Функции прокуратуры и следственных органов и принципы их деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г., № 2202-1, ред. от 17.02.2015, Рос. газ. от25.11.1995., за прокуратурой закреплен ряд специфических функций. В первую очередь это надзорные функции: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Надзор осуществляется за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами. Вне надзора остаются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды.

Осуществляется также надзор: за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера; за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Кроме того, прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством.

В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами в качестве государственного обвинителя; опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В органах прокуратуры рассматриваются и разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Основными задачами Следственного комитета являются: оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина и др.

В своей деятельности прокуратура и следственные органы руководствуется принципами, закрепленными федеральными законами. Важнейшим принципом является их независимость. Они осуществляет свои полномочия независимо от федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Этот принцип усиливается недопустимостью вмешательства в осуществление их деятельности. Воздействие в какой-либо форме органов власти, средств массовой информации на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое решение влечет за собой установленную законом ответственность.

Законом установлена обязательность исполнения требований прокурора и следователя. Эти требования подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Органы прокуратуры и следствия действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, об охране государственной тайны. Они обязаны информировать органы государственной власти и местного самоуправления, а также население о состоянии законности. В то же время никто без разрешения прокурора и следователя не вправе разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых этими органами, до их завершения.

В качестве принципа деятельности можно назвать и требование, запрещающее прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не могут также быть членами политических партий, запрещается создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. В то же время следователям запрещается совмещать свою основную деятельность лишь с оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой).

Несмотря на то, что ни Генеральный прокурор Российской Федерации, ни Председатель Следственного комитета формально не обладают правом законодательной инициативы, в федеральном законе записано, что органы прокуратуры и следствия участвуют в правотворческой деятельности. Генеральный прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Следственный комитет имеет право разрабатывать и представлять в установленном порядке проекты федеральных и иных нормативных актов Президенту и в Правительство РФ.

Генеральный прокурор, Председатель Следственного комитета, их заместители и по их поручению другие сотрудники вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Такими же правами на соответствующем уровне обладают прокуроры и руководители следственных органов в субъектах Федерации, в городах и районах.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет также координацию деятельности органов внутренних дел, органов ФСБ, таможенной службы и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Сотрудники следственных органов также вправе участвовать в этих координационных мероприятиях.

 

 
18.3. Система органов прокуратуры

и следствия

 

В с истему прокуратуры Российской Федерации входят: Генеральная прокуратура Российской Федерации; прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения и редакции печатных изданий; прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Систему Следственного комитета Российской Федерации составляют: центральный аппарат Следственного комитета; главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные подразделения Следственного комитета.

Порядок формирования прокуратур:

— Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ[17].  Если предложенная Президентом кандидатура Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов, то Президент в течение 30 дней представляет новую кандидатуру. Срок полномочий Генерального прокурора  — пять лет.

— Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами Федерации. Прокуроры субъектов Федерации освобождаются от должности Президентом РФ.

— Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

— Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Порядок формирования следственных органов:

— Председатель Следственного комитета РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Срок полномочий Председателя законом не установлен. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета. Президентом РФ назначаются также руководители главных следственных управлений по субъектам Федерации, их заместители и иные должностные лица, для должностей которых предусмотрены высшие специальные звания. На других сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральным законом.

В Генеральной прокуратуре и в Следственном комитете, а также в их структурных подразделениях в субъектах Федерации создаются коллегии, главные управления, управления, отделы, устанавливаются должности соответственно прокуроров и следователей.

Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации (не имеющие иного гражданства), при наличии высшего юридического образования, полученного в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности следователей в районные и городские отделы, в виде исключения, могут назначаться лица, окончившие третий курс юридического вуза.

Лица, впервые назначаемые на должность, принимают Присягу прокурора и соответственно Присягу сотрудника Следственного комитета о соблюдении Конституции и законов, непримиримой борьбе с нарушениями закона, защите интересов личности, общества и государства.

