Система контроля качества дорожного строительства
Организация дорожного строительства предусматривает систему контроля качества дорожного строительства. Под качеством продукции понимают совокупность свойств, определяющих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности общества в соответствии с ее назначением. Продукцией дорожного строительства является автомобильная дорога, предназначенная для грузовых и пассажирских перевозок с заданной скоростью при минимальных дорожно-транспортных затратах.
Создание систем качества
Создать систему качества означает разработать и внедрить её в деятельность предприятия.
При создании системы качества требуется выполнить значительный объём работ, который будет зависеть от размеров предприятия, особенностей производства и характера выпускаемой продукции и от того, насколько действующая на предприятии организация работ по качеству соответствует рекомендациям стандарта ИСО 9001[5], или соответствующего отраслевого стандарта.
Исходные положения
Кроме стандарта ИСО 9001, для руководства при создании систем качества ИСО/ТК 176 выпущен общий документ по использованию семейства стандартов ИСО 9000 и отдельно — по использованию стандарта 9001 в малом бизнесе. Работы по созданию системы качества могут проводиться либо самостоятельно службой качества и подразделениями предприятия, либо с привлечением сторонних специалистов, руководствуясь документом ИСО по выбору консультантов[8]. Консультантов целесообразно приглашать для методической помощи, но не для разработки готовых документов системы качества. Эти документы должны разрабатываться сотрудниками предприятия, при необходимости — с помощью консультантов. Только тогда система качества будет максимально адаптирована к конкретным условиям предприятия и станет востребованной областью деятельности, организуя работу по управлению качеством продукции.
При создании системы качества важно также учитывать особенности предприятия, что рекомендуется в самом стандарте ИСО 9001 (во введении, в подпункте 1.2 и в примечании 2 к п.4.2.1).
Кроме того, при создании системы качества нужно следовать принципу управления как воздействию субъекта на объект управления, а также — руководствоваться определением общего понятия «система». Без этого нельзя создать логически обоснованную, понятную систему качества, полезную для дела.
В стандарте ИСО 9000: 2005 термин «система» определен как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов».
В Советском энциклопедическом словаре[9] термин «система» определён как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».
Г. Кунц и С. О’Доннел в своей книге[10] отмечают три ключевых положения систем:
1. Система — это не простая сумма частей, а новое образование, в котором все составные части взаимозависимы и, взаимодействуя друг с другом, образуют новое единое целое, свойства которого не сводятся к свойствам составных частей.
2. Системы могут быть как закрытыми, так и открытыми.
3. Для того чтобы какую-то систему воспринимали как систему, она должна иметь свои границы.
Указанные определения и характеристики понятия «система» необходимо учитывать:
· При формировании организационной структуры системы качества как «единого целого», где должен быть установлен порядок взаимодействия руководителей предприятия и подразделений в области качества.
· При использовании системного подхода в управлении качеством, который указан в стандарте ИСО 9000 как один из принципов менеджмента качества. Смысл этого подхода в науке управления[11] состоит в том, чтобы не только управлять с помощью системы, но и рассматривать объект управления как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, чтобы при воздействии на один элемент, учитывать реакцию других, связанных с ним элементов, и объекта в целом.
Принцип управления как воздействие субъекта на объект должен учитываться:
· При разделении системы качества как субъекта управления с объектом управления — процессом создания продукции, на который система воздействует своими функциями. В систему качества нельзя включать процессы разработки и производства продукции. А такое на практике бывает нередко, вызывая неразбериху при определении обязанностей работников предприятия в области качества. К сожалению, в разделе 7 стандарта ИСО 9001 нет такого чёткого разделения.
· При определении границ системы качества с другими системами управления, с которыми она взаимодействует. Для этого система качества должна иметь чёткий перечень своих функций.
Подготовка к созданию систем качества
При подготовке к созданию системы качества сначала проводится информационное совещание, на котором руководству предприятия сообщается роль и значение системы качества, информация о стандартах ИСО 9000, структура и функции системы и службы качества.
