Конструктивные элементы разногубинных тралов. Общая технология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

обслуживания тралирующих орудий лова (постановка-выборка трала)

Трал – это инженерное сооружение, представляющее собой конус из канатов и сетей, буксируемое судном за два стальных каната - ваера, по дну или в толще воды водоема и улавливающее встречающую на пути рыбу.

Конструктивно различают тралы разноглубинные (пелагические), донные и близнецовые. Трал состоит из канатно-сетной части, средств вертикального и горизонтального раскрытия, канатной оснастки и мешка.

Современные тралы имеют 2,4 и более пластей, которые называют верхней, нижней и боковой. Состав элементов разноглубинного трала приведен на рис.4.1

 

 

 

 

                                         Рисунок 4.1 - Схема разноглубинного трала.

 

1.Ваер, 2. Траловая доска, 3. Переходной конец, 4. Лапки доски, 5. Усы, 6. Кабели, 7. Голые концы, 8. Гидродинамический щиток , 9. Плав (кухтыли), 10. Оттяжка щитка, 11. Цепь, 12. Груз-углубитель , 13. Прибор контроля вертикального раскрытия , 14. Канатная часть, 15. Крупноячейная сетная часть, 16. Мелкоячейная сетная часть, 17. Мешок, 18. Пожилины мешка, 19. Гайтян, 20. Прибор контроля наполнения мешка.

 

Для успешной работы у трала контролируются следующие параметры:

1. Глубина хода трала, отстояние от грунта.

2.  Вертикальное раскрытие, горизонтальное раскрытие.

3. Длина ваеров.

4. Наполнение  мешка трала.

5. Положение объекта лова относительно устья трала.

6. Вид объекта лова.

 

Параметры, определяющие процесс работы рыболовной системы.

1.       Параметры, характеризующие промобстановку.

1.1. Глубина облавливаемого скопления.

1.2. Вертикальная и горизонтальная протяженность косяка.

1.3. Курс и скорость движения скопления.

1.4. Вид объекта лова.

1.5. Расположение скопления относительно трала.

1.6. Температура воды в районе трала.

1.7. Гидрометеофакторы: течение, ветер, волнение.

2.      Параметры работы промоборудования судна.

2.1. Курс и скорость судна.

2.2. Длина вытравленного ваера, скорость травления и выборки ваера.

2.3. Тяга судна.

2.4. Тяга лебедки.

 

При работе тралом необходимо контролировать параметры промысловой обстановки, параметры орудий лова и параметры промыслового оборудования.

Поиск рыбных скоплений проводится эхолотами и гидролокаторами. Принцип работы заключается в излучении в воде датчиком ультразвуковых колебаний, которые отражаются от препятствий (грунт, рыба) и попадают на датчик, преобразуются в электрический сигнал.

Траловые зонды работают до глубин 1000 - 1500 м, при длине кабеля 2000 – 2500 м, а глубоководные до 2000 м и имеют длину кабеля – 5000 – 5500 м. 

На траловых лебёдках устанавливаются приборы, измеряющие усилие в ваерных канатах. Приборы измерения усилий бывают динамометры (показывают усилия стрелкой) и динамографы (регистрирующие усилие непрерывно на ленте). Динамографы являются более информативными приборами, так как позволяют проводить анализ характера изменений нагрузок в промысловом цикле. 

Работа тралом состоит из следующих операций:

   - подготовка трала

   - спуск трала

   - траление

   - подъём трала

   - выливка улова

Операция подготовки на судах без кабельно-сетного барабана включает раскладывание канатной и сетной части трала на палубе, а мешка – в районе слиповой канавки. На верхнюю подбо­ру устанавливаются подъёмные щитки и прибор контроля вертикального раскрытия трала, на нижнюю – цепи и грузы-углубители. Прове­ренный и оснащенный трал подсоединяется к тросовой оснастке. К меш­ку крепят спускной канат с помощью пентер-гака. На судах с кабельно-сетным барабаном после­довательно наматываются кабели, голые концы, канатная и сетная части.