На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Срок полномочий – пять лет. Для прокурора города, района или приравненного к нему прокурора возраст снижается до 27 лет, а  стаж службы (работы) до пяти лет.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в следственных органах, органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

Для руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, возраст снижается до 25 лет, а стаж работы до трех лет.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, возбуждение уголовного дела, производство расследования могут осуществляться только соответственно органами прокуратуры или следствия. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей и транспорта прокурора, за исключением случаев обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Полномочия прокурора. При осуществлении возложенных на прокурора надзорных функций он вправе:

— беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов;

— иметь доступ к их документам и материалам;

— проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения законов;

— требовать предоставления необходимых документов и материалов, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок и ревизий;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения законов;

— прокуроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, прокурор вправе в любое время посещать эти органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, знакомиться с соответствующими документами, требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и осужденных, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на них в нарушение закона. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в этих учреждениях.

В случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, прокурор участвует в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. При необходимости защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Генеральный прокурор вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий вправе:

— беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые государственными органами и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки;

— входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;

— требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления документов и материалов, выделения специалистов, требовать проведения проверок, ревизий, различных исследований и привлекать для этих целей специалистов;

— вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: протесты; представления; постановления; предостережения.

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. Он может быть принесен также на незаконное или необоснованное решение судьи по делу, в рассмотрении которого участвовал прокурор.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона должны быть приняты в течение месяца с письменным сообщением прокурору об их результатах.

Исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор может вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом в установленный законом срок с письменным сообщением прокурору о результатах рассмотрения.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения этого требования должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Председатель Следственного комитета издает организационно-распорядительные документы в форме приказов, распоряжений, указаний, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности Следственного комитета, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

Таким образом, после раздела единого надзорного органа прокуратуры в Российской Федерации действуют два самостоятельных государственных органа ─ Генеральная прокуратура и Следственный комитет, каждый из них осуществляет свои функции. Оба органа играют важную роль в системе сдержек и противовесов.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какое место занимает прокуратура Российской Федерации в системе органов государственной власти с точки зрения разделения властей?

2. Какова роль прокуратуры в системе сдержек и противовесов?

3. Назовите основные функции прокуратуры и Следственного комитета.

4. Назовите основные принципы деятельности прокуратуры.

5. Составьте структурную схему системы органов прокуратуры.

6. Каков порядок назначения Генерального прокурора и его заместителей?

7. Какие прокурорские работники назначаются Генеральным прокурором?

8. Какие требования предъявляются к кандидатам на прокурорские должности?

9. Какими полномочиями обладает прокурор при осуществлении надзорных функций?

10. Назовите акты прокурорского реагирования и их правовое содержание.

11. Каковы место и роль Следственного комитета в системе органов государственной власти?

12. Какие акты издает Председатель Следственного комитета?

Библиографический список

Основной

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — Москва: Норма, 2009. — Гл. 24–26.

2. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2008. — Гл. 20, 22.

 

Дополнительный

 

1. Конституционное право России: учеб. / А. В. Безруков и др.; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — Москва: Норма, 2008. — 543 с.

2. Конституционное право России: учеб. для студентов вузов/ под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с.

3. Конституционное право России: учебник для бакалавров / отв. ред. докт. юрид. наук, проф. И.В. Выдрин — Москва: Юрлитинформ, 2015. — 552 с.


Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

Тема 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Учебные цели: уяснение правовых основ организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 


План

19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

19.1. Особенности системы органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и  Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года, №184-ФЗ, ред. от 06.04.2015., Рос. газ. от 19.10.1999., система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

К этим принципам относятся следующие: носителем суверенитета и единственным источником власти является народ; государственная и территориальная целостность Российской Федерации; распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единство системы государственной власти; разделение властей; разграничение предметов ведения и полномочий; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

В систему органов государственной власти субъектов Федерации в соответствии с федеральным законом входят: законодательный (представительный) орган; высший исполнительный орган; иные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В большинстве субъектов Федерации высшие органы власти обладают общими чертами, присущими законодательным, исполнительным и судебным органам власти, поскольку они созданы в соответствии с общими принципами организации власти в Российской Федерации.

19.2. Законодательные (представительные)
органы государственной власти
субъектов Российской Федерации

Главной функцией законодательных органов в соответствии с принципом разделения властей является законодательное регулирование общественных отношений.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает основы статуса законодательного органа субъекта Федерации. Это постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта Федерации. Наименование органа, число депутатов, срок полномочий устанавливаются конституциями, уставами субъектов Федерации.

