Обстоятельства смягчающие либо отягчающие административную ответственность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного      правонарушения

несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, являются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию; 

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите лекцию, используя презентацию, тема: «Понятие административной ответственности» из «Сборника презентаций по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»».

2. Ответьте на вопросы:

1) Перечислите виды административных наказаний.

2) Какие меры административных наказаний действуют в российской Федерации?

3) Дайте определение конфискации предмета, являющегося орудием совершения административного правонарушения. Чем она отличается от возмездного изъятия предмета, являющегося орудием совершения административного правонарушения?

4) В каких случаях применяется административный арест? К кому он не может быть применен? Каков максимальный срок применения административного ареста?

5) К кому может быть применена такая мера административной ответственности, как выдворение за пределы Российской Федерации?

6) Что такое дисквалификация? К кому она может быть применена? На какой срок?

7) Укажите обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

8) Укажите обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Тема 6.1 Правовые режимы информации

1) Информационное право. Правовые режимы информации

2) Режимы государственной, служебной и коммерческой тайны

3) Телекоммуникационное право.

4) Информационные ресурсы и информационная безопасность

5) Правовое регулирование деятельности СМИ

1) Информационное право. Правовые режимы информации.

Информационное право – как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, установленных и охраняемых государством, возникающих в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации.

Информационное право изучает информационную сущность права.

Информационное право связано с другими отраслями права, т.е. имеет характер комплексной отрасли.

Предмет отрасли – это то, что она регулирует.

Предмет информационного права – это часть общественных отношений, которая связана с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов, в том числе в области формирования и управления информационными ресурсами, в области использования новых технологических работ с информацией и технологий ее передачи в системах и сетях коммуникаций, в области установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах, включая юридическую ответственность в названных областях.

Предметная область информационного права включает в себя процесс информатизации - организацию социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного права. Содержание таких отношений определяется постепенно под воздействием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера.

Предмет Информационного права составляют три группы отношений:

1. Отношения, связанные с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации;

2. Отношения, связанные с применением информационных технологий;

3. Отношения, связанные с обеспечением защиты информации.

Метод отрасли – это определенные приемы, способы и средства юридического воздействия права на общественные отношения.

Информационная отрасль использует следующие методы в качестве правового регулирования:

1. Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормы.

2. Запрет – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

3. Дозволение – юридическое разрешение совершения в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, т.е. как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация).

В теории государства и права под системой понимается упорядоченность по критерию единства предмета и метода правового регулирования совокупность правовых норм, которая складывается для регулирования данной области общественных отношений.

Система информационного права включает в себя 6 разделов.

1. Информационное право как часть отечественной правовой системы: понятие и виды информации, субъекты информационного права, система информационного права, взаимосвязь информационного права с другими отраслями права и т.д.

2. Информация с ограниченным доступом.

3. Массовая информация.

4. Документированная информация. Библиотечное и архивное дело.

5. Информационная безопасность.

6. Ответственность в информационной сфере.

Функции информационного права:

1. Правотворческая – выражается в наделении субъектов информационной деятельности полномочиями по нормотворчеству.

2. Правоисполнительная – информационное право непосредственно регулирует общественные отношения, воздействуя на них при помощи установленных правом методов.

3. Организационная – информационная деятельность является организационной, т.е. направленной на упорядочение общественных отношений в информационной сфере.

4. Координационная – заключается в обеспечении разумного и эффективного взаимодействия всех субъектов информационных отношений.

5. Правоохранительная - обеспечивает соблюдение установленного правового режима и защиту законных интересов всех участников информационных отношений.

Принципы информационного права:

Принципы - это зафиксированные в правовых нормах основные начала, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие ей системный характер и позволяющие ей говорить о целостности механизма правового регулирования.

Под принципами информационного права понимаются основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни, проявляющиеся в информационной сфере.

1. Принцип приоритетности прав. В информационном праве возможен как приоритет прав личности (ст. 2 Конституции РФ), так приоритет прав государства, например при столкновении интересов государства и личности в правоотношениях, когда требуется установить пределы осуществления права на тайну государства и тайну отдельно взятой личности.

2. Принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.

3. Принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления.

4. Принцип ограничения доступа к информации только федеральным законом.

5. Принцип открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Принцип прозрачности.

6. Принцип обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации.

7. Принцип равноправия языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации.

8. Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Правовые режимы информации

Правовой режим информации наряду с предметом и методами регулирования информационных отношений выступает в качестве одного из системообразующих факторов, обеспечивающих выделение информационного права в отдельную комплексную отрасль.

Под правовым режимом информации понимается комплекс правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и особую направленность регулирования отношений. Это позволяет осуществить классификацию правовых режимов информации по основанию их принадлежности к режиму свободного или ограниченного доступа.

Режим свободного доступа образуют режим исключительных прав, режим информации, отнесенной к общественному достоянию, и режим массовой информации. Режим ограниченного доступа составляют режим конфиденциальной информации и режим информации, отнесенной к государственной тайне.

Режим исключительных прав. Данный институт положен в основу регулирования отношений по поводу результатов интеллектуальной деятельности (результаты творческой деятельности, «интеллектуальная собственность»).

Посредством института исключительных прав третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции. Режим исключительных прав наделяет их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем либо иным результатом интеллектуальной деятельности (право на воспроизведение, распространение, на импорт, на публичный показ, на перевод и т. д.).

Из юридической монополии, которой наделяется обладатель исключительных прав, сделаны изъятия в форме либо указания на случаи их свободного использования, либо формулирование исчерпывающего перечня имущественных прав автора. Это делается, прежде всего, в интересах общества. Подобные изъятия содержатся, например, в ст. 17-26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», ст. 11-12 Патентного закона РФ, ст. 8 Закона РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем», ст. 15-16 Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и др.

Режим национального (общественного) достояния. Установление режима общественного достояния в отношении информации обусловлено необходимостью придания отдельным сведениям качеств общественно необходимых и полезных для всех членов общества. К подобного рода информации относятся, например, сведения, содержащие данные об установленных научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор и т. п. Кроме того, в категорию национального достояния переходят произведения авторов, для которых истёк срок охраны имущественных прав.

Режим массовой информации. Правовой режим массовой информации обусловлен ролью института СМИ в общественной жизни. Эта роль характеризуется, прежде всего, необходимостью поддержания в обществе так называемого естественного состояния свободы массовой информации, гарантируемой ст. 29 Конституции РФ.

В отличие от режима исключительных прав и режима общественного достояния режим массовой информации характеризуется меньшей степенью формализации информационных отношений применительно к субъектам, выступающим ее потребителями.

Режимы конфиденциальной информации. Согласно ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» конфиденциальность – это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование, не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

К конфиденциальной информации относятся:

· персональные данные – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральным законом случаях;

· тайна следствия и судопроизводства;

· служебная тайна – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;

· профессиональная тайна – сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская, налоговая, банковская тайны, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений);

· коммерческая тайна – сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с нормами ГК РФ и федеральными законами;

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации, в том числе ноу-хау.

Режим информации, отнесенной к государственной тайне. Важность отдельных сведений, которые прямо влияют на безопасность государства, предопределяет необходимость выделения их и отдельный блок информации, подлежащей нахождению в режиме государственной тайны. Установление подобного режима является одним из существенных факторов обеспечения безопасности страны.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне» установлено три степени секретности сведений, находящихся в режиме государственной тайны, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

· особой важности;

· совершенно секретно;

· секретно.

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности государства вследствие распространения сведений, находящихся в режиме государственной тайны, и правила отнесения таких сведений к той либо иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ.

2.Режимы государственной, служебной и коммерческой тайны

Служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограниченорганамигосударственнойвласти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

 (ГК РФ)Ст. 139.Служебная и коммерческая тайна

1.Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2.Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско - правовому договору.

Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ:

коммерческая тайна (КТ)– конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличитьдоходы, избежатьнеоправданных расходов, сохранитьположение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация, составляющая КТ,научно-техническая, технология, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

Режим КТ– правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности;

Обладатель информации, составляющей КТ, - лицо, которое владеет информацией, составляющей КТ, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режимКТ.

Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей, получил доступ к информации, составляющей КТ, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей КТ, несут перед обладателем информации, составляющей КТ, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую КТ, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.

5. По требованию обладателя информации, составляющей КТ, лицо, указанное в части 4настоящей статьи, обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Следующие ФЗ РФ также содержат статьи о коммерческой и служебной тайне: ФЗ РФ "Об ипотечных ценных бумагах", ФЗ РФ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле".

"Уголовный кодекс Российской Федерации"

Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Уголовную ответственность влекут:

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Телекоммуникационное право.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 249.