современные теории международной торговли Вы знаете? Каково основная идея каждой из них?

6. В чем состоят выгоды от свободной международной торговли?

7. Каковы основные аргументы в пользу протекционизма?

8. Каковы основные принципы ВТО?

Задания для самостоятельной работы

1. Страна А может производить 1т пшеницы или 4 т угля, используя одну единицу ресурсов. Страна Б может производить 2 т пшеницы или 5 т угля, также используя одну единицу ресурсов. При этом:

а) Страна А будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь,

б) Страна Б будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь,

в) Страна А не будет экспортировать и импортировать пшеницу,

г) Страна Б не будет экспортировать и импортировать уголь,

д) Все предыдущие ответы неверны.

2. Между странами А и Б из-за политических проблем отсутствовала внешняя торговля. После разрешения этих проблем страны начали торговать между собой. В стране А сигареты относительно дешевы, а масло относительно дорого. В стране Б масло относительно дешево, а сигареты относительно дорого.

Итак, если между странами А и Б устанавливается режим свободной торговли, то:

а) Спрос на сигареты, производимые в стране А, увеличится или уменьшится? Цена на сигареты в стране А возрастет или упадет?

б) Спрос на сигареты, производимые в стране Б, увеличится или уменьшится? Цена на сигареты в стране Б вырастет или упадет?

в) Спрос на масло, производимые в стране А, увеличится или уменьшится? Цена на масло в стране А возрастет или упадет?

г) Спрос на масло, производимые в стране Б, увеличится или уменьшится? Цена на масло в стране Б возрастет или упадет?

д) Спрос на ресурсы, используемые в стране А для производства сигарет, увеличится или уменьшится? Спрос на ресурсы, используемые в стране Б для производства масла, увеличится или уменьшится?

е) Спрос на ресурсы, используемые в стране Б для производства сигарет, увеличится или уменьшится? Спрос на ресурсы, используемые в стране А для производства масла, увеличится или уменьшится?

3. В открытой экономике:

а) внешние факторы влияют на макроэкономическое равновесие;

б) уровень доходов и занятость зависят только от внутренних факторов;

  в) импорт, увеличивая количество товаров, приводит к росту расходов на национальное производство;

г) меньшему объему совокупных расходов соответствует более высокий уровень равновесного объема производства.

4. Принцип сравнительного преимущества впервые сформулировал:

а) Давид Рикардо;

б) Адам Смит;

в) Альфред Маршалл;

г) Томас Мальтус.

Темы докладов и рефератов

1. Структура современного мирового хозяйства.

2. Теория глобализации.

3. Истоки антиглобализма.

Темы эссе

1. Протекционизм: «за» и «против».

2. Вступление России в ВТО: «за» и «против».

Тема 11. Валютные отношения в открытой экономике.

Литература: О.1; О.2; Д.1; Д.2; Д.3; Д.4; Д.5

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение валютного курса. Какие разновидности валютных курсов Вы знаете?

2. Что лучше – фиксированный или плавающий валютный курс?

3. Что такое паритет покупательной способности и как его можно измерить?

4. От каких факторов зависит спрос и предложение на валютном рынке?

5. Зачем государства проводят девальвацию курса национальной валюты?

6. В чем особенности спроса и предложения в открытой экономике?

7. Каковы основные принципы деятельности МВФ?

Задания для самостоятельной работы

1.Если реальный обменный курс национальной валюты высок, то:

а) отечественные товары становятся дороже импортных;

б) экспорт сокращается, импорт увеличивается;

в) чистый экспорт сокращается;

г) все перечисленное верно.

2. В модели открытой экономики Манделла—Флеминга увеличение обменного курса вызывает:

а) сдвиг кривой IS вправо;

б) сдвиг кривой IS влево;

в) сдвиг кривой LM вправо;

г) сдвиг кривой LM влево.

3. В модели Манделла—Флеминга при плавающем валютном курсе стимулирующая бюджетно-налоговая политика вызовет:

а) рост дохода;

б) рост обменного курса;

в) увеличение чистого экспорта;

г) не произойдет никаких изменений.

4. В модели Манделла—Флеминга при плавающем валютном курсе стимулирующая денежно-кредитная политика вызовет:

а) рост дохода;

б) рост обменного курса;

в) увеличение чистого экспорта;

г) не произойдет никаких изменений.

5. В модели Манделла—Флеминга при фиксированном валютном курсе стимулирующая бюджетно-налоговая политика вызовет:

а) рост дохода;

б) рост обменного курса;

в) увеличение чистого экспорта;

г) не произойдет никаких изменений.

Темы докладов и рефератов:

1. Цели и инструменты макроэкономической политики в открытой экономике.

2. Последствия денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса.

Темы эссе:

1. Какая политика – денежная или налогово-бюджетная – более эффективна с точки зрения занятости и роста дохода при фиксированном обменном курсе и высокой мобильности капитала.

2. Причины и последствия введения свободного валютного курса в России в 2014 году.

3. Современные международные финансовые институты: нужна ли их реформа?

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)

Дисциплина «Экономическая теория. Макроэкономика» обеспечена интерактивным компьютерным учебником, практикумом (рабочими тетрадями) для аудиторной и домашней работы, заданиями для самостоятельной работы в виде тематики рефератов и эссе.

