Во-первых, видимая сторона греха. Была нарушена положительная заповедь Божия не вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2, 16-17). «Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас, – говорит блаж. Августин, – оставила праотцев благодать Божия». В человеке, первоначально чистом и невинном, явилось новое, несвойственное и чуждое ему прежде греховное настроение и внутренняя замкнутость от общения с Богом, Источником жизни [Ливерий Воронов].
Более серьезная его сторона – нарушение нравственной заповеди, нравственного закона: преслушание воли Божией. Это в Откровении всегда называется так: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4); «непослушание воле Божией» (Рим. 5, 19); «преступление» (там же).
Третья сторона – внутренняя: горделивое разделение твари с Творцом, проявление непомерного самолюбия, которое выразилось в желании быстрым способом добиться равенства с Богом, независимости от Него. С другой стороны, это было преступное желание чувственного удовольствия, которое было воспрещено в данный момент времени.
Сатана искушает человека: «Будете яко бози». Вы знаете, что Бог говорит: «Се, Адам бысть яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое» (Быт. 3:22).
Митр. Филарет: «Человек, вняв искусителю, не только внутренне возжелал быть Богом, но и в самом деле исполнил сие желание столько, сколько мог. Уже ничего не может он для себя сделать более». Мы сказали бы, что это, может быть, не совсем так. Он может сделать более, потому что сам Адам, раскаявшись, все-таки не пошел по пути самообожествления. Но вы знаете, что восстанет «человек беззакония», антихрист, который как раз и достигнет этого состояния, когда он потребует для себя Божеских почестей, что будет выражением доведенного до конца грехопадения, о котором мы читаем в книге Бытия.
В данном случае начало греха – гордыня, и желание стать Богом – это основное: «Начало гордыни человеку отступление от Господа, и егда от Сотвореннаго и отвращается сердце его, яко начало греха гордыня» (Сир. 10, 14-15). У свв. Отцов разбирается очень подробно, что в этом грехопадении были, как в семени, заключены все остальные грехи, которые развились в человеческом роде. Какой бы мы грех сейчас ни рассматривали, его начало лежит именно здесь. Блж. Августин: «Здесь были и гордость – потому что человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божией; и поругание святыни – потому что не поверил Богу; и человекоубийство – потому что подвергнул себя смерти; и любодеяние духовное – потому что непорочность человеческой души нарушена убеждением змия; и татьба – потому что воспользовался запрещенным древом; и любостяжание – потому что пожелал большего, нежели скольким должен был довольствоваться» [Левшенко].
Последствием грехопадения явилось как физическое повреждение человеческой природы, которое выражается в тленности человеческого естества и его смертности, так и нравственное повреждение, проявляющееся в удобопреклонности воли человеческой ко злу. Свт. Филарет (Дроздов) констатирует как несомненный факт то, что следствия греха прародителей перешли на весь человеческий род: «Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит заражение грехом и потому смертное потомство».
Учитывая все это, можно сказать, что все люди как потомки родоначальника человеческого рода Адама, хотя и сотворенного по образу Божию, но совершившего тяжкое грехопадение, рождаются с греховным наследственным повреждением своей духовно-телесной природы. Это прирожденная греховность (άμαρτια) со времен блаж. Августина известна под именем первородного греха (peccatum originale) [Ливерий].
Слово Божие учит нас, что в Адаме «все согрешили», т. е. о всеобщности первородного греха: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12); «Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни ему определены» (Иов. 14, 4-5); «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 5, 7). Зачатие и рождение – вот канал, по которому передается прародительская порча [Алипий].
О действительности этого греховного состояния как бы от лица всех его носителей апостол Павел говорит: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 15, 19, 22-23).
Православию чуждо представление о том, что потомки Адама несут личную ответственность за грех прародителей, как за свой собственный грех, и первородный грех рассматривается прежде всего как порча природы, а не как грех, в котором повинны все люди. Но хотя мы и не являемся лично ответственными за грех Адама, тем не менее фактически все мы несем наказание за грех прародителей. Это наказание выражается в том, что все люди как происходящие от Адама: а) подлежат закону тления и смерти; б) не могут войти в Царство Небесное (Ин. 3, 5) как носители греховного, т.е. противного Божественным установлениях состояния природы. Подверженность каждого человека, в силу его происхождения от Адама, этому наказанию называется вменением первородного греха. Тем самым по своим результатам первородный грех приравнивается к преступлению закона Божия [Алипий].
Лишь сообщение человечеству Божественной благодати, препобеждающей осуждение и немощь естества, могло даровать человеку спасение от тяжкого закона рождения с его последствиями, страстностью и тлением. Этот новый поток Божественной силы, как подчеркивает апостол Павел, вошел и распространился в человечество таким же путем, каким тление и смерть перешли от первого Адама. Как ветхий Адам, уклонившись от своего назначения, распространил на всех потомков своих плотское рождение, грех и тление, так Новый Адам – Христос, осуществив все, чего не достиг праотец, стал родоначальником нового человечества и распространил на него силу духовного безгрешного рождения, освободил его от греха, избавил от тления и приводит к конечной цели Промысла – обожению [Алипий].
Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.