Группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.
В зависимости от задач исследования используются:
- типологические группировки – группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
- структурные группировки – позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту; состав предприятий по уровню фондовооруженности, рентабельности, себестоимости и т.д.
- аналитические группировки – используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.
По сложности построения различают:
- простые группировки – изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку
- комбинированные группировки – деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и т.д.
При построении аналитических группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.
Методика построения группировок коротко может быть определена в виде алгоритма:
1. Определение цели анализа
2. Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов
3. Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку
4. Выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы
5. Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам
6. Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат
В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) 4-го и 5-го пунктов.
Сделаем группировку предприятий по плодородию почвы и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и урожайностью зерновых культур (таблица 2).
Таблица 2 – Группировка хозяйств района по плодородию почвы
Группы предприятий по баллу земли | Количество предприятий в группе | Средний балл по группе | Средняя урожайность, ц/га |
До 36 | 3 | 33,3 | 19,7 |
36-40 | 4 | 38,5 | 21,5 |
41-45 | 4 | 43,0 | 24,0 |
Свыше 45 | 2 | 59,0 | 32,5 |
Балансовый способ в ЭА
Балансовый способ служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот способ широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования. Определенную роль играет в АХД, в частности широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования.
Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой - их фактическое наличие. Для определения платежеспособности предприятия составляется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.
Как вспомогательное средство балансовый метод используется в АХД для проверки правильности определения влияния различных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя: ∆ Y общ = ∑∆ Y х i
Отсутствие такого равенства свидетельствует либо о неполном учете факторов, либо о допущенных ошибках в расчетах.
Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. Можно встретить модели, построенные на основе товарного баланса, оборота стада и др. Например, Он + П = Р + Вк + О. Отсюда Р = Он + П – В - Ок,
где Р - продажа товаров;
Он - остаток товаров на начало года;
П - поступление товаров;
В - другие источники расхода товаров;
Ок - остаток товаров на конец года.
Иногда балансовый способ применяют для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, вычтя от общего прироста результативного показателя результат влияния первых двух факторов: ∆ Y с = ∆ Y общ - ∆ Y а - ∆ Y б
Дата: 2019-02-25, просмотров: 269.