Краткий конспект основных разделов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Краткий конспект основных разделов

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

___________

«Экологическая экспертиза проектов»

 

направление

20.03.01 «Техносферная безопасность»

 

профили: «Защита в чрезвычайных ситуациях»,

              «Безопасность технологических процессов и производств»

 

Бакалавр

 

 

Ижевск, 2016

 


 

                Составитель __________________ Н.В. Козловская

 

 

                                                                    «__» _________________ 2016г.

 

 

 

ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Современное общество выработало ряд специальных мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. К ним относятся наблюдение за состоянием окружающей среды, ведение государственных кадастров и реестров природных объектов, оценка воздействия на окружающую среду, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, паспортизация, сертификация, аудит и другие.

Экологическая экспертиза является одним из важнейших механизмов управления природопользованием и охраны окружающей природной среды в России. Экологическая экспертиза — это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы.

Цель экологической экспертизы состоит в определении экологической обоснованности как намечаемых, так и уже принятых решений (с целью их корректировки или отмены), если их реализация может повлечь за собой или уже оказывает негативное воздействие на здоровье населения, качество окружающей среды со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Функции экологической экспертизы заключаются в обеспечении экологической безопасности развития общества, его производительных сил, прежде всего самого человека, его жизни и здоровья, а также окружающей его среды, без должного качества которой невозможно нормальное существование ни индивидуума, ни общества. Более подробно можно выделить следующие функции экологической экспертизы:

1. Экологическая экспертиза является правовым средством реализации конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

2. Экологическая экспертиза служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований в планируемой хозяйственной, управленческой, нормотворческой и иной деятельности на стадиях подготовки и принятия соответствующих решений.

3. Экологическая экспертиза является механизмом предупредительного экологического контроля, поскольку предотвращает появление хозяйственных и иных объектов, негативно влияющих на состояние природы, и связанных с этим неблагоприятных социальных, экономических и иных последствий.

4. Экологическая экспертиза служит источником экологической информации.

5. Экологическая экспертиза выполняет функцию реализации общественного мнения в решении экологических проблем.

6. Экологическая экспертиза является средством доказывания в суде при рассмотрении дел по вопросам охраны окружающей природной среды.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

 

ПРАВОВЫЕОСНОВЫЭКОЛОГИЧЕСКОЙЭКСПЕРТИЗЫ

 

В России работы по экологической экспертизе основываются на соответствующих положениях Конституции РФ, Законе РСФСР «Об охране окружающей среды» (1991г.), Федеральном Законе «Об экологической экспертизе» (1995г.), а также ряде законов и иных нормативных правовых актов Российской федерации и субъектов Российской Федерации.

Ч. 2 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Данное положение Конституции РФ является одним из элементов основ конституционного строя. Поэтому невыполнение требований законодательства об экологической экспертизе, проявляемое в противоправных действиях, решениях или в бездействии, означает нарушение Конституции РФ и посягательство на основы конституционного строя России.

Правовое регулирование экологической экспертизы может осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76). Другими словами, они не должны противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76).

В Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» определены принципы организации и проведения государственной экологической экспертизы (п. 2 ст. 35). Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (п. 2 ст. 36). Последнее положение является правомерным применительно к проектам и программам, по которым проводится государственная экологическая экспертиза.

Детальное регулирование организации и проведения экологической экспертизы осуществляется Федеральным законом «Об экологической экспертизе», и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов (постановления, положения, инструкции, СНиПы, ГОСТы и т.д.).

Ниже приведен список основных нормативных правовых актов РФ в области экологической экспертизы.

1. Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы (Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698).

2. Регламент проведения государственной экологической экспертизы (приказ Госкомэкологии России от 17 июня 1997 г. № 280).

3. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности (приказ Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539).

4. Положение о порядке определения стоимости проведения экологической экспертизы документации (приказ Госкомэкологии России от 22 апреля 1998 г. №238).

5. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (приказ Минприроды России от 18 июля 1994 г. № 222).

6. Требования к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (приказ Минприроды России от 28 марта 1996 г. №113).

