Специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы являются уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области охраны окружающей природной среды, и его территориальные органы (ст. 10 и 13 Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Эти органы имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы.
Такими органами в настоящее время являются Министерство природных ресурсов Российской федерации (Минприроды РФ) и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации. Ранее эту функцию выполнял Государственный комитет по охране окружающей среды Российской Федерации (Госкомэкология РФ) и его территориальные органы.
Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ.
На уровне субъектов РФ государственную экологическую экспертизу проводит Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения — Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).
Минприроды РФ и ее территориальные органы имеют подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы. Функции экологической экспертизы возложены на Главное управление государственной экологической экспертизы Минприроды РФ (на федеральном уровне) и экспертные подразделения территориальных органов Минприроды РФ (на уровне субъектов Федерации).
Никакой иной государственный или общественный орган не вправе проводить государственную экологическую экспертизу. Например, городские органы охраны окружающей среды (Городские комитеты по охране окружающей среды) не вправе проводить государственную экологическую экспертизу. Минприроды РФ и ее территориальные органы не имеют права проводить государственную экологическую экспертизу совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды или делегировать право проведения такой экспертизы другим органам.
О БЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Объекты государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне установлены в ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе».
Основные критерии отнесения объектов государственной экологической экспертизы к федеральному уровню:
• возможность потенциального воздействия на окружающую природную среду в пределах территории двух или нескольких субъектов Российской Федерации;
• федеральный статус территории, где планируется деятельность.
Все перечисленные в статье объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне можно объединить в девять групп.
1.Проекты законодательных актов Российской Федерации, норма-тивно-технические и инструктивно-методические документы, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду.
К сожалению, проведение государственной экологической экспертизы указанных проектов затруднено вследствие отсутствия механизма учета заключения государственной экологической экспертизы при их принятии.
2.Предплановая документация, включая материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации. В том числе:
• проекты комплексных и целевых федеральных и межгосударственных инвестиционных программ;
• проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
• проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
• проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации.
3.Документация по конкретным («точечным») объектам хозяйственной и иной деятельности, если она затрагивает интересы сопредельных государств, двух или более субъектов Российской Федерации.
Это наиболее распространенная группа материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу. В нее входят технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности (далее — проектов строительства).
Государственная экологическая экспертиза проектов строительства, которое оказывает воздействие на окружающую среду, проводится в обязательном порядке независимо от того, проводилась ли ранее государственная эко-логическая экспертиза предплановой или предпроектной документации на эту деятельность.
Учитывая важность определения степени экологической опасности объектов намечаемой деятельности, предпроектная документация по экологически опасным объектам подлежит государственной экологической экспертизе как на предпроектной стадии (при обосновании инвестиций и места размещения объекта строительства), так и на стадии проектных материалов (при уточнении технических решений по снижению воздействия на окружающую среду и иных природоохранных мероприятий).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.