Методические материалы
для подготовки и аттестации экспертов
по проверке и оцениванию устных ответов участников государственной итоговой аттестации
по русскому языку с использованием аудиозаписей
Авторы-составители: Цыбулько И.П., Малышева Т.Н.
© Федеральный институт педагогических измерений, 2019
Задачи пособия
Пособие нацелено на подготовку экспертов по проверке выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку и ориентировано на то, что в результате изучения учебных материалов эксперт будет
знать:
1) цели итогового собеседования;
2) структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку:
· кодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов итогового собеседования;
· порядок расположения заданий в работе;
· типы заданий;
3) принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку: валидность, надежность, объективность проверки, соответствие данного измерителя характеру проверяемого объекта;
4) общие научно-методические подходы к оценке выполнения заданий работы;
5) специфические подходы к системе оценки выполнения заданий по русскому языку;
6) шкалы для проверки ответов на задания итогового собеседования, максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение работы;
7) классификацию ошибок и недочетов в устной речи, критерии разграничения ошибок;
8) процедуру проведения итогового собеседования;
понимать:
1) значение педагогического контроля в современном учебном процессе;
2) сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку;
уметь:
1) проводить процедуру проверки устных ответов обучающихся:
· следовать инструкциям, регламентирующим процедуру проверки и оценки развернутых ответов;
· правильно оформлять протоколы проверки и оценки ответов учеников;
2) проверять все задания итогового собеседования;
3) применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных в системе оценивания речевых умений;
4) разграничивать ошибки различных типов;
5) правильно квалифицировать ошибки в ответах учеников;
6) обобщать результаты проверки работ.
Пособие содержит методические рекомендации по оцениванию выполнения всех заданий итогового собеседования, в нем анализируются ответы учащихся, типичные ошибки участников итогового собеседования.
Авторы-составители будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.. 4
Сокращения и условные обозначения. 6
ВВЕДЕНИЕ.. 7
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ФОРМАТ ЗАДАНИЙ И ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ.. 11
Тема 1. Основные особенности устной речи. Говорение как особый вид речевой деятельности. 11
Тема 2. Концепция итогового собеседования по русскому языку как процедуры стандартизированной проверки. 14
Цели и задачи проведения итогового собеседования. Ошибка! Закладка не определена.
Общие подходы к разработке заданий для итогового собеседования по русскому языку. 15
Тема 3. Оценивание заданий с развернутым ответом и критерии оценивания выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку. 18
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ.. 38
Тема 1. Технология оценивания задания 1 «Чтение вслух текста научно-публицистического стиля». 38
Тема 2. Технология оценивания задания 2 «Пересказ текста с включением приведенного высказывания». 40
Тема 3. Технология оценивания задания 3 «Монологическое высказывание» 45
Тема 4. Технология оценивания задания 4. «Диалог». 48
РАЗДЕЛ III. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ИСПЫТАНИЯ ЭКСПЕРТОВ ПО ОЦЕНИВАНИЮ УСТНЫХ ОТВЕТОВ.. 51
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 51
Теоретический зачет 1. 51
Теоретический зачет 2. 52
Теоретический зачет 3. 52
Ответы к теоретическим зачетам. 53
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 56
Итоговый зачет. 56
Список рекомендованной литературы.. 62
Приложение 1. 63
Обобщенный план варианта итогового собеседования ГИА выпускников IX классов по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.. 63
Приложение 2. 64
Основные виды речевых ошибок. 64
Приложение 3. 65
Банк аудиозаписей устных ответов. 65
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о введения устной части в государственную итоговую аттестацию по русскому языку находится в первую очередь в русле проблемы целеполагания[1]. Характеризуя цели изучения современного курса русского языка, необходимо иметь в виду, что значение этого предмета в достижении глобальных целей школьного образования, результатов обучения и воспитания детерминировано сущностью человеческого языка как полифункционального явления. Это вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль данной учебной дисциплины в системе образования.