Спуск трала является ответственной операцией, от которой зависят результаты лова, особенно прицельного. При постановке трала штурман должен учитывать силу ветра, направление волны, угол разворота ВРШ, курс траления и снос судна, течение. Спуск трала начинают со сброса меш­ка с помощью спускного троса, проведенного через блок выстрела на кормовом мостике. Под действием кильватерной струи мешок, сетная часть, канатная часть сходят за борт. При выходе крыльев, спуск трала останавливают и на концы крыльев устанавливают грузы-углубители. Кабель сетного зонда в момент спуска трала должен быть натянут лебедкой для устранения запутывания щитковой оснастки и прибора. После выхода по слипу голых концов и кабелей, к кабельной оснастке подключаются и спускаются траловые доски. В штормовую погоду трал рекомендуется спускать при движении судна про­тив волны и ветра, и после спуска досок делать плавный поворот на курс траления. С выходом судна на курс траления добавляют ход до 5-5,5 узлов и начинают травить нужное количество ваеров. После выхода трала на заданный горизонт ваерные лебедки останавливают и затормаживают барабаны. При работе новым тралом необходимо провести его обтяжку, путем часового траления на прямом курсе на чистой воде. Для быстрого вывода трала на нужную глубину перед началом промысла целесообразно провести тарировку трала. При тарировке составляется график зависимости горизонта хода трала от длины ваеров и скорости траления.

Скорость траления подбирается в зависимости от объекта лова. При разноглубинном лове быстроходных рыб (ставрида, скумбрия и другие) необходимо иметь скорость до 6 узлов, на донных тралениях скорость порядка 3-4 узла. При работе в донном и придонном варианте необходимо иметь запас мощности ГД на 5-10% от номинальной, чтобы при появлении подводного препятствия увеличением хода приподнять трал на безопасный горизонт. Подъём трала можно выполнить выборкой ваеров при снижении скорости судна. Во время траления ваерная лебедка находится в постоянной готовности для выполнения выборки и травления ваеров. Во время траления постоянно работает эхолот для определения глубины нахождения рыбы под судном и гидролокатор для поиска рыбы впереди судна. Сетевым зондом, установленным на трале, ведется контроль над раскрытием и горизонтом хода трала и заходом рыбы в трал. Продолжительность траления зависит от плотности скопления и находится в пределах 0,5-3 часа. Величину улова в траловом мешке определяют прибором контроля наполнения мешка. На судах системы «Дубль» в это время проводится выливка улова предыдущего трала и подготовка его к спуску.

При подъеме трала выборка ваеров начинается на 1-ой скорости с постепенным увеличением. После выхода трала на безопасный горизонт скорость снижают, с условием обеспечения при подъеме скорости трала относительно воды, равной скорости траления. При снижении скорости возможен выход рыбы из трала. В свежую погоду, подъем трала проводят по ветру или против ветра. За 50 м до окончания выборки ваеров скорость снижают, и при подходе траловых досок к ваерным блокам, траловая лебедка останавливается. Переходные концы отсоединяются от траловых досок и соединяются с вытяжными концами кабельных или кабельно-сетных лебедок. При подходе переходных концов к слиповой канавке, отдают лапки доски. В промысловой схеме с кабельно-сетной лебедкой, голые концы, кабели, канатная и сетная части выбираются навивкой на барабан. В промсхеме с кабельными лебедками кабели и голые концы наматываются на барабан, а канатная и сетная части выбираются вытяжными концами гиневых или вытяжных лебедок с использованием схем непрерывной выборки (канатной дороги). На мешок с уловом накладывают стропы и поднимают по слипу вытяжными или гиневыми лебедками. Уловы до 10 т поднимают одной вытяжной или одной гиневой лебедкой, более 10 т – двумя. При работе двумя лебедками необходимо постоянно согласовывать скорости выборки для равномерного распределения нагрузки.

 Улов из мешка выливается в специальные бункера или ванны предварительного охлаждения. Выливка проводится с помощью шкентелей грузовых стрел или портала. Рыба вымывается водой из шланга через развязанную концевую часть мешка.

    Литература [1], [2], [7]   

 

Вопросы самопроверки

 

1. Перечислите основные элементы разноглубинного трала;

2. Перечислите основные приборы контроля траловой системы и их физические принципы работы.

3. Назовите операции, выполняемые при работе с тралами.

 

Тема 5

Классификация промысловых механизмов. Конструкция лебёдок. Основные параметры. Состав оборудования тралового комплекса. Требования к траловым лебёдкам.

В промышленном рыболовстве применяются три основных типа лебёдок.

 1 Лебёдки предназначенные для выборки, укладки, выметки канатов и сетных жгутов орудий лова.

