Условия эксплуатации машинного агрегата.
Проектируемый машинный агрегат служит приводом механизма поворота крана и может использоваться на предприятиях различного направления. Привод состоит из электродвигателя, вал которого через упругую муфту соединен с ведущим валом червячного редуктора и открытой зубчатой, ведомый вал которой является основой поворотной колонны крана. Проектируемый привод работает в 2 смены в реверсивном режиме. Характер нагрузки - с малыми колебаниями.
Срок службы приводного устройства
Срок службы привода определяется по формуле
Lh = 365LГКГtcLcKc
где LГ = 7 лет – срок службы привода;
КГ – коэффициент годового использования;
КГ = 300/365 = 0,82
где 300 – число рабочих дней в году;
tc = 8 часов – продолжительность смены
Lc = 2 – число смен
Кс = 1 – коэффициент сменного использования.
Lh = 365·7·0,82·8·2·1 = 33600 часа
С учетом времени затрачиваемого на ремонт, профилактику и т.п. принимаем ресурс привода 30 ·103 часов.
Таблица 1.1
Эксплуатационные характеристики машинного агрегата
Место установки | Lг | Lс | tс | Lh | Характер нагрузки | Режим работы |
Заводской цех | 7 | 2 | 8 | 30000 | С малыми колебаниями | Реверсивный |
2 Выбор двигателя, кинематический расчет привода
Определение мощности и частоты вращения двигателя.
Требуемая мощность рабочей машины
Ррм = Тω
где ω – угловая скорость колонны
Частота вращения колонны
nрм = 6·104v/πD = 6·104·0,07/π350 = 3,8 об/мин
w3 = nπ/30 = 3,8π/30 = 0,40 рад/с
Ррм = Тω = 1,7·0,40 = 0,68 кВт
Общий коэффициент полезного действия
η = ηмηчпηопηпк2ηпс,
где ηм = 0,98 – КПД муфты [1c.40],
ηчп = 0,72 – КПД закрытой червячной передачи,
ηоп = 0,94 – КПД открытой зубчатой передачи,
ηпк = 0,995 – КПД пары подшипников качения,
ηпс = 0,99 – КПД пары подшипников скольжения,
η = 0,98·0,72·0,94·0,9952·0,99 = 0,650.
Требуемая мощность двигателя
Ртр = Ррм/η = 0,68/0,650 = 1,05 кВт.
Для проектируемых машинных агрегатов рекомендуются трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели серии 4А. Эти двигатели наиболее универсальны. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет применить эти двигатели для работы в загрязненных условиях, в открытых помещениях и т. п.
Ближайшая большая номинальная мощность двигателя 1,1 кВт
Двигатели серии 4А выпускаются с синхронной частотой вращения 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин.
Таблица 2.1
Выбор типа электродвигателя
Вариант | Двигатель | Мощность | Синхронная частота вращения, об/мин | Номинальная частота вращения |
1 | 4А71В2 | 1,1 | 3000 | 2810 |
2 | 4A80А4 | 1,1 | 1500 | 1420 |
3 | 4A80В6 | 1,1 | 1000 | 920 |
4 | 4A90L8 | 1,1 | 750 | 700 |
Общее передаточное число привода
u = n1/nрм
где n1 – частота вращения вала электродвигателя.
Принимаем для червячной передачи среднее значение u1 =40,0 [2,c.54], тогда для открытой передачи u2 = u/u1 = u/40,0
Таблица 2.2
Передаточное число
Передаточное число | Варианты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Привода | 739 | 374 | 242 | 184 |
Редуктора | 40,0 | 40,0 | 40,0 | 40,0 |
Открытой передачи | 18,5 | 9,35 | 6,05 | 4,61 |
Анализируя полученные значения передаточных чисел приходим к следующим выводам: варианты 1 и 2 исключаем из-за того, что передаточное число редуктора выходит за рекомендуемые пределы. Электродвигатель с числом оборотов 750 не рекомендуется применять из-за больших габаритов, окончательно делаем выбор в пользу варианта 3 с электродвигателем 4A80В6.
Быстроходный вал
Эквивалентная нагрузка
P = (XVFr + YFa)KбКТ
где Х – коэффициент радиальной нагрузки;
Y – коэффициент осевой нагрузки;
V = 1 – вращается внутреннее кольцо;
Fr – радиальная нагрузка;
Y – коэффициент осевой нагрузки;
Fa – осевая нагрузка;
Kб = 1,5 – коэффициент безопасности при нагрузке с умеренными
толчками [1c214];
КТ = 1 – температурный коэффициент.
Осевые составляющие реакций опор:
SA = 0,83eA = 0,83×0,786×996= 650 H,
SB = 0,83eB = 0,83×0,786×413 = 269 H.
Результирующие осевые нагрузки:
FaA = SА = 650 H,
FaВ = SА+Fa =650 +3041 = 3691 H,
Проверяем наиболее нагруженный подшипник В.
Отношение Fa/Fr = 3691/413 =8,9 > e, следовательно Х=0,4; Y=0,763.
Р = (0,4×1,0×413 +0,763×3691)1,5×1,0 = 4225 Н.
Требуемая грузоподъемность подшипника
Стр = Р(573wL/106)0,3 =
= 4225(573×96,3×30000/106)0,3 = 39,0 кH < C= 48,4 кН
Условие Стр < C выполняется.