При отборе содержания курса русского языка актуальной является реализация компетентностного подхода, что позволяет представить процесс обучения в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций на деятельностной основе.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер.
В самом общем виде эта компетенция может быть понята как существенное продвижение в овладении аудированием и чтением, говорением и письмом как видами речевой деятельности (см. схему).
Эта компетенция включает в себя знание основных речеведческих понятий: стили, типы речи, способы связи предложений в тексте и т.д. Однако эти знания и умения сами по себе еще не обеспечивают способности к общению, адекватному коммуникативной ситуации, овладению различными видами речевой деятельности в разных сферах общения. Определяющее место в коммуникативной компетенции занимает владение коммуникативными умениями и навыками – умением выбирать нужную языковую форму, способ выражения мысли в зависимости от условий коммуникативного акта. Собственно коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем, где и с какой целью мы говорим.
Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля
Педагоги с тревогой говорят о том, что в последние годы учащиеся испытывают серьезные трудности с чтением и пониманием прочитанного. Естественно, чтение как форма освоения знания имеет межпредметный характер, и учащийся, выполняя любую задачу, должен прочитать и понять ее условие. Но, анализируя данные, мы получаем финальный результат и не всегда понимаем, в какой мере чтение обусловило успех или неуспех решения.
Отметим, что для чтения на итоговом собеседовании учащимся будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России. Это преследует важные воспитательные и познавательные цели. Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащемуся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста.
Объем текстов варьируется в пределах 170–200 слов.
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание участником собеседования содержания текста, что проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение/понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.
Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Юрий Алексеевич Гага̀рин, Байкону̀р).
Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи.
К тому же числительное дано в тексте в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять
(к примеру, «Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам»).
Ниже представлен текст для чтения из демонстрационного варианта. Необходимо обратить внимание на интонационные особенности данного текста: интонацию перечисления («опыт перегрузок , стрессовых ситуаций
и перепадов давления»), восклицательное предложение («Поехали!») и др.
Часть 1
1 |
Задание 1. Чтение текста
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (1934–1968) – первый космонавт.
Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку. |
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому
из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный
и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно
и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени
с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом
в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад
в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!
(177 слов)
Критерии оценивания задания 1. Чтение текста вслух
Таблица 3
Пересказ текста
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова
Сергея Павловича Королёва, выдающегося конструктора и учёного,
о Ю.А. Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку. |
Таблица 4
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания | Баллы | ||||||||||||||||||||||
П1 | Сохранение при пересказе микротем текста | ||||||||||||||||||||||
Все основные микротемы исходного текста сохранены | 1 | ||||||||||||||||||||||
Упущена или добавлена одна или более микротем | 0 | ||||||||||||||||||||||
П2 | Соблюдение фактологической точности при пересказе | ||||||||||||||||||||||
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет | 1 | ||||||||||||||||||||||
Допущены фактические ошибки (одна и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||
П3 | Работа с высказыванием | ||||||||||||||||||||||
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично | 1 | ||||||||||||||||||||||
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа | 0 | ||||||||||||||||||||||
П4 | Способы цитирования | ||||||||||||||||||||||
Ошибок нет | 1 | ||||||||||||||||||||||
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||
Баллы | |||||||||||||||||||||||
Г |
Или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) | 1 | |||||||||||||||||||||
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||
Р |
Соблюдение речевых норм | ||||||||||||||||||||||
Речевых ошибок нет, Или допущено не более трёх речевых ошибок | 1 | ||||||||||||||||||||||
