Вопрос 6. Эластичность спроса и предложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.

Эластичность спроса – это показатель реакции потребителей к изменениям цены на товар.

Однако эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов покупателей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам.

Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. И, наоборот, если он реагирует слабо, вяло, то, значит, его спрос неэластичен.

Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна 1, так называемая «единичная эластичность». Таким образом, различают три вида эластичности спроса:

1. спрос эластичный,

2. спрос неэластичный,

3. спрос с единичной эластичностью.

Правило. Если даже незначительные колебания в цене приводят к значительным колебаниям в спросе, то спрос считается эластичным. При эластичном спросе снижение цены на каждый % приводит к возрастанию величины спроса больше, чем на 1 %.

Если эффект от изменения цен относительно мал, то спрос на товар считают неэластичным.

Основные причины неэластичности спроса на товары:

1. Это товары первой необходимости;

2. Для таких товаров трудно найти заменители

3. Товары относительно недороги

Неэластичный спрос означает слабую реакцию покупателей на изменение цены товара.

Спрос с единичной эластичностью занимает промежуточное положение между эластичным и неэластичным спросом, когда увеличение цены, например, вдвое, приводит к снижению количества покупаемого товара ровно вдвое. В данном случае общая выручка от реализации товара оказывается одинаковой.

Информация об эластичности спроса на товары имеет важное практическое значение, так как изменение цены по разному сказывается на величине общей выручки от продажи продукции.

Например, при эластичном спросе снижение цены за единицу продукции ведет к росту общей выручки. Потому что удешевление товара стимулирует покупки и получаемый при этом выигрыш от увеличения объема продаж перекрывает потери от снижения цены.

При неэластичном спросе все происходит наоборот.

Цены и выручка движутся в одном и том же направлении. Снижение цены уменьшает общую выручку, так как не ведет к заметному расширению объема продаж.

А рост цены увеличивает выручку, поскольку выигрыш от удорожания продукции перекрывает потерю от относительно небольшого сокращения продаж.

Пример – плата за транспортные услуги. Как бы она не повышалась, неэластичный спрос на эти услуги уменьшается незначительно, и выручка монополистов-транспортников растёт.

Выделяют 2 крайних состояния спроса:

1. Совершенно эластичный (рисунок а) – самое малое изменение цены приведет к изменению покупок в неограниченных масштабах.

2. Абсолютно неэластичный (рисунок б) – никакое изменение цены продукта или услуги не приведет к изменению объема покупок.

 

Эластичность спроса по доходу – это мера чувствительности спроса к изменению дохода. Она выступает в следующих формах:

1. положительная эластичность. Предполагает, что увеличение дохода сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, к которым, в частности, относятся и предметы роскоши. С увеличением доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, бытовой техники;

2. отрицательная эластичность. Предполагает сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные товары типа продукция «second hand» и некоторые виды продовольствия;

3. нулевая эластичность. Означает, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это товары, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним относятся товары первой необходимости.

Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

1. от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;

2. является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;

3. от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

Аналогично понятию «эластичности спроса» выделяют понятие «эластичность предложения».

Эластичностью предложения по цене называется степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.

Рассмотрим следующие три случая, соответствующие графикам S1, S2, S3.

Первый случай (предложение представлено линией S1,) – это ситуация, когда объем предложения товара остается практически неизменным вне зависимости от изменения цены. То тесть предложение неэластично.

Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложение, может служить рынок свежей рыбы. Так как продать ее необходимо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто испортится и его невозможно будет реализовать.

Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) – ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, то есть предложение эластично.

Третий, промежуточный, случай, показанный линией S3. Здесь изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения, то есть имеет место предложение с единичной эластичностью.

На графике (б) показаны случаи:

- абсолютной эластичности предложения (линия S4). В этом случае возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи;

- абсолютной неэластичности предложения (линия S5). Здесь как бы ни изменялась цена товара, его предложение будет постоянным.

Эластичность предложения по цене определяется рядом факторов.

1. Эластичность предложениям тем выше, чем больше возможностей длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.

2. Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производителю быстро увеличивать объемы его выпуска в случае роста рыночной цены и столь же быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции в случае изменения рыночной конъюнктуры и снижения цены товара.

3. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособиться» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем предложение будет эластичнее.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 267.