2. Промыслово- грузовые лебёдки для работы как о орудиями лова, так и для грузовых операций.

3. Лебёдки, входящие в состав других более сложных механизмов кранов, подъёмников и других грузоподъёмных механизмов.

В зависимости от назначения используется большое разнообразие конструкций лебёдок. Но большинство лебёдок состоит из однотипных элементов: рабочего органа – барабана, привода, редуктора, тормозных устройств, элементов управления (укладчиков, муфт и т.д.) и приборов автоматического управления.

В лебёдках применяются навивные барабаны с организованной (с укладчиком) и неорганизованной укладкой. Организованная укладка используется в барабанах с большой канатовместимостью, неорганизованная при небольших длинах канатов. Фрикционные барабаны (турачки) устанавливаются как дополнительные элементы для выполнения вспомогательных и грузовых операций.

Редукторы современных лебёдок разделяются на цилиндрические и коническо-цилиндрические. Червячные и червячно-цилиндрические в современных лебёдках не используются из – за малого КПД и повышенного износа червяка. Для обеспечения высокой надёжности редукторы выполняются односкоростными, а регулирование скорости проводится частотой вращения приводного двигателя.

Привод лебёдок в зависимости от источника энергии бывает электрическим, гидравлическим и от ДВС.

Тормозные устройства в лебёдках применяются для полного торможения (стоп) и плавного спуска (травления каната под нагрузкой). Тормоза могут быть приставными на электродвигателе, колодочные и ленточные. При установке на электродвигателе тормозное устройство имеет меньшие габариты, чем на рабочем органе, однако при этом надежность механизма ниже. В промысловых механизмах тормоза устанавливаются чаще на рабочем органе – барабане.

Конструктивно лебёдки могут выполняться с двух опорным расположением барабана и консольным (рис.5.1). Двухопорные конструкции (рис.5.1 а) применяют в лебёдках с большой канатовместимостью, консольное расположение барабанов (рис.5.1 б) - в лебёдках с малой канатовместимостью. Двухопорные конструкции характеризуются более равномерной нагрузкой на опоры, но такие лебёдки имеют большие габариты. У лебёдок с консольными барабанами меньшие габариты, что является серьёзным преимуществом при выборе оборудования при ограниченных размерах промысловой палубы, но основной недостаток - повышена изгибающая нагрузка на вал барабана и неравномерно нагружены опоры.

         

                                               а)                                                       б)

            Рисунок 5.1 - Конструктивные схемы промысловых лебёдок.

1. Привод; 2. Тормоз приставной; 3. Муфта; 4. Редуктор; 5. Барабан;

 6. Канатоукладчик; 7. Тормоз ленточный; 8. Опора барабана; 9. Опора укладчика.

Канатоукладчики применяются для равномерной укладки каната на барабан, при этом увеличивается канатовместимость, улучшаются условия эксплуатации и снижается износ каната. Наибольшее примененение в промысловых машинах находят автоматические винтовые канатоукладчики, передвигающие каретку винтом с перекрёстной нарезкой (левой и правой на одном винте).

 Промысловые лебёдки являются тяжелонагруженными механизмами, поэтому барабаны устанавливаются на опорах с шариковыми двухрядными или роликовыми подшипниками. 

На навивные барабаны промысловых лебёдок (кроме ваерных) устанавливают вытяжные концы из стальных канатов, которые крепятся к барабану двумя или тремя прижимными планками. Вытяжные концы присоединяют с помощью гаков или скоб к соответствующему элементу траловой системы для выборки. Длина вытяжного конца определяется расстоянием от лебёдки до места крепления к тралу, обычно это район слиповой канавки.

Оборудование промыслового тралового комплекса можно разделить на 3 основные группы: траловые лебедки, вспомогательные промысловые машины и механизмы, промысловые устройства и приспособления.

К первой группе относятся многооперационные, комбинированные и однооперационные лебедки

Однооперационные лебедки выполняют как правило одну операцию и имеют соответствующее название: ваерные, кабельные, вытяжные, кабельно-сетные, кабельно-вытяжные.

Вторую группу составляют грузовые лебедки, лебедки кабеля сетного зонда, шпили, грузовые и промысловые краны, стрелы и кранбалки, вьюшки для канатов, спускные лебедки для сброса мешка в воду и др. механизмы.

В третью группу входят: рабочая промысловая палуба, слип, траловые дуги и подвесные блоки, ролики, ролы, тали и др.