После совещания руководством в соответствии с разделом 5 стандарта ИСО 9001 принимается решение (издаётся приказ)о создании системы качества, в котором назначается представитель руководства по качеству, устанавливаются сроки разработки и внедрения системы, формируется служба качества. В неё, как правило, включается отдел технического контроля, метрологическая служба, служба стандартизации, а также — отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методического руководства работой по качеству. На средних и малых предприятиях выполнение всех или ряда задач службы качества может быть поручено менеджеру по качеству.
Далее, в соответствии с установленными сроками создания системы качества службой качества совместно с подразделениями разрабатывается план-график разработки и внедрения системы.
Разработка системы качества[
При разработке системы качества надо ответить на три основных вопроса:
Что надо делать при управлении качеством;
Кто всё это будет делать;
Как, какими методами это делать, по каким документам.
Для того, чтобы организовать управление качеством на уровне международных стандартов ИСО серии 9000, ответ на первый вопрос изложен в стандарте ИСО 9001, где даны виды деятельности (элементы, функции), рекомендуемые для включения в системы качества. Для этого, собственно, и выпускались эти стандарты.
Ответы на второй и третий вопросы определяют сами предприятия с учётом положений и рекомендаций, изложенных в других стандартах и документах ИСО, в науке управления и в других источниках, приведенных выше в исходных положениях и в многочисленных ссылках по тексту.
В связи с этим, для создания реально работающих систем качества сложился логически обоснованный, апробированный на предприятиях порядок их разработки, в соответствии с которым необходимо:
1. Определить функции системы качества с учётом рекомендаций разделов 4, 5, 6, 8 стандарта ИСО 9001. Из раздела 7 взять рекомендации, которые подходят для предприятия, соответствуют его специфике и опыту работы.
В соответствии с двумя уровнями управления качеством в масштабе компании, указанными в стандарте ИСО 9000:2005, одна часть функций системы качества относится к общему руководству качеством (quality management), а другая — к оперативному управление качеством (quality control).
Наглядно состав и распределение функций по уровням управления представлены в статье Управление качеством и имеет следующий вид:
Там же, в соответствии с процессным подходом и Руководством ИСО по его применению[12] представлен процесс управления качеством.
2. Представить перечень процессов жизненного цикла выпускаемой продукции, где формируется её качество под воздействием системы качества.
3. Определить исполнителей функций управления качеством и структуру системы качества. Для этого в структуре предприятия нужно указать функциональные связи службы качества с подразделениями предприятия, так как те или иные функции системы качества выполняют практически все подразделения предприятия.
4. Провести анализ наличия и состояния документации системы качества. Для этого отделу управления качеством, совместно со службой стандартизации и соответствующими подразделениями, необходимо рассмотреть документацию, действующую на предприятии. Это позволит выделить имеющиеся документы по выполнению функций системы качества, выявить недостающие документы, которые нужно будет разработать, и те, которые потребуется доработать, объединить или отменить в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001.
5. Разработать новые и откорректировать действующие документы системы качества в соответствии с пунктом 4. 2 стандарта ИСО 9001 и Руководящими указаниями ИСО для документации системы менеджмента качества[13].
Здесь основная трудность состоит в том, чтобы применить к условиям предприятия и ясно изложить не всегда понятные рекомендации стандарта ИСО 9001.
Нормативными документами по выполнению функций системы качества могут быть стандарты организаций[14], инструкции, руководства и другие формы документов.
В любом случае, для создания работающей, а не «бумажной» системы качества нужно максимально использовать действующую на предприятии документацию, а не придумывать новые документы, которые будут мешать работе.
6. Разработать Политику в области качества, которая формируется в соответствии с п. 5.3 стандарта ИСО 9001. При этом важно иметь в виду ее роль, место и соотношение не только с общей политикой, но и с миссией и стратегией предприятия, чтобы не включать в политику качества положения, относящиеся к миссии и стратегии предприятия.
Политика качества оформляется в виде краткого заявления руководителя предприятия о том, к чему стремится предприятие в области качества, а также о том, что для реализации намеченных целей у предприятия есть все возможности. До работников предприятия политика доводится в виде самостоятельного одностраничного документа, который вывешивается на рабочих местах и в кабинетах руководителей. Кроме того, политика включается в «Руководство по качеству», которое рассылается по подразделениям.
Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынках сбыта, положение дел внутри предприятия (технологические возможности и персонал), выбранная стратегия и общая политика предприятия, наличие инвестиций в развитие предприятия, научно-технический прогресс и достижения конкурентов.