Допущены речевые ошибки (четыре и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||
Иск. |
Искажения слов | ||||||||||||||||||||||
Искажений слов нет | 1 | ||||||||||||||||||||||
Допущены искажения слов (одно и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание Психологи, психолингвисты, лингвисты, изучающие устную речь, обращают внимание на то, что монолог как вид устного высказывания вызывает серьёзные затруднения у современных школьников. Эти затруднения обусловлены тем, что монолог относительно редкий вид речевого высказывания, который используется довольно ограниченной группой людей: преподавателями, лекторами, журналистами, политиками Во время беседы учащемуся предлагается три темы, из которых он может выбрать одну и построить своё высказывание, опираясь на предложенные вопросы. Три варианта соответствуют трем главным типам текста: описание, повествование и рассуждение. Конечно, учащийся не обязан в своем ответе использовать элементы только выбранного типа речи, но тем не менее содержание наводящих вопросов предписывает строить текст по определенной типологической модели. В практике сложилось представление о том, что повествование является наиболее простым видом устного высказывания, а рассуждение – наиболее сложным. При анализе результатов итогового собеседования возникает искушение присвоить выбору учащегося некий коэффициент сложности. На самом деле вряд ли оправданно безотносительно к конкретной речевой задаче считать повествование более простым, чем рассуждение. Не следует забывать о том ключевом условии, которое мы сформулировали выше, – Конечно, повествование, целостность которому придает событие, проще строится, потому что его развертыванием управляет логико-хронологическая последовательность: однажды… сначала… потом… Но при этом повествование обладает колоссальной информационной насыщенностью, вбирая в себя разные объекты реальности (место, время, люди, имена, поступки), без которых цель сообщения не может быть эффективно реализована. Описанию трудно придать жёсткий порядок, устанавливающий последовательность перечисляемых признаков и свойств выбранного объекта, поэтому учащимся бывает так сложно строить тексты этого типа речи. Но вместе с тем там нет и того жесткого требования полноты, которую задает повествованию событийность. Рассуждение оперирует категориями, и они не всегда имеют соответствия в эмпирическом опыте учащегося, между понятиями устанавливаются сложные логико-смысловые связи (причина, следствие, противопоставление, аналогия и т.д.). Однако рассуждение имеет жесткую схему развертывания, которая организует высказывание. Можно сказать, что все три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они различаются целями, которые реализуются набором специфических средств. Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста и посвящены школе, семье, увлечениям подростков. Монологическое тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию (фотографию и сформулированные На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут собраться с мыслями, продумать содержание своего монолога.
Часть 2
Задание 3. Монологическое высказывание
Выберите одну из предложенных тем беседы.
При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, членимость и законченность. Эти содержательные характеристики показывают соответствие текста заявленной теме. Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.
Критерии оценивания задания 3. Монологическое высказывание Таблица 6
И/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания | 0 | ||||||||||||||||||||||
М2 |
Задание 4. Участие в диалоге В диалоге собеседники имеют свои персональные роли (учащийся – взрослый), и эти ролевые амплуа определяют заданную вопросно-ответную форму коммуникации, где оценивается не только содержательная сторона ответа, но и его оформление. Но эта оценка может иметь диагностический смысл тогда, когда диалог не превращается в «допрос», а воспроизводит естественную и привычную форму речевого взаимодействия, предполагающую свободное самовыражение. По окончании монологического высказывания учащегося собеседник задаёт три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника. Обращаем внимание, на то, что вопросы подобраны таким образом, чтобы помочь расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи учащегося, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. К примеру, если учащийся в монологе описывал фотографию (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. Если в монологическом высказывании участник собеседования рассказывал о своём личном опыте (ведущий тип речи – повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем. Поясним эту особенность на конкретном примере. Учащийся выбрал тему для монологического высказывания на основе личного опыта (ведущий тип речи – повествование).
Тема 2. Посещение музея
Не забудьте рассказать: · в каком музее Вы были; · когда и с кем; · что Вы увидели; · что понравилось и запомнилось больше всего.