 

ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную (ст. 4 ФЗ «Об экологической экспертизе»). Проведение таких видов экологической экспертизы имеет юридически значимый характер. В то же время зачастую используются такие понятия как ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Коммерческая и научная экспертизы не предусматриваются законодательством. Они могут быть отнесены к общественной экспертизе, если проводятся в инициативном порядке, либо к государственной, если представители соответствующих структур привлекаются к проведению государственной экологической экспертизы.

Ведомственная экспертиза также не предусматривается законодательством. Однако, по мнению специалистов, имеет смысл проведение ведомственной экологической экспертизы перед подачей материалов на государственную экологическую экспертизу. В этом бывает заинтересовано само ведомство, если соответствующие материалы оно должно представлять на государственную экологическую экспертизу, и не уверено в экологической обоснованности проекта. Проведение ведомственной экологической экспертизы позволит выявить дефекты проекта и сэкономить финансовые средства на оплату государственной экологической экспертизы. Такая экспертиза носит внутренний служебный характер.

 

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Экологической экспертизе подвергается не любая планируемая деятельность, а лишь предусмотренная ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», в которых определены объекты государственной экологической экспертизы.

Объектами экологической экспертизы являются:

— проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия и комплексы;

— нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

— проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

— законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

— специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, агентства, министерства);

— специализированные неправительственные организации (частные, общественные, кооперативные).


О БЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Объекты государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне установлены в ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе».

Основные критерии отнесения объектов государственной экологической экспертизы к федеральному уровню:

• возможность потенциального воздействия на окружающую природную среду в пределах территории двух или нескольких субъектов Российской Федерации;

• федеральный статус территории, где планируется деятельность.

Все перечисленные в статье объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне можно объединить в девять групп.

1.Проекты законодательных актов Российской Федерации, норма-тивно-технические и инструктивно-методические документы, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду.

К сожалению, проведение государственной экологической экспертизы указанных проектов затруднено вследствие отсутствия механизма учета заключения государственной экологической экспертизы при их принятии.

2.Предплановая документация, включая материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации. В том числе:

• проекты комплексных и целевых федеральных и межгосударственных инвестиционных программ;

• проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

• проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

• проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации.

3.Документация по конкретным («точечным») объектам хозяйственной и иной деятельности, если она затрагивает интересы сопредельных государств, двух или более субъектов Российской Федерации.

Это наиболее распространенная группа материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу. В нее входят технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности (далее — проектов строительства).

Государственная экологическая экспертиза проектов строительства, которое оказывает воздействие на окружающую среду, проводится в обязательном порядке независимо от того, проводилась ли ранее государственная эко-логическая экспертиза предплановой или предпроектной документации на эту деятельность.

Учитывая важность определения степени экологической опасности объектов намечаемой деятельности, предпроектная документация по экологически опасным объектам подлежит государственной экологической экспертизе как на предпроектной стадии (при обосновании инвестиций и места размещения объекта строительства), так и на стадии проектных материалов (при уточнении технических решений по снижению воздействия на окружающую среду и иных природоохранных мероприятий).

Подготовка индивидуальных и групповых заключений и проекта заключения экспертной комиссии.

На втором этапе работы экспертной комиссии:

а) члены экспертной комиссии: изучают материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу; в случае поступления анализируют заключения общественной экологической экспертизы, предложения органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан; подготавливают индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения; обсуждают их на рабочих заседаниях экспертных групп; передают их ответственному секретарю экспертной комиссии;

б) руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии анализируют и обобщают заключения экспертов (или групповые заключения), готовят проект заключения государственной экологической экспертизы и материалы о рассмотрении при проведении государственной экологической экспертизы аргументированных предложений по экологическим аспектам реализации намечаемой деятельности, поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан, в случае их направления разработчикам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы. Он не может готовиться уполномоченным государственным органом в области государственной экологической экспертизы или его структурным подразделением.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным.

Положительное заключение должно содержать выводы:

· о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

· о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;

· о возможности реализации объекта экологической экспертизы.