В настоящее время вместо однообразных Советов народных депутатов в 29 субъектах Российской Федерации действуют законодательные собрания, в 23 – областные (и иные) думы, в 5 – государственные собрания, в 5 – государственные советы, в 6 – советы депутатов или собрания депутатов и другие. В том числе, в Республике Саха (Якутия) — Государственное Собрание (Ил Тумэн), в республике Алтай — Государственное Собрание — Эл Курултай, в Бурятии — Народный Хурал, в Тыве — Верховный Хурал (Парламент), в Калмыкии — Народный Хурал (Парламент). В Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании и Чечне сформированы парламенты.

В большинстве республик (кроме Башкортостана и Татарстана) число депутатов не превышает 100, из которых от 10 до 20 процентов — работают на постоянной основе. В областях и краях количественный состав депутатов также менее 100 (в Краснодарском крае – 100, в Новосибирской области — 78).

Большинство парламентов в субъектах Федерации избирались на основе мажоритарной системы. Но в соответствии с федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав (2002) не менее половины депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации должны избираться по спискам политических партий на основе пропорциональной избирательной системы. В настоящее время региональные органы вправе снизить этот уровень до 25%. В пяти республиках и двух областях (Дагестан, Ингушетия, Чечня и др.) парламенты избраны исключительно по пропорциональной системе.

Законодательные органы субъектов избираются на срок не более пяти лет. Однако их полномочия могут быть прекращены досрочно (самороспуск; их роспуск губернатором области; вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава органа; роспуск законодательного органа Президентом РФ).

Главная задача законодательных (представительных) органов — законодательное регулирование вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации, и отнесённых к исключительному ведению субъектов Федерации.

Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Федерации.

Проекты законов рассматриваются законодательными органами не менее чем в двух чтениях, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подлежат подписанию высшим должностным лицом субъекта Федерации, который обладает правом отлагательного вето. Кроме законов, законодательные органы могут принимать постановления по вопросам своего ведения.

Полномочия парламентов условно можно разделить на три группы:

— по вопросам организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления: принятие и изменение конституций, уставов, законов, назначение выборов парламента и главы субъекта Федерации, административно-территориальное деление, согласование при формировании исполнительных органов власти;

— в сфере бюджетно-финансовой деятельности и социально-экономического развития: утверждение бюджета, установление местных налогов и сборов, законодательное регулирование управления собственностью субъекта Федерации, утверждение программ социально-экономического развития;

— в сфере обеспечения прав и свобод человека: принятие нормативных актов, устанавливающих ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение местных законов, учреждение средств массовой информации и т. д.

Парламенты из своего состава избирают представителя субъекта РФ от законодательного органа в состав Совета Федерации на срок своих полномочий.

19.3. Исполнительные и иные органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации

В субъектах Федерации установлена система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В большинстве республик высшими должностными лицами были президенты республик. В 2010 г. в федеральный закон была внесена поправка о том, что наименование должности высшего должностного лица не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента Российской Федерации. В настоящее время в республиках учреждаются главы республик, председатели правительства и др.

В краях, областях и автономиях, как правило, учреждались главы администрации и губернаторы. Но постепенно большинство глав администраций превратились в губернаторов. Высшие должностные лица до 2005 г. избирались населением региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет и не более чем на два срока подряд. С 2005 г. высшие должностные лица не назначались и не избирались, а наделялись полномочиями законодательными органами субъектов Федерации по представлению Президента РФ. В случае двукратного отклонения кандидатур, предложенных Президентом РФ, или непринятия решения законодательный орган мог быть распущен Президентом. В настоящее время высшие должностные лица субъектов РФ избираются населением субъекта РФ на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Кандидаты выдвигаются политическими партиями или на основе самовыдвижения. При этом кандидаты на эту должность должны представить три кандидатуры на должность члена Совета Федерации из числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации от данного региона, депутатов законодательного органа субъекта или депутата представительного органа муниципального образования.

Закон допускает выборы высшего должностного лица депутатами законодательного органа, при этом кандидатов на эту должность предлагает Президент РФ из числа лиц, предложенных политическими партиями. Одновременно избираются также и три кандидата в члены Совета Федерации. Вновь избранный глава региона после победы на выборах из предложенных им трёх кандидатов назначает члена Совета Федерации — представителя субъекта РФ от органа исполнительной власти.

Полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно в случае: его смерти; утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство на территории иностранного государства; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта Федерации; отрешения от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия; отставки по собственному желанию; вступления в силу обвинительного приговора, а также признания его судом недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим. Высшее должностное лицо может быть отозвано избирателями, для проведения голосования по отзыву необходимо собрать подписи не менее 25% избирателей региона. Президент имеет право отстранять их от должности по представлению Генерального прокурора при возбуждении уголовного дела по обвинению в совершении тяжкого преступления либо по решению суда в случае издания высшим должностным лицом нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству.

Кроме того, по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ Президент вправе временно отстранить высшее должностное лицо от исполнения им обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении им тяжкого преступления. Президент вправе также приостановить полномочия органов исполнительной власти при введении чрезвычайного положения на территории региона.

К основным полномочиям высшего должностного лица субъекта Федерации относятся следующие: он представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы субъекта Федерации; формирует высший исполнительный орган в соответствии с законом субъекта Федерации; вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа; вправе участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; представляет законодательному органу проект бюджета субъекта Федерации и отчет о его исполнении; распоряжается средствами бюджета; создает унитарные предприятия субъекта Федерации и др.

Высшие должностные лица подписывают законы, принимаемые региональным парламентом, и обладают правом отлагательного вето, которое может преодолеваться двумя третями голосов при повторном рассмотрении в законодательном органе. В пределах своих полномочий высшие должностные лица субъектов Федерации издают постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории региона.

В соответствии с федеральным законом высшие должностные лица субъектов Федерации до 2000 г. являлись членами Совета Федерации, а с 2002 г. они назначают членами Совета Федерации представителей субъекта Федерации на срок своих полномочий (из числа трёх заявленных кандидатур на эту должность на выборах высшего должностного лица).

Высшие должностные лица при различных формах и степени участия парламентов формируют высшие исполнительные органы государственной власти субъекта Федерации. Во всех республиках это правительства или кабинеты министров. В остальных субъектах Федерации, как уже отмечалось, создаются администрации или правительства.

Структура правительств и администраций различна. В правительствах, как правило, участвуют министры. В администрациях вместо министерств создаются департаменты, управления, комитеты.

Основные полномочия правительств, администраций устанавливаются соответствующими конституциями и уставами. Главные из них — разработка бюджета субъекта Федерации, который затем утверждается парламентом, а также исполнение бюджета. Кроме того, правительство, администрация в пределах своих полномочий: осуществляют меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывают и реализуют социально-экономические программы развития региона; управляют государственным имуществом субъекта Федерации; организуют взимание налогов и сборов; формируют иные органы исполнительной власти; заключают договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации принятые им правовые акты и др.

62
Решения правительств и администраций оформляются в виде соответствующих постановлений и распоряжений, которые подписываются председателями правительств, а там, где их нет, — высшими должностными лицами. В случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам действие постановлений может быть приостановлено Президентом РФ.

К иным органам государственной власти субъекта Федерации можно отнести судебные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации — конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи. Однако, несмотря на то, что в большинстве субъектов Федерации конституциями и уставами предусмотрено создание конституционных (уставных) судов, фактически они созданы лишь в 16 субъектах Федерации.

В субъектах Федерации создаются государственные органы с особым статусом. Избирательные комиссии субъекта Федерации, действующие на постоянной основе, формируются законодательным органом и высшим должностным лицом на паритетных началах.

Контрольно-счетные палаты являются постоянно действующими органами государственного финансового контроля и контроля за управлением и распоряжением государственной собственностью субъекта Федерации, формируются, как правило, законодательными органами субъектов Федерации.

Во многих субъектах Федерации учреждены государственные должности уполномоченных по правам человека, уполномоченных по правам ребенка и др., назначаемых законодательными органами по представлению высшими должностными лицами субъектов Федерации.

Кроме того, в субъектах РФ действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, субъекты Федерации самостоятельно создают собственную систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Какие органы входят в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации?

3. Каков порядок формирования законодательных органов в субъектах Российской Федерации?

