Задачи работы:
- обследование деятельности предприятия, его основные бизнес-процессы;
- описание структурного управления организации;
- характеристика ИТ-инфраструктуры организации;
- выявление проблемной области;
- описание прототипа ИС .
Актуальность проекта – чтобы оптимизировать работу, необходимы типовые маршруты.
Новизна – последовательность проектных процедур, ведущая к получению требуемых проектных решений.
Практическая значимость – типовой маршрут позволит создавать задачи по определенному маршруту .
Объект исследования – проектирование информационной подсистемы.
Предмет исследования – совершенствование документооборота ОАО ТПФ «Башкирский Хладокомбинат».
ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ архитектуры и основных бизнес-процессов предприятия
ГУП «Торгово-промышленная фирма «Башкирский хладокомбинат» специализируется на производстве и реализации мороженого на территории Республики Башкортостан и за ее пределами. Предприятие является как производителем мороженого, так и дистрибьютором известных российских фирм. «Башкирский Хладокомбинат» предлагает покупателям более 800 наименований продовольственных товаров, таких как мороженое, свежемороженая рыба, мясные и рыбные консервы, табачные, макаронные, кондитерские изделия, морепродукты и т.д. Компания выпускает около 90 видов мороженого – эскимо, мороженое в вафельных стаканчиках и конусах, в полистироловой упаковке различной фасовки, весовое мороженое, а также экструзионная продукция: эскимо-магнум, сэндвичи, пирожное на палочке, фигурное мороженое для детей, фруктовое мороженое, рулеты, торты.
Акционерным обществом «Башкирский Хладокомбинат» (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Основные виды деятельности предприятия:
Целью деятельности ОАО ТПФ «Башкирский Хладокомбинат» является удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах и извлечение прибыли.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- Производство мороженого;
- поставка продукции общественного питания;
- оптовая и розничная торговля;
- торговля мороженым и замороженными десертами;
- розничная торговля пищевыми продуктами;
- хранение и складирование замороженных и охлажденных грузов;
- представление персональных услуг;
- организация грузоперевозок;
- автоперевозки, транспортировка грузов автомобильным транспортом как в чистом виде, так и в составе более сложных мультимодальных перевозок.
- транспортная обработка грузов и хранение;
- осуществление работ и оказание услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.
Основным видом деятельности является производство мороженого.
Рисунок 1 Организационная структура ОАО ТПФ «Башкирский Хладокомбинат»
Рисунок 2 Схема бизнес-процесса ”Организация выдачи путевых листов” в BPMN
Участники бизнес-процесса
Диспетчер - лицо, обеспечивающее телефонный прием стандартных заказов клиентов.
Мед.работник – проводит медицинскую проверку перед отправкой водителей в рейс.
Логист – лицо, занимающееся разработкой наиболее выгодных схем поставок.
Главный механик – проводит проверку ТС перед отправкой в рейс.
Диспетчер-нярядчик – проводит правильность заполнения всей документации.
Описание процесса
Прежде чем осуществить выдачу путевого листа водителю, работникам предприятия предстоит выполнить большой объем работ. После заполнения диспетчером путевого листа и регистрации его в журнале, водитель проходит медицинское обследование.
После прохождения медицинского обследования логист заполняет время выезда, пункт назначения и время приезда водителя. Главный механик проводит проверку технического состояния автомобиля, заполняет данные о транспортном средстве и его пробеге.
Диспетчер-нарядчик проводит проверку правильности заполнения бланка, отправляет диспетчеру на подпись и штамп организации.
Основные виды деятельности отдела логистики:
- Координация с оперативно-календарным планом производства, определение потребностей в материально-техническом снабжении, размещение заказов (выбор и проведение переговоров с поставщиками, заключение договоров), координация с поставщиками и составления оперативно-календарного плана снабжения, закупка, транспортировка, складирование сырья, материалов, полуфабрикатов;
- Планирование сбытовой сети, координация с планом маркетинга, прогнозирование спроса, формирование и развитие хозяйственных связей по поставкам товаров, планирование сбыта, складирования и управления запасами готовой продукции, погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы с готовой продукцией, обработки заказов и логистическое обслуживание потребителей;
- Координация плану физического распределения, оперативно-календарное планирование перемещения незавершенного производства, внутризаводские перемещения материалов, погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы с незавершенным производством.