Многооперационная лебедка позволяет выполнять все операции тралового лова. Она имеет один привод на несколько барабанов.

Основные требования, предъявляемые к многооперационной лебедке:

- траловая лебедка должна иметь минимум 2 ваерных барабана, свободно сидящих на грузовом валу. Усовершенствованные конструкции лебёдок могут иметь также кабельные, кабельно-сетные, вытяжные и грузовые барабаны;

- барабаны соединяются с валами с помощью сцепных (разъёмных) муфт, и вращаются с валами при выборке ваеров, а при травлении свободно вращаются на валах, скорость травления регулируется тормозами;

- должна обеспечиваться возможность включения барабанов под нагрузкой (для экстренного подъёма трала), для этого привод должен иметь пусковой момент, превышающий номинальный в 1,5 – 2 раза при снижении скорости;

- канатовместимость каждого ваерного барабана должна рассчитываться для укладки двойной длины ваеров (это необходимо при промере длины ваера, ремонте барабана или лебёдки, при этом ваер с одного барабана через систему роликов перематывается на другой);

- ваерные барабаны должны иметь тормоза, обеспечивающие полное торможение в процессе траления и частичное при травлении ваеров;

- для снижения износа каната и максимальной канатовместимости укладка ваера должна проводиться автоматическим канатоукладчиком;

- современные лебедки обеспечиваются автоматическим растормаживающим устройством для предотвращения превышения нагрузок на ваера и барабаны при зацепах трала. Устройство не должно срабатывать при кратковременном увеличении нагрузок от волнения. Предусматривается автоматическое прекращение травления ваеров, когда на барабанах остается один слой навивки;

- лебедка должна управляться с местного и дистанционного пульта (обычно из рулевой рубки);

- лебедка должна иметь минимум 2 фрикционных или навивных барабанов для промысловых и грузовых операций. Вспомогательные навивные барабаны оборудуются муфтами включения и тормозами;

Одним из важнейших требований к траловым лебедкам является их надежность, так как выход из строя на промысле одной из лебедок, парализует работу всего производственного комплекса траулера. Необходимость многократного включения, отключения, затормаживания и растормаживания барабанов во время промыслового цикла значительно снижает надежность многооперационной траловой лебедки.

Более высокую надежность имеют однооперационные лебедки, работающие только с одним канатом (ваера, кабели, вытяжной конец и т.д.). Наиболее важной является ваерная лебедка, предназначенная для выборки, травления, удержания ваеров при тралении.

Однооперационная ваерная лебедка более проста по конструкции и имеет один барабан, привод, редуктор, раму с опорными элементами, укладчик, тормозное устройство и систему автоматического контроля параметров и управления. В промысловой схеме в кормовой части судна устанавливаются две однооперационные ваерные лебедки правого и левого исполнения.

Требования к однооперационным ваерным лебедкам аналогичны требованиям к многооперационным лебедкам. Кроме того, имеются дополнительные:

- лебедки должны работать в раздельном, синхронном и совместном режимах, необходимых при выравнивании ваеров и перемотке с одной лебедки на другую;

- в режиме травления обеспечивается рекуперация энергии в судовую сеть.

 Наиболее удобно выполнять промысловые операции ваерными лебёдками, установленными в кормовой части у ваерных блоков. Многооперационная лебёдка устанавливается у надстройки в конце промысловой палубы. При этом создаются неудобства и повышается опасность для работающих от ваеров, проходящих под нагрузкой через всю промысловую палубу.

Комбинированные лебедки имеют в своем составе барабаны для работы на двух или нескольких видах лова, например на траловом и кошельковом (тралово-сейнерная лебедка).

Кабельные лебедки предназначены для выборки кабелей и голых концов тралов. Такой тип лебёдок для работы с крупногабаритными разноглубинными тралами является устаревшим механизмом по сравнению с кабельно-сетным барабаном. Кабельные лебёдки применяются для донных тралов, так как невозможно намотать на барабан трал с грунтропом. Конструктивно лебёдки выполняются с одним и двумя консольно-расположенными барабанами.

Кабельно-вытяжные лебедки применяются для выборки кабелей, голых концов трала и вытяжных концов при подъеме мешка с уловом по слипу. Содержат 2 кабельных и один вытяжной барабан.