Расчетная долговечность подшипников
= 106(48,4×103 /4225)3,333/60×920 = 61344 часов,
больше ресурса работы привода, равного 30000 часов.
9.2 Тихоходный вал
Эквивалентная нагрузка
Осевые составляющие реакций опор:
SC = 0,83eC = 0,83×0,360×4010 = 1198 H,
SD = 0,83eD = 0,83×0,360×12504 = 3736 H.
Результирующие осевые нагрузки:
FaC = SC =1198 H,
FaD = SC + Fa =1198+ 424 = 1622 H.
Проверяем наиболее нагруженный подшипник D.
Отношение Fa/Fr= 1622/12504 = 0,13 < e, следовательно Х=1,0; Y=0.
Р = (1,0×1,0×12504+0)1,5×1,0 =18756 Н.
Требуемая грузоподъемность подшипника:
Стр = Р(573wL/106)0,3 =
=18756(573×2,41×30000/106)0,3 = 57,3 кH < C = 80,0 кН
Условие Стр < C выполняется.
Расчетная долговечность подшипников
= 106(80,0×103 /18756)3,3333/60×23 = 91147 часов,
больше ресурса работы привода, равного 30000 часов.
10 Конструктивная компоновка привода
Конструирование валов
Основные размеры ступеней валов (длины и диаметры) рассчитаны в пункте 7.
Переходные участки между ступенями выполняются в виде канавки шириной b = 3 мм или галтели радиусом r = 1 мм.
Шестерня открытой передачи
Размеры шестерни: dа3 = 116,0 мм, b3 = 76 мм, β = 0.
Фаска зубьев: n = 0,5m = 0,5∙4,0 = 2,0 мм,
принимаем n = 2,0 мм.
Колесо открытой передачи
Размеры шестерни: dа4 =660,0 мм, b4 = 81 мм, β = 0.
Фаска зубьев: n = 0,5m = 0,5∙4,0 = 2,0 мм,
принимаем n = 2,0 мм.
Диаметр вала под колесом
d1 = (16·1700·103/π15)1/3 = 83 мм
Принимаем d1 = 85 мм
Диаметр ступицы:
dст = 1,55d3 = 1,55·85 =132 мм.
Длина ступицы:
lст = b = 76 мм,
Толщина обода:
S = 2,2m+0,05b2 = 2,2×4+0,05·76 =12,6 мм
принимаем S =12 мм
Толщина диска:
С = 0,25b = 0,25·76 = 19 мм
Выбор муфты
Для передачи вращающего момента с вала электродвигателя на ведущий вал редуктора выбираем муфту упругую со звездочкой по ГОСТ 14084-93 с допускаемым передаваемым моментом [T] =125 Н·м.
Расчетный вращающий момент передаваемый муфтой
Тр = kТ1 = 1,5·10,6 = 16 Н·м < [T]
Условие выполняется
где k = 1,5– коэффициент режима нагрузки
Смазывание.
Смазка червячного зацепления
Смазка червячного зацепления осуществляется за счет разбрызгивания масла двумя брызговиками, установленными на червячном валу
Объем масляной ванны
V = (0,5¸0,8)N = (0,5¸ 0,8)1,023 » 0,6 л
Рекомендуемое значение вязкости масла при v = 2,4 м/с и контактном напряжении σв=187 МПа ® n =22·10-6 м2/с. По этой величине выбираем масло индустриальное И-Т-Д-100
Смазка подшипниковых узлов.
Так как надежное смазывание подшипников за счет разбрызгивания масла возможно только при окружной скорости больше 3 м/с, то выбираем пластичную смазку по подшипниковых узлов – смазочным материалом УТ-1.
Проверочные расчеты
11.1 Проверочный расчет шпонок
Масса редуктора
m = φρd10,785d22∙10-9 = 7,5∙7300∙50∙0,785∙2002∙10-9 =86 кг
где φ = 7,5 – коэффициент заполнения редуктора
ρ = 7300 кг/м3 – плотность чугуна.
Критерий технического уровня редуктора
γ = m/T2 =86/304 = 0,28
При γ > 0,2 технический уровень редуктора считается низким, а редуктор морально устаревшим.
Для улучшения γ предлагаю заменить ρ = 7300 кг/м3 – плотность чугуна
на ρ = 2700 кг/м3 – плотность алюминия, отсюда следует:
Масса редуктора
m = φρd10,785d22∙10-9 = 7,5∙2700∙50∙0,785∙2002∙10-9 =31 кг
Критерий технического уровня редуктора
γ = m/T2 =31/304 = 0,10
При γ > 0,1 технический уровень редуктора считается высоким, а редуктор соответствует современным мировым образцам.
Литература
1. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. - М.: Высш. шк., 1991.–432 с.
2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Т.1-3 – М.:Машиностроение, 1978.
3. Иванов М.Н. Детали машин. Учебник для машиностроительных специальностей вузов. – М.: Высш.шк., 2005.-408 с.
Условия эксплуатации машинного агрегата.
Проектируемый машинный агрегат служит приводом механизма поворота крана и может использоваться на предприятиях различного направления. Привод состоит из электродвигателя, вал которого через упругую муфту соединен с ведущим валом червячного редуктора и открытой зубчатой, ведомый вал которой является основой поворотной колонны крана. Проектируемый привод работает в 2 смены в реверсивном режиме. Характер нагрузки - с малыми колебаниями.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 286.