На рисунке 3 изображен самый верхний уровень функциональной модели. На нем изображены все необходимые входные и выходные данные, а также управляющие данные и механизм осуществления задач.
Рисунок 3 Первый уровень функциональной модели
На рисунке 4 изображена декомпозиция блока А0 на пять блоков, которые уточняют выполняемые функции сотрудниками предприятия.
Рисунок 4 Декомпозиция блока А0 функциональной модели
ПРЕДПРОЕКТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Анализ проблемной области
В модели «Как есть» представлена схема выдачи путевого листа. Для выполнения поставленной задачи, вся документация заполнялась вручную.
На рисунке 7 представлена модель «Как есть».
Рисунок 7 Модель «Как есть»
Модель данных
Рисунок 8 Логическая модель отношения связей [1]
Основные характеристики объекта Исполнитель представлены в таблице 1.
Таблица 1 Описание таблицы Автомобиль
Имя поля | Тип данных |
ID автомобиля | Числовой (первичный ключ) |
Марка | Текстовый |
Модель | Тестовый |
Гос. знак | Числовой |
Основные характеристики объекта Начальник отдела представлены в таблице 2.
Таблица 2 Описание таблицы Персонал
Имя поля | Тип данных |
ID сотрудника | Числовой (первичный ключ) |
Фамилия | Текстовый |
Имя | Текстовый |
Отчество | Текстовый |
Должность | Текстовый |
Основные характеристики объекта Решение представлены в таблице 3.
Таблица 3 Описание таблицы Операции
Имя поля | Тип данных |
ID операции | Числовой (первичный ключ) |
Наименование | Текстовый |
Основные характеристики объекта Горючее представлены в таблице 4.
Таблица 4 Описание таблицы Гражданин
Имя поля | Тип данных |
ID горючего | Числовой (первичный ключ) |
Объем | Числовой |
Наименование | Текстовый |
Основные характеристики объекта Письмо представлены в таблице 5.
Таблица 5 Описание объекта Путевой лист
Имя поля | Тип данных |
ID Путевого листа | Числовой (первичный ключ) |
Место отправления | Текстовый |
Дата отъезда | Дата/Время |
Дата приезда | Дата/Время |
Расстояние | Числовой |
ID сотрудника | Числовой |
ID операции | Числовой |
ID горючего | Числовой |
Диаграмма классов
Диаграмма классов (англ. Static Structure diagram) — диаграмма, демонстрирующая классы системы, их атрибуты, методы и взаимосвязи между ними. Входит в UML [2].
Рисунок 9 Диаграмма классов
Актеры:
- Водитель;
- Мед.работник;
- Логист;
- Операции;
- Механик;
- Горючее;
- Сотрудники;
- Путевой лист.
3.2 Диаграмма вариантов использования
Диаграмма вариантов использования (use case diagram) описывают взаимоотношения и зависимости между группами вариантов использования и действующих лиц, участвующими в процессе [6].
Рисунок 10 Диаграмма вариантов использования
Актеры:
- логист;
- Мед.работник;
- Механик.
Диаграмма деятельности
Диаграмма деятельности - UML-диаграмма, на которой показаны действия, состояния которых описано на диаграмме состояний [7].
Рисунок 11 Диаграмма деятельности [2]
Диаграмма состояний
Диаграмма состояний — это, по существу, диаграмма состояний из теории автоматов со стандартизированными условными обозначениями, которая может определять множество систем от компьютерных программ до бизнес-процессов. Используются следующие условные обозначения: Круг, обозначающий начальное состояние [6].
Рисунок 12 Диаграмма состояний [2]
Диаграмма компонент
Диаграмма компонент, Component diagram — статическая структурная диаграмма, показывает разбиение программной системы на структурные компоненты и связи (зависимости) между компонентами [2].
