Следствия грехопадения: 1) в отношениях между Богом и человеком; 2) в человеческой природе: дух-душа-тело, ум-чувства-воля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следствия грехопадения [Левшенко]

Этот вопрос надо рассматривать во многих планах. Прежде всего, по отношению к душе, к телу, к внешнему благосостоянию человеку. Таких следствий очень много.

Сам по себе грех – это некоторое действие человека после того, как он выбрал нечто свободной своей волей. Это действие начало в этом мире свою жизнь, потому что любое наше действие в этом мире имеет свое следствие, это следствие имеет свои следствия и т.д. Если вначале можно говорить о свободной воле как начале некоего причинно-следственного ряда, то дальше этот ряд уже не зависит от человека, а становится путами в его жизни, и не только в его, но и его потомков. Этот закон верен. Любой грех имеет следствие, как и любая добродетель. Грех сразу же несет в себе и наказание за грех, потому мы его и отличаем от добродетели. Но дело не только в этом. Есть еще и положительная сторона (положительная в смысле наказания, данного от Бога) – кроме того, что здесь есть собственное наказание, есть еще и гнев Божий в отношении греха. Поэтому можно говорить о двух сторонах греха: он производит сам по себе дурные последствия и отчуждает человека от Бога. А тем самым человек подвергается и гневу Божиему. А подвергаясь гневу Божиему, подвергается и наказанию. Но Бог есть любовь, поэтому это наказание всегда бывает таково, чтобы человек вернулся. Здесь нет полного отбрасывания человека – Господь помогает человеку, сколько может.

Последствия грехопадения, проклятие [Катихизис]

Последствия падения прародителей имеют общее наименование проклятия. По определению «Пространного Катихизиса», проклятие есть

«осуждение греха праведным судом Божиим, а от греха происшедшее на земле зло в наказание человекам».

Проклятие не следует понимать как месть Бога за нарушение Его воли – грех саморазрушителен. В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании и всему материальному космосу, противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад. Последствия греха непосредственно из него проистекают, однако это не означает, что они следуют за грехом автоматически, сами по себе, вопреки воле Божией, ибо тварь сама не может изменить законы природы, установленные Творцом. Без положительного на этот счет Божественного определения противоестественные изменения сами по себе не могли бы стать законом для падшего естества. Кроме того, всемогущий Бог мог бы и после грехопадения сохранить человека в прежнем состоянии, однако ради пользы самого человека не пожелал этого. Таким образом, говоря о последствиях грехопадения, необходимо различать два неразрывно связанных между собой действия: с одной стороны, «естественное» проистечение этих последствий из факта грехопадения, с другой стороны – попущение этих последствий волей Божией и утверждение их в качестве закона существования для падшего естества. Это Божественное определение, осуждающее грех, и называется проклятием. По отношению к человеку проклятие выражается в изменении состояния человеческой природы, искажении способа ее существования, а также в изменении внешних условий существования человека. Целью проклятия является не отмщение, а исправление человека через смирение его гордыни и приведение его к покаянию. Прежде всего, проклятие выражается в невозможности для человека иметь общение с Богом, в отчуждении человека от Бога как Источника жизни. Будучи Светом, в Котором нет никакой тьмы (1 Ин. 1, 5), Бог, руководствуясь нравственным достоинством добра, не может вступить в общение ни с чем греховным и злым. Иными словами, Бог создает для согрешившего человека условия бытия, наиболее соответствующие его духовно-нравственному состоянию, условия, полагающие предел развитию зла в падшем человеческом естестве.

1) Последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком [Катихизис]

До грехопадения отношение человека к Богу было отношением всецелого и радостного послушания. Человек находился в непосредственном общении с Богом. Божественная благодать, укорененная в природе человека самим актом его сотворения, открывала ему путь дальнейшего обожения. И душа, и тело человека были «пропитаны» благодатью.

Своим греховным самоутверждением человек «вытеснил» из себя Бога. Свт. Филарет Московский говорит, что, согрешив, «человек остановил в себе приток Божественной благодати».

В результате благодатная связь с Богом разрывается, человек выпадает из состояния изначального единства со своим Творцом. Если до грехопадения человек ощущал дыхание Божие в своем сердце, то теперь Бог начинает восприниматься человеком как внешний объект, приближение которого вызывает в человеке не чувство любви и радости, но страх (Быт. 3, 10).

Само присутствие Божие становится для человека невыносимым, отныне человек уже не может увидеть Бога и не умереть, не может общаться с Ним лицом к лицу (Исх. 33, 20). Состояние человека после грехопадения Священное Писание определяет как состояние вражды против Бога (Рим. 5, 10), а отношение Бога к падшему человеку как гнев (Еф. 2, 3). Но объектом гнева Божия являются не сами люди как личности, а греховное состояние их природы, которое не может быть предметом благоволения Божия, ибо «невозможно общение между светом и тьмой» (1 Кор. 6, 14). Н. Н. Глубоковский писал:

«Греховность, как недолжное состояние природы человека, навлекает на себя гнев Божий»,

но

«Правда Божия <...> и в самом карающем настроении движется неисчерпаемым человеколюбием».

Дата: 2019-02-19, просмотров: 325.