Монистические концепции исторического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формируются в XVIII веке в Европе. Этот подход рассматривает историю как ряд последовательных ступеней прогрессивного развития общества являющегося единым целым. То есть все страны и народы проходят одни и те же этапы, где действуют одни стереотипы.

Георг Гегель предложил философскую концепцию мировой истории. Критерием развития человечества он видел развитие идеи свободы. При этом на каждом новом этапе развития носителем идеи свободы выступал новый народ.

С каждым новым этапом общество приближалось к идеалу, при этом отрицался предыдущий этап развития. Такие народы-лидеры Гегель именовал историческими народами. В обществе идея свободы реализовывалась через отношение личности и государства.

Первой эпохой человечества Гегель определил Древний Восток. Здесь сформировалась деспотия, при которой государство полностью подавляло личность: свободен был только деспот.

Затем наступает эпоха античности, где господствует личность. Государство вторично, оно защищает интересы личности и выражает их. Но это общество имело свои недостатки: рабовладельческий строй. К тому же в Римской Империи Рим подавлял другие народы, поэтому демократия неизбежно рушилась, в Греции регулярно устанавливались тиранические режимы. А Рим пришел к эпохе Цезарей.

Возможность постижения свободы стала реальной в третью эпоху, когда европейские народы приняли христианство , и произошло смешение латинских и германских народов. Приближение к идеальному обществу происходило через развитие монархической формы правления, ранние формы монархии в условиях феодализма были близки к деспотизму, однако затем формируются монархии, основанные на народовластии. Близким к идеальному Гегель считал просвещённый абсолютизм прусского образца.

Марксистская теория всемирно-исторического развития

Маркс предложил некий шаблон, который можно применить к любым государствам.

По мнению Маркса, любое общество на любом этапе развития моно представить в виде модели общественно-экономической формации, которая состоит из двух элементов:

1) Экономический базис (способ производства материальных благ)

* Производительные силы (люди и их умения к труду, орудия и средства производства)

* Производственные отношения (определяющий элемент, то есть определяются характером владения собственностью)

2) Идеологическая надстройка – это государство, право, идеология, мораль, религия

Основным постулатом марксизма являлось: «общественное бытие определяет общественное сознание». То есть экономический базис определяет характер идеологической надстройки.

Форма собственности на средства производств определяет экономически господствующий класс – эксплуататоров, который в силу этого является и политически доминирующим. Кроме этого, в обществе существуют вторая группа класса – эксплуатируемые, которые составляют основу производительных сил общества. Согласно Марксу, конфликт между классами носит объективный характер.

Государство и правовая система всегда носят классовый характер и защищают существующие производственные отношения, поэтому смена экономических отношений возможна только через революцию, то есть свержение существующего государственного строя.

Таким образом, история человечества по Марксу — это смена 4 общественно-экономический формаций:

1. Первобытнообщинная - уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет даже самой возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение невозможно. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.

2. Рабовладельческая - При рабовладении уже существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов. Основным механизмом, побуждающим к труду является насильственное принуждение, страх физической расправы рабовладельца над рабом.

3. Феодальная - В обществе выделяются класс феодалов — собственников земли — и класс зависимых от них крестьян, находящихся в личной зависимости. Производство, главным образом, сельскохозяйственное, ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется сословной социальной структурой. Основным механизмом, побуждающим к труду является крепостное право, экономическое принуждение.

4. Капиталистическая - Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов (буржуазия), — владельцев средств производства, — и той части рабочего класса, которая не владеет средствами производства и работает на капиталистов по найму (пролетариат). Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

5. Коммунистическая бесклассовая - коммунизм предполагает наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления общества на социальные классы, государства и денег; всё это базируется на отмене частной собственности на средства производства.

Таким образом, Марксистская теория носит характер линейного прогрессиста (все страны проходят одни и те же фазы). Исторический процесс носит прерывистый характер: эволюция всегда прерывается революцией. Теория носит европоцентристский характер.

1.3. Плюралистические концепции исторического развития

Цивилизационный подход (плюралистический) отрицает единство человеческой истории. История рассматривается как сложная конфигурация сосуществующих или сменяющих друг друга во времени локальных цивилизаций, каждая из которых имеет ограниченное время существования, определенный ареал и собственные алгоритм развития.

Данный подход отрицает однолинейный прогрессизм и исключительную диахронность, т.е. нет стран передовых и отсталых. Различия определяются не уровнем, а направлением развития.

