ПОНЯТИЕ И УРОВНИ ПОЗНАНИЯ. ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
В современном обществе роль и значение теории познания резко возрастает. Это связано с тем, что современное общество переходит к новому способу развития – постиндустриальному или, иными словами, информационному. В информационном обществе важнейшим ресурсом становятся научные знания. Соответственно, возрастает значимость наук, отвечающих за исследование познания.
Начнем с сущности процесса познания.
Познание – это процесс отражения объективного мира в голове человека.
Современная теория познания основывается на четырех принципах:
1) Признание существования объективного мира, который познается человеком.
2) Признание безусловной познаваемости мира для человека. Этот принцип означает, что научная теория познания отвергает любые формы агностицизма (агностицизм – это полное или частичное отрицание познавамости мира для человека). Агностицизм может выступать в форме частнонаучного агностицизма, когда отрицается возможность действительного познания каких-то частных явлений, например, элементарных частиц, жизни. Агностицизм может выступать также как отрицание возможности познания всеобщего, сущности мира и человека. Последняя форма агностицизма с неизбежностью приводит к частнонаучному агностицизму и вообще делает невозможным научное знание. Нельзя понять единичное (часть), не поняв общего и целого, и наоборот.
3) Признание диалектического характера процесса познания. Всему процессу познания свойственно противоречие между знанием и незнанием. Диалектический характер имеет соотношение объективного и субъективного в ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях. Нельзя понять природы познавательного процесса, не раскрыв диалектики теории и практики, объективной, абсолютной и относительной истин.
4) Общественно-историческая практика как основа познания и критерий истинности.
Уже на уровне здравого смысла, которым обладают все люди, можно определить познание как то, что мы узнаем вещи такими, какими они являются на самом деле, объективно.
Но здесь необходимы уточнения. Например, с позиции наивного реализма (Эпикур, Бэкон) вещи буквально таковы, какими мы их воспринимаем, то есть они обладают цветом, запахов, вкусом. Роза красна и тогда, когда мы на нее не смотрим, соль обладает объективным свойством солености. Однако тот же здравый смысл нам должен подсказать, что цвет (красный цвет розы) возникает как ощущение в нашей нервной системе. Значит цвет – это синтез свойств предмета и нашей нервной организации. Роза не является буквально красной, а соль соленой вне отношения к нашим органам чувств. Но считать цвета, запахи, вкусы чисто субъективными также нельзя, иначе мы попадем в ловушку субъективного идеализма (что вещи лишь комплексы наших ощущений). Правильнее сказать, что ощущения – субъективный образ объективного мира. Ощущение воспроизводит свойства вещей не в чистом виде, а с примесью субъективного. Можно распространить определение ощущений как субъективного образа объективного мира и на все знание. Тогда мы получим новое определение знания.
Знание – это субъективный образ объективного мира.
Отношение знания (субъективного образа объективного мира) с самим миром можно определить как отношение сходства. Ошибочным является представление, что знание зеркально отображает мир.
Знание о мире сходно с миром. Знание состоит в том, что мы отображаем мир таким, каков он на самом деле.
В то же время знание всегда не точно. Знание всегда предполагает субъективный, отличный от отображаемого мира момент.
Познание проходит две основных ступени:
1) Ступень чувственного познания.
2) Ступень логического познания.
Высшей формой логического познания выступает научное познание
Дата: 2019-02-25, просмотров: 208.