Вытяжные (гиневые) лебедки используются для подъема мешка по слипу и вспомогательных операций. Имеют один навивной барабан, установленный чаще консольно.

Кабельные, кабельно-вытяжные и вытяжные (гиневые) лебедки устанавливаются у надстройки судна в начале промысловой палубы.

Промыслово-грузовые лебедки применяются для вспомогательных и грузовых операций. Устанавливаются в кормовой части судна вблизи порталов, грузовых колонн или в районе грузовых стрел.

Конструкция таких лебедок проста и состоит из барабанов, привода редуктора и элементов управления.

Для механизации выборки сетной части применяется канатная дорога, которая механизирует доставку гака с вытяжным концом к слиповой канавке для стропления.

Более высокий уровень механизации при выборке кабелей и канатно-сетной части обеспечивает кабельно-сетной барабан, который имеет 2 кабельных и одну сетную втулку. На барабан последовательно наматывают кабели, голые концы, канатную и сетную части трала. Кабельно-сетные барабаны для крупных судов могут оборудоваться двумя кабельными укладчиками и одним сетным. После укладки кабельной части, кабельные укладчики с помощью гидравлического устройства убираются, а в работу вводится укладчик для сетной части. Кабельные лебёдки и кабельно-сетные барабаны устанавливаются в конце промысловой палубы у надстройки судна. Основными параметрами для всех промысловых машин являются тяговое усилие и скорость тяги. Для траловых и ваерных лебедок рекомендован параметрический ряд с суммарным тяговым усилием на 2 барабана на среднем слое навивки: 16, 25, 40, 63, 100, 125, 160, 200 кН. Тяговое усилие вспомогательных барабанов принимают 80% от усилия на ваерных барабанах.

Рекомендуемая скорость выборки ваеров для малых траулеров 1,2-1,5 м/с, для средних – 2,0-2,35 м/с и для больших и супертраулеров– 2,15-2,5 м/с. скорость травления ваеров принимают обычно в 1,6-2,0 раза больше скорости выбирания.

Для ваерных лебедок важным параметром является канатовместимость. Для малых траулеров она рекомендуется до 750 м, средних – 1500-2000 м, больших 2500-3500 м, для супертраулеров – 3500-4500 м.

Для кабельно-сетных барабанов важный параметр – объемная вместимость, которая определяется как сумма объемов кабельной оснастки и канатно-сетной части трала.

Рекомендуемая скорость выборки кабелей 0,8-1,2 м/с, а сетной части – 0,25-1,5 м/с. Канатовместимость для кабельных барабанов составляет 200-300 м, вытяжного – 60-100м. Скорость выборки вытяжных концов при подъеме мешка с уловом – 0,25-0,5 м/с.

 

Литература: [1], [3], [4], [7].   

Вопросы самопроверки

1. Перечислите элементы, входящие в состав промысловых лебёдок, дайте краткую характеристику каждого элемента.

2.  Назовите состав оборудования тралового промыслового комплекса.

3. Перечислите требования к многооперационной траловой лебёдке.

4. Назовите требования к однооперационной траловой лебёдке.

5. Основные параметры траловых лебёдок.

                                                         Тема 6

 Промысловые схемы, комплексы и устройства тралового лова

На траулерах все операции по спуску и подъему трала выполняются комплексом промыслового оборудования, называемого промысловой схемой.

От совершенства промысловой схемы зависит продолжительность и трудоемкость выполнения промысловых операций.

На современном промысловом флоте преимущественно применяются кормовая и ограниченно бортовая схема.

Бортовая схема широко применялась до 50-х годов. В настоящее время находит применение на судах, работающих в ледовых условиях. На таком типе судна надстройка отнесена в корму. Перед надстройкой установлена траловая лебедка, от нее в нос до полубака располагается промысловая палуба. Трал опускается в дрейфе обычно с правого борта. Через систему поворотных блоков ваера выводятся к траловым дугам с ваерными блоками, установленным на рабочем борту. Основными недостатками схемы являются небольшие размеры тралов (длина верхней подборы не должна превышать расстояние между траловыми дугами), необходимость выполнения циркуляции, повышенный износ ваеров из-за поворотов на палубных блоках.

У траулеров кормового траления надстройка отнесена к носу судна, а промысловая палуба простирается до кормы с плавным переходом в слип.

Промысловые кормовые схемы можно классифицировать по следующим признакам:

1. По количеству рабочих траловых систем на палубе судна – однотраловая, двухтраловая (дубль) и многотраловая.

