Литература: О.1; О.2; Д.1; Д.2; Д.3; Д.4; Д.5
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоит позитивное и негативное воздействие глобализации на национальные экономики?
2. Что показывает платежный баланс страны и какова его структура?
3. Зачем нужно поддерживать платежный баланс в равновесии?
4. В чем различие между теорией абсолютного преимущества и теорией сравнительного преимущества в мировой торговле?
5. Какие современные теории международной торговли Вы знаете? Каково основная идея каждой из них?
6. В чем состоят выгоды от свободной международной торговли?
7. Каковы основные аргументы в пользу протекционизма?
8. Каковы основные принципы ВТО?
Задания для самостоятельной работы
1. Страна А может производить 1т пшеницы или 4 т угля, используя одну единицу ресурсов. Страна Б может производить 2 т пшеницы или 5 т угля, также используя одну единицу ресурсов. При этом:
а) Страна А будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь,
б) Страна Б будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь,
в) Страна А не будет экспортировать и импортировать пшеницу,
г) Страна Б не будет экспортировать и импортировать уголь,
д) Все предыдущие ответы неверны.
2. Между странами А и Б из-за политических проблем отсутствовала внешняя торговля. После разрешения этих проблем страны начали торговать между собой. В стране А сигареты относительно дешевы, а масло относительно дорого. В стране Б масло относительно дешево, а сигареты относительно дорого.
Итак, если между странами А и Б устанавливается режим свободной торговли, то:
а) Спрос на сигареты, производимые в стране А, увеличится или уменьшится? Цена на сигареты в стране А возрастет или упадет?
б) Спрос на сигареты, производимые в стране Б, увеличится или уменьшится? Цена на сигареты в стране Б вырастет или упадет?
в) Спрос на масло, производимые в стране А, увеличится или уменьшится? Цена на масло в стране А возрастет или упадет?
г) Спрос на масло, производимые в стране Б, увеличится или уменьшится? Цена на масло в стране Б возрастет или упадет?
д) Спрос на ресурсы, используемые в стране А для производства сигарет, увеличится или уменьшится? Спрос на ресурсы, используемые в стране Б для производства масла, увеличится или уменьшится?
е) Спрос на ресурсы, используемые в стране Б для производства сигарет, увеличится или уменьшится? Спрос на ресурсы, используемые в стране А для производства масла, увеличится или уменьшится?
3. В открытой экономике:
а) внешние факторы влияют на макроэкономическое равновесие;
б) уровень доходов и занятость зависят только от внутренних факторов;
в) импорт, увеличивая количество товаров, приводит к росту расходов на национальное производство;
г) меньшему объему совокупных расходов соответствует более высокий уровень равновесного объема производства.
4. Принцип сравнительного преимущества впервые сформулировал:
а) Давид Рикардо;
б) Адам Смит;
в) Альфред Маршалл;
г) Томас Мальтус.
Темы докладов и рефератов
1. Структура современного мирового хозяйства.
2. Теория глобализации.
3. Истоки антиглобализма.
Темы эссе
1. Протекционизм: «за» и «против».
2. Вступление России в ВТО: «за» и «против».
Тема 11. Валютные отношения в открытой экономике.
Литература: О.1; О.2; Д.1; Д.2; Д.3; Д.4; Д.5
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение валютного курса. Какие разновидности валютных курсов Вы знаете?
2. Что лучше – фиксированный или плавающий валютный курс?
3. Что такое паритет покупательной способности и как его можно измерить?
4. От каких факторов зависит спрос и предложение на валютном рынке?
5. Зачем государства проводят девальвацию курса национальной валюты?
6. В чем особенности спроса и предложения в открытой экономике?
7. Каковы основные принципы деятельности МВФ?
Задания для самостоятельной работы
1.Если реальный обменный курс национальной валюты высок, то:
а) отечественные товары становятся дороже импортных;
б) экспорт сокращается, импорт увеличивается;
в) чистый экспорт сокращается;
г) все перечисленное верно.