Рисунок 14 Диаграмма компонент [7]
Диаграмма развертывания
Диаграмма развертывания - это программный вычислительный ресурс, который работает внутри внешнего узла и который предоставляет собой сервис, выполняющий другие исполняемые программные элементы [2].
Рисунок 15 Диаграмма развертывания [6]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа было выявлено, что бизнес-процессы организованы и они управляются. При описании ИТ-инфраструктуры было выявлено, что организация оснащена компьютерами.
Был изучен рынок ИКТ и выявлено, что система была оптимизированной и затрат не потребуется.
Было составлено техническое задание и построены модели «как есть» и «как будет».
На языке UMLпостроены диаграммы.
Составлено техническое задание и построены модели:
– Модель» «как будет»
– ER-модель подсистемы
Также в ходе работы были построены следующие UML- диаграммы:
– Диаграмма классов
– Диаграмма состояний
– Диаграмма последовательности
– Диаграмма размещения
– Диаграмма компонентов
– Диаграмма деятельности.
Были выполнены следующие задачи:
- обследование деятельности предприятия, его основные бизнес-процессы;
- описание структурного управления организации;
- характеристика ИТ-инфраструктура организации;
- выявление проблемная область;
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белов, В. В.Проектирование информационных систем [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по направлению "Прикладная информатика" и другим экономическим специальностям / В. В. Белов, В. И. Чистякова ; под ред. В. В. Белова. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2015. - 352 с.
2. Вендров, А.М.Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем [Текст] : Учебник / А. М. Вендров. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 64 с. ISBN 5-279-02937-8.
3. Елиферов В. Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление [Текст] : Учебник / В.Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 c.
4. Калянов, Г. Н.Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080801 "Прикладная информатика (по областям)" и др. экон. спец. / Г. Н. Калянов. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 239 с.
5. Карпова, И. П. Базы данных [Текст] : курс лекций и материалы для практических занятий : учебное пособие для студентов техн. фак-тов, изучающих автоматизированные информационные системы и системы управления базами данных / И. П. Карпова. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2014. - 240 с.
6. КрэгЛарман, Applying UML and Patterns: An Introduction to Object-Oriented Analysis and Design and Iterative Development (Применение UML 2.0 ишаблоновпроектирования. Введение в объектно-ориентированный анализ, проектирование и итеративную разработку) [Текст] : Учебник / Крэг Ларман, переводчик - Андрей Шелестов. – Канада: Вильямс, 2013. – 736 с.
7. Леонков А. В. Самоучитель UML [Текст] : Учебник / А. В. Леонков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 142 с.
8. Назаров С. В. Архитектура и проектирование программных систем [Электронный ресурс]: Монография / С.В. Назаров. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 351 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=353187.
9. Прокофьева С.В. Оценка профессиональных компетенций студентов: междисциплинарный аспект на примере направления подготовки бакалавров «бизнес-информатика» [Текст] / Шамсутдинова Т.М., Прокофьева С.В. Открытое образование. 2014. № 2. С. 39-45.
10. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ПО ПТИЦЕВОДСТВУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ DATA MINING Прокофьева С.В. В сборнике: Научное обеспечение инновационного развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки «АгроКомплекс-2010»;. 2010. С. 293-295.
11. Программа и методические рекомендации к выполнению выпускных квалификационных работ : направление подготовки 080500 Бизнес-информатика [Электронный ресурс] : профиль подготовки Информационные системы в бизнесе : квалификация выпускника Бакалавр / Башкирский ГАУ, Фак. Информационных технологий и управления ; сост. Т. М. Шамсутдинова. - Уфа : [б. и.], 2014. - 36 с. - Режим доступа: http://biblio.bsau.ru/metodic/31199.doc
12. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Б1.В.ОД.18 "Программная инженерия" : направление подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика/ Башкирский ГАУ, Каф. информатики и информационных технологий; сост. Т. Х. Агишев. - Уфа: БГАУ, 2016.-20 c.. -Б.ц. Загл. сост. Каталогизатором. Кл.слова: полнотекстовые бакалавры методические указания курсовые работы.
