Анализ движения Лабана предлагает широкий обзор двигательных возможностей. Эти базовые элементы могут использоваться для создания движений и для их описания. Каждый человек сочетает эти двигательные факторы своим уникальным способом, чтобы создавать двигательные фразы и устанавливать отношения с другими людьми, миром или культурной средой.
Тело.
Паттерны общего телесного объединения:
- дыхание (клеточное и легочное дыхание, привносит легкость и наполненность в движение);
- ядро-перифирия (лучи, исходящие из центра и проходящие через него ко всем 6 конечностям);
- голова-копчик (суставы спины, позвоночник, подготавливает смену уровня тела);
- верхнее-нижнее (отступание и толкание, дотянуться-оттолкнуть, перенос веса);
- тело-половина (боковые движения, стабильность);
- диагональ-бок (самый сложный, позволяет совершать трехмерные движения, скручиваться).
Последовательности движений:
- одновременно (все активные части тела движутся в один момент);
- последовательно (движение одной части тела перетекает в движение соседней, примыкающей к ней части);
- поэтапно (движение одной части тела переходит в движение другой, не примыкающей к ней, отдаленной части).
Усилие.
Усилие показывает отношение движущегося к вкладываемой энергии, характеризуется 4 основными факторами, в каждом из которых есть 2 полярности.
Текучесть усилия - длительность, совершение, часто связано с чувствами.
- свободно (неконтролируемый поток, выплескивающийся, текущий; то, что внутри, выходит наружу и то, что снаружи, вливается внутрь);
- ограниченно (контролируемый, осторожный, разграничивает то, что снаружи остается снаружи, то, что внутри остается внутри).
Вес усилия - ощущение себя и своего намерения в движении.
- легкий вес (воздушность, нежность, деликатность, легкое прикосновение, жизнерадостность);
- тяжелый вес (мощь, сила, напряжение, твердое прикосновение, толчок).
Время усилия - внутреннее отношение ко времени, а не то, сколько времени занимает совершение движения. Связано с интуицией и принятием решений.
- устойчивость времени (затяжное, длящееся, спокойное);
- внезапность, мгновенность времени (быстрое, резкое; срочно, сию минуту).
Пространство усилия - как распределяется внимание, связано с мышлением. 2 подхода:
- косвенный (внимание распределяется между несколькими объектами одновременно, гибкость, всеобъемлемая осведомленность об окружающем);
- прямой (внимание сосредоточено только на одном, узкая направленность, подобно лучу).
Усилие чаще является комбинацией двух-трех элементов, называемых состояниями или стимулами усилия.
Форма.
Основные виды форм, которые принимает тело:
- игла (линейная, вытянутая);
- стена (плоская);
- шар (круглая, сферическая);
- винт (скрученная, спиралевидная);
- пирамида (четырехгранная).
Модели изменения формы - показывают внутреннюю позицию по отношению к изменению формы тела, меняется ли она в связи с внутренними причинами или обусловлена внешним окружением.
- текучесть формы (изменения формы, касающиеся самого движущегося и изменения отношений между разными частями его тела);
- направленные движения (мост к окружающей среде): аркообразные - от одного сустава к другому, спицеообразные - от одного ко многим;
- изгибы (приспособление, подстраивание к окружающему, трехмерные движения).
Качества формы - дают информацию об оценке, отношении к процессу изменения формы. Открытость-закрытость - основной параметр. Описывают, в каком направлении происходит открытие-закрытие и изменение формы.
Пространство.
Кинесфера - пространство, которое можно занять, не сходя с места. Выделяют большую, среднюю и маленькую кинесферу.
Подходы к кинесфере - как я двигаюсь в ней и определяю ее.
- центральный (движения исходят из центра и возвращаются обратно к нему);
- периферический (движения показывают край кинесферы и совершаются на расстоянии от центра);
- поперечный (кинесфера создается движениями, разрезающими ее или проскальзывающими сквозь нее, обнаруживая пространство между центром и краями кинесферы).
Измерения - каждое измерение состоит из двух противоположных направлений. Каждое направление имеет только 1 пространственное натяжение.
- вертикальное (вверх-вниз);
- сагиттальное, фронтальное (вперед-назад);
- горизонтальное (влево-вправо).
Плоскость - движение характеризуют два пространственных натяжения одновременно.
- вертикальная (вверх-вниз и влево-вправо, плоскость двери);
- фронтальная (вперед-назад и вверх-вниз, плоскость колес);
- горизонтальная (влево-вправо и вперед-назад, плоскость стола).
Диагональ - 3 равнодействующих пространственных натяжения.
Техника партнеринга построена на элементах контактной импровизации и на законах взаимодействия с партнером. Это парный танец.
Литература
Основная: 1, 3
Дополнительная: 20, 21, 29
Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.