Политика качества — важный документ. Она должна верно определять направления работ и цели в области качества и убеждать заказчиков в том, что на предприятии имеются реальные средства для их достижения, что позволит стабильно поставлять продукцию требуемого качества. Такая политика будет не только верным ориентиром в работе предприятия, но и будет помогать получать заказы и продвигать свою продукцию на рынках сбыта.
7. Разработать «Руководство по качеству» в соответствии с пунктом 4.2 стандарта ИСО 9001. «Руководство» служит описанием системы качества и одновременно — руководством по её применению. Оно служит как для внутреннего использования, так и для представления заказчикам при заключении контрактов, а также — независимым аудиторам при проверках системы качества с целью ее сертификации.
Методические указания по разработке «Руководства» приведены в стандарте ИСО 9001 (п.4. 2. 2) и в упомянутом документе ИСО/ТО 10013:2001.
Основной объем «Руководства» составляют документированные процедуры по методам выполнения функций системы качества, или ссылки на них. Кроме этого, в Руководство обычно включается Политика в области качества. В «Руководстве» полезно привести структурную и функциональную схему системы качества — процесс управления качеством. Это даст возможность работникам предприятия, заказчикам и аудиторам составить полное представление о структуре и функционировании системы качества.
Выполнение перечисленных работ означает, что основной объём работ по разработке. системы качества выполнен.
Само собой разумеется, что чёткая работа системы качества будет зависеть не только от того, как она разработана, но и от того, как она внедрена в работу предприятия и как функционирует, то есть как выполняются на практике функции системы всеми ее участниками — от высшего руководства до рядового исполнителя.
Внедрение системы качества[
После разработки новой или доработки действующей системы качества необходимо проверить, вписывается ли она в практическую работу предприятия по обеспечению качества продукции.
Для этого службой качества организуется и проводится серия внутренних проверок системы качества. Проверки проводятся в соответствии с пунктом 8. 2. 2 стандарта ИСО 9001 и разработанной документированной процедурой по внутренним проверкам, а также — с учётом требований стандарта ИСО 19011 по аудитам систем менеджмента[15].
По результатам проверок определяется:
· достаточно ли предусмотрено в системе качества функций (процессов) для эффективного управления качеством продукции;
· определены ли исполнители функций системы качества;
· все ли этапы производства охвачены воздействием системы качества;
· разработаны ли все необходимые методы работ и оформлены ли они документально для правильного их выполнения
· выполняются ли функции системы качества на рабочих местах;
· нуждаются ли в корректировке структура, функции и документация системы качества.
По результатам этих проверок, как правило, проводится корректировка документации системы качества, после чего система принимается для функционирования.
Функции службы качества
В обязанности службы качества входит как выполнение содержательных функций системы качества, предусмотренных стандартом ИСО 9001, так и вспомогательных задач. Среди основных задач службы качества:
1. Организация работы по качеству — разработка, внедрение, обеспечение функционирования и совершенствование системы качества.
2. Разработка совместно с подразделениями проекта политики качества.
3. Контроль качества продукции при её изготовлении, проведение испытаний.
4. Метрологическое обеспечение производства.
5. Проведение работ по стандартизации.
6. Ведение претензионной работы.
7. Текущее планирование, подготовка мероприятий и организационно-распорядительных документов в области качества, контроль и анализ их выполнения.
8. Организация и участие в проведении внутренних и внешних проверок системы качества.
9. Организация работ по сертификации продукции и системы качества и обеспечение инспекторских проверок органами по сертификации.
10. Участие в обучении персонала работе в системе качества.
11. Разработка Руководства по качеству и нормативных документов системы качества, относящихся к компетенции службы качества.
12. Методическое обеспечение и координация работ подразделений в системе качества.
13. Организация рационализаторской работы и «кружков качества», если они создаются.
14. Подготовка материалов для анализа и оценки эффективности системы качества со стороны руководства предприятия.
