Числа оборотов валов и угловые скорости:
n1 = nдв = 920 об/мин w1 = 920π/30 = 96,3 рад/с
n2 = n1/u1 = 920/40 = 23 об/мин w2= 23π/30 = 2,41 рад/с
n3 = n2/u2 = 23/6,05 = 3,8 об/мин w3= 3,8π/30 = 0,40 рад/с
Фактическое значение скорости вращения колонны
v = πDn3/6·104 = π350·3,8/6·104 = 0,07 м/с
Отклонение фактического значения от заданного
δ = 0 < 4%
Мощности передаваемые валами:
P1 = Pтрηмηпк = 1050·0,98·0,995 = 1023 Вт
P2 = P1ηзпηпк = 1023·0,72·0,995 = 733 Вт
P3 = P2ηопηпс = 733·0,94·0,99 = 682 Вт
Крутящие моменты:
Т1 = P1/w1 = 1023/96,3 = 10,6 Н·м
Т2 = 733/2,41 =304,1 Н·м
Т3 = 682/0,40 = 1700 Н·м
Результаты расчетов сводим в таблицу
Вал | Число оборотов об/мин | Угловая скорость Рад/сек | Мощность кВт | Крутящий момент Н·м |
Вал электродвигателя | 920 | 96,3 | 1,050 | 10,9 |
Ведущий редуктора | 920 | 96,3 | 1,023 | 10,6 |
Ведомый редуктора | 23 | 2,41 | 0,733 | 304,1 |
Рабочий привода | 3.8 | 0,40 | 0,682 | 1700,0 |
3 Выбор материалов червячной передач и определение допускаемых напряжений
Принимаем, согласно рекомендациям [1c.53], для червяка сталь 45 улучшенная до твердости не выше HВ350.
Ориентировочное значение скорости скольжения:
vs = 4,2uw210-3M21/3 = 4,2×40,0×2,41×10-3×304,11/3 = 2,72 м/с,
при vs <5 м/с рекомендуется [1 c54] бронза БрА10Ж4Н4, способ отливки – центробежный: sв = 700 МПа, sт = 460 МПа.
Допускаемые контактные напряжения:
[s]H = 250 – 25vs = 250 – 25×2,72 = 182 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба при реверсивной передаче:
[s]F = 0,16sвKFL,
где КFL – коэффициент долговечности.
KFL = (106/NэН)1/9,
где NэН – число циклов перемены напряжений.
NэН = 573w2Lh = 573×2,41×30000 = 4,1×107.
KFL = (106/4,1×107)1/9 = 0,662
[s]F = 0,16×700×0,662 = 74 МПа.
Таблица 3.1
Механические характеристики материалов червячной передачи
Элемент передачи | Марка стали | Термоо-бработка | σв | σ-1 | [σ]Н | [σ]F |
Н/мм2 | ||||||
Червяк | 45 | Улучшен. < 350HB | 780 | 335 | ||
Колесо | Сборное | 182 | 74 |
4 Расчет закрытой червячной передачи
Межосевое расстояние
= 61(304,1×103/1822)1/3 =128 мм
принимаем аw = 125 мм
Основные геометрические параметры передачи
Модуль зацепления:
m = (1,5¸1,7)aw/z2,
где z2 – число зубьев колеса.
При передаточном числе 40,0 число заходов червяка z1 = 1, тогда число зубьев колеса:
z2 = z1u = 1×40,0 = 40,0
m = (1,5¸1,7)125/40 = 4,7¸5,3 мм,
принимаем m = 5,0 мм.
Коэффициент диаметра червяка:
q = (0,212¸0,25)z2 = (0,212¸0,25)40 = 8,5¸10
принимаем q = 10
Коэффициент смещения
x = a/m – 0,5(q+z2) = 125/5,0 – 0,5(10+40) = 0
Фактическое значение межосевого расстояния:
aw = 0,5m(q+z2+2x) = 0,5×5,0(10+40 – 2×0) = 125 мм
Делительный диаметр червяка:
d1 = qm =10×5,0 = 50,0 мм
Начальный диаметр червяка dw1 = m(q+2x) = 5,0(10-2·0) = 50,0 мм
Диаметр вершин витков червяка:
da1 = d1+2m = 50,0+2×5,0 = 60 мм.