В однотраловой схеме имеется комплект промыслового оборудования для работы одним тралом. Следующее траление можно делать только после полной выливки улова предыдущего траления. В этом случае в промысловом цикле снижается доля времени непосредственно на траление.

Двухтраловая схема «дубль» предусматривает условное разделение промысловой палубы на 2 симметричные половины, на которых укладываются 2 трала (левый и правый). Для работы этими тралами установлено 2 комплекта кабельно-вытяжных лебедок. В такой схеме сокращаются непроизводительные затраты времени. После подъема первого трала, на тех же ваерных лебедках и с теми же досками, начинают спуск второго, а за время траления выливают улов и подготавливают первый трал к спуску.

Многотраловая схема предусматривает работу 3 мя- 4 мя тралами и предназначена для сокращения непроизводительных затрат времени на спуск и подъем тралов при работе на больших глубинах (рис.6.1.). Например, подъем трала с глубины 2000 м и занимает 0,5 часа, а спуск до 1 часа. Работа по схеме проводится следующим образом. В то время как один трал находится в рабочем состоянии у дна, начинают спуск второго трала. При достижении некоторой глубины начинают подъем первого трала. При этом поднимаемый трал с уловом и опускаемый движутся по разным траекториям. При подходе трала с уловом к борту, второй трал достигает дна. Циклы лова повторяются непрерывно. Данная схема находится в стадии эксперимента, но представляет большой практический интерес при глубоководном лове на глубинах порядка 2000м.

Рисунок 6.1 -  Многотраловая промысловая схема.

1,2,3 – тралы; 4 – лебёдка многобарабанная; 5 – ваерные блоки.

2. По конструкции кормовой оконечности судна – слиповые, полуслиповые и безслиповые.

Отечественные траулеры БМРТ 2850 кВт типа «Прометей», БМРТ 4410 кВт пр. 1288 типа «Меридиан», РКТС «Антарктида», РТМК-С «Моонзунд» пр. 488, ТСМ-333 типа «Атлантик» имеют кормовые промысловые схемы «дубль» с однооперационными лебедками, с полным подъемом мешка по слипу (рис.6.2)

Промсхема с подъёмом мешка по слипу имеет следующие достоинства: мешок с уловом располагается на палубе, возможность сортировки улова, удобство обслуживания и ремонта тралов. Но подъем мешка по слипу сопровождается негативными последствиями: повышенным износом мешка, смятием рыбы. Кроме того, необходимо иметь в составе промоборудования вытяжную лебедку с большим тяговым усилием, которая будет использоваться не более 5 мин за промысловые сутки. Промсхема с однооперационными лебёдками характеризуется высоким уровнем механизации процессов (особенно с кабельно-сетными барабанами), скомплектована из машин с высокой надёжностью, но имеет ряд недостатков, к которым относятся: энергоемкий и металлоемкий промысловый комплекс. Так на крупных траулерах суммарная мощность приводов промысловых машин составляет от 1000 до 1900 кВт, а масса механизмов – от 60 до 100 т.

 

 

Рисунок 6.2-Промысловая схема траулера РТМ-С «Прометей».

1.Лебёдка тралового зонда, 2. Лебёдка ваерная, 3. Лебёдка грузовая, 4. Лебёдка кабельная, 5. Лебёдка комбинированная. 6. Лебёдка вытяжная, 7. Запасные траловые доски.

 

 

Рисунок 6.3 - Промысловая схема с кабельно-сетными барабанами (траулер А-488 «Моонзунд»)

1. Ваерный блок; 2. Лебёдка для спуска трала; 3. Лебёдка грузовая; 4. Лебёдка ваерная;          5. Кабельно-сетной барабан; 6. Лебёдка вытяжная (для подъёма мешка с уловом); 7. Лебёдка кабеля зонда трала; 8. Канатная дорога; 9. Портал. 

 Промысловая схема с многооперационными лебёдками.

В этом случае все операции при работе с тралом выполняются одной лебедкой, количество операционных барабанов которой такое же, как и в однооперационном комплексе.

Современные крупные, большие и средние евротраулеры имеют в промысловом комплексе взамен однооперационных комбинированные (агрегатированные) лебедки. При этом масса и энергоемкость промыслового комплекса снижается в 2-3 раза. Недостатками такой схемы является неудобство расположения ваерных барабанов (ваера проходят через палубу и мешают выливке улова и другим работам на промысловой палубе).