Итоги и перспективы
Идея внедрения на предприятиях систем качества, способствующих повышению стабильности и уровня качества выпускаемой продукции или услуг, широко распространилась в мировой практике. Однако указанные проблемы в концепции, терминологии и методологии стандартов ИСО серии 9000 затрудняют внедрение работающих систем качества и их понимание как одного из необходимых факторов обеспечения качества, наряду с материальной базой и персоналом (см. Обеспечение качества). Положение усугубляется безответственностью многих консалтинговых организаций и сертификационных органов, которые в погоне за лёгким заработком мощно лоббируют внедрение и сертификацию формально разработанных ими систем, в результате чего на многих предприятиях эти системы остались на бумаге. Как отмечалось в статье директора ВНИИС[16], по оценкам, сделанным специалистами ИСО/ТК 176, из миллиона предприятий в мире, имеющих сертификат соответствия системы качества стандарту ИСО 9001, примерно 50-60 % (по оценкам ряда специалистов — до 80 %) из них не получили ожидаемых результатов с точки зрения достижения целей в области качества продукции, то есть по существу внедрили систему формально. В результате в течение восьми лет после внедрения стандартов ИСО серии 9000:2000 в мировую экономику был вброшен финансовый «пузырь» в 86,4 млрд долл., не обеспеченный реальными ценностями.
Тем не менее, внедрить эффективно работающую систему качества можно. Для этого нужно использовать возможности приспособления стандарта ИСО 9001 к особенностям предприятия и здравый смысл в трактовке его требований, а также — положения науки управления (менеджмента).
В результате может быть создана система качества, с помощью которой при наличии необходимой материальной базы, технологии и персонала, можно организовывать и проводить эффективную работу, повышая стабильность и уровень качества выпускаемой продукции, а значит — и её конкурентоспособность.
В дальнейшем, по сообщению на сайте ИСО, для создания систем качества в 2015 году будет выпущена новая версия стандарта ИСО 9001.Однако, корректировка стандарта ИСО 9001 без переработки стандарта ИСО 9000 на основе обоснованных и подтверждённых практикой принципов управления и обеспечения качества, и без устранения ошибок в терминологии (см.Качество продукции, Обеспечение качества,Управление качеством) не приведёт к преодолению кризиса этих стандартов. Скорее всего это приведёт к тому, что кризис их использования станет необратимым[17]
Литература
· Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992. — 701 с. — ISBN ISBN 0-06-044415-0, ISBN 5-85900-015-4
· Кунц Г., О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2-х т. — М.: Прогресс, 1981
· Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. — 6-е издание. — М.: Дело и Сервис, 2009. — 304 с. — ISBN 978-5-8018-0334-0
Управление качеством рассматривается совместно с менеджментом качества, так как это тесно связанные и взаимодополняющие области деятельности, образующие управление качеством в масштабе компании[1][2]
Управление качеством (англ. quality control) — деятельность оперативного характера, осуществляемая руководителями и персоналом предприятия, воздействующими на процесс создания продукции с целью обеспечения её качества путём выполнения функций планирования и контроля качества, коммуникации (информации), разработки и внедрения мероприятий и принятия решений по качеству.
Менеджмент качества (англ. quality management) — общее руководство качеством — аспект руководства предприятием в целом, осуществляемый высшим руководством, которое обеспечивает ресурсами, в том числе — человеческими, организует работу по качеству (см. система менеджмента качества), взаимодействует с внешней средой, определяет политику и планы в области качества и принимает стратегические и важные оперативные решения по качеству. К выполнению указанных функций привлекаются все сотрудники предприятия, но ответственность за общее руководство качеством несёт высшее руководство.
Е) Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандартов семейства ИСО 9000, и определяет соответствующие термины.
Настоящий стандарт может использоваться:
а) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;
б) организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
в) пользователями продукции;
г) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);
д) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 (например, аудиторы, органы по сертификации/регистрации);
е) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества, соответствующей данной организации;
ж) разработчиками соответствующих стандартов.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Согласно ГОСТ 15467-70 под качеством продукции понимается совокупность свойств, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Отождествлять качество продукции в дорожном строительстве только с качеством применяемых материалов или законченных конструктивных элементов не совсем корректно, т.к. такой подход не всегда способствует решению поставленной проблемы повышения качества дорожной продукции и не соответствует требованиям стандарта. Конечной продукцией в дорожном строительстве является дорога, предназначенная для удовлетворения грузовых и пассажирских перевозок в соответствии с условиями, задаваемыми заданными показателями скоростей, нагрузок и интенсивностью движения по данной дороге. Однако качество дороги недостаточно характеризовать только соответствием выше установленным требованиям. При оценке уровня качества необходимо учитывать также стоимость и длительность эксплуатации (время эффективного использования дороги), затраты на содержание и ремонт, а также предъявляемые к ней социальные и общественные требования.
