Мышление - общая характеристика, понятие. виды. формы, мыслительные операции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мышление – высшая форма психического отражения, познания окружающей действительности, представляющее собой обобщенное и опосредствованное обобщение существующих свойств, связей и отношений.

Виды мышления:

1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом)

2) наглядно-образный (с помощью образных представлений)

3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)

Операции:

1) анализ (разложение целого на части)

2) синтез (части в целое)

3) сравнение (сопоставление общего и разложение)

4) обобщение(объединение по общим свойствам)

5)классификация (раздел на классы по признакам

6)абстракция (выделение объе от остальн).

Продукты мышления = формы мышления:

1) понятие (мысль,выражается в слове)

2) суждение (мысль,обратная связь между предметами)(общее, частное, единичное, истинное и ложное)

3) умозаключение(вывод из суждения) (индуктивное - от общего к части, дедуктивное - от частн к общему).

Ощущение. Восприятие.

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия на органы чувств (Д.Н. Исаев)

Виды ощущений

I. По характеру отражения и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения:

1. Экстерорецептивные ощущения - ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.

2. Интерорецептивные (органические) - ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Органические ощущения не дают точной локализации, однако при их сильном отрицательном воздействии могут дезорганизовать сознание человека.

3. Проприоцептивные ощущения - кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

II. В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые.

Ощущения подразделяются также на дистантные, при которых источники располагаются на некотором расстоянии от поверхности тела человека (например, зрительные и слуховые ощущения) и контактные, возникающие в результате прикосновения тех или иных предметов к поверхности кожи человека (например, осязательные и вкусовые ощущения).

Виды ощущений:

Выделяют следующие виды расстройств ощущений:

Сенестопатии - разнообразные неприятные, мучительные ощущения в различных частях тела и во внутренних органах, не имеющие для своего возникновения объективных причин.

Гипестезии - снижение силы ощущений, понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки становятся приглушенными, свет кажется тусклым, яркость красок блекнет.

Гиперстезии - обострение ощущений, повышенная чувствительность к обычным раздражителям. Например, гиперосмия - острое восприятие обычных запахов; гиперакузия - высокая чувствительность к обычным звукам.

Парестезия - это расстройство, при котором появляются ощущения в виде онемений, ползания мурашек, покалываний при отсутствии реальных раздражителей.

Восприятие - психический процесс отражения предметов или явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Выделяют основные свойства восприятия:

· Предметность предполагает осмысленность и целостность образов. Предметы имеют не только цвет, форму, величину, но и определенное функциональное значение. Например, фортепиано - музыкальный инструмент, нож - столовый прибор, сапоги - обувь.

· Целостность. Отдельные компоненты целого могут действовать одновременно или последовательно, но при этом объект или явление воспринимается как единое целое. Так, слушая оркестр, мы воспринимаем не отдельные инструменты, не отдельные звуки, а мелодию в целом. Целостность образа складывается на основе обобщения знания об отдельных свойствах предмета.

· Константность - относительное постоянство воспринимаемой формы, цвета, величины предмета, независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Например, кошка на дереве, на земле, в темноте все равно будет опознаваться как кошка.

· Обобщенность - отнесенность единичных объектов к определенному классу объектов, однородных с ним по какому-либо признаку.

· Осмысленность - обеспечивает осознание того, что воспринимается человеком, как воспринимаемое соотносится с его знаниями и прошлым опытом. Перцептивные образы имеют определенный смысл, даже при виде незнакомого предмета он пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами.

· Избирательность - выделение одних объектов по сравнению с другими, связанное с активностью и личным опытом человека. Так, актер и любой посторонний человек будут по-разному обращать внимание на разворачивающиеся события в спектакле.

Восприятию характерны и некоторые другие свойства:

· объем - определяется количеством объектов, которые человек может воспринять одновременно (или последовательно в единицу времени);

· быстрота (или скорость) - определяется временем, необходимым для выполнения тех или иных перцептивных действий: обнаружение, различение и опознание. Она определяется сложностью воспринимаемого объекта, опытом его восприятия, быстротой возникновения ощущений, психофизиологическим состоянием человека;

· точность - это соответствие возникшего перцептивного образа, особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком;

· полнота - степень такого соответствия;

· надежность - это возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

Виды восприятия:

13. Воображение. Понятие, виды и функции

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.

