Понятие телекоммуникаций в информационной сфере
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В информационной сфере обращаются не только про­граммные продукты для обработки информации в ЭВМ, но и технологии для телекоммуникационных систем.

В Институте государства и права РАН разработан во­прос о различии и связи таких составляющих информаци­онного процесса, как «обмен информацией» и «обращение информации». Эта проблема поставлена и обоснована как важная для понимания и механизма информационного обмена в больших и малых сетях, а также для определе­ния правовых средств регулирования отношений, форми­руемых между субъектами, которые обеспечивают эти две составляющие единого процесса движения информации в пространстве и времени. Разработчиком этого вопроса является кандидат юридических наук, доцент А. К. Жарова. Ее монография1 в этой части проблемы наглядно пред­ставляет процесс обмена информацией, реализуемый субъ­ектами права — пользователями информационных систем, и обращение информации как процесс передачи данных от одного пункта отправления информационной системы к другому через прохождение ряда пунктов связи и транс­ляции этих данных к конечному пункту назначения. Со­вершенно очевидно, что правовое регулирование в этих двух зонах информации будет различаться. Система теле­коммуникации как раз и занимается вопросами обраще­ния информации по каналам связи. Здесь также действуют определенные категории субъектов, от которых зависит ка­чество прохождения, сохранения целостности информации и ее своевременная доставка пользователю.

В этой области различают эфирное, кабельное, цифровое вещание, в основе которых лежат определенные технологи и передачи информации, связи между информационными си­стемами и ЭВМ.

Чтобы система работала и не оставалась локальной только для одного пользователя, необходимы ее контакты с други­ми системами и пользователями. Здесь возникает проблема определения средств связи в предметном, функциональном, социальном, психологическом аспектах, и каждый из них имеет свою проекцию в правовой системе.

Средства связи в ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 .N° 126-ФЗ «О связи» определены как «технические и про­граммные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообще­ний электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи».

Сети электросвязи представляют собой технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов пере­дачи: телефонную, телеграфную, факсимильную передачу и другие виды документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радиопроводного вещания. Телекоммуникации вклю­чают цифровое телевидение, различные формы работы в Интернете. Технические средства и сооружения электро­связи, используемые для предоставления услуг электросвя­зи, образуют сетевые ресурсы. Проблемы оказания услуг связи сосредоточены в области гражданско-правового зако­нодательства. Вопросы правовой ответственности за нару­шение порядка строительства, оформления и эксплуатации этих объектов предусмотрены КоАП РФ (ст. 13.2—13.9) и рассматриваются органами исполнительной власти, суда­ми в соответствии с этим кодексом.

В упоминавшейся уже работе П. С. Мардера обозначены основные признаки телекоммуникационных систем. В их числе такие характеристики этих средств информатизации, как: крупномасштабные, пространственно-распределенные, нелинейные, самоорганизуемые (синергетические), много­связные и взаимопроникающие, работающие с участием операторов.

В эталонной модели открытых систем связи OSI(OpenSystemInterconnection) специалисты выделяют семь уров­ней, из которых три пользовательских и четыре — транс­портных.

Подсистемы пользовательского характера включают при­кладной уровень, представительный уровень и сеансовый. Транспортные уровни состоят из собственно транспортного, сетевого, канального и физического уровней. Естественно, что каждый из уровней в обеих подсистемах требует своего правового и особенно регламентного регулирования. Кроме административных и технических регламентов здесь широко используются технические протоколы.

Средства связи общего пользования открыты для всех физических и юридических лиц, органов государствен­ной власти и местного самоуправления. Органы государ­ственной власти могут пользоваться специальной систе­мой связи, которая находится в ведении ФСБ России. Они организуют деятельность центральных органов фе­деральной исполнительной власти, организаций, предпри­ятий и учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной свя­зи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом и осуществляют государственный контроль в этой сфере деятельности.

В системах общего пользования широко применяют­ся коммуникационные системы проводного, волоконно-оптического, беспроводного характера. Телерадиовещание использует электрические, кабельные каналы связи и спут­никовые системы связи. Особенность состоит в установле­нии порядка выделения частот для вещания определенных программ. Это связано с регулированием правил выделения частот для пользователей. В правовом плане это оформля­ется как выдача лицензии на право вещания. Указанные вопросы более детально рассмотрены в главе, посвященной проблемам СМИ.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 218.