В конечном итоге более полное определение качества дорог включает всю совокупность свойств, которые определяют возможность оптимального функционирования системы водитель – автомобиль – дорога – среда, которые включают в себя 12 связей (подсистем). Такое определение качества, основанное на системном принципе, всесторонне учитывает различные функции дороги и даёт возможность оценить не только техническое состояние собственно дороги, но и условия взаимодействия дороги с транспортным средством, водителя со средой через автомобиль и др.
Качество дорог, таким образом, комплексно охватывает все аспекты создания дорожно-строительной продукции и представляет собой важнейшую проблему дорожного строительства. Эта проблема имеет комплексный характер – она имеет научный, технический, экономический и социальный аспекты. Эффективное решение проблемы возможно путём улучшения научно-исследовательских, проектно-изыскательских работ, совершенствования технологии, организации и культуры производства; применения новых материалов, конструкционных решений, современных и эффективных методов контроля и испытания сырья, материалов, изделий и готовой продукции, улучшения условий эксплуатации дорог.
Необходимо учитывать, что изготовления дорожно-строительной продукции отличается от выпуска изделий в конвейерном производстве на стационарных предприятиях т.к. имеет ряд существенных особенностей – в строительстве дорог принимают участие различные организации (проектные, строительно-монтажные, снабженческие, производящие полуфабрикаты, поставляющие сырьё и комплектующие и др.), которые разобщены ведомственно и территориально. Поэтому проблема качества решается на на локальном, а на более высоком «интегральном» уровне производства продукции, требующее более гибкого уровня управления и организации оперативного взаимодействия между различными ведомствами, организациями и структурными подразделениями.
Дорожно-строительную продукцию разделяют на два класса: первый – продукция на стадии производства (сырьё, материалы, расходные изделия) и продукция на стадии использования (эксплуатации) – это дорога в целом и её различные элементы. Эта классификация позволяет разработать требования и оценить качество на различных этапах производства дорожной продукции.
Установление номенклатуры показателей качества дорожно-строительной продукции – одна из основных задач управления качеством.
Качество будущей дороги формируется уже на первой стадии изысканий и проектирования. В техническом задании устанавливаются общие требования к будущей дороге, категорию, стадии разработки проектной документации и др. При разработке проекта закладываются основные показатели качества дороги с учётом особенностей её строительства и эксплуатации. На этой первой стадии качество формируется следующими основными компонентами: качеством изысканий и планирования, использованием законченных НИР и успешных предыдущих наработок и разработок (как своих, так и других известных разработок мирового уровня) и использованием надёжных баз данных, качеством нормативной документации, современных средств проектирования, наличием всесторонне аргументированных технико-экономических обоснований, квалификацией и качеством труда персонала, контолем качества проектировочных работ.
Согласно ГОСТ 15467-79 уровнем качества продукции называется относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Базовые значения показателей качества продукции - это показатели качества эталонного или базового образца. Отсюда ясно, что выбор базовых образцов - важнейший элемент оценки уровня качества продукции. Согласно ГОСТ 2.116 - 84 базовым называется образец продукции, соответствующий передовым научно-техническим достижениям в установленном периоде, как в нашей стране, так и в других промышленно развитых странах.
Установлению базовых образцов предшествует определение цели оценки, в зависимости от которой применяются разные группы базовых образцов.
При оценке уровня качества разрабатываемой продукции за базовые принимают перспективные образцы, характеризующиеся прогнозируемой совокупностью реально достижимых показателей качества в будущем периоде. Это может быть гипотетическое изделие, в котором при его разработке получили бы техническое воплощение на современном этапе развития все известные достижения науки и техники. Таким образом, результат сравнения параметров гипотетического и разрабатываемого изделий характеризует степень реализованности параметров гипотетического образца в разрабатываемом изделии.