Диаметр впадин витков червяка:
df1 = d1 – 2,4m = 50,0 – 2,4×5,0 = 38,0 мм.
Длина нарезной части червяка:
b1 = (10+5,5|x|+z1)m + C = (10+5,5×0+2)5,0+0 = 60 мм.
при х < 0 ® С = 0.
Делительный угол подъема линии витка:
g = arctg(z1/q) = arctg(1/10) = 5,71°
Делительный диаметр колеса:
d2 = mz2 = 5,0×40 = 200,0 мм.
Диаметр выступов зубьев колеса:
da2 = d2+2m(1+x) = 200,0+2×5,0(1-0) = 210,0 мм.
Диаметр впадин зубьев колеса:
df2 = d2 – 2m(1,2 – x) = 200,0 – 2×5,0(1,2 + 0) = 188,0 мм.
Наибольший диаметр зубьев колеса:
dam2 = da2+6m/(z1+2) = 210,0+6×5,0/(1+2) = 220,0 мм.
Ширина венца колеса:
b2 = 0,355aw = 0,355×125 = 44 мм.
2.5. Фактическое значение скорости скольжения
vs = uw2d1/(2000cosg) = 40,0∙2,41×50,0/(2000cos 5,71°) = 2,42 м/с
Уточняем значение допускаемого контактного напряжения
[s]H = 250 – 25vs = 250 – 25×2,42 = 190 МПа.
2.6. Коэффициент полезного действия червячной передачи
h = (0,95¸0,96)tgg/tg(g+j)
где j = 2,0º - приведенный угол трения [1c.74].
h = (0,95¸0,96)tg 5,71°/tg( 5,71°+2,0º) = 0,71.
2.7. Силы действующие в зацеплении
Окружная на колесе и осевая на червяке:
Ft2 = Fa1 = 2Т2/d2 = 2×304,1×103/200,0 = 3041 H.
Радиальная на червяке и колесе:
Fr1 = Fr2 = Ft2tga = 3041×tg20° =1107 H.
Окружная на червяке и осевая на колесе:
Ft1 = Fa2 = 2M1/d1 = 2×10,6×103/50,0 = 424 H.
2.8. Расчетное контактное напряжение
sН = 340(Ft2K/d1d2)0,5,
где К – коэффициент нагрузки.
Окружная скорость колеса
v2 = w2d2/2000 = 2,41×200,0/2000 = 0,24 м/с
при v2 < 3 м/с ® К = 1,0
sН = 340(3041×1,0/50,0×200,0)0,5 = 187 МПа,
перегрузка (187 – 182)100/182,0 = 2,7% < 5%.
Расчетное напряжение изгиба для зубьев колеса
sF = 0,7YF2Ft2K/(b2m),
где YF2 – коэффициент формы зуба колеса.
Эквивалентное число зубьев колеса:
zv2 = z2/(cosg)3 = 40/(cos 5,71°)3 = 40,6 ® YF2 = 1,54.
sF = 0,7×1,54×3031×1,0/(44×5,0) = 14,9 МПа.
Условие sF < [s]F = 74 МПа выполняется.
Так как условия 0,85<sH < 1,05[sH] и sF < [sF] выполняются, то можно утверждать, что устойчивая работа червячной закрытой передачи обеспечена в течении всего срока службы привода.
5 Расчет открытой зубчатой передачи
Выбор материалов зубчатой передачи
Принимаем, согласно рекомендациям [1c.52], сталь 45:
шестерня: термообработка – улучшение – НВ235÷262 [1c.53],
колесо: термообработка – нормализация – НВ179÷207.
Средняя твердость зубьев:
НВ1ср = (235+262)/2 = 248
НВ2ср = (179+207)/2 = 193
Допускаемые контактные напряжения:
[σ]H = KHL[σ]H0,
где KHL – коэффициент долговечности
KHL = (NH0/N)1/6,
где NH0 = 1·107 [1c.55],
N = 573ωLh = 573·0,40·30,0·103 = 6,88·107.
Так как N > NH0, то КHL = 1.
[σ]H2 = 1,8HB+67 = 1,8·193+67 = 414 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба:
[σ]F = KFL[σ]F0,
где KFL – коэффициент долговечности
Так как N > NF0 = 4·106, то КFL = 1.