2. В модели открытой экономики Манделла—Флеминга увеличение обменного курса вызывает:
а) сдвиг кривой IS вправо;
б) сдвиг кривой IS влево;
в) сдвиг кривой LM вправо;
г) сдвиг кривой LM влево.
3. В модели Манделла—Флеминга при плавающем валютном курсе стимулирующая бюджетно-налоговая политика вызовет:
а) рост дохода;
б) рост обменного курса;
в) увеличение чистого экспорта;
г) не произойдет никаких изменений.
4. В модели Манделла—Флеминга при плавающем валютном курсе стимулирующая денежно-кредитная политика вызовет:
а) рост дохода;
б) рост обменного курса;
в) увеличение чистого экспорта;
г) не произойдет никаких изменений.
5. В модели Манделла—Флеминга при фиксированном валютном курсе стимулирующая бюджетно-налоговая политика вызовет:
а) рост дохода;
б) рост обменного курса;
в) увеличение чистого экспорта;
г) не произойдет никаких изменений.
Темы докладов и рефератов:
1. Цели и инструменты макроэкономической политики в открытой экономике.
2. Последствия денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса.
Темы эссе:
1. Какая политика – денежная или налогово-бюджетная – более эффективна с точки зрения занятости и роста дохода при фиксированном обменном курсе и высокой мобильности капитала.
2. Причины и последствия введения свободного валютного курса в России в 2014 году.
3. Современные международные финансовые институты: нужна ли их реформа?
Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)
Дисциплина «Экономическая теория. Макроэкономика» обеспечена интерактивным компьютерным учебником, практикумом (рабочими тетрадями) для аудиторной и домашней работы, заданиями для самостоятельной работы в виде тематики рефератов и эссе.
В процессе преподавания дисциплины «Экономическая теория. Макроэкономика» используются следующие материально-технические средства:
- компьютерные классы и доступ к компьютерному интерактивному учебнику «Макроэкономика» (М.: НИФНД, 2004. - №50200400829);
- компьютерные классы и доступ к Единому порталу Интернет – тестирования в сфере образования www.i-exam.ru;
- проектор, совмещенный с ноутбуком, для чтения лекций преподавателями и демонстрации презентаций студентов.
V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий для набора 2017 года
№ п/п |
Наименование разделов и тем | Контактная работа / контактные часы | Самостоятельная работа часы | Формы текущего/ рубежного контроля | |||||||||||||
Аудиторные часы | Электронная форма обучения час (Элек) | Индивидуальная консультация (ИК) | Конт. часы по промежуточной аттестации (Катт) | Консультация перед экзаменом (КЭ) | Конт. часы по промежуточной аттестации в период экз. сессии (Каттэк) | формы | часы в семестре | Контроль/ СР в сессию | |||||||||
лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | Всего Ауд | в том числе интерактивные | |||||||||||||
формы | часы | Лекции | Практические занятия | ||||||||||||||
Раздел 1 | |||||||||||||||||
1 | Введение в макроэкономику: предмет и особенности исследования. | 2 | 2 | 4 | анализ конкретных ситуаций, обсуждение презентаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 8 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
2 | Основные макроэкономические показатели. | 2 | 2 | 4 | анализ конкретных ситуаций, обсуждение презентаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 8 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
3 | Макроэкономическое равновесие на совокупном рынке товаров и услуг. | 4 | 4 | 8 | анализ конкретных ситуаций | 2 | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 8 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | |||||||
4 | Макроэкономическая динамика: экономический рост и деловые циклы. | 2 | 2 | 4 | деловая/ролевая игра, групповые дискуссии | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 8 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
5 | Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция. | 4 | 4 | 8 | анализ конкретных ситуаций, обсуждение презентаций | 4 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 8 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
Раздел 2 | |||||||||||||||||
6 | Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. | 4 | 4 | 8 | анализ конкретных ситуаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 8 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
7 | Кредитно-денежная политика государства. | 2 | 2 | 4 | групповые дискуссии, обсуждение презентаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 8 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
8 | Финансовая система и фискальная политика государства. | 2 | 2 | 4 | групповые дискуссии, обсуждение презентаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 8 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
9 | Совместное равновесие на товарном и денежном рынках: модель ISLM. | 2 | 2 | 4 | анализ конкретных ситуаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 8 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