Воображение находится в тесной связи со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опираясь на ее процессы, перерабатывая и преобразуя то, что хранит память. Воображение активно включается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Это особенно ярко проявляется в ситуации неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основываются на опережающем отражении. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления осуществляется путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

 

Воображение играет очень важную роль в жизни и деятельности человека. Среди множества его функций наиболее значимыми являются следующие:

 

1) целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта;

 

2) познавательная. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;

 

3) приспособительная. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить обрушивающемуся на него внешнему потоку информации средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспринимаемого, например, сказки и мифы;

 

4) психотерапевтическая. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у детей на определенном этапе развития.

Виды:

По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть:

x непроизвольным (пассивным)

x произвольным (активным)

При непроизвольном новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах и т. д. Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, понимание того, ради чего продуцируются новые образы. Произвольное воображение возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.

По степени уникальности воображение подразделяют на:

x воссоздающее (репродуктивное)

x творческое

Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, т. е. образы, новые для данного индивида, которые объективно уже существуют в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем и т. д. Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом и помогает каждому человеку овладеть достижениями других людей.

 

Творческое воображение является самостоятельным созданием новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое или условное описание. Названный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности.

 

Особой формой воображения является мечта. Она всегда направлена в грядущее. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать поведение для его осуществления. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечты полезны лишь тогда, когда они связывают желаемое будущее с настоящим. Если такой связи нет, то из стимула действия мечта может превратиться в грезы, нереальную мечту. Необходимым элементом научного и художественного творчества представляется фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объяснение непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. Часто в психологии термины «воображение» и «фантазия» отождествляются.

 

Для создания новых и преобразования уже существующих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится прежде всего

 

1. комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых более или менее необычных комбинациях. Частным случаем комбинирования является агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых. На основе агглютинации были созданы мифологические образы кентавра, Минотавра, Пегаса, сказочный образ русалки и др. Агглютинации встречаются не только в искусстве, но и в технике (троллейбус, аэросани, танк-амфибия).

 

2. Другим приемом воображения является акцентирование – подчеркивание тех или иных черт. Это осуществляется на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления. Прием акцентирования выражается, например, в выделении каких-либо черт в шаржах или карикатурах.

 

3. Один из приемов создания фантастических образов называется гиперболизацией. Он заключается в увеличении или уменьшении предметов, явлений или образов. Посредством этого приема созданы сказочные и мифологические великаны и гномы. Гиперболизация может заключаться не только в увеличении или уменьшении размеров и пропорций, но и в изменении количества частей предмета или образа, например, в создании образов многоруких богинь, одноглазого циклопа, дракона с тремя головами.

 

14. Естественно-научные основы личности. Темперамент как стилевая основа психики и профессиональной деятельности

 

Понимание личности в современной психологии тесно связано с осмыслением таких категорий, как индивид и индивидуальность.

Человек - понятие видовое, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития.

В своём психологическом развитии человек проходит несколько стадий:

 

1) Цикл утробного развития ребёнка

 

2) Цикл детства

 

3) Цикл юности (11-13—20-21лет)

 

4) Цикл взрослости

 

5) Цикл старения

 

Индивид - это отдельный конкретно взятый человек. Как индивиды люди различаются не только морфологическими способностями (рост, цвет глаз и т.д.), но и психологическими свойствами (способности, темперамент и т.д.).

 

Индивидуальность - единство неповторимых личностных свойств конкретного человека (обычно рассматривается как совокупность физиологических и психологических особенностей отдельного человека, характеризующих его разнообразность).

 

Биологически обусловленные особенности личности достаточно отчётливо проявляются в индивидуальном развитии человека и в детском, и в и в зрелом, и в старческом возрасте. Однако в процессе развития личности биологическое подчинено социальному, хотя и откладывает определённый отпечаток на её характеристику, особенности жизнедеятельности.

Задатки и тип нервной системы.

Задатки-анатомо-физиологические (врождённые, преимущественно наследственные) различия между людьми, проявляющиеся прежде всего, в особенностях нервной системы человека.

 

Нервная система подразделяется на три основные группы:

центральную нервную систему (головной и спинной мозг),

периферическую (расположенную во всех органах чувств и коже) и вегетативную, управляющую деятельностью внутренних органов. Она состоит из клеток-нейронов. Цепь нейронов образует нервное волокно, из которого, в свою очередь, образуется нерв.

 

Задатки нервной системы:

 

А) Уровень чувствительности анализаторов-органов чувств, каждый из которых состоит из периферического отдела (рецептор-ухо, глаз и пр.), центростремительного нерва, соответствующих отделов коры головного мозга и подкорки. Это цветоощущение, острое обоняние, музыкальный слух, чувство ритма и т.д.

