Переход греха на весь человеческий род. Первородный грех. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения. Вменение первородного греха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Шестой член Послания Восточных Патриархов начинается с указания на личный грех Адама и Евы, который «перешел от Адама на все человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас». Под первородным грехом здесь понимаются не личные грехи и злые движения сердца, имеющие быть по свободному изъявлению человека, а наследственная порча природы и «склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения» [Алипий]. «Под следствием же первородного греха Церковь разумевает те самые следствия, какие произвел грех прародителей непосредственно в них, и которые переходят от нас и на них, каковы: помрачение разума, извращение воли и удобопреклонность ее ко злу, болезни телесные, смерть и пр.» [Макарий (Булгаков)]. Этого закона тления и смерти «не избежала даже Божия Матерь, ставшая, как и прочие люди (кроме Христа), по своему рождению причастницей природы ветхого Адама» [Алипий].

Видимая сторона греха наших прародителей состояла в нарушении запретительной заповеди Божией не вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2, 16-17). «Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас, – говорит блаж. Августин, – оставила праотцев благодать Божия». В человеке, первоначально чистом и невинном, явилось новое, несвойственное и чуждое ему прежде греховное настроение и внутренняя замкнутость от общения с Богом, Источником жизни [Ливерий Воронов]. Последствием грехопадения явилось как физическое повреждение человеческой природы, которое выражается в тленности человеческого естества и его смертности, так и нравственное повреждение, проявляющееся в удобопреклонности воли человеческой ко злу. Свт. Филарет (Дроздов) констатирует как несомненный факт то, что следствия греха прародителей перешли на весь человеческий род: «Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит заражение грехом и потому смертное потомство».

[Ливерий] Учитывая все это, можно сказать, что все люди как потомки родоначальника человеческого рода Адама, хотя и сотворенного по образу Божию, но совершившего тяжкое грехопадение, рождаются с греховным наследственным повреждением своей духовно-телесной природы. Это прирожденная греховность (άμαρτια) со времен блаж. Августина известна под именем первородного греха (peccatum originale).

[Алипий] Слово Божие учит нас, что в Адаме «все согрешили», т. е. о всеобщности первородного греха: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12); «Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни ему определены» (Иов. 14, 4-5); «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 5, 7). Зачатие и рождение – вот канал, по которому передается прародительская порча.

О действительности этого греховного состояния как бы от лица всех его носителей апостол Павел говорит: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 15, 19, 22-23).

Православию чуждо представление о том, что потомки Адама несут личную ответственность за грех прародителей, как за свой собственный грех, и первородный грех рассматривается прежде всего как порча природы, а не как грех, в котором повинны все люди. Но хотя мы и не являемся лично ответственными за грех Адама, тем не менее фактически все мы несем наказание за грех прародителей. Это наказание выражается в том, что все люди как происходящие от Адама: а) подлежат закону тления и смерти; б) не могут войти в Царство Небесное (Ин. 3, 5) как носители греховного, т.е. противного Божественным установлениях состояния природы. Подверженность каждого человека, в силу его происхождения от Адама, этому наказанию называется вменением первородного греха. Тем самым по своим результатам первородный грех приравнивается к преступлению закона Божия [Алипий].

Лишь сообщение человечеству Божественной благодати, препобеждающей осуждение и немощь естества, могло даровать человеку спасение от тяжкого закона рождения с его последствиями, страстностью и тлением. Этот новый поток Божественной силы, как подчеркивает апостол Павел, вошел и распространился в человечество таким же путем, каким тление и смерть перешли от первого Адама. Как ветхий Адам, уклонившись от своего назначения, распространил на всех потомков своих плотское рождение, грех и тление, так Новый Адам – Христос, осуществив все, чего не достиг праотец, стал родоначальником нового человечества и распространил на него силу духовного безгрешного рождения, освободил его от греха, избавил от тления и приводит к конечной цели Промысла – обожению [Алипий].

Вменение первородного греха [Левшенко]

Надо различать личный грех Адама и первородный грех. Параптома – греховное состояние, отчуждение человека от Бога, трещина, которая прошла между Богом и человеком после грехопадения, то, что переходит на весь человеческий род. А мартия – это не сам грех, а следствие греха и одновременно неблагоприятное условие для потомства. Православное исповедание: «Поелику в состоянии невинности все люди были в Адаме, то как скоро он согрешил, в нем и все встали в греховное состояние, а посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех».

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.