Отрицательное заключение может содержать выводы двух видов:

· о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;

· о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспечения соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности, требований по охране окружающей природной среды от вредных воздействий и рационального природопользования.

Заключение государственной экологической экспертизы (как положительное, так и отрицательное) должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Квалифицированное большинство — это две трети от количественного состава комиссии. Одобрение проекта экспертного заключения осуществляется посредством его подписания членами комиссии.

При несогласии более одной трети членов списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, экспертной комиссией готовятся предложения о дальнейшем проведении государственной экологической экспертизы, в том числе о продлении срока ее проведения и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов.

Заключение должно соответствовать заданию на проведение экологической экспертизы, которое было выдано специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. По своему усмотрению экспертная комиссия не может выйти за рамки определенного в задании предмета экспертизы.

При отсутствии единодушного отношения к объекту экологической экспертизы среди членов экспертной комиссии заключение может сопровождаться особыми мнениями экспертов. Пометка «особое мнение» делается экспертом при подписании экспертного заключения, подготовленного комиссией. При этом особое мнение оформляется экспертом в виде самостоятельного документа. Особое мнение эксперта принимается во внимание специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы при утверждении экспертного заключения.

Завершающим этапом работы комиссии государственной экологической экспертизы является подписание подготовленного заключения. Заключение подписывается всеми ее членами, включая руководителя комиссии, а также ответственного секретаря.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и подписанное ее членами, становится юридическим документом после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы (Минприроды РФ или ее территориальным органом), создававшим комиссию по проведению экологической экспертизы.

Положительным или отрицательным считается такое экспертное заключение, которое одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Однако, при оценке объекта государственной экологической экспертизы комиссия может по-разному относиться к отдельным его частям. В целом в положительном экспертном заключении могут содержаться отрицательные выводы и оценки. На такие выводы и оценки, а также вытекающие из них рекомендации в адрес заказчика особое внимание обращают органы государственного экологического контроля на стадии реализации объекта экспертизы.

Срок действия положительного экспертного заключения, в течение которого заключение имеет юридическую силу, определяется специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы.

Юридическая сила положительного экспертного заключения теряется в случае:

· доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее, государственной экологической экспертизы;

· изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

· реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

· истечения срока, действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

· внесения изменений в проектную документацию после положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Оформленное надлежащим образом заключение государственной эко-логической экспертизы с сопроводительным письмом направляется заказчику в течение 5 дней со дня его утверждения.

Если по результатам государственной экологической экспертизы принято отрицательное заключение, то после переработки материалов с учетом замечаний, содержащихся в заключении, заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу.

Если стороны, участвующие в процессе экологической экспертизы, или иные лица не удовлетворены результатами проведенной государственной экспертизы, при наличии правовых оснований они могут обжаловать заключение в судебном порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заключения государственной экологической экспертизы публикуются в российском журнале для общественности и профессионалов «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду». Граждане и общественные организации могут ознакомиться с заключением государственной экологической экспертизы и также реализовать свое право на обжалование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Заключение общественной экологической экспертизы направляется всем субъектам, для которых оно может представлять интерес. К ним относятся специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы, заказчик документации, органы местного самоуправления.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массой информации.

Заключение общественной экологической экспертизы, в отличие от государственной, носит рекомендательный характер. Юридическую силу оно приобретает после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Но даже если заключение общественной экспертизы не утверждено этим органом, оно принимается во внимание комиссией государственной экологической экспертизы при подготовке и принятии своего заключения по соответствующему проекту.

В случае юридического утверждения заключение общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии этой экспертизы начинают распространяться положения Закона, которые определяют виды нарушений законодательства об экологической экспертизе, влекущие применение уголовной, административной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

О СНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Комментарии к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / Отв. ред. проф. М.М. Бринчук. М.: Изд-во БЕК, 1999. 204 с.

2. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. М.: Республика, 1993. 224 с.

3. Хоружая Т.А. Методы оценки экологической опасности. М.: Экспертное бюро-М, 1998. 224 с.