Карточка собеседника
Тема 2. Посещение музея
1) Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные? 2) Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему? 3) Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями,
|
Вопросы собеседника имеют расширяющий характер: заставляют учащегося задуматься над ролью музеев в образовании, организации досуга школьников, использовать лексику публицистического стиля («научно-технические, естественнонаучные»), терминологию («виртуальный музей»).
Критерии оценивания задания 4. Участие в диалоге
Таблица 7
Критерии оценивания диалога (Д) | Баллы | |
Д1 | Выполнение коммуникативной задачи | |
Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге | 1 | |
Ответы на вопросы не даны, или даны односложные ответы | 0 | |
Д2 | Учёт условий речевой ситуации | |
Учтены условия речевой ситуации | 1 | |
Условия речевой ситуации не учтены | 0 | |
Максимальное количество баллов | 2 |
По критерию Д1 оцениваются ответы ученика на все вопросы, заданные собеседником, в целом. Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. Критерий Д1 учитывает успешность речевой коммуникации.
Учёт речевой ситуации, критерий Д2, позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником.
Обратим внимание на некоторые сложные моменты в организации диалога с учащимся.
Во-первых, необходим естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником. Не следует отдельно анонсировать переход к заданию 4 («Теперь мы переходим к следующему заданию. Вы должны будете полно ответить на мои вопросы»). Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика.
Да, у собеседника есть подготовленные вопросы для проведения диалога, но в зависимости от содержания монологического высказывания учащегося он вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию. Не следует читать вопрос, необходимо создать ситуацию естественного общения.
Во-вторых, цель собеседника – эмоционально расположить учащегося к беседе, стимулировать его речевую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю»,
«У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся. К примеру, разберём диалог:
– Чьё мнение для Вас важно?
– Папы.
В данной ситуации получен односложный ответ на вопрос, который будет оценен 0 баллов. Чтобы избежать коммуникативной неудачи, собеседнику необходимо помочь ученику развить своё высказывание: выразить удивление, переспросить, уточнить его ответ.
– Папы? А почему? Какие важные советы Вы получили от него?
Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается интегрально.
Таблица 8
№ | Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)* | Баллы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | Соблюдение грамматических норм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грамматических ошибок нет | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Допущены грамматические ошибки (одна и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О | Соблюдение орфоэпических норм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Допущены орфоэпические ошибки (три и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р | Соблюдение речевых норм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Допущены речевые ошибки (четыре и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РО | Речевое оформление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Чтение текста Перед Вами фотография Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945) –советского учёного, естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля конца XIX – первой половины XX века. Выразительно прочитайте текст о В.И. Вернадском вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
В историю российской и мировой науки Владимир Иванович Вернадский вошёл как выдающийся естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель, автор более чем 700 трудов. Учёный изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология, кристаллогра́фия, минералогия, геохимия. Учёный определил пути общей эволюции Земли, ввёл понятия «биосфера» и «ноосфера». Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки – экологии. Владимир Иванович прекрасно понимал, что задача учёного сводится не только к открытию или установлению какой-либо закономерности или явления. Он считал, что учёный обязан подтверждать и обосновывать свои идеи, извлекать максимально больше пользы из открытия как для науки, так и для промышленности страны. Сегодня в нашей стране благодаря В.И. Вернадскому найдены и изучаются минеральные ресурсы практически всех элементов Периодической системы Менделеева, в то время как в начале ХХ века использовалось в производстве только 30 элементов, причём часть из них ввозилась из-за границы. Теоретические положения В.И. Вернадского о наличии в недрах нашей страны разнообразных полезных ископаемых полностью подтвердились широко проведёнными геологическими исследованиями. Оставаясь учёным-профессионалом, преподавателем, мыслителем, Вернадский принимал близко к сердцу все невзгоды и трудности, выпадавшие на долю родной страны. (171 слово)
Тема 2. Технология оценивания задания 2 «Пересказ текста с включением приведенного высказывания»
Таблица 10
Баллы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Г |
Или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р |
Соблюдение речевых норм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевых ошибок нет, Или допущено не более трёх речевых ошибок | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Допущены речевые ошибки (четыре и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иск. |
Искажения слов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Искажений слов нет | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Допущены искажения слов (одно и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Текст для пересказа Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Алекса́ндре Васи́льевиче Суво́рове (1730–1800) вслух.
Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генерали́ссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя! А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но Суворов уважал своих подчинённых – офицеров и солдат, был врагом муштры́. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали. Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами». (171 слово)
Пересказ текста Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Моде́ста Ивановича Богдано́вича, современника А.В. Суворова: «Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова». Подумайте, где лучше использовать слова М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Аудиозапись 3. Прослушайте аудиозапись. Оцените устный ответ ученика по критериям П1–П4 и «Правильность речи».
Текст к аудиозаписи 1
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание Александра Павловича Виноградова – геохимика, ученика и преемника «Он видел в науке на много лет вперёд. Создавая новые отрасли науки
Подумайте, где лучше использовать слова А.П. Виноградова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Тема 3. Технология оценивания задания 3 «Монологическое высказывание» Таблица 12
И/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
М2 |
Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | Соблюдение грамматических норм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грамматических ошибок нет | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Допущены грамматические ошибки (одна и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О | Соблюдение орфоэпических норм |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Допущены орфоэпические ошибки (три и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р | Соблюдение речевых норм |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Допущены речевые ошибки (четыре и более) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РО | Речевое оформление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы к зачету 1. Перечислите основные виды речевой деятельности. 2. Заполните пропуски в таблице.
3. Перечислите основные свойства устной речи. 4. Какое свойство устной речи иллюстрирует пословица: «Слово не птица, вылетит – не поймаешь»? 5. Как происходит восприятие устной речи? 6. Какую роль в устном общении играют мимика, жесты, взгляд? 7. Назовите основные различия подготовленной и неподготовленной устной речи. 8. Перечислите коммуникативные жанры подготовленной устной речи. 9. Перечислите коммуникативные жанры неподготовленной устной речи. 10. Докажите, что говорение – сложный вид речевой деятельности. 11. Назовите формы устной речи. 12. Сравните особенности монологической и диалогической устной речи.
Теоретический зачет 2 Вопросы к зачету 1. Каков статус процедуры итогового собеседования? 2. Какие виды заданий включает в себя итоговое собеседование? 3. Охарактеризуйте речевую ситуацию итогового собеседования. 4. Какова роль собеседника при проведении итогового собеседования? 5. Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий делать пометы в КИМ (подчёркивать слова и т.п.)? 6. Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий вести записи и пользоваться ими при ответе? 7. Сколько времени даётся ученику на подготовку к пересказу текста 8. Должен ли собеседник рекомендовать учащемуся тему монолога? 9. Имеет ли право учащийся переспросить собеседника, уточнить заданный вопрос? Будут ли снижены за это баллы при оценивании задания? 10. Каково речевое поведение собеседника в том случае, если во время диалога учащийся молчит или даёт ответ на вопрос типа «Не знаю...», «Мне нечего сказать...»? 11. Имеет ли право собеседник менять порядок предложенных вопросов или менять их в зависимости от содержании монолога учащегося? 12. Должен ли собеседник исправлять ошибки и недочёты в речи ученика в ходе проведения итогового собеседования?