       В процессе преподавания дисциплины «Экономическая теория. Макроэкономика» используются следующие материально-технические средства:

- компьютерные классы и доступ к компьютерному интерактивному учебнику «Макроэкономика» (М.: НИФНД, 2004. - №50200400829);

- компьютерные классы и доступ к Единому порталу Интернет – тестирования в сфере образования www.i-exam.ru;

- проектор, совмещенный с ноутбуком, для чтения лекций преподавателями и демонстрации презентаций студентов.

 



V.  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий для набора 2017 года

№ п/п

 

 

Наименование разделов и тем

Контактная работа / контактные часы

Самостоятельная работа часы

Формы текущего/ рубежного контроля

Аудиторные часы

Электронная форма обучения час

 (Элек)

Индивидуальная консультация

 (ИК)

Конт. часы по промежуточной аттестации (Катт)

Консультация перед экзаменом

 (КЭ)

Конт. часы по промежуточной аттестации в период экз. сессии

 (Каттэк)

формы

часы

в семестре

Контроль/

 СР в сессию

лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

Всего Ауд

в том числе интерактивные

формы часы Лекции Практические занятия

Раздел 1

1 Введение в макроэкономику: предмет и особенности исследования. 2 2   4     анализ конкретных ситуаций, обсуждение презентаций   2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   8   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
2 Основные макроэкономические показатели.   2   2     4 анализ конкретных ситуаций, обсуждение презентаций       2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   8   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
3 Макроэкономическое равновесие на совокупном рынке товаров и услуг.   4 4     8     анализ конкретных ситуаций   2   2         освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   8   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
4 Макроэкономическая динамика: экономический рост и деловые циклы.   2 2     4     деловая/ролевая игра, групповые дискуссии     2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций  8   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
5 Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция. 4 4   8     анализ конкретных ситуаций, обсуждение презентаций   4             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   8   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО

Раздел 2

6 Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. 4 4   8   анализ конкретных ситуаций   2               освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   8   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
7 Кредитно-денежная политика государства. 2 2   4     групповые дискуссии, обсуждение презентаций   2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   8   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
8 Финансовая система и фискальная политика государства.   2 2   4   групповые дискуссии, обсуждение презентаций     2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   8   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
9 Совместное равновесие на товарном и денежном рынках: модель ISLM. 2 2   4     анализ конкретных ситуаций   2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   8   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
10 Теоретические основы международных экономических отношений и мировой торговли. 2 2   4     групповые дискуссии, обсуждение презентаций   2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций  8   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
11 Валютные отношения в открытой экономике. 2 2   4   групповые дискуссии, обсуждение презентаций   2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   6   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО

Итого

 

28 28 - 56   24 2             86 -  
  Курсовая работа/проект (при наличии в учебном плане)                 - -            
  Экзамен                       2 2     32  

Всего по дисциплине: 180 ч

28 28 - 56   24 2   - - 2 2   86 32  

 


Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий для набора 2016 года

№ п/п

 

 

Наименование разделов и тем

Контактная работа / контактные часы

Самостоятельная работа часы

Формы текущего/ рубежного контроля

Аудиторные часы

Электронная форма обучения час

 (Элек)

Индивидуальная консультация

 (ИК)

Конт. часы по промежуточной аттестации (Катт)

Консультация перед экзаменом

 (КЭ)

Конт. часы по промежуточной аттестации в период экз. сессии

 (Каттэк)

формы

часы

в семестре

Контроль/

 СР в сессию

лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

Всего Ауд

в том числе интерактивные

формы часы Лекции Практические занятия

Раздел 1

1 Введение в макроэкономику: предмет и особенности исследования. 2 2   4     анализ конкретных ситуаций, обсуждение презентаций   2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций     4   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
2 Основные макроэкономические показатели.   2   2     4 анализ конкретных ситуаций, обсуждение презентаций     2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   4   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
3 Макроэкономическое равновесие на совокупном рынке товаров и услуг.   4 4     8     анализ конкретных ситуаций   2   2         освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   6   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
4 Макроэкономическая динамика: экономический рост и деловые циклы.   2 2     4     деловая/ролевая игра, групповые дискуссии     2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций  4   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
5 Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция. 4 4   8     анализ конкретных ситуаций, обсуждение презентаций   4             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   6   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО

Раздел 2

6 Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. 4 4   8   анализ конкретных ситуаций   2               освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций     6   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
7 Кредитно-денежная политика государства. 2 2   4     групповые дискуссии, обсуждение презентаций   2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   4   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
8 Финансовая система и фискальная политика государства.   2 2   4   групповые дискуссии, обсуждение презентаций 2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   4   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
9 Совместное равновесие на товарном и денежном рынках: модель ISLM. 2 2   4     анализ конкретных ситуаций 2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   4   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
10 Теоретические основы международных экономических отношений и мировой торговли. 2 2   4     групповые дискуссии, обсуждение презентаций 2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций  4   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО
11 Валютные отношения в открытой экономике. 2 2   4   групповые дискуссии, обсуждение презентаций   2             освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций   4   проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО

Итого

 

28 28 - 56   24 2             50 -  
  Курсовая работа/проект (при наличии в учебном плане)                 - -            
  Экзамен                       2 2     32  

Всего по дисциплине: 144 ч

28 28 - 56   24 2   - - 2 2   50 32  

 


VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ [1]

Оценочные средства по дисциплине разработаны  в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова».

(Фонд оценочных средств  хранится на кафедрах, обеспечивающих преподавание данной дисциплины)

 

6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы  (см. таблицу раздела II)



Дата: 2019-02-25, просмотров: 293.