Правительства Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Среди органов исполнительной власти в Российской Федерации центральное место принадлежит правительству. Правительство — это высший коллегиальный орган исполнительной власти, который: решает общие вопросы управления государством; объединяет и координирует деятельность всех субъектов Федерации в вопросах исполнительной работы; представляет государство в международных отношениях на уровне правительств; возглавляет единую систему органов исполнительной власти.

В Российской Федерации Правительство формируется Президентом с участием Государственной Думы при назначении Председателя Правительства, но не возглавляется им.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В нее входят: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства; федеральные службы; федеральные агентства; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Кроме того, в эту систему неизбежно втягиваются органы местного самоуправления, которые могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В своей деятельности Правительство РФ руководствуется принципами верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

В состав Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Причем в составе Правительства может быть один или несколько первых заместителей. Некоторые заместители могут одновременно возглавлять федеральные министерства. В состав Правительства могут входить также иные руководители, имеющие статус федерального министра.

Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры назначаются Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства и не имеющих собственности за рубежом.

Порядок формирования Правительства определен Конституцией Российской Федерации. На первом этапе вновь избранный Президент Российской Федерации с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Предложение о кандидатуре на пост Председателя вносится Президентом в Думу не позднее двухнедельного срока со дня вступления его в должность или после отставки Правительства. Кандидат на должность Председателя выступает в Думе с программой основных направлений деятельности будущего Правительства. Если Дума трижды отклонит кандидатуры, предложенные Президентом, то он сам назначает Председателя, распускает Думу и назначает новые выборы в Думу. При этом Президент имеет право трижды подряд предлагать одну и ту же кандидатуру, и после роспуска Думы именно этого человека назначить Председателем Правительства[16].

На втором этапе назначенный Председатель Правительства в течение недельного срока представляет Президенту предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти. Структуру утверждает своим указом Президент Российской Федерации.

На третьем этапе Президент по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя и федеральных министров, а также руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, и их заместителей.

На четвертом этапе Председатель Правительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства. При этом необходимо учитывать, что основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации определяет Президент Российской Федерации.

16.2. Компетенция Правительства
Российской Федерации, его акты

Как уже отмечалось, Правительство несет полную ответственность перед Президентом. Он в любое время может отправить Правительство в отставку без указания мотивов своего решения.

Определенная роль в контроле за деятельностью Правительства отводится и Федеральному Собранию, которое путем принятия федерального конституционного закона определяет статус Правительства. Федеральное Собрание ежегодно принимает федеральный закон об утверждении федерального бюджета, проект которого вносит Правительство, и об исполнении бюджета. Правительство представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству или отказать ему в доверии при постановке этого вопроса Председателем Правительства, на основании чего Президент может принять решение об отставке Правительства.

Кроме того, палаты Федерального Собрания вправе приглашать на свои заседания и заслушивать Председателя и других членов Правительства. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют право задавать вопросы, направлять им парламентские и депутатские запросы по различным вопросам их деятельности, члены Правительства обязаны давать ответ на запросы в установленные сроки.

Необходимо отметить также роль Счетной палаты, формируемой Федеральным Собранием, в осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета и за финансовой деятельностью различных организаций и предприятий, получающих средства из федерального бюджета или льготы по федеральным налогам.

Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации, поэтому оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Возможно и досрочное прекращение полномочий Правительства.

Таким образом, о тставка Правительства Российской Федерации: обязательна перед вновь избранным Президентом; возможна по собственному желанию, при этом она может быть принята Президентом Российской Федерации или отклонена им; также возможна по требованию Президента Российской Федерации; в случае выражения недоверия Думой и в случае отказа в доверии Думой при постановке этого вопроса Председателем Правительства.

Во всех случаях Правительство по поручению Президента может продолжать действовать до сформирования нового Правительства. Президент может отправить в отставку и отдельных членов Правительства. Например, в марте 1997 г. в отставку были отправлены все члены Правительства, кроме Председателя, и после этого был сформирован новый состав Правительства. При отставке Председателя Правительства в отставку уходят все члены Правительства.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства определяется федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, ред. от 23.о5.2015, Рос. газ. от 23 декабря 1997 г., и Регламентом Правительства.

