ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическое познание – имеет своим предметом познание сущности, внутренних связей, отношений самодвижения предмета. Общая направленность теоретического познания – движение в сущность. Теоретическое познание представляет собой движение от отдельных абстракций к другим абстракциям, направленное на построение системы знаний.

Теоретическое познание – это опосредованное познание. Исследование опосредовано эмпирическим знание и сложным процессом логического мышления.

Теоретическое познание ведется на основе эмпирической базы.

Формой теоретического познания является сложная система понятий и умозаключений. Среди них главные – теоретическая проблема, гипотеза, теория.

Проблема – научный вопрос. Эта форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Ее предпосылки есть уже в психике животных, например ориентировочный рефлекс. Вопрос (а проблема – это научный вопрос) как самостоятельная форма мысли возникает только на уровне логического познания. Проблема – это не просто вопрос. Проблема – это вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности, для познания которых необходимы специальные научные средства познания (система понятий, методы исследования, техническое оснащение). Про­блема имеет сложную структуру. Каждая научная проблема может включать более частные научные проблемы. Кроме того, проблема всегда включает предварительное знание о предмете более или менее определенное наукой. Противоречие между знанием и незнанием, содержащееся в каждой научной проблеме – важнейшее противоречие всего процесса познания.

Гипотеза – предположительное решение научной проблемы, в отношении которой еще не определена истинность или ложность. Гипотезы должны удовлетворять определенным требованиям:

1) Гипотезы должны опираться на факты;

2) Гипотезы не должны содержать противоречий;

3) Гипотезы должны допускать проверку утверждений;

4) Гипотезы должны охватывать наиболее полно совокупность фактов и прогнозировать новые факты.

Гипотезы развиваются. Они могут:

1) Уточняться (конкретизироваться);

2) Самоотрицаться;

3) Превращаться в достоверную систему знаний о сущности – теорию.

Роль гипотезы в научном познании очень велика. Наука движется через гипотезы, но абсолютизация гипотетичности человеческого знания ведет к релятивизму и агностицизму.

Теория – система достоверного научного знания о сущности предмета и о единстве сущности и явления в этом предмете.

Теория – это система понятий, наиболее полно описывающих свойства предмета, объясняющих его существенные свойства, отношения.

От гипотезы теория отличается большей достоверностью.

Основные функции теории:

1) Синтетическая функция (систематизация знания);

2) Объяснительная функция (объяснение предмета, знание о его сущности и закономерностях);

3) Методологическая функция (доказанная и обоснованная теория становится руководством к действию);

4) Прогностическая или предсказательная функция;

5) Практическая функция (теория всегда связана с практикой).

Любая теория предполагает объяснение предмета, его особенностей, закономерностей. Объяснение означает установление сущности и из нее с необходимостью объяснение явления, выведение этого явления логически. «Объяснить» означает подвести отдельное, единичное под общее.

Основными теоретического исследования являются:

1) Идеализация (от французского «образец») – мысленное конструирование идеальных предметов на основе абстрагирования, которых в действительности не существует. В то же время эти объекты обладают сходством с изучаемым предметом.

2) Формализация – выражение содержательного знания в знаково-символической форме. Первичная формализация – выражение свойств среды, в которой мы существует в языке. В науке формализация представляет собой более сложную операцию – выражение содержательного знания в искусственном языке (который отличается большей определенностью терминов), например, языке математики. Специфика использования метода формализации состоит в том, что операции с предметами и их свойствами можно заменить операциями со знаками, символами, отношениями между нами. Курт Гёдель доказал, что полная формализация невозможна – нельзя все математизировать.

3) Мысленный эксперимент – мысленная операция с идеализированным объектом (проигрывание всех возможных ситуаций).

4) Гипотетико-дедуктивный метод – включает следующие шаги: 1) выдвижение гипотез, 2) установление связей между ними, 3) получение эмпирических следствий, 4) проверка с помощью опыта на предмет подтверждения или опровержения;

5) Системный метод – применяется к сложным системам, способным к самоорганизации и саморазвитию. Система – целостная совокупность взаимосвязанных элементов. Системный метод предполагает следующие шаги в исследовании системы: 1) выделение элементов системы; 2) выделение структуры, закона связи элементов; 3) исследование связи структуры и функций элементов; 4) выяснение иерархии связи уровней организации; 5) взаимодействие системы со средой; 6) выявление динамики изменения системы; 7) выявление общих закономерностей системы и принципов ее целостности.