[σ]F01 = 1,03HB1 = 1,03·248 = 255 МПа.
[σ]F02 = 1,03HB2 = 1,03·193 = 199 МПа.
[σ]F1 = 1·255 = 255 МПа.
[σ]F2 = 1·199 = 199 МПа.
Межосевое расстояние
,
где Ка = 49,5 – для прямозубых передач [1c.58],
ψba = 0,20 – коэффициент ширины колеса,
КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся колес.
аw = 49,5(6,05+1)[1700·103·1,0/(4142·6,052·0,20)]1/3 = 386 мм
принимаем согласно ГОСТ 2185-66 [2 c.52] аw = 380 мм.
Модуль зацепления
m > 2KmT2/(d2b2[σ]F),
где Km = 6,8 – для прямозубых колес,
d4 – делительный диаметр колеса,
d4 = 2awu/(u+1) = 2·380·6,05/(6,05+1) = 652 мм,
b4 – ширина колеса
b4 = ψbaaw = 0,20·380 = 76 мм.
m > 2·6,8·1700·103/652·76·199 = 2,34 мм,
в открытых передачах расчетное значение модуля увеличивают на 30%, поэтому принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 4,0 мм.
Основные геометрические размеры передачи
Суммарное число зубьев:
zc = 2aw/m = 2·380/4,0 = 190
Число зубьев шестерни:
z3 = zc/(u+1) = 190/(6,05+1) =27
Число зубьев колеса:
z4 = zc – z3 = 190 – 27 =163
Фактическое передаточное число:
u = z4/z3 =163/27 = 6,04.
Фактическое межосевое расстояние:
aw = (z3+z4)m/2 = (163+27)·4,0/2 = 380 мм.
делительные диаметры
d3 = mz13 = 4,0·27 =108 мм,
d4 = 4,0·163= 652 мм,
диаметры выступов
da3 = d3+2m =108+2·4,0 =116 мм
da4 = 652+2·4,0 = 660 мм
диаметры впадин
df3 = d3 – 2,4m =108 – 2,5·4,0 = 98 мм
df4 = 652 – 2,5·4,0 = 642 мм
ширина колеса b4 = ybaaw = 0,20·380 = 76 мм
ширина шестерни b3 = b4 + 5 = 76+5 = 81 мм
Окружная скорость
v = ω2d3/2000 = 2,41·108/2000 = 0,13 м/с
Принимаем 8-ую степень точности.
Силы действующие в зацеплении
- окружная
Ft2 = 2T2/d3 = 2·304,1·103/108 = 5631 H
- радиальная
Fr2 = Ft2tga = 5631tg20º =2050 H
Расчетное контактное напряжение
,
где К = 436 – для прямозубых колес [1c.61],
КНα = 1 – для прямозубых колес,
КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся зубьев,
КНv = 1,02 – коэффициент динамической нагрузки [1c.62].
σH = 436[5631(6,04+1)1,0·1,0·1,02/(652·76)]1/2 = 394 МПа.
недогрузка (414 – 394)100/414 = 4,9% допустимо 10%.
Расчетные напряжения изгиба
σF4 = YF4YβFtKFαKFβKFv/(mb2),
где YF4 – коэффициент формы зуба,
Yβ = 1 – для прямозубых колес,
KFα = 1,0 – для прямозубых колес,
KFβ = 1 – для прирабатывающихся зубьев
KFv = 1,05 – коэффициент динамической нагрузки [1c.64].
Коэффициент формы зуба:
при z3 = 27 → YF3 = 3,85,
при z4 = 163 → YF4 = 3,61.
σF4 = 3,61·1,0·5631·1,0·1,0·1,05/4,0·76 = 70 МПа < [σ]F4
σF3 = σF4YF3/YF4 = 70·3,85/3,61 = 75 МПа < [σ]F3.
Так как условия 0,85<sH < 1,05[sH] и sF < [sF] выполняются, то можно утверждать, что устойчивая работа зубчатой открытой передачи обеспечена в течении всего срока службы привода.
6 Нагрузки валов редуктора
Силы действующие в зацеплении червячной передачи
Окружная на колесе и осевая на червяке:
Ft2 = Fa1 = 3041 H.
