Итоги Смутного времени для истории России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первым итогом Смуты стало избрание новой царствующей династии Романовых, которая правила с 1613 года по 1917 год, которая началась Михаилом и закончилась Михаилом. Вторым итогом стало отмирание боярства. Весь 17 век оно теряло свое влияние, а вместе с ним и старое родовое начало. Третий итог — разруха, хозяйственная, экономическая, социальная. Ее последствия были преодолены только к началу царствования Петра Великого. Четвертый итог — вместо боярства, власть сделала опору на дворянство.

13. Предпосылки и сущность модернизации в России (XVII в.).

XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени. Она означала цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Предпосылки проведения петровских реформ:

· - активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

· - интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы "посадского строения", принятием "Уставной таможенной грамоты" (1653), "Новоторгового устава" (1667);

· - реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

· - переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

· - тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова "самодержец";

· - оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649) с учетом европейских законодательств, в частности Литовского статута. Дальнейшее совершенствование свода законов, связанное с принятием "новоуказанных" статей (с 1649 по 1690 гг. быдо принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

· - реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков мноземного строя, изменения в порядке комплектования полков, распределение полков по округам),

· - размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.

Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I.

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: с 1695 по 1715, и с 1715 по 1725 гг.

Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственной регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Что же касается темпов преобразований, то они зависили от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений.

14. Преобразования Петра 1 в экономической и политической сферах. Складывание абсолютизма.

Преобразования в политической сфере.

В 1708 — 1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Преобразования в экономической сфере.

Во время Северной войны Петром I постоянно поднимались косвенные налоги, вводилось множество новых (на бороды, бани, дубовые гробы, гербовую бумагу и т. п.), чеканилась «облегчённая» монета. В результате всех этих мер доходы казны значительно выросли. Была введена и особая финансовая должность прибыльщиков, которые указывали Петру I на новые возможные источники обложения.

В конце царствования Петра I была кардинально преобразована и система прямых налогов: прежнюю подворную подать заменили подушной. Эта финансовая реформа имела и широкие социальные последствия.

Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма. Применяя их к жизни, он всячески старался развивать промышленность, строил заводы на государственные средства, путём широких льгот поощрял такое строительство частными предпринимателями, приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода.

Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами). Широко применялось государственное регулирование экономики. Петр I способствовал прокладке каналов, дорог и других путей сообщения, разведке полезных ископаемых. Мощный толчок российской экономике дала разработка минеральных богатств Урала.

16. Россия в эпоху «просвещённого абсолютизма» Екатерины II.

Самым крупным мероприятием Екатерины II был созыв Уложенной комиссии в 1767 г. в качестве руководящего документа комиссии императрица подготовила "Наказ", в котором теоретически обосновала политику "просвещенного абсолютизма". Комиссия была созвана с целью составить новый свод законов. В ходе обсуждения наказов с мест выявились противоречия: каждое сословие требовало привилегий в свою пользу, невозможно было отменить крепостное право. В 1768 г. под предлогом начала войны с Турцией комиссия была распущена. Выработать новое уложение не удалось.

Екатериной II был проведен курс реформ в социально-политической и экономической жизни России. Стремясь укрепить государственную власть, Екатерина II наладила работу Сената (1763 г.), разделив его на 6 департаментов, имеющих конкретные обязанности и полномочия; ликвидировала автономию прав Украины; подчинила церковь государству, проведя секуляризацию церковных земель (1763 - 1764 гг.). В 1775 г. была осуществлена реформа местного управления, в результате которой Россия была разделена на 50 губерний, на местах вводились сословные суды и четкое разделение власти по функциям (административная, судебная, финансовая). Эта реформа укрепила местную власть.

Экономические преобразования Екатерины II имели целью способствовать развитию отечественной промышленности и торговли. В 1765 г. было создано Вольное экономическое общество дворян и купцов. В 1776, 1782 и 1796 гг. были введены таможенные тарифы, сохранявшие высокие пошлины на иностранные товары. В 1775 г. были изданы Манифест о свободе открытия предприятий и Жалованная грамота городам, подтвердившая привилегии купечества и вводившая городское самоуправление. Екатерина II ввела новую форму торговли - магазины и бумажные деньги. В годы ее правления возросло число мануфактур (при Петре I было 200 мануфактур, при Екатерине II - 2000).

Сословная политика Екатерины II была направлена на укрепление дворянства. Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда в Сибирь на каторгу, а Указ 1767 г. запрещал крестьянам жаловаться императрице на своих владельцев.

Усиливается крепостное право. В 1775 г. дворянство получает Жалованную грамоту, подтверждающую сословные привилегии дворянства. Дворянству присваивается звание "благородного".

Таким образом, реформы Екатерины II сохранили и укрепили абсолютную монархию и крепостничество в России.

17. Реформаторская деятельность Александра I.

Его реформаторская деятельность заняла чуть больше десяти лет, и за это время были осуществлены перемены в самых разных сферах. В частности:

В 1803 году крепостные крестьяне получили право выкупать себя у помещиков за деньги вместе с наделами земли.

