Вопрос 4. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренцией называется борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

Различают 5 типов рыночных структур:

- совершенная (чистая) конкуренция;

- монополия;

- монополистическая конкуренция;

- олигополия;

- монопсония.

Рынком совершенной конкуренции является рынок, на котором множество продавцов продают совершенно одинаковые товары, и ни один из них не обладает такой долей рынка, которая была бы способна влиять на рыночную цену товара.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими особенностями:

1) наличием большого числа фирм, имеющих незначительные размеры в отрасли;

2) однотипной (стандартизированной) продукцией;

3) множеством покупателей данной продукции;

4) легкими условиями для входа фирмы в отрасль и выхода из нее;

5) отсутствием ценовой конкуренции между продавцами;

6) полной информированностью всех участников рынка об изменении свойств товаров и цен на товары.

Если конкуренция в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, то она называется несовершенной конкуренцией.

Для несовершенной конкуренции характерно наличие небольшого количества фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности и возможность какой-либо группы предпринимателей, или даже одного предпринимателя, влиять на конъюнктуру рынка.

При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения новых предпринимателей на конкретные рынки, отсутствуют близкие заменители товаров, выпускаемых привилегированными производителями.

К рынку несовершенной конкуренции относятся следующие рыночные структуры:

1. Монополия – это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия – это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.

Характерной чертой чистой монополи является совпадение понятий «фирма» и «отрасль». У покупателей нет возможности выбора. Чистый монополист контролирует весь объем выпуска товаров. Он управляет ценой и может изменять ее в любом направлении. Чистая монополия ограждает себя от конкуренции высокими барьерами входа в отрасль.

Барьерами входа в отрасль называются препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм и предприятий. Эти барьеры делятся на 2 вида:

1) естественные, которые возникают по экономическим причинам, такими как необходимость контроля над ключевыми ресурсами;

2) искусственные, создаваемые например, вследствие политических игр правительства или нечестных действий монополиста.

2. Монополистическая конкуренция – это тип рыночной структуры, где крупные фирмы-производители дифференцированного товара, то есть похожего, но не идентичного, конкурируют за объем продаж. При этом ни одна из этих фирм не обладает всей полнотой власти по контролю над ценами. Рынок монополистической конкуренции более конкурентен и менее монополизирован.

3. Олигополия – это рыночная структура, в которой большая часть продаж идентичной продукции совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену товара.

Характерные черты олигополии:

1) На рынке доминирует небольшое количество фирм. Главной чертой олигополистического рынка является тесная и сознательная взаимосвязь этих фирм.

2) Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную власть над рыночной ценой товара. Но при этом каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при изменении цены на товар и объемов выпуска.

3) Ограниченный доступ в отрасль для новых фирм. Здесь в качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера.

Чистой олигополией называется продажа однородного продукта, то есть идентичного продукции конкурентов, например, бензин, мобильная связь.

Дифференцированной олигополией называется продажа дифференцированного продукта, например, стиральные порошки.

4. Монопсония – это ситуация на рынке, когда имеется множество продавцов и только один покупатель, который оказывает определяющее влияние на формирование цены.

Примером монопсонии является рынок труда, на котором множество работников, и только одно предприятие – покупатель рабочей силы.

Рынок труда с элементами монопсонии встречается в небольших городах, где действует только одно крупное предприятие, которое нанимает всех трудоспособных жителей города.

Власть монопсонии проявляется в способности единственного покупателя оказывать влияние на цену того ресурса, который он закупает.

5. Олигопсония является разновидностью монопсонии. Это ситуация на рынке, когда имеет место ограниченное число покупателей и большое число продавцов или производителей продукции.

Типичным примером олигопсонии является рынок авиадеталей, где потребителями являются немногочисленные авиастроительные компании. В режиме олигопсонии работает военно-промышленный комплекс, продукция которого закупается ограниченным кругом государственных силовых ведомств или правительствами других стран.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 187.