Председатель Правительства Российской Федерации: представляет Правительство внутри страны и за рубежом; ведет заседания Правительства; подписывает акты Правительства; вносит предложения Президенту о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении и об освобождении заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; вносит предложения о наложении взысканий и о поощрении членов Правительства; распределяет обязанности между своими заместителями; систематически информирует Президента о работе Правительства.

Заместитель Председателя Правительства: координирует в соответствии с распределением обязанностей отдельные направления деятельности Правительства; в случае временного отсутствия или освобождения от должности Председателя Правительства исполняет его обязанности.

Федеральные министры: принимают участие в выработке и реализации политики Правительства; обладают полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти; осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств. Все вопросы, отнесенные к ведению конкретного министерства, решаются с обязательным участием федерального министра или его представителя.

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. На них имеет право председательствовать Президент Российской Федерации. Заседания Правительства могут быть открытые и закрытые.

В качестве постоянного органа Правительства для оперативного и предварительного решения вопросов государственного управления создается Президиум Правительства, в состав которого входят Председатель, его заместители, руководитель аппарата Правительства, а также федеральные министры финансов, экономики, обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства.

Правительство издает свои постановления и распоряжения, принимаемые большинством голосов. В пределах своей компетенции Правительство может издавать постановления, имеющие нормативный характер. В случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом Российской Федерации, а Федеральное Собрание может обратиться в Конституционный Суд с запросом о соответствии актов Правительства Конституции Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства или его заместителями, действуют на всей территории Российской Федерации и вступают в силу через семь дней после официального опубликования. В постановлении могут быть предусмотрены другие сроки: с конкретной даты; со дня опубликования; с момента подписания.

16.3. Система и структура федеральных
органов исполнительной власти

В Российской Федерации установлена соподчиненная трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти: федеральное министерство — федеральная служба — федеральное агентство.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314, ред. от 22 июня 2010 г., Рос. газ. от 12 марта 2004 г., в систему федеральных органов исполнительной власти входят:

федеральные министерства, осуществляющие функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; они не вправе осуществлять функции по контролю и надзору и функции по управлению государственным имуществом; осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств;

федеральные службы, осуществляющие функции: по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, госбезопасности, борьбы с преступностью и др.; издают индивидуальные правовые акты; не вправе осуществлять управление госимуществом (кроме имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления) и оказание платных услуг;

федеральные агентства, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции: по оказанию государственных услуг, по управлению госимуществом и правоприменительные функции; издают индивидуальные правовые акты.

Федеральные службы и агентства могут быть подведомственны Президенту или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.

Всего в структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.05.2012. №636, в ред. от 21.07.2015, Рос. газ. 22.05.2012,  находилось 22 федеральных министерства, 32 федеральных службы и 25 федеральных агентств. (Их количество может изменяться).  В структуре выделяются три большие группы.

В первую группу входят пять федеральных министерств (министерства обороны, юстиции, МВД, МИД, МЧС) с подведомственными им федеральными службами и федеральными агентствами, а также шесть самостоятельных федеральных служб (ФСБ, СВР и др. Существовавшая ранее Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков в результате реорганизации вошла в состав МВД России.) и два федеральных агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

Кроме того, в эту же группу входит новая федеральная служба, Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. № 157 Внутренние войска МВД преобразованы в Войска национальной гвардии РФ (федеральная служба).

В ведении Правительства Российской Федерации находятся 17 федеральных министерств с подведомственными им федеральными службами и федеральными агентствами. Это традиционные министерства: Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство образования и науки,  Министерство промышленности и торговли, Министерство связи и массовых коммуникаций,  Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Министерство транспорта, Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Министерство энергетики и др.

Правительству также непосредственно подведомственны 8 федеральных служб  и 4 федеральных агентства, среди них: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральное агентство научных организаций, Федеральное агентство по делам национальностей и др.

Кроме того, при Правительстве создаются различные органы специфического характера: инспекции, центры, фонды, советы. В качестве координирующих органов в системе исполнительной власти действуют около 50 межведомственных комиссий для решения долгосрочных и других актуальных проблем. Они возглавляются руководителями федеральных ведомств. Их решения обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

В министерстве образуется коллегия в составе министра, его заместителей, других руководящих работников, ее решения принимаются большинством голосов и объявляются приказом министра. Персональную ответственность за деятельность министерства несет министр. Министр в пределах своих полномочий издает правовые акты (приказы), которые могут иметь нормативный характер и в случае регистрации их в Министерстве юстиции Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, Правительство в Российской Федерации как высший орган исполнительной государственной власти в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента, международных договоров и осуществляет систематический контроль за их исполнением. Несколько неопределённо положение Президента в системе исполнительной власти, формально он не входит в систему исполнительной власти, но фактически большинство действий Правительства предопределены его указами, поручениями. И хотя Правительство является высшим органом исполнительной власти, основные рычаги государственного управления сосредоточены в руках Президента Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы место и роль правительства при различных системах правления?