4. Назовите основные полномочия законодательных органов субъектов Российской Федерации.

5. Каков порядок досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации?

6. Каков порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?

7. Назовите основания для досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

8. Какими полномочиями обладает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации?

9. Какими полномочиями наделяется высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации?

10. Какие органы государственной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта Федерации?

Тема 20. Местное самоуправление
в Российской Федерации

Учебные цели: уяснение правовых основ местного самоуправления, системы муниципальных органов и их полномочий.

 








План

20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления.

20.2. Формы непосредственной демократии.

20.3. Органы местного самоуправления.

20.1. Понятие и полномочия
местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой специфическую форму социального регулирования, при которой субъект управляет собственными делами на основе принципов самоорганизации, самофинансирования и самоконтроля. Такая форма управления общественными делами имеет широкое распространение в мире. Можно выделить несколько типов местного самоуправления. Наиболее распространенными среди них являются англосаксонский и французский.

Англосаксонский тип характеризуется разнообразием форм и отсутствием на местах полномочных представителей правительства, отличительной чертой является принцип, в соответствии с которым муниципальные органы могут делать лишь то, что им разрешено законом.

Французский тип характеризуется большим единообразием и высокой степенью централизации местного самоуправления за счет системы административного контроля. Здесь действует другой принцип: муниципальным органам разрешено все, что не запрещено законом и не относится к компетенции других органов.

Есть свои особенности местного самоуправления в ФРГ, Италии, Японии и других странах.

В России зачатки местного самоуправления были уже при Иване Грозном и Петре I.  Более широкое развитие местного самоуправления началось после городской и земской реформ Александра II (1864–1870), целью которых была децентрализация управления страной.

В СССР все органы власти — от Верховного Совета до самых низших сельских советов — были государственными органами. Таким образом, местное самоуправление осуществлялось в рамках местных органов государственной власти.

В Российской Федерации местное самоуправление — это одна из важнейших основ конституционного строя, один из принципов демократии, одно из конкретных прав граждан — право на самоуправление, а также одна из форм народовластия. Оно регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, а также законами субъектов Федерации и др.

 
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, ред. от 30.03.2015., Рос. газ. от 8 октября 2003 г., местное самоуправление — это признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, с учетом интересов населения соответствующей территории, исторических и иных местных традиций.

Принципы деятельности местного самоуправления закреплены в Конституции Российской Федерации и федеральном законе. Они разработаны на основе положений Европейской хартии о местном самоуправлении, принятой Советом Европы в 1985 г.

К общим принципам местного самоуправления относятся: самостоятельность решения населением вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; соразмерность полномочий местного самоуправления его материально-финансовым ресурсам; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; государственные гарантии местного самоуправления; законность; гласность и др.

Функции местного самоуправления обусловливаются его местом в системе народовластия. Решая вопросы местного значения, оно также реализует многие задачи по обеспечению жизненных интересов и социальной защите населения. К основным функциям местного самоуправления относятся: обеспечение участия населения в решении местных дел; управление муниципальной собственностью; обеспечение комплексного развития муниципальной территории; обеспечение удовлетворения социально-культур­ных и коммунально-бытовых потребностей населения; охрана общественного порядка; защита прав и законных интересов населения; защита интересов и прав местного самоуправления.

Кроме того, в функции органов местного самоуправления входит участие в осуществлении государственных функций на основе наделения их государственными полномочиями, а также организация исполнения федеральных законов, указов, приказов, постановлений федеральных и региональных органов власти на их территории.

Федеральным законом 2003 г. установлены новые принципы территориальной организации местного самоуправления. Все муниципальные образования делятся на два уровня: 1) городские и сельские поселения, 2) муниципальные районы и городские округа. Местное самоуправление осуществляется также на внутригородских территориях городов федерального значения. Например, в Москве созданы 12 административных округов, в каждом из которых создано примерно по 10 муниципальных районов. В 2014 г. в федеральный закон внесена поправка о возможности создания городских округов с внутригородским делением, в которых в соответствии с законом субъекта РФ могут быть образованы внутригородские муниципальные образования.

В границах городского поселения могут находиться один город или поселок, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Сельские поселения также состоят из одного сельского населенного пункта с численностью населения более 1 тыс. человек и нескольких сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. человек. Границы поселения устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра и обратно в течение рабочего дня для всех жителей поселения.