Теоретический зачет 3 Вопросы к зачету 1. В каком случае по критерию «Темп чтения» выставляется 0 баллов? 2. Можно ли выставить 1 балл по критерию «Соблюдение орфоэпических норм», если ученик допустил при чтении одну ошибку в слове, сопровождающемся знаком ударения? 3. В каком случае при оценивании чтения текста учитываются грамматические ошибки? 4. Следует ли контролировать речевые нормы при чтении текста? 5. Сколько баллов следует выставить по критерию «Сохранение микротем текста» (П1), если ученик упустил только одну микротему? 6. При оценивании какого задания следует обращать внимание на искажения слов? 7. Какой вид пересказа представлен на итоговом собеседовании? 8. Если при пересказе ученик допустил одну фактическую ошибку, какой балл должен быть выставлен по критерию П2? 9. Сколько баллов получит ученик по критериям оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания (П1–П4), если при ответе был дан подробный пересказ, сохранены все микротемы, фактические ошибки отсутствовали, но высказывание приведено не было? 10. Объём монолога ученика составил шесть фраз; были даны ответы на все вопросы, представленные в задании. Какой балл должен быть выставлен по критерию «Выполнение коммуникативной задачи» (М1)? 11. Во время монолога ученик использовал молодёжный сленг и разговорные слова. По какому критерию должен быть снижен балл при оценивании? 12. В своём монологе ученик привёл 10 фраз по теме высказывания, но дал их в форме ответов на вопросы, предложенных в задании, не создал цельный текст. По какому критерию должен быть снижен балл? 13. В диалоге с собеседником ученик дал три односложных ответа на вопросы. Какой балл должен быть выставлен по критерию «Коммуникативная задача» (Д1)? 14. Во время монолога и диалога учащийся допустил одну орфоэпическую ошибку. Сколько баллов следует поставить по критерию «Соблюдение орфоэпических норм»? 15. Во время монолога и диалога учащийся допустил три речевые ошибки. Сколько баллов следует поставить по критерию «Соблюдение речевых норм»?
Ответы к теоретическим зачетам Теоретический зачет 1. Тема «Особенности устной речи и говорения как вида речевой деятельности» Ответы: 1. чтение, письмо, говорение, слушание; 3. необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени; 4. необратимость; 5. одновременно по слуховому и зрительному каналам; 6. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством. 7.
8. лекция, доклад, выступление, отчёт, презентация; 9. беседа, интервью, репортаж, выступление в дискуссии; 10. Говорение как вид деятельности основывается на сложной совокупности навыков внутреннего и внешнего оформления высказывания. Психологическая структура акта говорения включает в себя четыре фазы: побудительно-мотивационную, аналитико-синтетическую, исполнительную и контролирующую. Современная речь – это результат усиленной мыслительной работы, это логически выстроенное высказывание из четких смыслов точно употребленных слов. Говорение формирует не только школу слова, но и школу мысли. 11. Монологическая и диалогическая формы; 12. Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Особенности условий, в которых протекает диалогическая речь: · краткость высказывания; · широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты); · большая роль интонации; · разнообразие особых предложений неполного состава; · свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания; · преобладание простых предложений. Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда к самому себе. В отличие от диалогической речи, характеризуется: · развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания; · наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.
Теоретический зачет 2. Тема «Структура итогового собеседования, особенности его организации и проведения» Ответы: 1. допуск к ОГЭ; 2. 1) чтение текста; 2) пересказ с включением дополнительной информации; 3) монологическое высказывание; 4) диалог с собеседником; 3. Речевая ситуация – официальная обстановка речевой ситуации задаётся тремя вопросами: где? с кем? с какой целью? происходит общение. Речевая ситуация итогового собеседования требует от учащегося соблюдений определённых правил официального общения, адекватного отбора фактического материала для монолога и др. 4. Экзаменатор-собеседник ведёт итоговое собеседование: анонсирует задания, даёт задания, контролирует время подготовки к ответу ученика и время ответа, ведёт диалог; 5. да; 6. да, используя «Поле для заметок»; 7. 2 минуты; 8. нет; 9. да, баллы не будут понижены; 10. должен стимулировать речь ученика эмоциональной реакцией, дополнительными вопросами. 11. имеет; 12. не должен.
