В Англии идеи Просвещения развивались под влиянием учений И. Ньютона и Дж. Локка. Идеи, разработанные ими, были положены в основу объяснения психического мира человека английским врачом Дейвидом Гартли (1705-1757), вошедшим в историю в качестве одного из основателей английской ассоциативной психологии.
Увлекшись физикой, Гартли оставил занятия теологией и стал врачом. На его научное мировоззрение оказали влияние: рефлекторная концепция Р. Декарта, эмпирическое и ассоциативное учение Дж. Локка, а также выдвинутая Г. Лейбницем идея о бессознательных перцепциях. "Моя главная цель, - пишет Гартли в своих "Размышлениях", - объяснить, установить и применить учение о вибрациях и об ассоциации. Первое из этих учений выведено из размышлений о формировании ощущений и движения Ньютона… Второе вытекает из того, что Локк и другие талантливые авторы после него писали о влиянии ассоциаций на наши мнения и чувства".
Д. Гартли отстаивал положение о материальности и реальности внешнего мира, пытался соединить теологическое видение мира с механистическим.
Психика понимается им, с одной стороны, как результат воздействия на человека внешнего мира, а с другой стороны, психика выступает у него как продукт работы организма.Д. Гартли рассматривает организм как своеобразную вибраторную машину.
В основе образования всех психических явлений лежит механизм ассоциаций. Гартли придал ассоциации силу всеобщего закона, применимого ко всем формам психической деятельности. В своем труде "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" Гартли доказывал, что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов посредством их ассоциаций. Он указывал, что вибрации, возникающие в теле, обладают способностью сохраняться. Частое повторение ощущений оставляет "определенные следы, типы или образы, которые можно назвать простыми идеями ощущений". Эти простые идеи "путем ассоциаций превращаются в сложные".
С точки зрения ассоциативного механизма он рассматривает происхождение и таких высших психических явлений, как понятия, воля, воображение.
Гартли выделяет мотивационные силы, регулирующие организацию поведения: чувства удовольствия и боли (страдания). По законам ассоциации они соединяются с различными объектами. Соответственно задачу воспитания он видит в создании и закреплении у людей таких связей, которые отвращают их от безнравственных дел и доставляют удовольствие от совершения нравственных, социально ценных поступков.
Установка на опытное и строго причинное объяснение возникновения и функционирования психического механизма, а также направленность учения Гартли на решение социально-нравственных задач обеспечили его заслуженно широкую популярность. Его идеи оказали влияние на различные отрасли знания: этику, эстетику, логику, педагогику. В работах Гартли получило дальнейшее развитие рефлекторное учение Декарта
С иных, субъективно-идеалистических позиций рассматривали принцип ассоциации два других английских мыслителя XVIII в. Джордж Беркли (1685-1753) и Дэвид Юм (1711-1776), считавшие первичным не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания.
Дж. Беркли - наиболее значительный английский ученый первой половины XVIII в., посвятивший всю свою творческую деятельность всецело защите религии и идеалистической философии от материализма, атеизма и свободомыслия. Его теория познания опирается на идеи номинализма и феноменализма.
Исходный постулат Беркли - отрицание реального, независимого от разума, бытия мира. Согласно его учению, "существовать (esse) значит быть воспринимаемым (percipe)" и "все имеет существование только в Сознании". Беркли аргументирует это утверждение, например, тем, что невозможно воспринимать какой-либо запах, если прежде его никто не ощущал (и не знает). Отсюда делается вывод, что "если существование (esse) стоит раньше восприятия, то мы никогда не сможем узнать, что это такое".
Беркли отрицает существование материи и утверждает, что реально существуют только души людей и Бог.
Беркли является сторонником опытного познания, сенсуалистом, признавая в качестве источника знания непосредственно испытываемые субъектом ощущения ("идеи ощущений"): зрительные, мышечные, осязательные и другие. Согласно Беркли, физический мир - комплекс ощущений человека.
Беркли утверждает, что мы не видим "вещей"; а то, что есть на самом деле - это "идеи", внутри которых мы видим "вещи". Существуют только умы, в которых находятся идеи, а последние сводятся к ощущениям. Идеи являются ощущениями, а предметы - комплексами или устойчивыми комбинациями ощущений. Вся реальность замыкается в сфере сознания человека и, постигаемая посредством ощущений, она отождествляется с самими этими ощущениями.
В свою очередь, Юм, с одной стороны, абсолютизировал идею эмпиризма, доведя ее до логического предела и отвергнув силу человеческого разума. Он утверждал, что природа сильнее разума. С другой стороны, он считал, что человек не может познать мир, находящийся вне его сознания. Таким образом, Юм является родоначальником агностицизма, учения о непознаваемости мира.
В работе "Трактат о человеческой природе" (1739-1740) Юм говорит о необходимости применить экспериментальный метод к изучению человеческой природы.
Содержание человеческого разума, по Юму, включает в себя перцепции, "восприятия", которые разделяются на 2 класса: "впечатления" и "идеи". В основу их различения положены 2 критерия: 1) сила и яркость и 2) порядок и временная последовательность их появления.
Первичным элементом психического опыта является впечатление, а идея вторична и зависит от него.Юм выделяет простые впечатления и сложные, являющиеся различными комбинациями первых. В основе комбинирования простых представлений лежат принципы ассоциации.
Учение Юма представляло собой эмпиризм, доведенный до логической крайности и породивший ряд противоречивых тенденций (иррационализм, скептицизм), которые стали предметом осмысления и разрешения в трудах И. Канта.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 236.