При оценке выпускаемой продукции за базовый образец принимают продукцию, показатели качества которой соответствуют мировому уровню или лучшим отечественным образцам.
Выбор базовых образцов производится соответствующими отраслевыми НИИ, центральными и головными КБ, головными и базовыми организациями по стандартизации.
Уровень качества продукции, оцениваемый по совокупности показателей, в которую не входят экономические, называется техническим уровнем качества продукции. Когда учитываются и экономические показатели, то говорят о технико-экономическом уровне качества продукции.
Для оценки уровня качества продукции используются следующие методы: дифференциальный, комплексный и смешанный.
Дифференциальный метод оценки уровня качества состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемой продукции (изделия) с соответствующими единичными показателями качества базового образца. При этом для каждого из показателей рассчитываются относительные показатели качества:
(3.1)
или
(3.2)
где Pi-значение i-го показателя качества оцениваемой продукции; Piб- значение i-го показателя качества базового образца.
Формула (3.1) используется, когда увеличение абсолютного значения показателя качества соответствует улучшению качества продукции (например, производительность, чувствительность, точность, срок службы, коэффициент полезного действия и др.).
Формула (3.2) используется тогда, когда улучшению качества продукции соответствует уменьшение абсолютного значения показателя качества (например, масса, расход топлива, потребляемая электрическая мощность, содержание вредных примесей, трудоемкость обслуживания и др.).
Если оцениваемая продукция имеет все относительные показатели качества Ki >=1, то ее уровень качества выше или равен базовому; если все Ki <1, то ниже.
Возможны случаи, когда часть значений Ki >=1, часть Ki <1. При этом необходимо все показатели разделить на две группы. В первую группу должны войти показатели, отражающие наиболее существенные свойства продукции, во вторую - второстепенные показатели.
Если относительные показатели первой группы и большая часть относительных показателей второй группы больше или равны единице, то уровень качества оцениваемой продукции не ниже базового.
Если для первой группы часть значений Ki ><1, то необходимо провести комплексную оценку уровня качества.
Ограничение для применения дифференциального метода оценки уровня качества состоит в трудности принятия решения по значениям многих единичных показателей качества.
Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает использование комплексного (обобщенного) показателя качества.
При этом методе уровень качества определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции Qоц к обобщенному показателю качества базового образца Qбаз, т.е.
(3.3)
Вся сложность комплексной оценки заключается в объективном нахождении обобщенного показателя.
Существуют различные варианты метода.
1. Когда можно выделить главный показатель, характеризующий основное назначение изделия или продукта, и установить функциональную зависимость этого главного показателя от остальных единичных показателей:
(3.4)
где n-число единичных показателей; Pi-i-й единичный показатель; Yi-коэффициент при i-м единичном показателе.
Вид зависимости может определяться любым из возможных методов, в т.ч. и экспертным.
Главным показателем может быть, например, производительность машин, ресурс, удельная себестоимость и др.
В качестве обобщенного может использоваться интегральный показатель качества, показывающий величину полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции, приходящегося на каждый рубль суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление.
2. В тех случаях, когда невозможно построить функциональную зависимость, исходя из основного назначения продукции, применяют взвешенные среднеарифметические показатели. При этом обобщенный показатель вычисляется по формуле:
(3.5)
где mi-коэффициент весомости i-го показателя.
При этом должно соблюдаться условие
(3.6)
Коэффициенты весомости mi устанавливаются отраслевыми НИИ на определенный период времени экспертным методом путем опроса определенного числа экспертов, которыми, исходя из условий эксплуатации изделия, назначаются баллы значимости каждого параметра Pi. На основании балльной оценки значимости параметров определяются коэффициенты mi.
Дифференциальный и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда решают поставленные задачи. При оценке сложной продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с помощью дифференциального метода практически невозможно сделать обобщающий вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой продукции.
В этих случаях оценку уровня качества производят смешанным методом, использующим единичные и комплексные показатели качества. При этом методе единичные показатели качества объединяются в группы (например, показатели назначения, эргономические, эстетические) и для каждой группы определяют комплексный показатель. При этом отдельные, наиболее важные показатели не объединяют в группы, а используют как единичные. С помощью полученной совокупности комплексных и единичных показателей оценивают уровень качества продукции дифференциальным методом.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 239.