Муниципальный район объединяет несколько городских и сельских поселений с учетом транспортной доступности до административного центра и обратно в течение рабочего дня для всех жителей, а также с учетом возможности решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

Статус городского округа предоставляется городскому поселению законом субъекта Федерации при условии возможности самостоятельного решения вопросов местного значения органами местного самоуправления городского поселения и прилегающего муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

Внутригородской район – это внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии создания внутригородских районов устанавливаются законами субъекта РФ и уставом городского округа.

Подчиненность друг другу органов местного самоуправления муниципальных образований разного уровня не допускается. В связи с этим для каждого уровня муниципальных образований установлен и различный круг вопросов местного значения, отнесенных к их ведению.

К вопросам местного значения поселений (сельских и городских) относятся: бюджет поселения, местные налоги и сборы, муниципальная собственность поселения, организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, обеспечение услугами связи, торговли и бытового обслуживания населения, организация досуга, физкультуры, спорта, массового отдыха населения, дорожное строительство и транспортное обслуживание в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, благоустройство, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, землепользование и другие вопросы.

К вопросам местного значения муниципального района относятся: бюджет муниципального района, местные налоги и сборы, собственность муниципального района, организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения поселений, обеспечение поселений услугами связи, торговли и бытового обслуживания, содержание и строительство дорог между поселениями, транспортное обслуживание между поселениями, начальное и общее среднее образование на территории муниципального района, медико-санитарная помощь, землепользование на межселенных территориях, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации, утилизация и переработка отходов, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета муниципального района и другие вопросы.

Поскольку городской округ является городским поселением, имеющим права муниципального района, круг вопросов местного значения, отнесенный к его ведению, включает в себя как вопросы местного значения городского поселения, так и вопросы местного значения муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: принятие устава, издание муниципальных правовых актов, установление своих символов, проведение муниципальных выборов и местного референдума, создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги, принятие и выполнение программ социально-экономического развития, учреждение средств массовой информации, осуществление внешнеэкономических связей и др.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов могут наделяться отдельными государственными полномочиями Российской Федерации федеральными законами, и отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации — законами субъектов Федерации. Финансовое обеспечение этих полномочий осуществляется за счет субвенций из соответствующих бюджетов.

 
20.2. Формы непосредственной демократии

В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Решение о местном референдуме принимается представительным органом муниципального образования по инициативе: граждан, избирательных объединений, представительного органа и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно. Для проведения референдума по инициативе граждан и избирательных объединений необходимо собрать подписи не менее 5 % от числа избирателей.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления. Они назначаются представительным органом местного самоуправления. Голосованием осуществляется и отзыв избираемых лиц на основании их конкретных противоправных действий, подтвержденных в судебном порядке. Для отзыва необходимо, чтобы за него проголосовало не менее половины зарегистрированных избирателей. Голосование проводится также для получения согласия населения при изменении границ или реформировании муниципального образования.

В поселениях с числом жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который осуществляет полномочия представительного органа, он правомочен при участии в нем более половины жителей, обладающих избирательным правом. В соответствии с уставом муниципального образования сход граждан может проводиться также в поселениях с численностью от 100 до 300 граждан.

С правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это самоорганизация граждан на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Для этой цели проводятся собрания, конференции или создаются органы ТОС, которые могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц.

Формами непосредственной демократии являются также публичные слушания (для обсуждения проектов муниципальных правовых актов), собрания и конференции граждан (для обсуждения вопросов местного значения или информирования населения о деятельности органов местного самоуправления), опрос граждан (для выявления мнения населения и его учета при принятии решений), обращения граждан в органы местного самоуправления (должен быть письменный ответ по существу обращения в течение одного месяца) и др.

 
20.3. Органы местного самоуправления

Структуру органов местного самоуправления каждого муниципального образования составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация. Кроме того, могут создаваться контрольный орган муниципального образования и иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. В муниципальном районе представительный орган избирается на основе всеобщих выборов или формируется из глав поселений и части депутатов представительных органов поселений, входящих в состав района. Депутаты и члены выборных органов избираются в соответствии с уставом на срок от 2 до 5 лет. На постоянной основе могут работать не более 10 % депутатов. Минимальное число депутатов представительного органа поселения составляет от 7 (при численности населения менее 1 тыс. человек) до 35 (при численности населения свыше 500 тыс. человек). В муниципальном районе число депутатов не может быть менее 15 человек.

Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3 тыс. человек, а также представительных органов с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным округам. В случае использования пропорциональной системы распределению между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, подлежат не менее 10 депутатских мандатов.

 
В исключительной компетенции представительного органа находятся: принятие устава, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, установление местных налогов и сборов, принятие программ развития муниципального образования, определение порядка управления муниципальным имуществом и др. Нормативные правовые акты, связанные с налогами, сборами и расходами из местного бюджета, могут быть внесены только главой местной администрации или при наличии его заключения.

Все нормативные правовые акты, принятые представительным органом, подлежат подписанию и обнародованию главой муниципального образования, который имеет право отлагательного вето. Если при повторном рассмотрении отклоненный акт будет одобрен двумя третями голосов, то он подлежит в течение семи дней подписанию главой муниципального образования и обнародованию.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования избирается:

 - на муниципальных выборах и входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

- представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию;

- представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией и возглавляет местную администрацию.

В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. Это ограничение не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования:           • представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; • подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; •  издает в пределах своих полномочий правовые акты; •  вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; • обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования, он должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае: • смерти; • отставки по собственному желанию; • удаления в отставку; • отрешения от должности; • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; • признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; • вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; • выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; • прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство за рубежом;    •  отзыва избирателями; • установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования.

Полномочия главы муниципального района, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента РФ в случаях:  несоблюдения главой муниципального района, главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»; установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы городского округа.

 Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Руководит ее работой глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое главой муниципального образования по контракту по результатам конкурса. В отдельных случаях допускается формирование единой администрации муниципального района и городского поселения, являющегося административным центром муниципального района. Например, в Новосибирской области администрация Карасукского района выполняет функции администрации городского поселения города Карасук.

Контрольный орган муниципального образования образовывается для контроля за исполнением местного бюджета и за соблюдением порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, формируется на муниципальных выборах или представительным органом.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, референдумов и др.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации может внести проект закона субъекта Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, а также может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае издания ими нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, законодательству. Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

В федеральном законе появился новый термин — удаление главы муниципального образования в отставку. Представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Федерации. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Это решение может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта РФ.

В каждом субъекте Федерации образуется совет муниципальных образований, которые в свою очередь могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Общероссийское объединение может направлять своих представителей в Палату местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и участвовать в работе этого Конгресса.

Таким образом, местное самоуправление – это она из форм народовластия, а также одна из важнейших основ конституционного строя, один из принципов демократии, одно из конкретных прав граждан — право на самоуправление. С одной стороны, на всей территории страны действуют органы государственной власти, правовые акты которых обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, с другой стороны, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие организацию местного самоуправления.

2. Дайте определение понятия местного самоуправления, его субъектов и объектов.

3. На каких принципах основана деятельность местного самоуправления?

4. Какие муниципальные образования могут создаваться в соответствии с федеральным законом?

5. Какие вопросы местного значения могут решаться сельскими поселениями, муниципальными районами?

6. Назовите основные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

7. Какие органы входят в структуру органов местного самоуправления?

8. Каков порядок формирования представительных органов местного самоуправления?

9. Каким образом и какими полномочиями наделяются глава муниципального образования и глава местной администрации муниципального образования?

10. Назовите основания досрочного прекращения полномочий главы местной администрации муниципального образования.

 


Библиографический список

Основной

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — Москва: Норма, 2009. — Гл. 26, 27.

2. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. —  Москва: Проспект, 2008. — Гл. 21, 23.

 

Дополнительный

 

1. Конституционное право России: учеб. / А. В. Безруков и др.; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп.— Москва: Норма, 2008. — 543 с.

2. Конституционное право России: учеб. для студентов вузов/ под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва:  ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с.

3. Конституционное право России: учебник для бакалавров / отв. ред. докт. юрид. наук, проф. И.В. Выдрин — Москва: Юрлитинформ. — 552 с.