Б) Пластичность нервной системы, т.е. податливость изменениям, воспитуемость, скорость образования условных рефлексов (устойчивых реакций на одинаковые раздражители).

В) Свойства нервной системы относительно процессов возбуждения и торможения. В основе всей психической деятельности лежат два основных процесса –возбуждение и торможение. Возбуждение нервных центров вызывает ту или иную деятельность организма. Торможение, напротив, означает такое состояние, когда работа связанного с ними органа прекращается.

Со стороны возбуждения и торможения нервная система характеризуется тремя основными свойствами:

· силой (способность переносить сильные раздражители),

· уравновешенностью (их взаимным «балансом»),

· подвижностью (быстротой их сменяемости).

 

Сочетание этих свойств нервной системы- силы, уравновешенности и подвижности-обусловливает типичные для данного индивидуума особенности реакции на те или иные раздражители, особенности поведения и жизнедеятельности в целом. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности характеризуются не каким-либо из этих свойств, а именно их сочетанием. Поскольку интенсивность каждого из этих свойств может быть выражена у каждого индивидуума в разной степени, поскольку количество возможных сочетаний, строго говоря есть множеств, которое вряд ли можно выразить числом. Однако академик И.П. Павлов создал классификацию основных типов нервной системы, выделив четыре типа:

 

«Живой» -это сильный, уравновешенный, подвижный

 

«Безудержный» - сильный, неуравновешенный, подвижный

 

«Спокойный» - сильный, уравновешенный, инертный

 

«Слабый» - слабый, неуравновешенный, инертный

 

Проявление свойств типа нервной системы в поведении и жизнедеятельности личности и составляет такое её общее свойство, как темперамент.

 

Темперамент

 

Темперамент-это совокупность относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся на энергетическом уровне поведения, в динамичности и во временных параметрах индивида. Темперамент проявляется в действиях независимо от содержания и направленности, причём не только в эмоциональных и волевых реакциях, но и в интеллектуальных действиях, характеристике активности и работоспособности, в характеристике общения и т.д.

 

Свойства темперамента в определённой степени регулируют деятельность личности. Они не оказывают большого влияния на итоговую результативность деятельности, но обусловливают формирование индивидуального стиля деятельности конкретного человека.

 

Выделяют четыре основные типа темперамента – в соответствии с четырьмя типами нервной системы. Каждому типу нервной системы соответствует свой темперамент:

 

1) Живому типу-сангвистический темперамент

 

2) Безудержному-холерический

 

3) Спокойному-флегматический

 

4) Слабому-меланхолический.

 

Названия темпераментов закрепились за ними традиционно и заимствованы из учения древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ утверждал, что в теле человека текут четыре жидкости: кровь (сангвис), желчь(холе), слизь(флегма), чёрная желчь (мелайне холе). От преобладания одной из этих жидкостей, согласно Гиппократу, и зависят особенности поведения человека.

 

Сангвинику присущи: возбудимость и достаточно быстрая смена чувств и настроений, высокая переключаемость на разные виды работы и быстрое усвоение навыков, высокая приспособляемость к новой обстановке, достаточно высокая активность и энергичность, быстрый контакт с окружением, бодрое настроение и жизнерадостность, сдержанность, общительность и отсутствие скованности в общении с новыми людьми.

 

Холерику присущи: возбуждённое состояние, очень быстрая смена чувств и настроений, аффективность, высокая переключаемость на разные виды деятельности, быстрое усвоение навыков, высокая приспособляемость к новой обстановке, повышенная активность и энергичность.

 

Для флегматика характерны: слабая эмоциональная возбудимость, всегда ровное настроение, повышенная сдержанность и терпеливость, медленное возникновение чувств, медленная переключаемость на другую работу и медленное усвоение навыков.

 

Меланхолику свойственны: медленное возникновение чувств, зато исключительная их глубина , впечатлительность, сентиментальность, мнительность, легкая ранимость.

 

Следует учитывать, что «чистые», сангвиники, холерики, меланхолики, холерики встречаются крайне редко. Чаще всего встречаются менее или более выраженные носители определённого темперамента. Зачастую речь может идти просто о преобладании признаков какого-то из темпераментов.

 

Темперамент подвержен изменениям под влиянием жизненных условий и обстоятельств, но, как и тип нервной системы, не в очень значительных пределах. Он более предрасположен к маскировке, чем к действительному изменению.

15. Профотбор, критерии

Дата: 2019-02-19, просмотров: 223.