2. Составьте структурную схему Правительства Российской Федерации.

3. Каков порядок формирования Правительства?

4. Каковы меры ответственности Правительства перед другими органами государства?

5. Каков порядок отставки Правительства?

6. Назовите основные полномочия Правительства.

7. Каков порядок принятия правовых актов Правительства?

8. В чем сущность системы федеральных органов исполнительной власти, утвержденной в 2004 г.?

9. Составьте структурную схему федеральных органов исполнительной власти.

Тема 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

Учебные цели: уяснение конституционных основ правосудия, судебной системы, статуса Конституционного Суда.

 

План

17.1. Понятие и принципы правосудия.

17.2. Судебная система и порядок формирования судов.

17.3. Конституционный Суд Российской Федерации.

17.1. Понятие и принципы правосудия

В соответствии с принципом разделения властей в РФ действует судебная власть – это самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судебными органами. Судебная власть призвана осуществлять правосудие и обеспечивать законность в жизни общества.

Правосудие — это особый вид государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права. Основное назначение судебной власти — защита членов общества от произвола других граждан и от произвола самого государства, его органов и должностных лиц. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов, судебная власть играет также важную роль в сдерживании и ограничении других ветвей власти: законодательной и исполнительной.

Основные функции судебной власти определены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, ред. от 25.02.2014., Рос. газ. от 6 января 1997 г.): осуществление правосудия посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства; применение мер процессуального принуждения во время следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных разговоров и др.); толкование правовых норм (толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом; постановления Пленума Верховного Суда о практике применения уголовного законодательства); официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание человека умершим, установление фактических брачных отношений); ограничение конституционной правоспособности граждан (признание граждан недееспособными в связи с врожденным слабоумием или душевным заболеванием).

После внесения поправок в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с 1 июля 2002 г. суд выполняет важнейшие конституционные функции, связанные с ограничением прав и свобод граждан: суд принимает решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о производстве обыска, о наложении ареста на имущество, на корреспонденцию, о контроле и записи телефонных и иных переговоров и др.

Наряду с этими функциями, имеющими внешний характер, можно выделить и функции внутреннего характера: надзор за решениями судов; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и др.

Конституционные основы судебной власти — это совокупность взаимосвязанных принципов и правовых норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации и конституционным законодательством и определяющих: взаимоотношения судебной власти с человеком; организацию судебной системы; функционирование всех ее органов.

Взаимоотношения личности с судебной властью: равенство всех перед законом и судом; право граждан на участие в отправлении правосудия; осуществление правосудия с участием присяжных и арбитражных заседателей; право каждого пользоваться помощью адвоката; презумпция невиновности; недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением закона; никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников; ведение судопроизводства на русском или государственном языке республики (на ее территории) и право каждого выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика; право на пересмотр приговора вышестоящим судом и право на помилование или смягчение наказания; право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти; запрет на обратную силу закона, отягчающего ответственность, и др.

Важнейшим принципом организации судебной системы является осуществление правосудия только судом, учрежденным в соответствии с законом. Не допускается создание чрезвычайных судов. Никакие другие властные органы не вправе осуществлять правосудие.

В федеральном конституционном законе выделяется также принцип единства судебной системы, которое обеспечивается соблюдением всеми судами федерального законодательства, надзором за деятельностью нижестоящих судов со стороны Верховного суда, признанием обязательности исполнения судебных решений на всей территории Российской Федерации, единым статусом судей, финансированием судов из федерального бюджета. Но при этом необходимо отметить конституционное закрепление специализации судов, в соответствии с которым Конституционный и Верховный суды независимы друг от друга. В судебной системе нет единого высшего или координирующего органа.

К организационным принципам относится и сочетание профессиональных и общественных начал в осуществлении правосудия. Наряду с профессиональными судьями в отправлении правосудия участвуют на непрофессиональной основе присяжные и арбитражные заседатели.