13. ОАО ТПФ «Башкирский Хладокомбинат» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bashcold.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТИПОВОГО МАРШРУТА
2. Содержание разделов
Основание для разработки
Задание на курсовую работу по дисциплине «Программная инженерия», выданное Ивановой Г.Р. 00.11.17 г.. Срок выполнения: 9.12.17 г.
Назначение разработки
Внедрение подсистемы выдачи путевых листов, которая позволит сотрудникам предприятия работать в едином информационном пространстве, которое поможет ускорить согласование документов и принятие их решений.
2.4. Технические требования к программе или программному изделию
Требования к функциональным характеристикам
· Обеспечение непротиворечивости данных.
· Получение шаблона путевого листа.
· Отправка документа на доработку.
· Получение ЭЦП документа.
· Просмотр статуса документа.
· Определение срока выполнения задания.
· Просмотр документа.
· Добавление документа
· Отправка готового документа.
· Внесение данных о состоянии сотрудника.
Требования к надёжности
· В информационной подсистеме должна быть обеспечена корректная обработка сбоев электронно-механических устройств (например, принтеров) при выполнении функций, связанных с формированием твердых копий документов.
· Разграничение прав доступа к данным.
· В информационной подсистеме должна быть защита от потери данных.
· Семантический и синтаксический контроль исходных данных.
· Должна быть реализована стратегия резервного копирования данных.
· Должно осуществляться разграничение прав доступа к системе.
· Должен вестись журнал событий системы.
· Вывод сообщений об ошибках.
Условия эксплуатации
Относительная влажность воздуха 30%, максимальная температура воздуха 20-25 градусов Цельсия.
Требования к составу и параметрам технических средств
Условия эксплуатации информационной подсистемы совпадают с условиями эксплуатации ПЭВМ IBM PC, совместимых с ними ПК и сетевого оборудования, а именно:
· Процессоры от Intel Dual Core 1500 МГц до Intel Core i7 2ГГц
· Оперативная память от 512 Мб до 4 Гб.
· Жесткие диски 2 х HDD 500 Гб SATA до 2 х HDD 1 Тб SCSI.
· Программное обеспечение: Microsoft Windows, Linux (Red Hat, Alt Linux, Asp Linux), Free BSD, Mac OS X.
Необходимо наличие IBM PC-совместимого ПК в комплекте и сетевого оборудования для режима клиент-сервер. Информационная подсистема разворачивается на сервере с характеристиками:
· Процессоры Intel Xeon;
· 8 - 32Gb ОЗУ;
· RAIDI массивы емкостью от 300 Gb.
2.4.5. Требования к информационной и программной совместимости Необходима интеграция системы DIRECTUM с программой 1С:Предприятие.
Стадии и этапы разработки
1) подготовительный этап
2) разработка
3) тестирование.
Порядок контроля и приёмки
Работа должна быть выполнена до 9.12.2017 г. Содержание пояснительной записки не менее 30 страниц. Библиографический список должен быть не менее 15 источников. Должны быть описаны все разделы содержания ТЗ.
3.2 . В приложениях к ТЗ приводится перечень графического материала:
- модель «как есть»;
- модель «как будет»;
- ER-модель подсистемы;
- диаграмма классов;
- диаграмма состояний;
- диаграмма компонент;
- диаграмма размещения;
- диаграмма последовательности;
- диаграмма деятельности.
Задачи работы:
- обследование деятельности предприятия, его основные бизнес-процессы;
- описание структурного управления организации;
- характеристика ИТ-инфраструктуры организации;
- выявление проблемной области;
- описание прототипа ИС .
Актуальность проекта – чтобы оптимизировать работу, необходимы типовые маршруты.
Новизна – последовательность проектных процедур, ведущая к получению требуемых проектных решений.
Практическая значимость – типовой маршрут позволит создавать задачи по определенному маршруту .
Объект исследования – проектирование информационной подсистемы.
Предмет исследования – совершенствование документооборота ОАО ТПФ «Башкирский Хладокомбинат».
ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата: 2019-02-25, просмотров: 291.