Радиальная на червяке и колесе:
Fr1 = Fr2 =1107 H.
Окружная на червяке и осевая на колесе:
Ft1 = Fa2 = 424 H.
Консольная сила от муфты действующая на быстроходный вал
Fм = 100·Т11/2 = 100·10,61/2 = 326 Н
Консольная силы действующие на тихоходный вал
Окружная
Ft2 = 5631 H
Радиальная
Fr2 = 2050 H
Рис. 6.1 – Схема нагружения валов червячного редуктора
7 Проектный расчет валов. Эскизная компоновка редуктора.
Материал быстроходного вала – сталь 45,
термообработка – улучшение: σв = 780 МПа;
Допускаемое напряжение на кручение [τ]к = 10÷25 МПа
Диаметр быстроходного вала
где Т – передаваемый момент;
d1 = (16∙10,6·103/π10)1/3 = 17 мм
Ведущий вал редуктора соединяется с помощью стандартной муфты с валом электродвигателя диаметром dдв= 22 мм,
d1 = (0,8¸1,2)dдв = (0,8¸1,2)22 = 18¸26 мм
принимаем диаметр выходного конца d1 = 25 мм;
длина выходного конца:
l1 = (1,0¸1,5)d1 = (1,0¸1,5)25 = 25¸38 мм,
принимаем l1 = 40 мм.
Диаметр вала под уплотнением:
d2 = d1+2t = 25+2×2,2 = 29,4 мм,
где t = 2,2 мм – высота буртика;
принимаем d2 = 30 мм:
длина вала под уплотнением:
l2 » 1,5d2 =1,5×30 = 45 мм.
Диаметр вала под подшипник:
d4 = d2 = 30 мм.
Вал выполнен заодно с червяком
Диаметр выходного конца тихоходного вала:
d1 = (304,1·103/π15)1/3 = 47 мм
принимаем диаметр выходного конца d1 = 50 мм;
Диаметр вала под уплотнением:
d2 = d1+2t = 50+2×2,8 = 56,6 мм,
где t = 2,8 мм – высота буртика;
принимаем d2 = 55 мм .
Длина вала под уплотнением:
l2 » 1,25d2 =1,25×55 = 68 мм.
Диаметр вала под подшипник:
d4 = d2 = 55 мм.
Диаметр вала под колесом:
d3 = d2 + 3,2r = 55+3,2×3,0 = 64,6 мм,
принимаем d3 = 65 мм.
Выбор подшипников.
Предварительно назначаем для быстроходного вала радиально-упорные роликоподшипники средней серии №27308, а для тихоходного вала роликоподшипники легкой широкой серии №7511
Таблица 2.
Размеры и характеристика выбранного подшипника
№ | d, мм | D, мм | B, мм | C, кН | C0, кН | е | Y |
27308 | 40 | 90 | 25 | 48,4 | 37,1 | 0,786 | 0,763 |
7511 | 55 | 100 | 27 | 80,0 | 61,0 | 0,36 | 1,666 |
При установке радиально-упорных подшипников необходимо учитывать, что радиальные реакции считают приложенными к валу в точках пересечения нормалей, проведенных к серединам контактных площадок.
Для конических роликоподшипников поправка а:
а = В/2 + (d+D)e/6.
а1 = 25/2+(40+90)∙0,786/6 = 29 мм.
а2 = 27/2+(55+100)∙0,36/6 = 23 мм.
8 Расчетная схема валов редуктора
Схема нагружения быстроходного вала
Рис. 8.1 Расчетная схема быстроходного вала.
Горизонтальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А
åmA = 95Ft – 190BX + Fм100 = 0
Отсюда находим реакцию опоры В в плоскости XOZ
BX =(424·95 + 326·100)/190 = 384 H
Реакция опоры А в плоскости XOZ
AX = BX + FМ – Ft = 384 + 326 – 424 = 286 H
Изгибающие моменты в плоскости XOZ
MX1 = 384·95 = 36,5 Н·м
MX2 = 326·100= 32,6 Н·м
Вертикальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А
åmA = 95Fr –190BY – Fa1d1/2 = 0
Отсюда находим реакцию опор A и В в плоскости YOZ
BY = (1107·95 –3041·50,0/2)/190 = 153 H
AY = Fr – BY =1107 – 153 = 954 H
Изгибающие моменты в плоскости YOZ
MY = 153·95 = 14,5 Н·м
MY = 954·95 = 90,6 Н·м
Суммарные реакции опор:
А = (АХ2 + АY2)0,5 = (2862 + 9542)0,5 = 996 H
B= (BХ2 + BY2)0,5 = (3842 + 1532)0,5 = 413 H
Схема нагружения тихоходного вала
Рис. 8.2 Расчетная схема тихоходного вала.