 

ЗАКЛЮЧение

Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти, в создании определенной системы ее органов, обеспечивающих эффективную работу всего государственного механизма.

Государство занимает центральное место в сложной структуре политической системы общества. В то же время оно само представляет сложную организацию, состоящую из многих элементов, которые и составляют систему органов государства. В федеративном государстве, каковым является Россия, выделяются два уровня государственной власти — федеральный уровень и уровень государственной власти субъектов РФ. Кроме того, реально существует уровень местной власти, представленный органами местного самоуправления.

В заключение также необходимо отметить, что отрасль конституционного права весьма подвижна, многие его институты и нормы постоянно развиваются и совершенствуются. Задачей каждого юриста, в какой бы отрасли он ни специализировался, должно стать систематическое изучение всех этих изменений, поскольку конституционные нормы обладают высшей юридической силой и являются базой всего законодательства. Конституционное право самым тесным образом связано с другими отраслями права, и многие институты конституционного права находят свое продолжение в других отраслях права — административном, гражданском, уголовном и пр.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

.

  Введение………………………………………. 3
Раздел 1 Основы теории конституционного права ….. 4
Тема  1 Конституционное право России как отрасль права …………………………………………..   4
Тема  2 Конституция Российской Федерации — основной закон государства ……………………    13
Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы ……………………………..    23
Тема  3 Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя……..    23
Тема  4 Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации ……    32
Тема  5 Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации..    41
Раздел 3  Основы правового статуса личности………...  51
Тема  6 Конституционные основы правового положения личности…………………………………..  51
Тема  7 Гражданство Российской Федерации………..  62
Тема  8 Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина………………… .              73
Раздел 4 Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства    83
Тема 9 Конституционно-правовой статус России как федеративного государства    83
Тема 10 Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство    92
Тема 11 Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации ……   101
Раздел 5 Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)………………………     112
Тема 12 Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации…………………   112
Тема 13 Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства …                                                            121    
Тема 14 Федеральное Собрание — Парламент России 132
Тема 15 Законодательный процесс и статус депутатов в России…………………………………………   145
Раздел 6 Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)…………   160
Тема 16 Правительство Российской Федерации……... 160
Тема 17 Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации……………………...   170
Тема 18 Органы прокурорского надзора и Следственного комитета в Российской Федерации…….   179
Раздел 7 Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления….   192
Тема 19 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации……………………….   192
Тема 20 Местное самоуправление в Российской Федерации   201
  Заключение 215

 


[1]  «О поэтапной конституционной реформе»: Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400// Собрание актов Президента и Правительства РФ от 27 сентября 1993 г. № 39, ст. 3579.

 

[2] См. Никитина Е. Особенности и основные этапы становления гражданского общества в России / Е.Никитина //Власть – 2010 – № 12 – С. 145 – 148.

[3] Рос. газ. от 10 марта 1999 г.

[4] См.: История Советской Конституции: сб. док. 1917–1957. М., 1957. С. 44–46.

[5] См. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – Москва: КНОРУС, 1997. – С. 221.

[6] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П

[7] См. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебн. для вузов – М., 2005. С.133

[8] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 года по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года и др. // Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996 / Отв. ред. Т.Г. Морщакова - М., 1997.- С.524-536); Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-п по делу о проверке конституционности отдельных положений конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Рос. газета от 21.06.2000. и др.

 

[9] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 года по делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ – 1999 - № 29.- Ст.3773.

 

[10] Подзаконный акт, как правило, принимается на основании, в соответствии и во исполнение конкретного федерального закона, а указы Президента, принятые в соответствии, на основании и во исполнение Конституции РФ, являются самостоятельными правовыми актами и не могут быть подзаконными актами.

[11] В Думе 2007 г. от партии «Единая Россия» были избраны Председатель, первый заместитель и шесть его заместителей и по одному заместителю = от КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России».

 

[12] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 года по делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 47. - Ст.5787.

 

[13] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 года по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ - 1995.- № 13.- Ст. 1207.

 

[14] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 18. - Ст. 2253.

[15] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 года по делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ - 1998.- № 16.- Ст. 1879.

 

 

[16] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 года по делу о толковании отдельных положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации // Российская газета. - 1998 г., 29 декабря.

 

[17] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 года по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального Прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 51. - Ст. 6364.

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 177.