 

Также широко применяются общенаучные методы научного исследования:

Анализ как общенаучный метод познания представляет собой процедуру мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.

Синтез – операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое.

Индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция возможна тогда, когда посылки охватывают все явления того или иного класса. Однако такие случаи встречаются редко. Невозможность учесть все явления данного класса заставляет использовать неполную индукцию, конечные выводы которой не имеют строго однозначного характера.

Дедукция способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях. (Помните Шерлока Холмса?) Дедуктивный метод может давать строгое, достоверное знание при условии истинности общих посылок и соблюдении правил логического вывода.

Аналогия прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Так, обнаруженные при изучении света явления интерференции и дифракции позволили сделать вывод о его волновой природе, поскольку раньше те же свойства были зафиксированы у звука, волновой характер которого был уже точно установлен. Аналогия – незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления. Но еще Аристотель предупреждал, что «аналогия не есть доказательство»! Она может давать лишь предположительное знание.

Абстрагированиеприем мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования. Абстрагирование является очень острым и эффективным инструментом теоретического разума, позволяющим хирургически точно «вырезать» из хаотичного переплетения реальных связей и отношений именно те, которые представляют сущность изучаемого объекта. В рамках обыденного познания «абстрактное мышление» означает, как правило, мышление бедное, бессодержательное, одностороннее. Происходит это потому, что на данном уровне фактически нет средств различения абстракций существенных и несущественных, случайных и необходимых. (Когда мы сердимся на кого-то и даже позволяем себе награждать другого человека разными обидными характеристиками; или когда мы голосуем за того или иного политика просто потому, что он «симпатичный», мы демонстрируем примеры самого настоящего абстрактного, т.е. отвлеченного, мышления. Только «отвлекаются» при этом и становятся причиной нашего поведения свойства людей не самые важные, не выражающие их суть, а случайные, поверхностные, хотя и наиболее заметные.) На теоретическом же уровне абстрагирование – лишь начальный шаг, после которого начинается длительный и сложный процесс восхождения от абстрактного (одностороннего, но существенного) к конкретному (полному, многостороннему) знанию о предмете.

Моделирование – метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик. Данные, полученные при изучении модели, затем с некоторыми поправками переносятся на реальный объект. Моделирование применяется в основном тогда, когда прямое изучение объекта либо невозможно (очевидно, что феномен «ядерной зимы» в результате массированного применения ядерного оружия кроме как на модели лучше не испытывать), либо связано с непомерными усилиями и затратами. Последствия крупных вмешательств в природные процессы (поворот рек, например) целесообразно сначала изучить на гидродинамических моделях, а потом уже экспериментировать с реальными природными объектами. Изучать аэродинамические свойства новых конструкций самолетов или проверять их на прочность в аэродинамической трубе намного дешевле с помощью уменьшенных копий – моделей и т.д. Моделирование – метод фактически универсальный. Он может использоваться в системах самых различных уровней. Обычно выделяют такие типы моделирования, как предметное, математическое, логическое, физическое, химическое и проч. Широчайшее распространение в современных условиях получило компьютерное моделирование.

 

 

Методы научного познания обладают глубоким единством:

1) Хотя каждый метод научной деятельности имеет специфику и отличен от других, все методы взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Чтобы применить один метод надо знать другие.

2) Так как метод зависит от предмета, любой метод должен быть не абстрактным, а конкретным. Группа методов, применяемых к конкретным предметам, в конкретных условиях трансформируется в соответствии с задачами исследования этого предмета. Нет методов-отмычек, применяемых всегда и везде.

3) Абсолютного метода научного познания не существует.

4) В настоящее время методы различных наук сближаются, взаимопроникают друг в друга.

5) В процессе развития науки обогащаются, наполняются новым содержанием старые методы и возникают новые методы.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 214.