В информационной сфере обращаются не только программные продукты для обработки информации в ЭВМ, но и технологии для телекоммуникационных систем.
В Институте государства и права РАН разработан вопрос о различии и связи таких составляющих информационного процесса, как «обмен информацией» и «обращение информации». Эта проблема поставлена и обоснована как важная для понимания и механизма информационного обмена в больших и малых сетях, а также для определения правовых средств регулирования отношений, формируемых между субъектами, которые обеспечивают эти две составляющие единого процесса движения информации в пространстве и времени. Разработчиком этого вопроса является кандидат юридических наук, доцент А. К. Жарова. Ее монография1 в этой части проблемы наглядно представляет процесс обмена информацией, реализуемый субъектами права — пользователями информационных систем, и обращение информации как процесс передачи данных от одного пункта отправления информационной системы к другому через прохождение ряда пунктов связи и трансляции этих данных к конечному пункту назначения. Совершенно очевидно, что правовое регулирование в этих двух зонах информации будет различаться. Система телекоммуникации как раз и занимается вопросами обращения информации по каналам связи. Здесь также действуют определенные категории субъектов, от которых зависит качество прохождения, сохранения целостности информации и ее своевременная доставка пользователю.
В этой области различают эфирное, кабельное, цифровое вещание, в основе которых лежат определенные технологи и передачи информации, связи между информационными системами и ЭВМ.
Чтобы система работала и не оставалась локальной только для одного пользователя, необходимы ее контакты с другими системами и пользователями. Здесь возникает проблема определения средств связи в предметном, функциональном, социальном, психологическом аспектах, и каждый из них имеет свою проекцию в правовой системе.
Средства связи в ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 .N° 126-ФЗ «О связи» определены как «технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи».
Сети электросвязи представляют собой технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передачи: телефонную, телеграфную, факсимильную передачу и другие виды документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радиопроводного вещания. Телекоммуникации включают цифровое телевидение, различные формы работы в Интернете. Технические средства и сооружения электросвязи, используемые для предоставления услуг электросвязи, образуют сетевые ресурсы. Проблемы оказания услуг связи сосредоточены в области гражданско-правового законодательства. Вопросы правовой ответственности за нарушение порядка строительства, оформления и эксплуатации этих объектов предусмотрены КоАП РФ (ст. 13.2—13.9) и рассматриваются органами исполнительной власти, судами в соответствии с этим кодексом.
В упоминавшейся уже работе П. С. Мардера обозначены основные признаки телекоммуникационных систем. В их числе такие характеристики этих средств информатизации, как: крупномасштабные, пространственно-распределенные, нелинейные, самоорганизуемые (синергетические), многосвязные и взаимопроникающие, работающие с участием операторов.
В эталонной модели открытых систем связи OSI(OpenSystemInterconnection) специалисты выделяют семь уровней, из которых три пользовательских и четыре — транспортных.
Подсистемы пользовательского характера включают прикладной уровень, представительный уровень и сеансовый. Транспортные уровни состоят из собственно транспортного, сетевого, канального и физического уровней. Естественно, что каждый из уровней в обеих подсистемах требует своего правового и особенно регламентного регулирования. Кроме административных и технических регламентов здесь широко используются технические протоколы.
Средства связи общего пользования открыты для всех физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. Органы государственной власти могут пользоваться специальной системой связи, которая находится в ведении ФСБ России. Они организуют деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий и учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом и осуществляют государственный контроль в этой сфере деятельности.
В системах общего пользования широко применяются коммуникационные системы проводного, волоконно-оптического, беспроводного характера. Телерадиовещание использует электрические, кабельные каналы связи и спутниковые системы связи. Особенность состоит в установлении порядка выделения частот для вещания определенных программ. Это связано с регулированием правил выделения частот для пользователей. В правовом плане это оформляется как выдача лицензии на право вещания. Указанные вопросы более детально рассмотрены в главе, посвященной проблемам СМИ.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 243.