10 | Теоретические основы международных экономических отношений и мировой торговли. | 2 | 2 | 4 | групповые дискуссии, обсуждение презентаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 8 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
11 | Валютные отношения в открытой экономике. | 2 | 2 | 4 | групповые дискуссии, обсуждение презентаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 6 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
Итого
| 28 | 28 | - | 56 | 24 | 2 | 86 | - | |||||||||
Курсовая работа/проект (при наличии в учебном плане) | - | - | |||||||||||||||
Экзамен | 2 | 2 | 32 | ||||||||||||||
Всего по дисциплине: 180 ч | 28 | 28 | - | 56 | 24 | 2 | - | - | 2 | 2 | 86 | 32 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий для набора 2016 года
№ п/п |
Наименование разделов и тем | Контактная работа / контактные часы | Самостоятельная работа часы | Формы текущего/ рубежного контроля | |||||||||||||
Аудиторные часы | Электронная форма обучения час (Элек) | Индивидуальная консультация (ИК) | Конт. часы по промежуточной аттестации (Катт) | Консультация перед экзаменом (КЭ) | Конт. часы по промежуточной аттестации в период экз. сессии (Каттэк) | формы | часы в семестре | Контроль/ СР в сессию | |||||||||
лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | Всего Ауд | в том числе интерактивные | |||||||||||||
формы | часы | Лекции | Практические занятия | ||||||||||||||
Раздел 1 | |||||||||||||||||
1 | Введение в макроэкономику: предмет и особенности исследования. | 2 | 2 | 4 | анализ конкретных ситуаций, обсуждение презентаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 4 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
2 | Основные макроэкономические показатели. | 2 | 2 | 4 | анализ конкретных ситуаций, обсуждение презентаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 4 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
3 | Макроэкономическое равновесие на совокупном рынке товаров и услуг. | 4 | 4 | 8 | анализ конкретных ситуаций | 2 | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 6 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | |||||||
4 | Макроэкономическая динамика: экономический рост и деловые циклы. | 2 | 2 | 4 | деловая/ролевая игра, групповые дискуссии | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 4 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
5 | Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция. | 4 | 4 | 8 | анализ конкретных ситуаций, обсуждение презентаций | 4 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 6 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
Раздел 2 | |||||||||||||||||
6 | Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. | 4 | 4 | 8 | анализ конкретных ситуаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 6 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
7 | Кредитно-денежная политика государства. | 2 | 2 | 4 | групповые дискуссии, обсуждение презентаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 4 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
8 | Финансовая система и фискальная политика государства. | 2 | 2 | 4 | групповые дискуссии, обсуждение презентаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 4 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
9 | Совместное равновесие на товарном и денежном рынках: модель ISLM. | 2 | 2 | 4 | анализ конкретных ситуаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 4 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
10 | Теоретические основы международных экономических отношений и мировой торговли. | 2 | 2 | 4 | групповые дискуссии, обсуждение презентаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 4 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
11 | Валютные отношения в открытой экономике. | 2 | 2 | 4 | групповые дискуссии, обсуждение презентаций | 2 | освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных и устных заданий, работа с литературой, подготовка докладов, рефератов, эссе и презентаций | 4 | проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, оценка докладов и рефератов, индивидуальные и групповые опросы, модульное тестирование, ФЭПО | ||||||||
Итого
| 28 | 28 | - | 56 | 24 | 2 | 50 | - | |||||||||
Курсовая работа/проект (при наличии в учебном плане) | - | - | |||||||||||||||
Экзамен | 2 | 2 | 32 | ||||||||||||||
Всего по дисциплине: 144 ч | 28 | 28 | - | 56 | 24 | 2 | - | - | 2 | 2 | 50 | 32 |
VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ [1]
Оценочные средства по дисциплине разработаны в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова».
(Фонд оценочных средств хранится на кафедрах, обеспечивающих преподавание данной дисциплины)
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (см. таблицу раздела II)
Дата: 2019-02-25, просмотров: 293.