В 1816 по 1818 год от закрепощения были освобождены крестьяне Эстонии, Курляндии и Лифляндии — правда, без земельных наделов.

В 1809 году помещики лишились права продавать своих крестьян, также была упразднена практика ссылки провинившихся в Сибирь.

Александр I уделил внимание образовательной сфере. С 1902 по 1804 год при нем открылось несколько новых университетов, были созданы привилегированные лицеи. Кроме того, было окончательно закреплено право высших учебных заведений на самоуправление, а в 1803 году особое положение отрегулировало длительность обучения в заведениях для разных сословий.

Либерально настроенные слои общества при Александре I часто поднимали вопрос о даровании России Конституции. В определенных рамках император шел им навстречу — например, в 1815 году Конституция действительно появилась в Польше, входившей в то время в состав империи.

Почему при всех своих начинаниях Александр I так и не стал великим реформатором? Дело в том, что слишком сильное давление на императора оказывали две противоборствующие силы — дворяне, желавшие оставить государственную систему в прежнем виде, и либералы, жаждавшие перемен по европейскому образцу. Стараясь угодить тем и другим, Александр I принимал «половинчатые» решения, лишь подготавливая почву для будущих великих реформ.

 

18.Реформы Александра 2 (1863-1874), их значения

19. Основные этапы юридического оформления крепостного права и его отмена

В XVII в. в России по-прежнему преобладало барщинное хозяйство. Его основными признаками были:

· господство натурального хозяйства, слабо связанного с рынком;

· разделение феодальной земли на барскую запашку и крестьянские наделы, за пользование которыми крестьянин нес барщину и платил помещику оброк;

· крестьянин имел собственные, очень примитивные орудия труда, приемы обработки почвы совершенствовались медленно;

· крестьянин находился в крепостной, т. е. юридической, зависимости от помещика, был прикреплен к земле.

Во второй половине XVII в. начинается изменение форм ренты (феодальных повинностей), происходит постепенный переход от натурального оброка к денежному оброку и барщине. Служилые люди, помещики требовали еще у Михаила Романова отменить «урочные лета» и установить бессрочный сыск беглых крестьян. Вспомним, как происходил процесс закрепощения крестьян в Русском государстве с XV в.:

· по «Судебнику» Ивана III (1497) крестьяне могли переходить от одного феодала к другому за неделю до и неделю после 26 ноября (Юрьев день), при условии уплаты «пожилого»;

· по «Судебнику» Ивана Грозного (1550) крестьяне могли переходить только в один Юрьев день, размер «пожилого» увеличивался вдвое;

· в 1581 г. был объявлен первый «заповедный год», когда крестьянам запрещалось переходить к другому хозяину;

· 1592 г. — составление писцовых книг, куда заносились имена крестьян, горожан, владельцев домов;

· в 1597 г. были введены «урочные лета», по которым помещик имел право разыскивать и возвращать беглых крестьян в течение 5 лет;

· 1637 г. — 9-летний срок сыска;

· 1641 г. — 10-летний срок;

· 1646 г. — перепись всех крестьян.

В 1649 г. Земский собор принял новый свод законов — Соборное уложение.

В 11-й главе уложения

· были отменены «урочные лета» и установлена потомственная зависимость крестьян от помещиков;

· имущество крестьянина признавалось собственностью помещика и могло быть продано за его долги; помещик сам наказывал крестьян (кроме государственных преступлений) — крестьянин становился юридически бесправным, его можно было продать, обменять и т. п.;

· укрывательство беглых крестьян наказывалось кнутом, тюрьмой, за убийство чужого крестьянина помещик должен был отдать своего лучшего крестьянина с семьей;

· дворяне могли передавать поместье по наследству при условии, что сыновья будут служить, как и отец.

№22 Аграрная реформа Столыпина основные направления и результаты

Причины реформы

Проведение аграрной реформы диктовалось необходимостью устранить недовольство властью большого количества людей. К 1906 году такие акции приобрели масштабный характер и революционный подъем.

Проведение аграрной реформы преследовало сразу несколько целей:

* Превратить крестьян-общинников в крестьян-собственников;

* Ускорить буржуазное развитие сельского хозяйства;

* Сохранить землю помещикам;

* Дать землю крестьянам;

* Снять социальную напряженность;

* Создать за счет крестьян опору власти.

Суть реформы

Началом проведения реформы можно считать дату 24 августа 1906 года, когда была опубликована программа правительства России в аграрном секторе. Важной мерой в решении этих двух направлений реформы был закон от 14 июня 1910 года, который сделал выход из общины обязательным. Этот закон был принят из-за того, что на первом этапе проведения реформы крестьяне покидали общину неохотно.

Аграрная реформа Столыпина имела следующие преимущества:

* Крестьяне-частники менее подвержены революционному духу, чем крестьяне-общинники.

* Человек, имеющий личный земельный надел, заинтересован в конечном результате, поэтому будет стараться увеличить свой урожай и прибыль.

* Отвлечь крестьян от желания разделить землю помещиков.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 266.