4. По способу подъема мешка с уловом на палубу судна – с полным подъемом, с порционным подъемом, без подъема.

Перечисленные выше недостатки устраняются в безслиповой схеме с выборкой канатно-сетной части на барабаны, и порционной выливкой улова. Основным признаком схемы является наличие мощного кормового портала или грузоподъёмного устройства. Длина промысловой палубы не превышает 15 м. Улов выливается подъемом концевой части мешка промысловым краном или вытяжным концом, пропущенным через блок на кормовом портале. Такая схема применяется на датских траулерах типа «Dirk-Dirk» с суточной производительностью 180-220 т, а также траулерах Германии типа «Zris»и «Susanna». (рис.6.4).

 

Рисунок 6.4 – Промысловая схема траулера без слипа.

1. Лебёдка траловая, 2. Портал грузовой, 3. Блоки вытяжных концов, 4. Вытяжной конец, 5. Бункер для выливки улова.

В некоторых схемах применятся непрерывная гидромеханизированная выливка рыбы из буксируемого мешка с уловом рыбонасосом. Мешок с помощью грузового крана и специальных бортовых сетевыборочных машин переводится к борту судна и корма освобождается для постановки следующего трала.

4. Промысловая схема для работы в ледовых условиях

Судно имеет ледовое усиление корпуса, что позволяет работать в битом льду толщиной до 1 м. При обычном расположении ваерных блоков льдины попадают под ваера, нарушая устойчивую работу тралов. Этот недостаток устраняется установкой ваерных блоков на поворотных кронштейнах. При тралении кронштейны поворачиваются в положение близкое к диаметральной плоскости судна и льдины не задевают уходящие в воду ваера. (рис.6.5)

5. Промысловые схемы для работы тралом без траловых досок.

Траловые доски донных тралов, двигаясь по грунту, разрушают донный слой, нанося экологический ущерб водоёму, поэтому правила рыболовства многих стран запрещают работу донными досками. Раскрытие тралов в таких схемах обеспечивается за счёт бортовых выстрелов - тангонов (рис.6.6). На малых траулерах бортовые выстрелы имеют длину до 15м. На переходах тангоны устанавливаются в походное положение.

 

 

                                                                                             

 

                                Рисунок 6.5- Промысловое устройство ледового траулера.

1.Лебёдка ваерная, 2, 5 Поворотные кронштейны ваерных блоков (2- рабочее положение, 5- походное положение), 3. Ваер, 4. Слип.

 

 

Рисунок 6.6 – Промысловая схема траулера без траловых досок.

1. Грот-мачта; 2. Носовая оттяжка выстрела; 3. Вертикальная оттяжка выстрела; 4. Бортовой выстрел (тангон); 5. Ваер; 6. Трал.

6. Промысловая схема креветочного траулера. Креветочные траулеры для увеличения зоны траления могут оборудоваться устройством для одновременной работы двумя или тремя тралами. При этом эффективность промысла возрастает на 7-10 % по сравнению с однотраловой схемой. Тралы буксируются на бортовых выстрелах длиной до 15 м, которые крепятся вертикальными оттяжками к грот-мачте (рис.6.7). Горизонтальное раскрытие обеспечивается специальными донными досками, закреплёнными на крыльях тралов.

           

                                     Рисунок 6.7- Промысловая схема креветочного траулера.

1. Грот-мачта; 2. Носовая оттяжка выстрела; 3. Вертикальная оттяжка выстрела; 

4.Кормовая оттяжка; 5. Бортовой выстрел (тангон); 6. Ваерный блок; 7. Ваер; 8. Рабочий трал; 9. контрольный трал; 10. Ваер контрольного трала; 11. Кормовая дуга; 12. Оттяжка; 

13. Кормовая стрела; 14. Лебёдка контрольного трала; 15. Траловая лебёдка.

 

    Литература:: [1], [7], [9].    

Вопросы самопроверки

1. По каким признакам классифицируются промысловые схемы траулеров.

2. Назовите достоинства и недостатки промысловой схемы с подъёмом мешка по слипу.

3. Назовите основные промысловые операции при работе тралом в безслиповой промысловой схемы.

4. Состав оборудования промысловой схемы траулера без траловых досок.

Тема  7

Дата: 2019-02-25, просмотров: 2180.