Д ОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аннотированный перечень аттестованных методик выполнения измерений содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды. Под ред. Конопелько Л.А. С.-Пб., 1998.

2. Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Учебное пособие. Книга 1. М., 1999.

3. Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. Метрологические аспекты. В 2-х томах. Под ред. Исаева Л.К. М.: ПАИМС, 1997. Том 1. 512 с. Том 2. 496 с.

4. Государственные стандарты. Охрана природы. Атмосфера. М: Издательство стандартов, 1994. 92 с.

5. Государственные стандарты. Охрана природы. Гидросфера. М: Издательство стандартов, 1994. 103 с.

6. Государственные стандарты. Охрана природы. Земли. М: Издательство стандартов, 1994. 108 с.

7. Государственные стандарты. Охрана природы. Почвы. М: Издательство стандартов, 1994. 76 с.

8. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. 6-е изд. М.: Юриспруденция, 2000. 448 с.

9. Калыгин В.Г. Промышленная экология: Курс лекций. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 240 с.

10.Контроль химических и биологических параметров окружающей среды. Энциклопедия «Экометрия». С.-Пб., 1998.

11.Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. С.-Пб., 1999.

12.Никаноров А.И., Хоружая Т.А. Глобальная экология: Учебное пособие. М.: Издательство ПРИОР, 2000. 286 с.

13.Основы эколого-географической экспертизы / Под ред. К.Н. Дьяконова, Т.В. Звонковой. М.: Изд-во МГУ, 1992. 240 с.

14.Оценка и регулирование качества окружающей природной среды. Учебное пособие для инженера-эколога. М., 1996.

15.Правила проведения независимой экологической экспертизы: МВШЭ. ПР-001-96 / Моск. торг.-пром. палата, Независ. эксперт. Комп. «Мосэксперти-за», Моск. высш. шк. Экспертизы [Ред. сов.: Красовский П.А. и др.] М., 1996. 22 с.

16.Природоохранные нормы и правила проектирования: Справочник / Сост. Ю.Л. Максименко, В.А. Глухарев. М.: Стройиздат, 1990. 527 с.

17.Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637.

18.Серов Г.П. Экологический аудит. М., 2000.

19.Справочник по токсикологии и гигиеническим нормативам (ПДК) потен-циально опасных химических веществ. М., 1999. 530 с.

20.Справочник по экологической экспертизе проектов / Под ред. М.А. Пусто-войта. Киев: Урожай, 1986.

21.Экологические преступления. Комментарии к главе 26 УК РФ. М., 1998.

22.Экологический энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Ноо-сфера», 1999. 930 с.

23.Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 1991. 429 с.

Краткий конспект основных разделов

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

___________

«Экологическая экспертиза проектов»

 

направление

20.03.01 «Техносферная безопасность»

 

профили: «Защита в чрезвычайных ситуациях»,

              «Безопасность технологических процессов и производств»

 

Бакалавр

 

 

Ижевск, 2016

 


 

                Составитель __________________ Н.В. Козловская

 

 

                                                                    «__» _________________ 2016г.

 

 

 

ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Современное общество выработало ряд специальных мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. К ним относятся наблюдение за состоянием окружающей среды, ведение государственных кадастров и реестров природных объектов, оценка воздействия на окружающую среду, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, паспортизация, сертификация, аудит и другие.

Экологическая экспертиза является одним из важнейших механизмов управления природопользованием и охраны окружающей природной среды в России. Экологическая экспертиза — это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы.

Цель экологической экспертизы состоит в определении экологической обоснованности как намечаемых, так и уже принятых решений (с целью их корректировки или отмены), если их реализация может повлечь за собой или уже оказывает негативное воздействие на здоровье населения, качество окружающей среды со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Функции экологической экспертизы заключаются в обеспечении экологической безопасности развития общества, его производительных сил, прежде всего самого человека, его жизни и здоровья, а также окружающей его среды, без должного качества которой невозможно нормальное существование ни индивидуума, ни общества. Более подробно можно выделить следующие функции экологической экспертизы:

1. Экологическая экспертиза является правовым средством реализации конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

2. Экологическая экспертиза служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований в планируемой хозяйственной, управленческой, нормотворческой и иной деятельности на стадиях подготовки и принятия соответствующих решений.

