Профессиональный отбор (профотбор)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента:

ü медицинский,

ü физиологический,

ü педагогический,

ü психологический.

 По своей сути и критериям профотбор является социально-экономическим мероприятием, а по методам — медико-биологическим и психологическим.

Основная цель отбора — привлечение работников с нужной квалификацией и необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно.

Основные этапы психологического профессионального отбора:

1. Извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации;

2. Формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемого;

3. Верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц.

Система психологического профессионального отбора включает комплекс специальных диагностических методик, технических средств и стандартизованных процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной диагностической информации и составление прогнозов успешности деятельности.

Условием, определяющим практическую целесообразность психологического профотбора, является доказанность его социально-экономической оправданности, наличие обоснованной и апробированной системы отбора, опытных специалистов-диагностов.

Существуют самые различные тесты, например тесты для выявления интересов, склонностей, предпочитаемых форм деятельности, тесты для установления принадлежности человека к тому или иному психологическому типу или типу нервной системы, темперамента; тесты для выявления уровня развития определенных способностей памяти, мышления, внимания, восприятия человека, для выявления одаренности. Примером теста для изучения способностей может служить американский комплекс тестов САТВ — это батарея тестов для определения общих способностей человека. Он состоит из 12 тестов, измеряющих 9 различных способностей: общий уровень интеллекта — умение понимать указания: способность воспринимать абстрактные принципы, умение рассуждать и оценивать; владение словом — способность быстро понимать значение слов и эффективно пользоваться ими; владение числом — умение быстро и точно производить арифметические действия; пространственная ориентация — мысленное восприятие геометрических фигур в двухмерном и трехмерном пространстве, представление движений объектов в пространстве; восприятие формы; восприятие и выделение существенных деталей в речи и табличных материалах; моторная координация глаз, рук, пальцев — подвижность пальцев, ловкость рук. Этой батареи тестов достаточно для установления возможностей использования того или иного человека в той или иной профессиональной деятельности. Однако для точного определения профпригодности человека к какой-либо конкретной профессии более эффективно использование специализированной батареи тестов, подобранных для выявления уровня развития именно тех психологических качеств и способностей человека, которые профессионально необходимы для данной специальности.

 

16. Антикризисный управляющий. Понятие. Характерные черты

В последние годы появилось новое направление деятельности – антикризисное управление (англ. crisis management). В связи с этим на рынке труда можно встретить такого специалиста, как антикризисный управляющий, который способен тщательно проанализировать весь бизнес, определить его достоинства и недостатки и разработать перечень действий, которые дадут возможность собственнику преодолеть кризисные явления с наименьшими потерями. Обычно большинство организаций обращаются к антикризисному управляющему тогда, когда уже сложно что-либо исправить.

В связи со сложностью условий и обстановки деятельности специалиста от него требуется симбиоз профессиональных качеств и специфического типа мышления. Он должен легко адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях кризисной ситуации, достигая ее эффективного разрешения. Во многом этому способствуют такие черты личности, как решительность, воля, рационализм мышления, перспективно-аналитический склад ума, физическая выносливость к перегрузкам и особенностям режима труда, коммуникабельность. В связи с этим присутствие определенных качеств у человека данной специальности просто необходимо. Зачастую антикризисному управляющему приходится работать в сложных условиях, с серьезным уровнем конфликта. Задолженность, напряженные отношения в коллективе, возможно, враждебность к руководству – именно с этим встречается управленец. В связи с чем данная профессия требует от человека, кроме диплома, как глубоких знаний в области финансов, экономики и менеджмента, так и жизненного опыта и владения определенными знаниями в сфере психологии взаимоотношений.

