Психологические идеи средневековой Европы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика (от греч. "схоластикос" - школьный, ученый). Этот особый тип философствования ("школьная философия"), господствовавший с XI по XVI век, сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения. В схоластике имелись различные течения; общей же была установка на комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись словесными ухищрениями. По явившееся на интеллектуальном горизонте Европы наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась "осваивать", адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (1225-1274), учение которого позже было канонизировано в папской энциклике (1879) как истинно католическая философия (и психология) и получило название томизма (несколько модернизированного в наши дни под именем неотомизма).Блаженный Августин - епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православной церквей. Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера. Учения:(О бытии Бог, мир и человек О благодати О свободе и божественном предопределении О вечности, времени и памяти Добро и зло - теодицея Истина и достоверное знание Познание Об обществе и истории). Фома аквинский: О человеке и его душе Индивидуальность человека - личностное единство души и тела. Душа - животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосущна; она - субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость - становясь человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания. Душа человека бессмертна. Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела. Конечная цель жизни человека - достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире. По своему положению человек - промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий - он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы - разум. Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор: именно интеллект и свободная (от какой-либо внешней необходимости) воля являются основаниями совершения подлинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), принадлежащих к сфере этического. Наряду с собственными усилиями человека для совершения благих действий требуется также божественная благодать, не устраняющая своеобразие человеческой природы, а совершенствующая её.

 

Эпоха Возрождения.

Период Возрождения наступает после эпохи средневековья и датируется 14-16 вв. Он характеризуется активизацией культурной и научной жизни. В той или иной степени он затронул большую часть стран средневековой Европы. Активно идеи эпохи Возрождения развивались в Италии и Испании.

В 1440 г. немецкий мастер Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок- - началась эпоха книгопечатания. Первым в печатную форму перевели философские трактаты античных авторов. Расцвет переживали все виды искусства: литература, живопись, скульптура, архитектура.

В Европе начинаются активные процессы урбанизации, появляются университеты. Образование приобретает огромное значение.

Эпоха Возрождения - период великих открытий в области астрономии (Николай Коперник - идея гелеоцентризма, Джордано Бруно - идея о бесконечном множестве миров во Вселенной, Галилео Галилей), географии, физики и т.д.

Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, новые философы вновь обращаются к Аристотелю, его пониманию души. Споры и разногласия исследователей касались вопроса о бессмертии души.

Первая группа (аверроисты) разделяли разум и душу и считали разум, высшей частью души. Вторая группа (александристы) настаивала на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души исчезают вместе с телом.

В целом этап развития психологии в эпоху Возрождения можно охарактеризовать, с одной стороны, как возвращение к традициям и ценностям античной философии и психологии с их антропоцентризмом и определением души как главного предмета изучения, но с другой - и как этап возникновения принципиально новых, неизвестных античным мыслителям особенностей понимания человеческой природы (человек - творец над всеми остальными элементами мироздания).

Итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца.

Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека являются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать.

Другой врач, Хуан Уарте (ок. 1530-1592), в своей книге «Исследование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Из всех областей естественнонаучные направления следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. В анатомии Андрей Везалий (1514 1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого тела» (1543). Книга пришла на смену анатомии Галена, в которой было много ошибок, ибо он судил о строении тела человека на основании данных, которые черпал при анатомировании обезьян и собак.

Так постепенно складывалось познание путем опыта, которое приходило на смену догмам и схоластике.

Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590). Это указывает на возросший интерес к психологическим вопросам и позволяет понять успехи психологического анализа в XVII. в. у Ф. Бэкона и Р. Декарта.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 189.