Горизонтальная плоскость:
SmA = Ft3204 – Dx108 + Ft2 54 = 0;
Dх = (5631×204 + 3041×54)/108 =12157 Н;
Cх = Dx – Ft3 – Ft2 =12157 – 5631 – 3041 = 3485 Н;
Изгибающие моменты:
Мх1 = 3485×54 = 188,2 Н×м;
Мх2 = 5631×96 = 540,6 Н×м.
Вертикальная плоскость:
SmA = Fr2 54 + Dy108 – Fa2d2/2 – Fr3204 = 0
Dy= (2050×204 –1107×54 – 424×200,0/2)/108 = 2926 Н
Cy= Fr2+ Dy – Fr3 =1107+2926 –2050 = 1983 Н
Мy1 = 1983×54 =107,1 Н×м;
Мy2 = 2050×96 = 196,8 Н×м;
Мy3 = 2050×150 – 2926×54 =149,5 Н×м;
Суммарные реакции опор:
C = (Cx2 +Cy2)0,5 = (34852+19832)0,5 = 4010 H,
D = (121572+29262)0,5 =12504 H,
9 Проверочный расчет подшипников
Быстроходный вал
Эквивалентная нагрузка
P = (XVFr + YFa)KбКТ
где Х – коэффициент радиальной нагрузки;
Y – коэффициент осевой нагрузки;
V = 1 – вращается внутреннее кольцо;
Fr – радиальная нагрузка;
Y – коэффициент осевой нагрузки;
Fa – осевая нагрузка;
Kб = 1,5 – коэффициент безопасности при нагрузке с умеренными
толчками [1c214];
КТ = 1 – температурный коэффициент.
Осевые составляющие реакций опор:
SA = 0,83eA = 0,83×0,786×996= 650 H,
SB = 0,83eB = 0,83×0,786×413 = 269 H.
Результирующие осевые нагрузки:
FaA = SА = 650 H,
FaВ = SА+Fa =650 +3041 = 3691 H,
Проверяем наиболее нагруженный подшипник В.
Отношение Fa/Fr = 3691/413 =8,9 > e, следовательно Х=0,4; Y=0,763.
Р = (0,4×1,0×413 +0,763×3691)1,5×1,0 = 4225 Н.
Требуемая грузоподъемность подшипника
Стр = Р(573wL/106)0,3 =
= 4225(573×96,3×30000/106)0,3 = 39,0 кH < C= 48,4 кН
Условие Стр < C выполняется.
Расчетная долговечность подшипников
= 106(48,4×103 /4225)3,333/60×920 = 61344 часов,
больше ресурса работы привода, равного 30000 часов.
9.2 Тихоходный вал
Эквивалентная нагрузка
Осевые составляющие реакций опор:
SC = 0,83eC = 0,83×0,360×4010 = 1198 H,
SD = 0,83eD = 0,83×0,360×12504 = 3736 H.
Результирующие осевые нагрузки:
FaC = SC =1198 H,
FaD = SC + Fa =1198+ 424 = 1622 H.
Проверяем наиболее нагруженный подшипник D.
Отношение Fa/Fr= 1622/12504 = 0,13 < e, следовательно Х=1,0; Y=0.
Р = (1,0×1,0×12504+0)1,5×1,0 =18756 Н.
Требуемая грузоподъемность подшипника:
Стр = Р(573wL/106)0,3 =
=18756(573×2,41×30000/106)0,3 = 57,3 кH < C = 80,0 кН
Условие Стр < C выполняется.
Расчетная долговечность подшипников
= 106(80,0×103 /18756)3,3333/60×23 = 91147 часов,
больше ресурса работы привода, равного 30000 часов.
10 Конструктивная компоновка привода
Дата: 2019-02-25, просмотров: 969.