 Перечень качеств, необходимых управляющему:

ü наличие способностей к анализу;

ü умение быстро ориентироваться в обстановке;

ü способность анализировать ситуацию в перспективе;

ü умение отличать воздействие внутренних и внешних факторов;

ü способность оперативно определять перспективы развития компании;

ü умение видеть сильные и слабые стороны, а также любые возможности и риски;

ü готовность противостоять воздействию извне;

ü способность отделить эмоциональный компонент от объективной реальности;

ü умение расставлять приоритеты;

ü работоспособность в условиях дефицита времени и неясности;

ü умение быстро решать административные проблемы;

ü способность эффективно работать с документами;

ü умение четко и доступно формулировать свои идеи и быть готовым к взаимообмену деловой информацией;

ü способность вовремя нейтрализовать и уладить возникающие конфликты; умение видеть все возможности;

ü готовность искать новые пути развития либо изменения деятельности предприятия;

ü умение трезво оценивать создавшуюся ситуацию и выдавать соответствующую реакцию.

17. Характер. Соотношение характера и темперамента.                   

Характер - (от греч. charakter — отпечаток; признак, черта, особенность) — «индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах».

Как видно из определения, наиболее полно характер проявляет себя в деятельности, а именно в каких-либо особенностях, устойчивых ее отличиях, т.е. в том, что является специфическим для деятельности конкретного человека. «Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах». Характер формируется в течении жизни.

Примерным периодом наибольшего расцвета в становлении характера можно считать возраст от двух - трех до девяти - десяти лет. В этот возрастной промежуток дети активны в общении со сверстниками и взрослыми, которых они активно слушаются и подражают им, часто без проявлений критичности по отношению к ним. Когда ребенок идет в школу, активное развитие получают черты характера, которые проявляются в отношениях с другими людьми, потому что в школьной среде ребенку каждый день приходится контактировать с большим количеством людей: одноклассниками и учителями, от качества взаимоотношений с которыми, чаще зависит успешность в обучении, общее эмоциональное и даже физиологическое состояния ребенка.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. В ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности.

Хотя по достижению взрослости характер человека считается сформировавшимся, он не останавливается в развитии, а продолжает трансформироваться в зависимости от влияний происходящих событий и от совершаемых человеком поступков.

Итак, характер – это некая система особенностей и черт, присущих каждому конкретному человеку. Его свойства взаимосвязаны, трансформируются в течение жизни и являют собой целостное образование.

 

Темперамент - (от лат. temperamentum — соразмерность; умеренность) — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.

Опираясь на вышеприведенные характеристики, выделю основные особенности темперамента:

- постоянство индивидуально-психологических свойств личности (быстрота ума, скорость восприятия и переключения внимании, проявление эмоций и т.д.);

- типы темперамента соотносятся с основными типами высшей нервной деятельности.

О том, как взаимосвязаны характер и темперамент спорили многие авторы. Если обобщить их опыт и попытаться систематизировать их высказывания, то можно выделить 4 группы суждений:

1. Характер и темперамент тождественны (сюда относится теория Кречмера).

2. Характер противопоставлен темпераменту (П. Викторов). Согласно взгляду Викторова темперамент врожден и является первичной реакцией человека, характер же основывается на опыте и по отношению к темпераменту вторичен. Так как вторичные реакции являются наиболее подходящими и востребованными в жизни индивида, они подавляют проявления первичных, тем самым характер и темперамент противопоставляются друг другу.

   3.Темперамент как составная часть характера (М. Рубинштейн). Рубинштейн понимал темперамент как неизменную часть постоянно трансформирующегося характера.

 4. Темперамент – основа характера (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.). Выготский проявлениями темперамента считал наследственные реакции, телосложение, инстинкты, эмоции. А характер, согласно его теории, является результатом воспитания.

 

Рубинштейн же подчеркивал динамические характеристики темперамента: импульсивность, темп, сила, устойчивость, на основе которых, формируются те или иные черты характера.

 

И характер, и темперамент зависят от физиологических особенностей человека. Но если темперамент имеет прямую связь со свойствами нервной системы и является заданным для ребенка образованием, то характер, как указывалось выше, является образованием прижизненным, на которое темперамент оказывает самое непосредственное влияние. Например, такая черта характера как трудолюбие с большей вероятностью разовьется у человека с сангвиническим типом темперамента, конечно не исключая влияний внешней среды и воспитания.