3. Экологическая экспертиза является механизмом предупредительного экологического контроля, поскольку предотвращает появление хозяйственных и иных объектов, негативно влияющих на состояние природы, и связанных с этим неблагоприятных социальных, экономических и иных последствий.

4. Экологическая экспертиза служит источником экологической информации.

5. Экологическая экспертиза выполняет функцию реализации общественного мнения в решении экологических проблем.

6. Экологическая экспертиза является средством доказывания в суде при рассмотрении дел по вопросам охраны окружающей природной среды.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

 

ПРАВОВЫЕОСНОВЫЭКОЛОГИЧЕСКОЙЭКСПЕРТИЗЫ

 

В России работы по экологической экспертизе основываются на соответствующих положениях Конституции РФ, Законе РСФСР «Об охране окружающей среды» (1991г.), Федеральном Законе «Об экологической экспертизе» (1995г.), а также ряде законов и иных нормативных правовых актов Российской федерации и субъектов Российской Федерации.

Ч. 2 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Данное положение Конституции РФ является одним из элементов основ конституционного строя. Поэтому невыполнение требований законодательства об экологической экспертизе, проявляемое в противоправных действиях, решениях или в бездействии, означает нарушение Конституции РФ и посягательство на основы конституционного строя России.

Правовое регулирование экологической экспертизы может осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76). Другими словами, они не должны противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76).

В Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» определены принципы организации и проведения государственной экологической экспертизы (п. 2 ст. 35). Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (п. 2 ст. 36). Последнее положение является правомерным применительно к проектам и программам, по которым проводится государственная экологическая экспертиза.

Детальное регулирование организации и проведения экологической экспертизы осуществляется Федеральным законом «Об экологической экспертизе», и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов (постановления, положения, инструкции, СНиПы, ГОСТы и т.д.).

Ниже приведен список основных нормативных правовых актов РФ в области экологической экспертизы.

1. Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы (Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698).

2. Регламент проведения государственной экологической экспертизы (приказ Госкомэкологии России от 17 июня 1997 г. № 280).

3. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности (приказ Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539).

4. Положение о порядке определения стоимости проведения экологической экспертизы документации (приказ Госкомэкологии России от 22 апреля 1998 г. №238).

5. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (приказ Минприроды России от 18 июля 1994 г. № 222).

6. Требования к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (приказ Минприроды России от 28 марта 1996 г. №113).

 

ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную (ст. 4 ФЗ «Об экологической экспертизе»). Проведение таких видов экологической экспертизы имеет юридически значимый характер. В то же время зачастую используются такие понятия как ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Коммерческая и научная экспертизы не предусматриваются законодательством. Они могут быть отнесены к общественной экспертизе, если проводятся в инициативном порядке, либо к государственной, если представители соответствующих структур привлекаются к проведению государственной экологической экспертизы.

Ведомственная экспертиза также не предусматривается законодательством. Однако, по мнению специалистов, имеет смысл проведение ведомственной экологической экспертизы перед подачей материалов на государственную экологическую экспертизу. В этом бывает заинтересовано само ведомство, если соответствующие материалы оно должно представлять на государственную экологическую экспертизу, и не уверено в экологической обоснованности проекта. Проведение ведомственной экологической экспертизы позволит выявить дефекты проекта и сэкономить финансовые средства на оплату государственной экологической экспертизы. Такая экспертиза носит внутренний служебный характер.

 

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Экологической экспертизе подвергается не любая планируемая деятельность, а лишь предусмотренная ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», в которых определены объекты государственной экологической экспертизы.

Объектами экологической экспертизы являются:

— проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия и комплексы;

— нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

— проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

— законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

— специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, агентства, министерства);

— специализированные неправительственные организации (частные, общественные, кооперативные).


Дата: 2019-02-25, просмотров: 212.