Теоретический зачет 3. Тема «Специфика оценивания итогового собеседования учеников основной школы» Ответы: 1. темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 2. нет; 3. при проверке склонения имени числительного; 4. не следует; 5. 0 баллов; 6. чтение текста; 7. подробный; 8. 0 баллов; 9. 2 балла; 10. 0 баллов; 11. учет речевой ситуации; 12. речевое оформление монологического высказывания (МР); 13. 0 баллов; 14. 1 балл; 15. 1 балл.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Итоговый зачет
Аудиозапись. Зачет 1 Прослушайте аудиозапись. Оцените ответы ученика на все задания итогового собеседования.
Аудиозапись. Зачет 2 Прослушайте аудио запись. Оцените ответы ученика на все задания итогового собеседования.
Аудиозапись. Зачет 3 Прослушайте аудиозапись. Оцените ответы ученика на все задания итогового собеседования.
Аудиозапись. Зачет 4 Прослушайте аудиозапись. Оцените ответы ученика на все задания итогового собеседования.
Аудиозапись. Зачет 5 Прослушайте аудиозапись. Оцените ответы ученика на все задания итогового собеседования.
Аудиозапись. Зачет 6 Прослушайте аудиозапись. Оцените ответы ученика на все задания итогового собеседования.
Приложение 1 Обобщенный план варианта итогового собеседования ГИА выпускников IX классов по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Уровень сложности заданий: Б – базовый.
Часть 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Чтение текста вслух | 11 8.1 8.3 | 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 | Б | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Пересказ текста с привлечением дополнительной информации | 11 | 2.1 2.4 3.1 3.5 3.6 | Б | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правильность речи | 3.7 3.9 | Б | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Создание устного монологического высказывания | 2.1–2.4 8.1–8.3 8.6 9.1–9.4 | 1.2 1.3 3.2–3.7 | Б | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Участие в диалоге | 2.1–2.4 8.1–8.3 8.6 9.1–9.4 | 1.2 1.3 3.2–3.7 3.9 3.10 | Б | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правильность речи | 3.7 3.9 | Б | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего заданий – 4; из них с развернутым ответом – 4; по уровню сложности: Б – 4. Максимальный первичный балл – 19. Примерное время ответа ученика – 15 минут. |
Приложение 2
Приложение 3
Методические материалы
для подготовки и аттестации экспертов
по проверке и оцениванию устных ответов участников государственной итоговой аттестации
по русскому языку с использованием аудиозаписей
Авторы-составители: Цыбулько И.П., Малышева Т.Н.
© Федеральный институт педагогических измерений, 2019
Задачи пособия
Пособие нацелено на подготовку экспертов по проверке выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку и ориентировано на то, что в результате изучения учебных материалов эксперт будет
знать:
1) цели итогового собеседования;
2) структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку:
· кодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов итогового собеседования;
· порядок расположения заданий в работе;
· типы заданий;
3) принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку: валидность, надежность, объективность проверки, соответствие данного измерителя характеру проверяемого объекта;
4) общие научно-методические подходы к оценке выполнения заданий работы;
5) специфические подходы к системе оценки выполнения заданий по русскому языку;
6) шкалы для проверки ответов на задания итогового собеседования, максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение работы;
7) классификацию ошибок и недочетов в устной речи, критерии разграничения ошибок;
8) процедуру проведения итогового собеседования;
понимать:
1) значение педагогического контроля в современном учебном процессе;
2) сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку;
уметь:
1) проводить процедуру проверки устных ответов обучающихся:
· следовать инструкциям, регламентирующим процедуру проверки и оценки развернутых ответов;
· правильно оформлять протоколы проверки и оценки ответов учеников;
2) проверять все задания итогового собеседования;
3) применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных в системе оценивания речевых умений;
4) разграничивать ошибки различных типов;
5) правильно квалифицировать ошибки в ответах учеников;
6) обобщать результаты проверки работ.
Пособие содержит методические рекомендации по оцениванию выполнения всех заданий итогового собеседования, в нем анализируются ответы учащихся, типичные ошибки участников итогового собеседования.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 243.