 Вместе с тем темперамент не предопределяет характер, а является его динамической стороной, определяя эмоциональную направленность характера, скорость протекания психических процессов.

Интересным является еще и тот факт, что характер в свою очередь тоже оказывает влияние на темперамент. Так частое пребывание в подавленном состоянии может сильную нервную систему сделать слабой и наоборот.

Таким образом, и темперамент, и характер (в разной степени) претерпевают изменения на протяжении всей жизни. И один и тот же тип темперамента способен привести к отличным чертам характера. Так, «меланхолик» может обладать сильным характером, а «сангвиник» оказаться слабохарактерным и нерешительным.

Характер и темперамент органически взаимосвязаны друг с другом и оказывают взаимное влияние, выражаясь в неповторимости каждого человека. Следует четко понимать, что темперамент не синоним характера. Он не определяет предел возможностей человека, не влияет на его мировоззрение, убеждения, взгляды, ценности, но относится к динамической стороне деятельности. С содержательной же стороной личности связан характер.

 

18. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.

Способности – физические свойства личности, определяющие успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней.

В основе способности лежат задатки, различия между людьми, а развитие задатков зависит от социальной среды, в которой формируется личность.

 

Виды способностей:

 

· частные – благоприятные возможности отдельных органов и психических процессов человека к качественному развитию

 

· специальные (профессиональные) – возможности к развитию отдельных психических процессов или свойств личности для какого-либо рода деятельности

 

· общие – благоприятные возможности развития способностей психики человека, которые одинаково нужны для многих видов деятельности

 

ü Склонности – первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности.

ü Одаренность – совокупность общих, специальных и частных способностей, которые обуславливают успешную деятельность человека в определенной области и выделяют его среди лиц, обученных в тех же условиях.

ü Талант – высокая степень одаренности, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной.

 

ü Гениальность – высшая степень одаренности, позволяющая осуществлять новое в той или иной сфере деятельности.

ü Профессионально-жизненный опыт личности включает знания, навыки, умения и привычки.

 

В общем плане, опыт личности определяет ее культуру, а в профессиональном – ее подготовленность.

 

19. Эмоции. Понятие, функции, назначение.

Эмоции – это переживания, представляющие собой отношение индивидуума к факту удовлетворения или неудовл. той или иной естественной потребности. Эмоции присущи как человеку, так и высшим животным (ярость, страх, нежность и др.)

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение.

Виды эмоций.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

 

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

Функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».

 

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей».

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

20. Личность

Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение.

В широком, традиционном смысле личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма.

В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности – ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе.

Слово ``личность'' в английском языке происходит от слова ``персона''. Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие ``личность'' был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая ``личина'', общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие ``личность'', в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово ``личность'' широко используется в повседневном общении наряду с понятиями ``человек'', ``индивид'', ``индивидуальность'', которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие ``личность''. Определение. Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие ``человек'' используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

Ø особое строение организма;

Ø способность к трудовой деятельности;

Ø наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием ``индивид''.

 Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

-целостность психофизической организации организма;

-устойчивость по отношению к окружающей действительности;

-активность.

Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека.

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

21. Сознание

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

Сознание - это результат творческого синтеза основных процессов психики:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2 сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов. Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека – их называют неосознаваемыми процессами, или бессознательным. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.

Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека – это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.А. Г. Асмолов предложил объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в следующие группы:

Ø надиндивидуальные надсознательные явления – это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подражание, определяют социально типичные особенности поведения человека;

Ø неосознаваемые мотивы поведения – будучи вытесненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие на личность и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т. д.). Такие бессознательные мотивы позволяет выявить метод психоанализа З. Фрейда;

Ø неосознаваемые резервы органов чувств – воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета; такие явления были описаны еще И. М. Сеченовым как «шестое чувство»;

Ø неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операционные установки и стереотипы) – возникают в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и предопределяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.

Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное – это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 211.