Современный цивилизационный подход

Цивилизация – сообщество людей, объединенное основополагающими принципами и идеалами, имеющее особые устойчивые черты в культуре, социально-политической организации и психологическое чувство принадлежности к данному сообществу.

Критериями, определяющими развитие цивилизации, являются:

1) Географический фактор (природная среда обитания)

2) Экономический фактор (система ведения хозяйства)

3) Социально-политическая организация общества

4) Система духовных ценностей

5) Культура

6) Религия

При этом нет единственного, определяющего фактора. На определенном этапе развития детерминирующим может стать любой из факторов или их совокупность.

При исследовании крупных исторических периодов используются типы цивилизационного развития.

При отнесении к типу важны следующие критерии:

1) Общность исторической судьбы и взаимопереплетения культур

2) Наличие интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития

Выделяется три типа развития:

1) Непрогрессивная форма существования. К данному типу относятся народы, живущие в единстве с природой в рамках природного годового цикла. Они вживаются в данную природную среду, подстраивая под неё жизнь, быт, традиции. Любое изменение воспринимается здесь как угроза существования сообщества и находится под запретом. Сознание носит мифологизированный характер: мифы определяют мироустройство и запреты-табу. Все отношения регулируются традициями, обычаями, которые устанавливают оптимальные формы поведения в данных природных условиях. Государство отсутствует, государство носит харизматический характер, то есть основана на доверии. Частная собственность отсутствует, развито общественное владение. Религия основана на обожествлении сил природы. Интересы личности подчинены интересам общества и его выживанию.

2) Циклический тип (восточные). Формируется особый тип государства и общества – восточная деспотия. Для неё характерна абсолютная монархия или иные формы единовластия. Власть деспота опирается на мощный центральный аппарат при централизации власти. Бюрократия выступает самостоятельной и влиятельной социальной группой. Для социальной структуры характерно жесткое сословное деление Сословная принадлежность определяется по рождению и является пожизненной. Сословная принадлежность определяет правовой и социальный статус человека. Частная собственность, как правило, слабо развита. Для общественного сознания характерно господство религии, культ предков, традиционализм. Развитие происходит чрезвычайно медленно, но такие сообщества чрезвычайно устойчивы к внешнему и внутреннему воздействию. Здесь доминирует этатиское государство. Оно контролирует общество и личность и определяет циклы развития общества в целом. При отсутствии иных социальных регуляторов кроме государства его ослабление приводит к дестабилизации, поэтому при это ослаблении наступают революции, либо вынужденные и запаздывающие реформы. Затем наступает фаза усиления гос. Власти: революция подавляется, реформы сворачиваются.

3) Линейный или прогрессивный (западный). Характерно доминирование прогрессивного развития и , соответственно, стремление к постоянным инновациям. Отсутствие позитивных изменений рассматривается всегда как негативный фактор. Для политической системы характерны конституционализм, республика, закрепление свобод личности, всеобщее избирательное право. Социальная структура носит гибкий подвижный характер, так как развиты социальные лифты. Статус человека может неоднократно меняться в течении жизни. Рыночная экономика на основе частной собственности со свободой предпринимательства, конкуренцией и торговлей. Общественное сознание свободно от религиозных догм. В результате изменения в обществе и системе ценностей происходят на протяжении жизни одного поколения людей.

Теория культурно-исторического круговорота О. Шпенглера.

По мнению Шпенглера, жизнеспособность народа определялась самобытностью и независимостью его культуры. Он выделил этапы, которые проходит каждая цивилизация в своем развитии, но содержание этих этапов у каждой цивилизации уникальна.

Этапы:

1) Юность. Господствует ранняя мифосимволическая культура, основанная на политеизме (многобожии).

2) Зрелость. Господствует развитая метафизика (наличие философии) религиозной культуры, основанная на монотеизме.

3) Старость. Господствует закостеневшая, неразвивающаяся культура

На данных этапах культура народов уникальна. Затем наступает эпоха цивилизации, которая одинакова у всех народов.

4) Цивилизация. Культура народов утрачивает самобытность. Наступает хаос и смешение культур. В результате народ постепенно угасает.

3. Восточные славяне в древности. Теория происхождения древнерусского государства.

Территория восточных славян (VI—IX вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян. Эти союзы включали 120—150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40—60 км в поперечнике).

Путь «из варяг в греки». Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьгра-да).

Община. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. В общине было две формы собственности — личная и общественная.

Образование Древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян.

Норманская теория. Летописный рассказ о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. В 862 г. призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки». 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием. Образование 'Государства Русь — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». (ранефеодальная монархия).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 535.