Принципы функционирования судебной системы включают: независимость, несменяемость и неприкосновенность судей; открытость и гласность при разбирательстве дел во всех судах; состязательность и равноправие сторон в суде. Обеспечение принципа равноправия сторон в суде дополняется уже упомянутым принципом презумпции невиновности.

Статус судей регламентируется Конституцией РФ и Законом Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» от 26.06.1992. № 3132-1, в ред. от 14.05.2015, Рос. газ. от 29.07.1992. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону — это конституционное положение является важнейшим условием самостоятельности судебной власти и позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие. Законом о статусе судей предусмотрены гарантии независимости судей: исключение постороннего воздействия на судей при вынесении судом решения в совещательной комнате; запрет любого вмешательства в деятельность судей; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу и др.

Несменяемость судей обеспечивает стабильность судебной системы и является еще одной гарантией независимости судей. Вместе с тем закон предусматривает возможность приостановления полномочий судьи: в случае признания его безвестно отсутствующим; при привлечении судьи к уголовной ответственности с согласия квалификационной коллегии судей, а также в случае его участия в предвыборной кампании в качестве кандидата в депутаты. Полномочия судьи могут быть прекращены решением квалификационной коллегии судей: по заявлению об отставке; по состоянию здоровья; по истечению срока полномочий, в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением иностранного гражданства; при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда и др.

Неприкосновенность судей — одна из важнейших гарантий их независимости. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а рассматривается оно по заявлению судьи Верховным Судом Российской Федерации.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, соответствующей квалификационной коллегией судей может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи.

 
17.2. Судебная система и порядок
формирования судов

 
В настоящее время в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, ред. от 05.02.2014, Рос. газ. от 6 января 1997 г., судебная система Российской Федерации включает в себя:

А. Федеральные суды:

— Конституционный Суд Российской Федерации;

— Верховный Суд Российской Федерации – после ликвидации в 2014 г. Высшего арбитражного Суда в его юрисдикцию входят:

 - система судов общей юрисдикции — она включает:

верховные суды республик, суды краевые, областные, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, приравненные к ним военные суды военных округов, флотов и родов войск; районные, городские суды, приравненные к ним военные суды армий, соединений и гарнизонов; предусмотрена также возможность создания специализированных судов.

- система арбитражных судов — она включает:

федеральные арбитражные суды округов (в отличие от федеральных округов арбитражных округов десять); арбитражные апелляционные суды (их создано 20); арбитражные суды субъектов Российской Федерации, суд по интеллектуальным правам (специализированный арбитражный суд).

Создан также Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации для организационного и финансового обеспечения деятельности всех судов, находящихся под юрисдикцией Верховного Суда, в том числе мировых судей.

Б. Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировые судьи (входят в систему судов общей юрисдикции).

Порядок формирования судов:

а) члены Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации на основе предложений Совета Федерации, Государственной Думы, законодательных органов субъектов Российской Федерации и различных юридических организаций.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и два его заместителя назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации;

б) судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента при наличии заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, и его заместители назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

в) все судьи остальных федеральных судов назначаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на заключении соответствующих квалификационных коллегий.

Руководители этих судов назначаются Президентом сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Конституционного Суда и Председателя Верховного Суда неоднократно. На Председателя Конституционного Суда и Председателя Верховного Суда не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи.

По прекращении полномочий руководителей всех судов за ними сохраняется должность судьи соответствующего суда;

г) судьи конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации и мировые судьи назначаются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации старше 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. К судьям высших судебных инстанций предъявляются более высокие требования. Все кандидаты на должность судьи сдают квалификационный экзамен и проходят медицинское освидетельствование. Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу.

До 2009 г. федеральным законом предусматривалось, что в первый раз федеральный судья назначался на должность сроком на три года, затем эта норма была исключена из федерального закона. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет.

 
Все судьи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями и компетенцией.

17.3. Конституционный Суд
Российской Федерации

 
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации регламентируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., № ФКЗ-1, ред. от 04.06.2014, Рос. газ. от 23 июля 1994 г. Как и в большинстве других государств, он также не рассматривает конкретные дела, так как это орган конституционного контроля.

Конституционный Суд работает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой части членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Он разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов и других нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Он разрешает споры о компетенции между различными органами государственной власти; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. По запросам дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ при отрешении его от должности.

