Социальное обеспечение в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование пенсионной системы:

1) Закон РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», создан ПФР как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система: предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения. Закреплены (равная правовая оценка всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; механизм сохранения реальной ценности пенсии путем защиты от инфляции). Решены проблемы нестрахового характера (повышены пенсии для военнослужащих срочной службы и их семей; введена социальные пенсии).

2) Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах ВД, и их семей» (лицам, указанным в законе, предоставлено право выбора получения пенсии по одному из пенсионных законов).

Начался процесс разрушения единой пенсионной системы (нормы Закона 1993 стали распространяться на сотрудников правительственной связи и информации, налоговой полиции, должностных лиц таможенных органов, работников прокуратуры и работников научных и образовательных учреждений, находящихся в ведении прокуратуры).

Аналогичная система пенсионного обеспечения введена для государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности, депутатов (для судей установлено не облагаемое налогом пожизненное денежное содержание, выплачиваемое в период пребывания в отставке).

Указами Президента в отдельных случаях стало устанавливаться пожизненное содержание дополнительно к государственной пенсии (до 10 МРОТ).

Результат декодификации пенсионного законодательства – возврат к полисистемности в пенсионном обеспечении.

3) Пенсионные законы 2001 (законодатель отказался от сохранения пенсионной системы наемных работников, в основу которой были положены принципы социального страхования, заменив ее индивидуально-накопительной пенсионной системой; в то же время наряду с ней сохранено государственное пенсионное обеспечение за счет бюджетного финансирования тех категорий служащих, которые и до реформы обеспечивались пенсиями по привилегированной системе).

Негативные тенденции в регулировании СО:

1) Сохранение крайне низкого уровня СО, не соизмеряемого с прожиточным минимумом;

2) Ухудшение прав нуждающихся при принятии новых законодательных актов (пенсионная реформа, «монетизация» льгот, отмена пособий и компенсаций и т.д.) в целях решения в первую очередь фискальных, кратковременно выгодных государству задач;

3) Перевод расходных полномочий в сфере СО на региональный и муниципальный уровни (приводит к диспропорциям в уровне СО населения регионов);

4) Отмена целевого использования средств ОСО, искажение природы страховых взносов для работающего населения, уменьшение объема финансирования социальных прав застрахованных граждан;

5) Неразвитость юридических гарантий права на СО (низкая эффективность норм об ответственности за непредоставление благ по СО, непрофессионализм при рассмотрении споров);

6) Необоснованный переход к адресной помощи в случаях, когда ранее гарантировалось право на социальную помощь вне связи с доходом человека.

Негативные тенденции в сфере пенсионного обеспечения:

1) Низкий уровень пенсионного обеспечения (около миллиона человек получают пенсию в минимальных размерах);

2) Переход на принудительную накопительную систему (будущая пенсия гражданина практически полностью зависит от успешности ПФР и управляющих компаний в инвестировании изъятых у работающего населения и нынешних пенсионеров пенсионных накоплений);

3) Возложение на систему обязательного пенсионного страхования излишних функций и расходов (доставка пенсий, оплата труда работников ПФР, содержание пенсионеров в домах престарелых, оплата их медицинской помощи);

4) Нерешенность проблемы профессиональных пенсионных систем.

3-х уровневая пенсионная система:

1) социальная пенсия (предоставляется после обязательной проверки нуждаемости тем лицам, которые не смогли накопить достаточных средств для страховой пенсии и не имеют никаких источников средств существования);

2) страховая часть (основной уровень составляет трудовая (страховая) пенсия – условия ее назначения и размеры зависят от продолжительности участия в страховании);

3) накопительная часть (определяется в зависимости от размера индивидуальных сбережений на именном накопительном счете и начисленной инвестиционной прибыли).

Формы социального обеспечения – организационно-правовые способы его осуществления.

Признаки форм социального обеспечения:

1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4) система органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения совокупный валовой продукт. Критерий при выборе формы социального обеспечения – социальное положение человека.

Основные формы социального обеспечения:

1) работника в порядке обязательного социального страхования;

2) члена общества без учета его трудового вклада в порядке государственного социального обеспечения.

Формы социального обеспечения, используемые в РФ по степени централизации(централизованные, региональные, муниципальные, локальные).

Централизованные формы (обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанная форма социального обеспечения, применяемая для определенных специальных субъектов).

1. Обязательное социальное страхование и его виды

Признаки социального обеспечения:

1) государственный характер организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для представления конкретных видов социального обеспечения;

3) закрепление в номах права или договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством социального стандарта обеспечения (законодательное закрепление видов обеспечения, его уровня, условий предоставления).

Социальное обеспечение:

1) форма распределения, гарантирующая гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца;

2) система материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях;

3) совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, МСУ, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов, бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность.

Социальное обеспечение осуществляется в определенных организационно-правовых формах (одна из них – государственное социальное страхование).

Конвенция МОТ №102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952) – к социальному обеспечению относятся системы социального страхования, как установленные государством, так и контролируемые государственными органами или проводимые в соответствии с установленными нормами как результат совместных действий предпринимателей и рабочих.

Государственное социальное страхование – обязательная система социального обеспечения работника.

Суть социального страхования – распределение социального риска потери либо снижения заработка по независящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих, которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования.

Классические схемы государственного социального страхования гарантируют застрахованным предоставление материальных благ (пенсий, пособий, иных услуг) по принципу соизмерения их с размерами сумм, уплачиваемых всеми застрахованными в страховые фонды.

Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствия изменения материального и (или) социального положения работающих граждан (в случаях, предусмотренных законодательством – иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию).

ОСС – система самообеспечения застрахованных (застрахованные уплачивают соответствующие страховые взносы в обязательном порядке, их платежи являются отложенной частью заработка, за счет них предоставляется обеспечение тем из них, кто нуждается в этом).

Основные принципы осуществления обязательного социального страхования

– устойчивость фин. системы обязательного социального страхования;

– всеобщий обязательный характер, доступность для застрахованных реализации своих социальных гарантий;

– гос. гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от соц. страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от финн. положения страховщика;

– государственное регулирование системы ОСС;

– паритетность участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;

– обязательность уплаты страхователем страховых взносов и (или) налогов;

– ответственность за целевое использование;

– обеспечение надзора и общественного контроля;

– автономность финансовой системы ОСС.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 228.