Конституционный Суд может обращаться с посланиями к Федеральному Собранию, имеет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, судьи Конституционного Суда присутствуют при принесении присяги Президентом РФ.

Конституционный суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Срок полномочий судей до 2005 г. составлял сначала 12 лет, затем — 15 лет, а в настоящее время полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда — 70 лет. На Председателя Конституционного Суда эта норма не распространяется.

Все дела рассматриваются и разрешаются на заседаниях Конституционного Суда в полном составе.

В своей деятельности Конституционный Суд руководствуется принципами независимости, коллегиальности, гласности, устности разбирательства дел, состязательности и равноправия сторон. Производство в Конституционном Суде ведется на русском языке.

Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей, которые не вправе воздержаться или уклониться от голосования. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое мнение по рассматриваемому вопросу, которое подлежит опубликованию вместе с решением Суда.

Решения Конституционного Суда принимаются в виде постановлений, заключений, определений. Решение Конституционного Суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его оглашения.

Таким образом, судебная власть в Российской Федерации осуществляется федеральными судами и судами субъектов РФ. Их главная задача — защита членов общества от произвола других граждан и от произвола самого государства, его органов и должностных лиц. Наряду с этим суды представляют важное звено системы сдержек и противовесов при реализации принципа разделения властей.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные функции судебной власти.

2. Какие принципы правосудия относятся к сфере взаимоотношений личности с судебной властью?

3. Каковы принципы организации судебной системы?

4. Каковы принципы функционирования судебной системы?

5. Составьте структурную схему судебной системы Российской Федерации.

6. Каков порядок формирования высших федеральных судов?

7. Каков порядок формирования иных федеральных судов?

8. Каков порядок формирования судов субъектов Российской Федерации?

9. Назовите основные полномочия Конституционного Суда.

10. Каков порядок работы Конституционного Суда?

Тема 18. Органы прокурорского надзора и Следственного комитета
в Российской Федерации

Учебные цели: уяснение конституционного статуса органов прокуратуры, седственных органов, их функций и порядка формирования.

 




План

18.1. Место и роль российской прокуратуры и следственных органов в системе органов государственной власти.

18.2. Функции прокуратуры и следственных органов и принципы их деятельности.

18.3. Система органов прокуратуры и следствия.

18.1. Место и роль российской прокуратуры и следственных органов в системе органов государственной власти

Проблемы административного надзора за соблюдением закона возникли одновременно с появлением закона. Решались они по-разному. В России Петр I уже в начале ХVIII в. осознал необходимость создания специального самостоятельного и независимого органа для решения этих задач, и в 1722 г. была учреждена должность генерального прокурора в качестве инструмента надзора за законностью деятельности чиновничьего аппарата и защиты прав граждан.

На протяжении почти трехвековой истории функции российской прокуратуры не раз менялись. Октябрьская революция 1917 г. вообще ликвидировала прокуратуру, и около пяти лет в стране не было прокуроров. Лишь в 1922 г. был восстановлен этот институт, и затем последовательно укреплялись надзорные функции прокуратуры.

Советский этап деятельности прокуратуры в наши дни служит своеобразным пугалом для народа. Прокуратуру представляют как орудие произвола властей. Однако, сама по себе прокуратура не может быть ни признаком демократичности, ни признаком авторитарности государства. Прокуратуру нельзя отрывать от условий, в которых она осуществляет свою деятельность, от того, как власть относится к праву и законности. Главная же надзорная функция — отслеживание нарушений закона и принятие мер по их устранению — не несет в себе антидемократического заряда и вполне отвечает высоким стандартам правового государства, поскольку прокуратура действует от имени и в интересах общества.

Прокуратура Российской Федерации — это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В соответствии с федеральным законом Прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполняет иные функции, установленные федеральными законами. Она действует независимо от федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В последние годы весьма активно идет процесс реформирования российской прокуратуры. В 2002 г. прокуратура была лишена права применения мер процессуального принуждения во время следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности, которое было передано судам. В 2007 г. в рамках прокуратуры была создана автономная структура следственных органов — Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. А в 2010 г. Следственному комитету был придан статус самостоятельного федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства (см.: Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ, ред. от 22.12.2014, Рос. газ. от 30.12.2010). Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент РФ.  Этот же закон оставляет за Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами право осуществлять надзор за исполнением законов Следственным комитетом.

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 197.